Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
16 ноября 2004 г. Дело N А19-18438/04-18
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дубыниной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дубыниной Т.В.,
при участии:
от истца - Могилевич Е.А. (дов. N 30-05/2 от 18.10.2002), Полякова А.Н. (дов. N 30-03/57 от 18.10.2002),
от ответчика - Копыловой О.Ю. (дов. N 5366 от 12.04.2004),
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ в лице управляющего Ангарского ОСБ N 7690 к ИМНС РФ по г. Ангарску о признании решения недействительным,
истец обратился в суд с иском о признании недействительным решения ИМНС РФ по г. Ангарску от 12.08.2004 N 11/3-29.1-80-166ЮВ.
В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали.
Представитель ответчика исковые требования не признал и пояснил, что Ангарское муниципальное образование относится к южным районам Иркутской области, которые не включены в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029 (в редакции от 18.07.1994 N 856), поэтому выплаты, произведенные работникам банка для проезда к месту проведения отпуска и обратно, нельзя отнести к компенсационным выплатам, и, следовательно, сумма в размере 37431 руб. подлежит включению в налогооблагаемую базу и обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки истца за период с 09.07.2002 по 31.05.2004 зам. руководителя инспекции 12.08.2004 было вынесено решение N 11/3-29.1-80-166ЮВ, которым истец привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неисполнение обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ за 2002 - 2003 гг. в размере 20% от сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению, что составило 7486 руб. 20 коп., а также истцу предложено уплатить неуплаченный НДФЛ в сумме 37431 руб. и пени в сумме 9050 руб. 84 коп.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило неправомерное уменьшение истцом (налоговым агентом) совокупного дохода налогоплательщиков (физических лиц) в размере 287931 руб. за счет невключения в доход физических лиц сумм стоимости проезда к месту отпуска и обратно, выплаченных за счет средств организации.
Суд не согласен с позицией налогового органа и полагает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.1996 N 78-ФЗ "О регулировании развития Севера" предоставление государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих на Севере, в области занятости, оплаты труда, отпусков и т.д. обеспечивается в соответствии с Законом РФ N 4520-1 от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, которыми предусмотрено возмещение расходов на оплату проездных документов.
Статьей 325 Трудового кодекса РФ установлено право лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно любым видом транспорта.
Пунктом 3 постановления ВС РФ от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространено действие данного Закона не только на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, но и на те районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате.
Следовательно, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление на территории Иркутской области, к которой относится г. Ангарск, районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
Пунктом 1 постановления Совета Министров СССР от 15.10.1969 N 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области" с 01.10.1969 введен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области.
Довод налоговой инспекции о том, что с момента введения в действие Трудового кодекса РФ прекращают свое действие, в частности, ФЗ N 78-ФЗ "О регулировании развития Севера", Закон РФ N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и постановление ВС РФ N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не может быть принят судом, так как статьей 423 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Вышеупомянутые нормативные акты не противоречат действующему трудовому законодательству, так как регулируют иные отношения, а именно применение "северных льгот" в районах, в которых применяется районный коэффициент и районная надбавка к заработной плате (в т.ч. южные районы), которые в настоящее время Трудовым кодексом не урегулированы, и, следовательно, данные акты подлежат применению.
Более того, пунктом 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
В данном случае истец является налоговым агентом, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, тогда как согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, а в том случае если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность по уплате налогов считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом, следовательно, при неудержании и неперечислении сумм налога налоговым агентом обязанность по уплате налога и уплате соответствующих пеней возникает у налогоплательщика, а не у налогового агента.
В данном случае суммы предоставленной компенсации за проезд к месту отдыха и обратно были выплачены истцом физическим лицам - работникам банка, которые являются налогоплательщиками, без удержания НДФЛ, следовательно, обязанность по уплате налога в бюджет осталась неисполненной и подлежит исполнению самими налогоплательщиками, которые получили компенсации в больших суммах, чем следовало получить, если бы был удержан НДФЛ, а не налоговым агентом, поэтому налоговый орган в обжалуемом решении неправомерно доначислил истцу налог на доходы физических лиц и соответствующие пени.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
признать недействительным решение ИМНС РФ по г. Ангарску N 11/3-29.1-80-166ЮВ от 12.08.2004 как не соответствующее ст.ст. 75, 226 НК РФ, ФЗ от 19.06.1996 N 78-ФЗ "О регулировании развития Севера", Закону РФ N 4520-1 от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", постановлению Совмина СССР N 1029 от 10.11.1967, постановлению ВС РФ N 4521-1 от 19.02.1993 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", постановлению СМ СССР и ВУС ПС от 24.09.1989 N 794.
Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Возвратить ОСБ N 7690 г. Ангарска госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную платежным поручением N 1 от 23.08.2004.
16 ноября 2004 г. Дело N А19-18438/04-18
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дубыниной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дубыниной Т.В.,
при участии:
от истца - Могилевич Е.А. (дов. N 30-05/2 от 18.10.2002), Полякова А.Н. (дов. N 30-03/57 от 18.10.2002),
от ответчика - Копыловой О.Ю. (дов. N 5366 от 12.04.2004),
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ в лице управляющего Ангарского ОСБ N 7690 к ИМНС РФ по г. Ангарску о признании решения недействительным,
истец обратился в суд с иском о признании недействительным решения ИМНС РФ по г. Ангарску от 12.08.2004 N 11/3-29.1-80-166ЮВ.
В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали.
Представитель ответчика исковые требования не признал и пояснил, что Ангарское муниципальное образование относится к южным районам Иркутской области, которые не включены в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029 (в редакции от 18.07.1994 N 856), поэтому выплаты, произведенные работникам банка для проезда к месту проведения отпуска и обратно, нельзя отнести к компенсационным выплатам, и, следовательно, сумма в размере 37431 руб. подлежит включению в налогооблагаемую базу и обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки истца за период с 09.07.2002 по 31.05.2004 зам. руководителя инспекции 12.08.2004 было вынесено решение N 11/3-29.1-80-166ЮВ, которым истец привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неисполнение обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ за 2002 - 2003 гг. в размере 20% от сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению, что составило 7486 руб. 20 коп., а также истцу предложено уплатить неуплаченный НДФЛ в сумме 37431 руб. и пени в сумме 9050 руб. 84 коп.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило неправомерное уменьшение истцом (налоговым агентом) совокупного дохода налогоплательщиков (физических лиц) в размере 287931 руб. за счет невключения в доход физических лиц сумм стоимости проезда к месту отпуска и обратно, выплаченных за счет средств организации.
Суд не согласен с позицией налогового органа и полагает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.1996 N 78-ФЗ "О регулировании развития Севера" предоставление государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих на Севере, в области занятости, оплаты труда, отпусков и т.д. обеспечивается в соответствии с Законом РФ N 4520-1 от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, которыми предусмотрено возмещение расходов на оплату проездных документов.
Статьей 325 Трудового кодекса РФ установлено право лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно любым видом транспорта.
Пунктом 3 постановления ВС РФ от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространено действие данного Закона не только на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, но и на те районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате.
Следовательно, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление на территории Иркутской области, к которой относится г. Ангарск, районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
Пунктом 1 постановления Совета Министров СССР от 15.10.1969 N 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области" с 01.10.1969 введен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области.
Довод налоговой инспекции о том, что с момента введения в действие Трудового кодекса РФ прекращают свое действие, в частности, ФЗ N 78-ФЗ "О регулировании развития Севера", Закон РФ N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и постановление ВС РФ N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не может быть принят судом, так как статьей 423 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Вышеупомянутые нормативные акты не противоречат действующему трудовому законодательству, так как регулируют иные отношения, а именно применение "северных льгот" в районах, в которых применяется районный коэффициент и районная надбавка к заработной плате (в т.ч. южные районы), которые в настоящее время Трудовым кодексом не урегулированы, и, следовательно, данные акты подлежат применению.
Более того, пунктом 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
В данном случае истец является налоговым агентом, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, тогда как согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, а в том случае если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность по уплате налогов считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом, следовательно, при неудержании и неперечислении сумм налога налоговым агентом обязанность по уплате налога и уплате соответствующих пеней возникает у налогоплательщика, а не у налогового агента.
В данном случае суммы предоставленной компенсации за проезд к месту отдыха и обратно были выплачены истцом физическим лицам - работникам банка, которые являются налогоплательщиками, без удержания НДФЛ, следовательно, обязанность по уплате налога в бюджет осталась неисполненной и подлежит исполнению самими налогоплательщиками, которые получили компенсации в больших суммах, чем следовало получить, если бы был удержан НДФЛ, а не налоговым агентом, поэтому налоговый орган в обжалуемом решении неправомерно доначислил истцу налог на доходы физических лиц и соответствующие пени.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
признать недействительным решение ИМНС РФ по г. Ангарску N 11/3-29.1-80-166ЮВ от 12.08.2004 как не соответствующее ст.ст. 75, 226 НК РФ, ФЗ от 19.06.1996 N 78-ФЗ "О регулировании развития Севера", Закону РФ N 4520-1 от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", постановлению Совмина СССР N 1029 от 10.11.1967, постановлению ВС РФ N 4521-1 от 19.02.1993 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", постановлению СМ СССР и ВУС ПС от 24.09.1989 N 794.
Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Возвратить ОСБ N 7690 г. Ангарска госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную платежным поручением N 1 от 23.08.2004.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.11.2004, 10.11.2004 ПО ДЕЛУ N А19-18438/04-18
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
16 ноября 2004 г. Дело N А19-18438/04-18
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дубыниной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дубыниной Т.В.,
при участии:
от истца - Могилевич Е.А. (дов. N 30-05/2 от 18.10.2002), Полякова А.Н. (дов. N 30-03/57 от 18.10.2002),
от ответчика - Копыловой О.Ю. (дов. N 5366 от 12.04.2004),
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ в лице управляющего Ангарского ОСБ N 7690 к ИМНС РФ по г. Ангарску о признании решения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с иском о признании недействительным решения ИМНС РФ по г. Ангарску от 12.08.2004 N 11/3-29.1-80-166ЮВ.
В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали.
Представитель ответчика исковые требования не признал и пояснил, что Ангарское муниципальное образование относится к южным районам Иркутской области, которые не включены в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029 (в редакции от 18.07.1994 N 856), поэтому выплаты, произведенные работникам банка для проезда к месту проведения отпуска и обратно, нельзя отнести к компенсационным выплатам, и, следовательно, сумма в размере 37431 руб. подлежит включению в налогооблагаемую базу и обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки истца за период с 09.07.2002 по 31.05.2004 зам. руководителя инспекции 12.08.2004 было вынесено решение N 11/3-29.1-80-166ЮВ, которым истец привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неисполнение обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ за 2002 - 2003 гг. в размере 20% от сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению, что составило 7486 руб. 20 коп., а также истцу предложено уплатить неуплаченный НДФЛ в сумме 37431 руб. и пени в сумме 9050 руб. 84 коп.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило неправомерное уменьшение истцом (налоговым агентом) совокупного дохода налогоплательщиков (физических лиц) в размере 287931 руб. за счет невключения в доход физических лиц сумм стоимости проезда к месту отпуска и обратно, выплаченных за счет средств организации.
Суд не согласен с позицией налогового органа и полагает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.1996 N 78-ФЗ "О регулировании развития Севера" предоставление государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих на Севере, в области занятости, оплаты труда, отпусков и т.д. обеспечивается в соответствии с Законом РФ N 4520-1 от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, которыми предусмотрено возмещение расходов на оплату проездных документов.
Статьей 325 Трудового кодекса РФ установлено право лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно любым видом транспорта.
Пунктом 3 постановления ВС РФ от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространено действие данного Закона не только на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, но и на те районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате.
Следовательно, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление на территории Иркутской области, к которой относится г. Ангарск, районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
Пунктом 1 постановления Совета Министров СССР от 15.10.1969 N 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области" с 01.10.1969 введен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области.
Довод налоговой инспекции о том, что с момента введения в действие Трудового кодекса РФ прекращают свое действие, в частности, ФЗ N 78-ФЗ "О регулировании развития Севера", Закон РФ N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и постановление ВС РФ N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не может быть принят судом, так как статьей 423 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Вышеупомянутые нормативные акты не противоречат действующему трудовому законодательству, так как регулируют иные отношения, а именно применение "северных льгот" в районах, в которых применяется районный коэффициент и районная надбавка к заработной плате (в т.ч. южные районы), которые в настоящее время Трудовым кодексом не урегулированы, и, следовательно, данные акты подлежат применению.
Более того, пунктом 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
В данном случае истец является налоговым агентом, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, тогда как согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, а в том случае если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность по уплате налогов считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом, следовательно, при неудержании и неперечислении сумм налога налоговым агентом обязанность по уплате налога и уплате соответствующих пеней возникает у налогоплательщика, а не у налогового агента.
В данном случае суммы предоставленной компенсации за проезд к месту отдыха и обратно были выплачены истцом физическим лицам - работникам банка, которые являются налогоплательщиками, без удержания НДФЛ, следовательно, обязанность по уплате налога в бюджет осталась неисполненной и подлежит исполнению самими налогоплательщиками, которые получили компенсации в больших суммах, чем следовало получить, если бы был удержан НДФЛ, а не налоговым агентом, поэтому налоговый орган в обжалуемом решении неправомерно доначислил истцу налог на доходы физических лиц и соответствующие пени.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать недействительным решение ИМНС РФ по г. Ангарску N 11/3-29.1-80-166ЮВ от 12.08.2004 как не соответствующее ст.ст. 75, 226 НК РФ, ФЗ от 19.06.1996 N 78-ФЗ "О регулировании развития Севера", Закону РФ N 4520-1 от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", постановлению Совмина СССР N 1029 от 10.11.1967, постановлению ВС РФ N 4521-1 от 19.02.1993 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", постановлению СМ СССР и ВУС ПС от 24.09.1989 N 794.
Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Возвратить ОСБ N 7690 г. Ангарска госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную платежным поручением N 1 от 23.08.2004.
Судья
Т.В.ДУБЫНИНА
Т.В.ДУБЫНИНА
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
16 ноября 2004 г. Дело N А19-18438/04-18
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дубыниной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дубыниной Т.В.,
при участии:
от истца - Могилевич Е.А. (дов. N 30-05/2 от 18.10.2002), Полякова А.Н. (дов. N 30-03/57 от 18.10.2002),
от ответчика - Копыловой О.Ю. (дов. N 5366 от 12.04.2004),
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ в лице управляющего Ангарского ОСБ N 7690 к ИМНС РФ по г. Ангарску о признании решения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с иском о признании недействительным решения ИМНС РФ по г. Ангарску от 12.08.2004 N 11/3-29.1-80-166ЮВ.
В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали.
Представитель ответчика исковые требования не признал и пояснил, что Ангарское муниципальное образование относится к южным районам Иркутской области, которые не включены в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029 (в редакции от 18.07.1994 N 856), поэтому выплаты, произведенные работникам банка для проезда к месту проведения отпуска и обратно, нельзя отнести к компенсационным выплатам, и, следовательно, сумма в размере 37431 руб. подлежит включению в налогооблагаемую базу и обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки истца за период с 09.07.2002 по 31.05.2004 зам. руководителя инспекции 12.08.2004 было вынесено решение N 11/3-29.1-80-166ЮВ, которым истец привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неисполнение обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ за 2002 - 2003 гг. в размере 20% от сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению, что составило 7486 руб. 20 коп., а также истцу предложено уплатить неуплаченный НДФЛ в сумме 37431 руб. и пени в сумме 9050 руб. 84 коп.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило неправомерное уменьшение истцом (налоговым агентом) совокупного дохода налогоплательщиков (физических лиц) в размере 287931 руб. за счет невключения в доход физических лиц сумм стоимости проезда к месту отпуска и обратно, выплаченных за счет средств организации.
Суд не согласен с позицией налогового органа и полагает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.1996 N 78-ФЗ "О регулировании развития Севера" предоставление государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих на Севере, в области занятости, оплаты труда, отпусков и т.д. обеспечивается в соответствии с Законом РФ N 4520-1 от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, которыми предусмотрено возмещение расходов на оплату проездных документов.
Статьей 325 Трудового кодекса РФ установлено право лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно любым видом транспорта.
Пунктом 3 постановления ВС РФ от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространено действие данного Закона не только на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, но и на те районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате.
Следовательно, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление на территории Иркутской области, к которой относится г. Ангарск, районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
Пунктом 1 постановления Совета Министров СССР от 15.10.1969 N 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области" с 01.10.1969 введен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области.
Довод налоговой инспекции о том, что с момента введения в действие Трудового кодекса РФ прекращают свое действие, в частности, ФЗ N 78-ФЗ "О регулировании развития Севера", Закон РФ N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и постановление ВС РФ N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не может быть принят судом, так как статьей 423 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Вышеупомянутые нормативные акты не противоречат действующему трудовому законодательству, так как регулируют иные отношения, а именно применение "северных льгот" в районах, в которых применяется районный коэффициент и районная надбавка к заработной плате (в т.ч. южные районы), которые в настоящее время Трудовым кодексом не урегулированы, и, следовательно, данные акты подлежат применению.
Более того, пунктом 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
В данном случае истец является налоговым агентом, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, тогда как согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, а в том случае если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность по уплате налогов считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом, следовательно, при неудержании и неперечислении сумм налога налоговым агентом обязанность по уплате налога и уплате соответствующих пеней возникает у налогоплательщика, а не у налогового агента.
В данном случае суммы предоставленной компенсации за проезд к месту отдыха и обратно были выплачены истцом физическим лицам - работникам банка, которые являются налогоплательщиками, без удержания НДФЛ, следовательно, обязанность по уплате налога в бюджет осталась неисполненной и подлежит исполнению самими налогоплательщиками, которые получили компенсации в больших суммах, чем следовало получить, если бы был удержан НДФЛ, а не налоговым агентом, поэтому налоговый орган в обжалуемом решении неправомерно доначислил истцу налог на доходы физических лиц и соответствующие пени.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать недействительным решение ИМНС РФ по г. Ангарску N 11/3-29.1-80-166ЮВ от 12.08.2004 как не соответствующее ст.ст. 75, 226 НК РФ, ФЗ от 19.06.1996 N 78-ФЗ "О регулировании развития Севера", Закону РФ N 4520-1 от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", постановлению Совмина СССР N 1029 от 10.11.1967, постановлению ВС РФ N 4521-1 от 19.02.1993 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", постановлению СМ СССР и ВУС ПС от 24.09.1989 N 794.
Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Возвратить ОСБ N 7690 г. Ангарска госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную платежным поручением N 1 от 23.08.2004.
Судья
Т.В.ДУБЫНИНА
Т.В.ДУБЫНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)