Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2008 ПО ДЕЛУ N А17-1396/2008-05-21

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2008 г. по делу N А17-1396/2008-05-21


Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Черных Л.И.,
судей Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Черных Л.И.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Красильщик"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.06.2008 по делу N А17-1396/2008-05-21, принятое судьей Новиковым Ю.В.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Красильщик"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ивановской области
о признании частично незаконным решения налогового органа от 24.12.2007 N 62,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Красильщик" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ивановской области от 24.12.2007 N 62 в части неправомерности применения Обществом упрощенной системы налогообложения.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 02.06.2008 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Красильщик" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
По мнению Общества, подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации отражает именно доли участия организаций в других организациях (юридических лицах) и исключения из указанных в подпункте требований, также указывают на долю участия юридических лиц, а именно, не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов; данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, а также хозяйственные общества.
Общество считает, что в соответствии с орфографическим толкованием запятые, поставленные в контексте, являются разделительными и носят характер перечислений по долям участия, а именно в долях, вложенных в уставный капитал организаций. Следовательно, толкование подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации следует считать в плане невозможности применения упрощенной системы налогообложения организациями, доля участия в которых других организаций составляет более 25 процентов, но данное требование не распространяется на организации, уставный капитал которых состоит из вкладов: общественных организаций инвалидов, некоммерческих организаций, хозяйственных обществ.
Кроме того, Общество считает, что судом первой инстанции не достаточно учтена судебная практика, а именно Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2004 N 3114/04, а также Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2005 N 8-О.
Инспекция представила отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.05.2006 ООО "Красильщик" обратилось в Инспекцию с заявлением о переходе с момента регистрации юридического лица, то есть с 24.05.2006 на упрощенную систему налогообложения.
Инспекция уведомлением 09.06.2006 N 487 уведомила Общество о возможности применения им с 24.05.2006 упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов".
09.03.2007 ООО "Красильщик" получило уведомление Инспекции от 07.03.2007 N 08-07/4851 о невозможности применения Обществом упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что доля участия в нем другой организации составляет более 25 процентов.
Инспекция провела выездную налоговую проверку ООО "Красильщик" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 24.05.2006 по 31.12.2006, налога на добавленную стоимость за период с 24.05.2006 по 30.06.2007 и установила неуплату Обществом налога на прибыль за 2006 год в сумме 29 432 рубля, налога на добавленную стоимость за III - IV кварталы 2006 года и I - II кварталы 2007 года в общей сумме 787 031 рубль 84 копейки, единого социального налога за 2006 год в сумме 200 261 рубль, непредставление соответствующих налоговых деклараций.
По результатам проверки был составлен акт от 29.11.2007 N 62, на основании которого заместитель начальника Инспекции принял решение от 24.12.2007 N 62, которым отказал в привлечении ООО "Красильщик" к налоговой ответственности, предусмотренной статьями 119, 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за отсутствием вины организации в совершении налоговых правонарушений за 2006 год. Данным решением Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов в общей сумме 163 120 рублей 58 копеек; Обществу предложено уплатить указанную сумму налоговых санкций, 1 016 724 рублей 84 копеек налогов и 110 617 рублей 36 копеек пеней по налогам.
Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области.
11.02.2008 исполняющим обязанности руководителя Управления ФНС России по Ивановской области по апелляционной жалобе ООО "Красильщик" принято решение N 25-12/01363, которым жалоба была оставлена без удовлетворения; решение Инспекции изменено путем увеличения в резолютивной части решения налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации до 106 363 рублей 24 копеек.
Не согласившись с решением Инспекции, ООО "Красильщик" обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ивановской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался пунктом 2 статьи 11, статьей 23, пунктом 1 статьи 346.11, пунктом 1 и подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12, пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что ООО "Красильщик" с момента его создания не удовлетворяло требованиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации для организаций, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения; Общество не имело право применять упрощенную систему налогообложения с момента его создания.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (пункт 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации).




В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке установленном настоящей статьей.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если она отвечает критерию, установленному пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, и не входит в содержащийся в пункте 3 данной статьи перечень организации, которые не вправе применять эту систему.
Из пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Исходя из того, что термином "организация" для целей налогообложения обозначаются, согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации), право перейти на упрощенную систему налогообложения имеют все юридические лица, отвечающие требованиям статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
В подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Согласно пункту 1 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.
Из анализа приведенных норм и нормы, содержащейся в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что под участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
В соответствии со статьями 48, 66 Гражданского кодекса Российской Федерации ООО "Красильщик" относится к юридическим лицам и является коммерческой организацией с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, единственным учредителем (участником) ООО "Красильщик" является Общественная организация по защите гражданских прав и законных интересов текстильщиков города Родники Ивановской области. Данная общественная организация создана в целях объединения интересов текстильщиков и защиты их гражданских прав и законных интересов, улучшения социального положения, развития физической культуры и спорта, организации досуга, удовлетворения иных материальных потребностей членов организации, а также в иных целях, направленных на достижение общественных и социальных благ (пункт 2.1 Устава общественной организации).
Из Устава ООО "Красильщик" следует, что доля участия Общественной организации по защите гражданских прав и законных интересов текстильщиков города Родники Ивановской области ООО "Красильщик" составляет 100 процентов с номинальной стоимостью доли - 10 000 рублей (пункт 8.1.3 Устава ООО "Красильщик").
Таким образом, ООО "Красильщик" является организацией, в которой доля участия организации - Общественной организации по защите гражданских прав и законных интересов текстильщиков города Родники Ивановской области, составляет более 25 процентов, вследствие чего на Общество распространяется ограничение в применении упрощенной системы налогообложения, предусмотренное подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. К субъектам, на которые данное ограничение не распространяется, ООО "Красильщик" не относится.
Исходя из вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Красильщик" с момента его создания не удовлетворяло требованиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, для организаций, имеющих право перейти на упрощенную систему налогообложения, и не имело право применять упрощенную систему налогообложения, является законным, обоснованным и подтвержденным материалами дела.
Размер доначисленных ООО "Красильщик" налогов и пени по ним, в связи с необоснованным применением налогоплательщиком упрощенной системой налогообложения, Обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ивановской области правомерно отказал ООО "Красильщик" в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2004 N 3114/04 и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2005 N 8-О судом апелляционной инстанции признается несостоятельной, поскольку в данных судебных актах стороной, претендующей на право применения в своей деятельности упрощенной системы налогообложения, являлась некоммерческая организация.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя жалобы, который уплатил государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.06.2008 по делу N А17-1396/2008-05-21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Красильщик" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленные сроки.
Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ

Судьи
Л.Н.ЛОБАНОВА
Т.В.ХОРОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)