Судебные решения, арбитраж
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Приморскому краю
на решение от 18.03.2008, постановление от 08.07.2008
по делу N А51-9512/200733-207
Арбитражного суда Приморского края
по заявлению крестьянского хозяйства "Татуйко А.В."
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Приморскому краю
о признании недействительными решений от 19.06.2007 N 01-20/267 и от 01.08.2007 N 7357
Крестьянское хозяйство "Татуйко А.В." (далее - крестьянское хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 19.06.2007 N 01-20/267 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части взыскания 13 063,52 руб. - единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН), 15 900 руб. - транспортного налога, штрафа за неполную уплату единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 974 руб., штрафа за неполную уплату транспортного налога в сумме 1 590 руб., пени за неуплату ЕСН в сумме 2 240 руб., за неуплату транспортного налога в сумме 3 094 руб., а также решения от 01.08.2007 N 7375 "О взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счет налогоплательщика (плательщика сборов) организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках".
Решением суда от 18.03.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.07.2008, заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение от 19.06.2007 N 01-20/267 признано недействительным в части доначисления ЕСХН в сумме 12 929,16 руб., пени по данному налогу в сумме 2 208,58 руб., штрафа в сумме 1 293 руб., доначисления транспортного налога в сумме 15 900 руб., пеней по данному налогу в сумме 3 094 руб., штрафа в сумме 1 590 руб. Решение от 01.08.2007 N 7357 признано недействительным в части взыскания налогов в общей сумме 28 985,16 руб., пеней в сумме 5 302,58 руб., штрафов в сумме 2 883 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. В части удовлетворения заявленных требований суд пришел к выводу о том, что крестьянское хозяйство правомерно применило льготы по транспортному налогу на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) и подпункта 6 пункта 2 статьи 2 Закона Приморского края от 28.11.2002 N 24-КЗ "О транспортном налоге". Суд согласился с доводами крестьянского хозяйства о том, что спорные лесные подати правомерно включены им в состав расходов, что соответствует критериям статьи 252 НК РФ.
Не согласившись с выводами суда в части признания недействительным решения от 19.06.2007 N 01-20/267 по доначислению ЕСХН в сумме 12 929,16 пени по данному налогу - 2 208,58 руб., штрафа - 1 293 руб., решения от 01.08.2007 N 7375 по данным суммам, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судом нарушения норм материального права, в связи с чем просит в данной части обжалуемые судебные акты отменить и в удовлетворении требований крестьянского хозяйства отказать. Требования инспекции поддержаны ее представителем в заседании суда кассационной инстанции. По мнению заявителя жалобы, лесные подати не предусмотрены в перечне расходов, данные платежи не могли быть учтены при исчислении налоговой базы по ЕСХН. Крестьянским хозяйством не представлены документы, подтверждающие, что расходы по оплате лесных податей произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, следовательно, данные расходы не соответствуют основным критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу крестьянское хозяйство отклоняет требования инспекции, считает принятые судебные акты в обжалуемой части законными и обоснованными; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, крестьянское хозяйство своих представителей для участия в заседании суда кассационной инстанции не направило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене оспариваемых судебных актов в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка крестьянского хозяйства "Татуйко А.В." по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, соблюдения валютного законодательства за период с 01.01.2004 по 31.12.2006. Результаты проверки отражены в акте N 221 от 16.05.2007, на основании которого, с учетом возражений крестьянского хозяйства, принято 19.06.2007 решение N 01-20/267, согласно которому крестьянское хозяйство привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, статьей 123 НК РФ, ему доначислены ЕСХН, земельный, транспортный налоги, налог на доходы физических лиц, соответствующие пени по данным налогам.
На основании данного решения налоговым органом 01.08.2007 принято решение N 7375.
Не согласившись частично с данными решениями налогового органа, крестьянское хозяйство оспорило их в судебном порядке. После уточнения заявленных требований оспаривалось решение инспекции только в части доначисления и взыскания ЕСХН - 13 063,52 руб., транспортного налога - 15 900 руб., штрафа за неполную уплату ЕСХН - 1 306,30 руб., штрафа за неполную уплату транспортного налога 1 590 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога и соответствующей суммы пеней за несвоевременную уплату ЕСХН 3 094 руб.
В настоящее время в кассационном порядке налоговым органом оспаривается вывод арбитражного суда в части признания недействительным доначисления ЕСХН, а также пени и штрафа по данному налогу, по мнению инспекции, лесные подати не предусмотрены статьей 346.5 НК РФ и не входят в состав расходов, уменьшающих базу по ЕСХН.
В соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы в виде суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Пунктом 3 данной статьи определено, что расходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лесные подати являются платежами за пользование природными ресурсами и относятся к налоговым платежам бюджета (приложение N 2 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации в Российской Федерации, действовавшего в период спорных правоотношений).
Сроки уплаты лесных податей установлены Инструкцией государственной налоговой службы Российской Федерации от 19.04.1994 N 25 "О порядке и сроках внесения платы древесины, отпускаемой на корню" и не зависят от сроков проведения лесозаготовительных работ.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что лесные подати соответствуют понятию сбора, сформулированному в пункте 2 статьи 8 НК РФ, согласно которому под сбором принимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Кроме того, отнесение лесных податей к налоговым платежам, в период возникновения спорных правоотношений, подтверждается решением Верховного Суда РФ от 27.02.2002 N ГКПИ2001-1827 по делу о проверке законности положений абзаца первого пункта 71 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 и пункта 18 Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 19.06.1994 N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню".
Отсюда следует, что уплата крестьянским хозяйством лесных податей является необходимым условием для осуществления лесозаготовок на участке лесного фонда и, соответственно, для осуществления налогоплательщиком производственной деятельности, в том числе для заготовок дров и пиломатериалов, использованных при возведении и ремонте навесов и хранилищ для сельскохозяйственной продукции и техники.
Таким образом, вывод арбитражного суда об обоснованном включении крестьянским хозяйством спорных сумм лесных податей в состав расходов, уменьшающих базу по ЕСХН за 2004 - 2006 годы, на основании подпункта 23 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ, является правомерным.
Довод кассационной жалобы о том, что крестьянским хозяйством не представлены документы, подтверждающие, что расходы по оплате лесных податей произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, во внимание суда кассационной инстанции не принимается, поскольку указанный довод не заявлялся налоговым органом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, не указан он и в качестве основания для принятия спорного решения, так как инспекция не посчитала лесные подати налогом и сбором, что и явилось основанием для доначисления спорной суммы налога, соответствующих пени и штрафа.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 18.03.2008, постановление апелляционной инстанции от 08.07.2008 по делу N А51-9512/200733-207 Арбитражного суда Приморского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 22.10.2008 N Ф03-4582/2008 ПО ДЕЛУ N А51-9512/200733-207
Разделы:Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2008 г. N Ф03-4582/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Приморскому краю
на решение от 18.03.2008, постановление от 08.07.2008
по делу N А51-9512/200733-207
Арбитражного суда Приморского края
по заявлению крестьянского хозяйства "Татуйко А.В."
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Приморскому краю
о признании недействительными решений от 19.06.2007 N 01-20/267 и от 01.08.2007 N 7357
Крестьянское хозяйство "Татуйко А.В." (далее - крестьянское хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 19.06.2007 N 01-20/267 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части взыскания 13 063,52 руб. - единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН), 15 900 руб. - транспортного налога, штрафа за неполную уплату единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 974 руб., штрафа за неполную уплату транспортного налога в сумме 1 590 руб., пени за неуплату ЕСН в сумме 2 240 руб., за неуплату транспортного налога в сумме 3 094 руб., а также решения от 01.08.2007 N 7375 "О взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счет налогоплательщика (плательщика сборов) организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках".
Решением суда от 18.03.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.07.2008, заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение от 19.06.2007 N 01-20/267 признано недействительным в части доначисления ЕСХН в сумме 12 929,16 руб., пени по данному налогу в сумме 2 208,58 руб., штрафа в сумме 1 293 руб., доначисления транспортного налога в сумме 15 900 руб., пеней по данному налогу в сумме 3 094 руб., штрафа в сумме 1 590 руб. Решение от 01.08.2007 N 7357 признано недействительным в части взыскания налогов в общей сумме 28 985,16 руб., пеней в сумме 5 302,58 руб., штрафов в сумме 2 883 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. В части удовлетворения заявленных требований суд пришел к выводу о том, что крестьянское хозяйство правомерно применило льготы по транспортному налогу на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) и подпункта 6 пункта 2 статьи 2 Закона Приморского края от 28.11.2002 N 24-КЗ "О транспортном налоге". Суд согласился с доводами крестьянского хозяйства о том, что спорные лесные подати правомерно включены им в состав расходов, что соответствует критериям статьи 252 НК РФ.
Не согласившись с выводами суда в части признания недействительным решения от 19.06.2007 N 01-20/267 по доначислению ЕСХН в сумме 12 929,16 пени по данному налогу - 2 208,58 руб., штрафа - 1 293 руб., решения от 01.08.2007 N 7375 по данным суммам, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судом нарушения норм материального права, в связи с чем просит в данной части обжалуемые судебные акты отменить и в удовлетворении требований крестьянского хозяйства отказать. Требования инспекции поддержаны ее представителем в заседании суда кассационной инстанции. По мнению заявителя жалобы, лесные подати не предусмотрены в перечне расходов, данные платежи не могли быть учтены при исчислении налоговой базы по ЕСХН. Крестьянским хозяйством не представлены документы, подтверждающие, что расходы по оплате лесных податей произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, следовательно, данные расходы не соответствуют основным критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу крестьянское хозяйство отклоняет требования инспекции, считает принятые судебные акты в обжалуемой части законными и обоснованными; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, крестьянское хозяйство своих представителей для участия в заседании суда кассационной инстанции не направило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене оспариваемых судебных актов в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка крестьянского хозяйства "Татуйко А.В." по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, соблюдения валютного законодательства за период с 01.01.2004 по 31.12.2006. Результаты проверки отражены в акте N 221 от 16.05.2007, на основании которого, с учетом возражений крестьянского хозяйства, принято 19.06.2007 решение N 01-20/267, согласно которому крестьянское хозяйство привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, статьей 123 НК РФ, ему доначислены ЕСХН, земельный, транспортный налоги, налог на доходы физических лиц, соответствующие пени по данным налогам.
На основании данного решения налоговым органом 01.08.2007 принято решение N 7375.
Не согласившись частично с данными решениями налогового органа, крестьянское хозяйство оспорило их в судебном порядке. После уточнения заявленных требований оспаривалось решение инспекции только в части доначисления и взыскания ЕСХН - 13 063,52 руб., транспортного налога - 15 900 руб., штрафа за неполную уплату ЕСХН - 1 306,30 руб., штрафа за неполную уплату транспортного налога 1 590 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога и соответствующей суммы пеней за несвоевременную уплату ЕСХН 3 094 руб.
В настоящее время в кассационном порядке налоговым органом оспаривается вывод арбитражного суда в части признания недействительным доначисления ЕСХН, а также пени и штрафа по данному налогу, по мнению инспекции, лесные подати не предусмотрены статьей 346.5 НК РФ и не входят в состав расходов, уменьшающих базу по ЕСХН.
В соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы в виде суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Пунктом 3 данной статьи определено, что расходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лесные подати являются платежами за пользование природными ресурсами и относятся к налоговым платежам бюджета (приложение N 2 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации в Российской Федерации, действовавшего в период спорных правоотношений).
Сроки уплаты лесных податей установлены Инструкцией государственной налоговой службы Российской Федерации от 19.04.1994 N 25 "О порядке и сроках внесения платы древесины, отпускаемой на корню" и не зависят от сроков проведения лесозаготовительных работ.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что лесные подати соответствуют понятию сбора, сформулированному в пункте 2 статьи 8 НК РФ, согласно которому под сбором принимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Кроме того, отнесение лесных податей к налоговым платежам, в период возникновения спорных правоотношений, подтверждается решением Верховного Суда РФ от 27.02.2002 N ГКПИ2001-1827 по делу о проверке законности положений абзаца первого пункта 71 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 и пункта 18 Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 19.06.1994 N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню".
Отсюда следует, что уплата крестьянским хозяйством лесных податей является необходимым условием для осуществления лесозаготовок на участке лесного фонда и, соответственно, для осуществления налогоплательщиком производственной деятельности, в том числе для заготовок дров и пиломатериалов, использованных при возведении и ремонте навесов и хранилищ для сельскохозяйственной продукции и техники.
Таким образом, вывод арбитражного суда об обоснованном включении крестьянским хозяйством спорных сумм лесных податей в состав расходов, уменьшающих базу по ЕСХН за 2004 - 2006 годы, на основании подпункта 23 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ, является правомерным.
Довод кассационной жалобы о том, что крестьянским хозяйством не представлены документы, подтверждающие, что расходы по оплате лесных податей произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, во внимание суда кассационной инстанции не принимается, поскольку указанный довод не заявлялся налоговым органом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, не указан он и в качестве основания для принятия спорного решения, так как инспекция не посчитала лесные подати налогом и сбором, что и явилось основанием для доначисления спорной суммы налога, соответствующих пени и штрафа.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 18.03.2008, постановление апелляционной инстанции от 08.07.2008 по делу N А51-9512/200733-207 Арбитражного суда Приморского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)