Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.02.2003 N А55-20108/01-22

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 26 февраля 2003 года Дело N А55-20108/01-22


Открытое Акционерное Общество "Самаранефтегаз", г. Самара, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Управлению Министерства РФ по налогам и сборам по Самарской области о признании частично недействительным Постановления N 03-37/19 от 11.08.99 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.08.2002 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.11.2002 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Самарской области просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований ОАО "Самаранефтегаз" отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для их удовлетворения не находит.
Материалами дела установлено, что Постановлением Государственной налоговой инспекции по Самарской области N 03-37/19 от 11 августа 1999 г. с ОАО "Самаранефтегаз" взысканы акциз за нефть за июнь в сумме 41382141 руб. и штраф в размере 10000 руб. за нарушение правил составления налоговой декларации, выразившиеся в неприменении ставки акциза по 64 руб. 65 коп. за 1 тонну реализованной нефти установленной для ОАО "Самаранефтегаз" Постановлением Правительства Российской Федерации N 408 от 08.04.97.
Признавая недействительным Постановление ГНИ Российской Федерации Самарской области N 03-37/19 от 11 августа 1999 г. в части превышения суммы налога, подлежащего взысканию исходя из ставки 55 руб. за тонну, в сумме 6176917 руб. и в части привлечения к ответственности в виде штрафа, судебные инстанции исходили из требований Закона "Об акцизах" устанавливающих единые ставки акцизов на территории Российской Федерации по 55 руб. за 1 тонну нефти.
По мнению судебной коллегии, такие выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии со ст. 4 "Об акцизах" в редакции ФЗ от 10.01.97, действовавшего в период 1999 г., установлена средневзвешенная ставка акциза на реализуемую нефть в размере 55 руб. за 1 тонну.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что дифференцированные ставки акцизов на нефть, включая газовый конденсат, утверждаются Правительством Российской Федерации для отдельных месторождений в соответствии со средневзвешенной ставкой акциза в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий. Фактически такие ставки установлены не были.
Постановлением от 08.04.97 N 408 Правительство Российской Федерации ввело дифференцированные ставки акцизов на нефть не по месторождениям, а для конкретных предприятий, то есть по иному, чем предусмотрено Законом, принципу.
Полагая, что в установленном Законом порядке дифференцированные ставки акциза не нефть не разработаны, и следовательно, не определен существенный элемент налогообложения, ОАО "Самаранефтегаз", реализуя в 1999 г. добытую нефть, этот налог в бюджет не уплачивало.
По смыслу п. 3 ст. 4 Закона Российской Федерации "Об акцизах" дифференцированные ставки акцизов на нефть утверждаются Правительством Российской Федерации для отдельных месторождений в соответствии с горно-геологическими и экономико-географическими условиями, что указывает на право Правительства Российской Федерации утверждать такие ставки. Однако это не означает отмену обязанности налогоплательщика уплачивать при реализации нефти акцизы до разработок и утверждения таких дифференцированных ставок. В этом случае он обязан исчислять такой налог по ставке, установленной Законом.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый должен платить законно установленные налоги и сборы.
В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 11.11.97 N 16-П указано, что налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства.
Таким образом, выводы судебных инстанций о наличии у Акционерного общества обязанности оплачивать в 1999 г. акциз по средневзвешенной ставке 55 руб. за 1 тонну нефти соответствует требованиям п. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Что касается доводов заявителя в части нарушения норм процессуального права, выразившегося в повторном рассмотрении дела по тому же предмету и по тем же основаниям, то этим обстоятельствам судебные инстанции дали свою оценку, что явилось отдельным предметом судебного разбирательства.
В частности, Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-20108/01-22 от 21 марта 2002 г., признавшего по данному делу другой предмет спора и обязавшего суд первой инстанции рассмотреть дело по существу, было рассмотрено по кассационной жалобе налоговой инспекции в суде кассационной инстанции.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2002 г. по делу N А55-20108/01-22 Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Самарской области оставлено без изменения.
Указанные судебные акты в соответствии с п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение и не доказываются вновь при рассмотрении дела.
При этих обстоятельствах решение суда первой инстанции и Постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.08.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 13.11.2002 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-20108/01-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)