Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 марта 2005 года Дело N Ф04-1216/2005(9426-А46-26)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому административному округу города Омска на постановление от 08.12.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области по делу N 22-717/03 (А-1227/04) по заявлению открытого акционерного общества "Поиск", город Омск, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу города Омска о признании недействительным решения N 08-34/16260 ДСП от 25.09.2003,
Открытое акционерное общество (далее - ООО) "Поиск", город Омск, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу города Омска (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому административному округу города Омска) (далее - Инспекция) о признании недействительным решения N 08-34/16260 ДСП от 25.09.2003.
Данным решением общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 19188 рублей за неполную уплату земельного налога; ему доначислен земельный налог в сумме 272383 рублей и пени в сумме 950 рублей.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.09.2004 в части признания недействительным пункта 1.1 обжалуемого решения заявленные требования удовлетворены. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что решение Омского Горсовета N 452 от 06.02.2002, которым руководствовался заявитель при определении ставки земельного налога, не подлежит применению, поскольку принято без учета поправочного коэффициента 1,8, установленного Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Также указал, что оспариваемое решение вынесено до окончания налогового периода по налогу на землю, которым признается календарный год. В связи с чем суд сделал вывод о неправомерности привлечения общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 19188 руб.
Постановлением от 08.12.2004 апелляционной инстанции решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменено, в этой части принят новый судебный акт.
Признан недействительным пункт 2 решения Инспекции N 08-34/16260 ДСП от 25.09.2003.
Суд мотивировал данный вывод тем, что решение Омского Горсовета N 452 от 06.02.2002 принято в полном соответствии с предоставленной данному органу власти компетенцией, ссылка на приоритетность норм Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 в данном случае несостоятельна.
Кроме того, указывает, что предприятием налог на землю за 2003 год уплачен в полном объеме, более того, у него имеется переплата по данному налогу.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 08.12.2004, оставив без изменения решение арбитражного суда от 20.09.2004.
Указывая на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03, отмечает, что земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет. Размер земельного налога за 2003 год исчисляется как произведение площади земельного участка и дифференцированной ставки земельного налога по оценочной зоне в соответствии с решением Омского городского Совета N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" с учетом повышающих коэффициентов 2002 и 2003 годов.
По мнению налогового органа, дифференцированные ставки земельного налога, установленные решением Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002, не могут применяться в 2003 году, поскольку нарушают требования статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Поиск" налоговой декларации по налогу на землю за 2003 год, в результате которой установлено занижение земельного налога.
По результатам проверки вынесено решение N 08-7151 ДСП от 25.08.2003 о привлечении налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога за землю на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 19188 рублей. Кроме того, данным решением предприятию предложено уплатить неуплаченный земельный налог в сумме 272383 рублей и пени в сумме 950 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, ООО "Поиск" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", которым утверждены оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы.
В соответствии с описанием оценочных зон и генерального плана города Омска земельные участки, принадлежащие ОАО "Поиск", расположены в оценочной зоне N 1602, ставка налога по которой в 2003 году составляет 4,38 руб. / кв. м в год, и в оценочной зоне N 1603, где ставка налога равна 4,32 руб. / кв. м в год.
Согласно статье 3 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Полномочия местных представительных органов власти, к которым относится и Омский городской Совет, в области налогового регулирования определены действующими нормами главы 8 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю".
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Вместе с тем это не значит, что тем самым законодатель, не изменяя нормы других законодательных актов, ограничил полномочия местных представительных органов власти в области нормотворчества, в том числе и право Омского городского Совета на установление новых временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска.
Решение Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска" в установленном законом порядке как нормативный акт не оспорено, не отменено, а потому оно сохраняет свою юридическую силу и подлежит применению плательщиками налогов при расчете земельного налога на 2003 год.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что судом апелляционной инстанции в полном объеме установлены фактические обстоятельства дела, дана полная и всесторонняя оценка представленным сторонами доказательствам по существу спора, правильно применены нормы материального и процессуального права. В связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не найдено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Постановление от 08.12.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области по делу N А-1227/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 16 марта 2005 года Дело N Ф04-1216/2005(9426-А46-26)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому административному округу города Омска на постановление от 08.12.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области по делу N 22-717/03 (А-1227/04) по заявлению открытого акционерного общества "Поиск", город Омск, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу города Омска о признании недействительным решения N 08-34/16260 ДСП от 25.09.2003,
Открытое акционерное общество (далее - ООО) "Поиск", город Омск, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу города Омска (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому административному округу города Омска) (далее - Инспекция) о признании недействительным решения N 08-34/16260 ДСП от 25.09.2003.
Данным решением общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 19188 рублей за неполную уплату земельного налога; ему доначислен земельный налог в сумме 272383 рублей и пени в сумме 950 рублей.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.09.2004 в части признания недействительным пункта 1.1 обжалуемого решения заявленные требования удовлетворены. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что решение Омского Горсовета N 452 от 06.02.2002, которым руководствовался заявитель при определении ставки земельного налога, не подлежит применению, поскольку принято без учета поправочного коэффициента 1,8, установленного Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Также указал, что оспариваемое решение вынесено до окончания налогового периода по налогу на землю, которым признается календарный год. В связи с чем суд сделал вывод о неправомерности привлечения общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 19188 руб.
Постановлением от 08.12.2004 апелляционной инстанции решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменено, в этой части принят новый судебный акт.
Признан недействительным пункт 2 решения Инспекции N 08-34/16260 ДСП от 25.09.2003.
Суд мотивировал данный вывод тем, что решение Омского Горсовета N 452 от 06.02.2002 принято в полном соответствии с предоставленной данному органу власти компетенцией, ссылка на приоритетность норм Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 в данном случае несостоятельна.
Кроме того, указывает, что предприятием налог на землю за 2003 год уплачен в полном объеме, более того, у него имеется переплата по данному налогу.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 08.12.2004, оставив без изменения решение арбитражного суда от 20.09.2004.
Указывая на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03, отмечает, что земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет. Размер земельного налога за 2003 год исчисляется как произведение площади земельного участка и дифференцированной ставки земельного налога по оценочной зоне в соответствии с решением Омского городского Совета N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" с учетом повышающих коэффициентов 2002 и 2003 годов.
По мнению налогового органа, дифференцированные ставки земельного налога, установленные решением Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002, не могут применяться в 2003 году, поскольку нарушают требования статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Поиск" налоговой декларации по налогу на землю за 2003 год, в результате которой установлено занижение земельного налога.
По результатам проверки вынесено решение N 08-7151 ДСП от 25.08.2003 о привлечении налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога за землю на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 19188 рублей. Кроме того, данным решением предприятию предложено уплатить неуплаченный земельный налог в сумме 272383 рублей и пени в сумме 950 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, ООО "Поиск" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", которым утверждены оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы.
В соответствии с описанием оценочных зон и генерального плана города Омска земельные участки, принадлежащие ОАО "Поиск", расположены в оценочной зоне N 1602, ставка налога по которой в 2003 году составляет 4,38 руб. / кв. м в год, и в оценочной зоне N 1603, где ставка налога равна 4,32 руб. / кв. м в год.
Согласно статье 3 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Полномочия местных представительных органов власти, к которым относится и Омский городской Совет, в области налогового регулирования определены действующими нормами главы 8 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю".
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Вместе с тем это не значит, что тем самым законодатель, не изменяя нормы других законодательных актов, ограничил полномочия местных представительных органов власти в области нормотворчества, в том числе и право Омского городского Совета на установление новых временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска.
Решение Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска" в установленном законом порядке как нормативный акт не оспорено, не отменено, а потому оно сохраняет свою юридическую силу и подлежит применению плательщиками налогов при расчете земельного налога на 2003 год.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что судом апелляционной инстанции в полном объеме установлены фактические обстоятельства дела, дана полная и всесторонняя оценка представленным сторонами доказательствам по существу спора, правильно применены нормы материального и процессуального права. В связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не найдено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Постановление от 08.12.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области по делу N А-1227/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.03.2005 N Ф04-1216/2005(9426-А46-26)
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 16 марта 2005 года Дело N Ф04-1216/2005(9426-А46-26)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому административному округу города Омска на постановление от 08.12.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области по делу N 22-717/03 (А-1227/04) по заявлению открытого акционерного общества "Поиск", город Омск, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу города Омска о признании недействительным решения N 08-34/16260 ДСП от 25.09.2003,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (далее - ООО) "Поиск", город Омск, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу города Омска (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому административному округу города Омска) (далее - Инспекция) о признании недействительным решения N 08-34/16260 ДСП от 25.09.2003.
Данным решением общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 19188 рублей за неполную уплату земельного налога; ему доначислен земельный налог в сумме 272383 рублей и пени в сумме 950 рублей.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.09.2004 в части признания недействительным пункта 1.1 обжалуемого решения заявленные требования удовлетворены. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что решение Омского Горсовета N 452 от 06.02.2002, которым руководствовался заявитель при определении ставки земельного налога, не подлежит применению, поскольку принято без учета поправочного коэффициента 1,8, установленного Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Также указал, что оспариваемое решение вынесено до окончания налогового периода по налогу на землю, которым признается календарный год. В связи с чем суд сделал вывод о неправомерности привлечения общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 19188 руб.
Постановлением от 08.12.2004 апелляционной инстанции решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменено, в этой части принят новый судебный акт.
Признан недействительным пункт 2 решения Инспекции N 08-34/16260 ДСП от 25.09.2003.
Суд мотивировал данный вывод тем, что решение Омского Горсовета N 452 от 06.02.2002 принято в полном соответствии с предоставленной данному органу власти компетенцией, ссылка на приоритетность норм Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 в данном случае несостоятельна.
Кроме того, указывает, что предприятием налог на землю за 2003 год уплачен в полном объеме, более того, у него имеется переплата по данному налогу.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 08.12.2004, оставив без изменения решение арбитражного суда от 20.09.2004.
Указывая на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03, отмечает, что земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет. Размер земельного налога за 2003 год исчисляется как произведение площади земельного участка и дифференцированной ставки земельного налога по оценочной зоне в соответствии с решением Омского городского Совета N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" с учетом повышающих коэффициентов 2002 и 2003 годов.
По мнению налогового органа, дифференцированные ставки земельного налога, установленные решением Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002, не могут применяться в 2003 году, поскольку нарушают требования статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Поиск" налоговой декларации по налогу на землю за 2003 год, в результате которой установлено занижение земельного налога.
По результатам проверки вынесено решение N 08-7151 ДСП от 25.08.2003 о привлечении налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога за землю на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 19188 рублей. Кроме того, данным решением предприятию предложено уплатить неуплаченный земельный налог в сумме 272383 рублей и пени в сумме 950 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, ООО "Поиск" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", которым утверждены оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы.
В соответствии с описанием оценочных зон и генерального плана города Омска земельные участки, принадлежащие ОАО "Поиск", расположены в оценочной зоне N 1602, ставка налога по которой в 2003 году составляет 4,38 руб. / кв. м в год, и в оценочной зоне N 1603, где ставка налога равна 4,32 руб. / кв. м в год.
Согласно статье 3 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Полномочия местных представительных органов власти, к которым относится и Омский городской Совет, в области налогового регулирования определены действующими нормами главы 8 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю".
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Вместе с тем это не значит, что тем самым законодатель, не изменяя нормы других законодательных актов, ограничил полномочия местных представительных органов власти в области нормотворчества, в том числе и право Омского городского Совета на установление новых временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска.
Решение Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска" в установленном законом порядке как нормативный акт не оспорено, не отменено, а потому оно сохраняет свою юридическую силу и подлежит применению плательщиками налогов при расчете земельного налога на 2003 год.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что судом апелляционной инстанции в полном объеме установлены фактические обстоятельства дела, дана полная и всесторонняя оценка представленным сторонами доказательствам по существу спора, правильно применены нормы материального и процессуального права. В связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не найдено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление от 08.12.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области по делу N А-1227/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 16 марта 2005 года Дело N Ф04-1216/2005(9426-А46-26)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому административному округу города Омска на постановление от 08.12.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области по делу N 22-717/03 (А-1227/04) по заявлению открытого акционерного общества "Поиск", город Омск, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу города Омска о признании недействительным решения N 08-34/16260 ДСП от 25.09.2003,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (далее - ООО) "Поиск", город Омск, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу города Омска (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому административному округу города Омска) (далее - Инспекция) о признании недействительным решения N 08-34/16260 ДСП от 25.09.2003.
Данным решением общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 19188 рублей за неполную уплату земельного налога; ему доначислен земельный налог в сумме 272383 рублей и пени в сумме 950 рублей.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.09.2004 в части признания недействительным пункта 1.1 обжалуемого решения заявленные требования удовлетворены. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что решение Омского Горсовета N 452 от 06.02.2002, которым руководствовался заявитель при определении ставки земельного налога, не подлежит применению, поскольку принято без учета поправочного коэффициента 1,8, установленного Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Также указал, что оспариваемое решение вынесено до окончания налогового периода по налогу на землю, которым признается календарный год. В связи с чем суд сделал вывод о неправомерности привлечения общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 19188 руб.
Постановлением от 08.12.2004 апелляционной инстанции решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменено, в этой части принят новый судебный акт.
Признан недействительным пункт 2 решения Инспекции N 08-34/16260 ДСП от 25.09.2003.
Суд мотивировал данный вывод тем, что решение Омского Горсовета N 452 от 06.02.2002 принято в полном соответствии с предоставленной данному органу власти компетенцией, ссылка на приоритетность норм Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 в данном случае несостоятельна.
Кроме того, указывает, что предприятием налог на землю за 2003 год уплачен в полном объеме, более того, у него имеется переплата по данному налогу.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 08.12.2004, оставив без изменения решение арбитражного суда от 20.09.2004.
Указывая на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03, отмечает, что земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет. Размер земельного налога за 2003 год исчисляется как произведение площади земельного участка и дифференцированной ставки земельного налога по оценочной зоне в соответствии с решением Омского городского Совета N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" с учетом повышающих коэффициентов 2002 и 2003 годов.
По мнению налогового органа, дифференцированные ставки земельного налога, установленные решением Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002, не могут применяться в 2003 году, поскольку нарушают требования статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Поиск" налоговой декларации по налогу на землю за 2003 год, в результате которой установлено занижение земельного налога.
По результатам проверки вынесено решение N 08-7151 ДСП от 25.08.2003 о привлечении налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога за землю на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 19188 рублей. Кроме того, данным решением предприятию предложено уплатить неуплаченный земельный налог в сумме 272383 рублей и пени в сумме 950 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, ООО "Поиск" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", которым утверждены оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы.
В соответствии с описанием оценочных зон и генерального плана города Омска земельные участки, принадлежащие ОАО "Поиск", расположены в оценочной зоне N 1602, ставка налога по которой в 2003 году составляет 4,38 руб. / кв. м в год, и в оценочной зоне N 1603, где ставка налога равна 4,32 руб. / кв. м в год.
Согласно статье 3 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Полномочия местных представительных органов власти, к которым относится и Омский городской Совет, в области налогового регулирования определены действующими нормами главы 8 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю".
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Вместе с тем это не значит, что тем самым законодатель, не изменяя нормы других законодательных актов, ограничил полномочия местных представительных органов власти в области нормотворчества, в том числе и право Омского городского Совета на установление новых временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска.
Решение Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска" в установленном законом порядке как нормативный акт не оспорено, не отменено, а потому оно сохраняет свою юридическую силу и подлежит применению плательщиками налогов при расчете земельного налога на 2003 год.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что судом апелляционной инстанции в полном объеме установлены фактические обстоятельства дела, дана полная и всесторонняя оценка представленным сторонами доказательствам по существу спора, правильно применены нормы материального и процессуального права. В связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не найдено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление от 08.12.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области по делу N А-1227/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)