Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть решения объявлена 09.04.2007 г.
решение в полном объеме изготовлено 16.04.2007 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сонина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 27.01.2006 г. N 02/1-65/54 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
при участии представителей:
от заявителя: Стрижнева Т.Б. по доверенности от 09.02.2007 г. N 320/47
от ответчика: Альт С.О., по доверенности от 11.01.2007 г.
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 27.01.2006 г. N 02/1-65/54 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, и пояснила, что доначисление налогоплательщику авансовых платежей по налогу на прибыль, а также пени за их несвоевременную уплату произведено налоговым органом с нарушением норм действующего законодательства, поскольку расчет авансовых платежей, подлежащих уплате по структурным подразделениям, необходимо производить с учетом тех сумм, которые были ранее рассчитаны по конкретному обособленному подразделению, а не по предприятию в целом.
Представитель налоговой инспекции заявленные требования не признала, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения, и пояснила, что расчет авансовых платежей, подлежащих уплате по структурным подразделениям, производится исходя из доли, приходящейся на данное обособленное подразделение, от суммы авансовых платежей, рассчитанных с учетом ранее исчисленных сумм по организации в целом, а не по конкретному обособленному подразделению. В связи с чем налоговым органом обоснованно исчислена сумма авансовых платежей исходя из налоговой базы, определенной в целом по налогоплательщику, с учетом доли прибыли, приходящейся на филиал Коршуниха-Ангарская дистанция пути, и, соответственно, правомерно доначислены заниженные суммы авансовых платежей, а также пени за их несвоевременную уплату в спорных размерах.
Заслушав пояснения представителей общества и налоговой инспекции, исследовав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
28.10.2005 г. обществом в налоговый орган по месту учета была представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2005 г., согласно которой сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 53 515 581 руб. 00 коп., сумма налога, исчисленная в предыдущие отчетные периоды - 50 641 487 руб. 00 коп., сумма налога, подлежащая доплате в бюджет - 2 874 094 руб. 00 коп.
В ходе проверки налоговым органом установлены следующие правонарушения:
- завышение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по сроку 28.10.2005 г. на основании налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2005 г. в размере 35 806 руб. в результате занижения суммы налога, исчисленной за предыдущие налоговые периоды, в том числе, за 3 квартал 2005 г. в сумме 35 806 руб. 00 коп.;
- неполная уплата авансовых платежей по налогу на прибыль за 4 квартал 2005 г. в размере 202 101 руб. 00 коп. и за 1 квартал 2006 г. в размере 202 101 руб. 00 коп. в нарушение пункта статьи 286, пунктов 2, 3 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации и Приказа МНС РФ от 29.12.2001 г. N БГ-3-02/585 "Об утверждении инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль".
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" от 27.01.2006 г. N 02/1-65/54, пунктом 2 резолютивной части указанного решения налогоплательщику предложено уплатить в срок, указанный в требовании:
а) сумму неуплаченных авансов платежей по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 4 квартал 2005 г. в сумме 202 101 руб. 00 коп., в том числе: по сроку 28.10.2005 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп., по сроку 28.11.2005 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп., по сроку 28.12.2005 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп.;
б) сумму неуплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2006 г. в сумме 202 101 руб. 00 коп., в том числе: по сроку 28.01.2006 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп., по сроку 28.02.2006 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп., по сроку 28.03.2006 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп.;
в) пени за несвоевременную уплату авансовых платежей за 4 квартал 2005 г. в сумме 2594 руб. 55 коп., в том числе: по сроку 28.10.2005 г. в сумме 864 руб. 85 коп., по сроку 28.11.2005 г. в сумме 864 руб. 85 коп., по сроку 28.12.2005 г. в сумме 864 руб. 85 коп.
Кроме того, данным решением обществу уменьшена исчисленная в завышенных размерах сумма налога на прибыль, подлежащая доплате в бюджет по сроку уплаты 28.10.2005 г., в сумме 35 806 руб. 00 коп.
Основанием для доначисления заявителю авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, за 4 квартал 2005 г. в сумме 202 101 руб. 00 коп. (в том числе, по сроку 28.10.2005 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп., по сроку 28.11.2005 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп., по сроку 28.12.2005 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп.), а также за 1 квартал 2006 г. в сумме 202 101 руб. 00 коп. (по сроку 28.01.2006 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп., по сроку 28.02.2006 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп, по сроку 28.03.2006 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп.), явилось то обстоятельство, что налогоплательщик при исчислении авансовых платежей за названные периоды не учел требования статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения.
По мнению налогового органа, налогоплательщику для расчета авансовых платежей за спорные периоды следовало применить следующий порядок: установить сумму разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия в целом по организации и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала также в целом по организации. Из полученной суммы разницы в целом по организации рассчитывается сумма авансового платежа, приходящаяся на данное структурное подразделение, согласно доле, полученной в соответствии с законом и отраженной в налоговой декларации по налогу на прибыль за полугодие текущего года.
Общество, полагая, что решение налоговой инспекции не соответствуют законодательству о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения представителей общества и налогового органа, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и обособленных подразделений.
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель является плательщиком налога на прибыль организаций.
Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу прибыль организаций установлен статьей 286 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Статья 288 Налогового кодекса Российской Федерации определяет особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, то есть является специальной нормой по отношению к статье 286 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками -российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.
Как следует из материалов дела, на 1 полугодие 2005 г. сумма авансовых платежей по налогу на прибыль по ОАО "РЖД" в целом составила 7 883 388 771 руб. 00 коп. Доля прибыли в 1 полугодии 2005 г., приходящейся на структурное подразделение Коршуниха-Ангарская дистанция пути, составила 0,44421676. Соответственно, сумма авансовых платежей по налогу на прибыль по подразделению составила 35 019 334 руб. 00 коп. (7 883 388 771 руб. 00 коп. x 0,44421676).
Сумма авансовых платежей по налогу на прибыль за 9 месяцев 2005 г., определенная ОАО "РЖД" по организации в целом, составила 12 117 106 933 руб. 00 коп. Поскольку доля прибыли, приходящейся на структурное подразделение Коршуниха-Ангарская дистанция пути, составила 0,441653120, заявителем обоснованно определена сумма авансовых платежей по налогу на прибыль за 9 месяцев 2005 г. по данному подразделению в размере 53 515 581 руб. 00 коп. (12 117 106 933 руб. x 0,441653120).
В связи с чем, отражение в налоговой декларации за 9 месяцев 2005 г. суммы авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих уплате структурным подразделением Коршуниха-Ангарская дистанция пути, в размере 18 496 247 руб. 00 коп. (12117106933 руб. - 7883388771 руб.) и, соответственно, суммы ежемесячного авансового платежа в размере 6 156 416 руб. (18496247 руб. / 3), является правомерным.
При этом довод ответчика о необходимости определения заявителем суммы авансовых платежей исходя из прибыли организации в целом является ошибочным и противоречащим действующему законодательству о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для предложения налогоплательщику оспариваемым решением уплатить в срок, указанный в требовании, сумму неуплаченных авансов платежей по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 4 квартал 2005 г. в сумме 202 101 руб. 00 коп., сумму неуплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2006 г. в сумме 202 101 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату авансовых платежей за 4 квартал 2005 г. в сумме 2594 руб. 55 коп., а также для уменьшения обществу исчисленной в завышенных размерах суммы налога на прибыль, подлежащей доплате в бюджет по сроку уплаты 28.10.2005 г., в сумме 35 806 руб. 00 коп.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным пункт 2 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 27.01.2006 г. N 02/1-65/54 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" уплатить в срок, указанный в требовании:
а) сумму неуплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 4 квартал 2005 г. в сумме 202 101 руб. 00 коп.;
б) сумму неуплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2006 г. в сумме 202 101 руб. 00 коп.;
в) пени за несвоевременную уплату авансовых платежей за 4 квартал 2005 г. в сумме 2594 руб. 55 коп.;
в части уменьшения на исчисленную в завышенных размерах сумму налога на прибыль, подлежащую доплате в бюджет по сроку уплаты 28.10.2005 г. в сумме 35 806 руб. 00 коп., как не соответствующее статьям 286, 288 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" судебные расходы в сумме 2000 руб. по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.04.2007 ПО ДЕЛУ N А19-16676/06-18
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2007 г. по делу N А19-16676/06-18
резолютивная часть решения объявлена 09.04.2007 г.
решение в полном объеме изготовлено 16.04.2007 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сонина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 27.01.2006 г. N 02/1-65/54 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
при участии представителей:
от заявителя: Стрижнева Т.Б. по доверенности от 09.02.2007 г. N 320/47
от ответчика: Альт С.О., по доверенности от 11.01.2007 г.
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 27.01.2006 г. N 02/1-65/54 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, и пояснила, что доначисление налогоплательщику авансовых платежей по налогу на прибыль, а также пени за их несвоевременную уплату произведено налоговым органом с нарушением норм действующего законодательства, поскольку расчет авансовых платежей, подлежащих уплате по структурным подразделениям, необходимо производить с учетом тех сумм, которые были ранее рассчитаны по конкретному обособленному подразделению, а не по предприятию в целом.
Представитель налоговой инспекции заявленные требования не признала, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения, и пояснила, что расчет авансовых платежей, подлежащих уплате по структурным подразделениям, производится исходя из доли, приходящейся на данное обособленное подразделение, от суммы авансовых платежей, рассчитанных с учетом ранее исчисленных сумм по организации в целом, а не по конкретному обособленному подразделению. В связи с чем налоговым органом обоснованно исчислена сумма авансовых платежей исходя из налоговой базы, определенной в целом по налогоплательщику, с учетом доли прибыли, приходящейся на филиал Коршуниха-Ангарская дистанция пути, и, соответственно, правомерно доначислены заниженные суммы авансовых платежей, а также пени за их несвоевременную уплату в спорных размерах.
Заслушав пояснения представителей общества и налоговой инспекции, исследовав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
28.10.2005 г. обществом в налоговый орган по месту учета была представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2005 г., согласно которой сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 53 515 581 руб. 00 коп., сумма налога, исчисленная в предыдущие отчетные периоды - 50 641 487 руб. 00 коп., сумма налога, подлежащая доплате в бюджет - 2 874 094 руб. 00 коп.
В ходе проверки налоговым органом установлены следующие правонарушения:
- завышение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по сроку 28.10.2005 г. на основании налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2005 г. в размере 35 806 руб. в результате занижения суммы налога, исчисленной за предыдущие налоговые периоды, в том числе, за 3 квартал 2005 г. в сумме 35 806 руб. 00 коп.;
- неполная уплата авансовых платежей по налогу на прибыль за 4 квартал 2005 г. в размере 202 101 руб. 00 коп. и за 1 квартал 2006 г. в размере 202 101 руб. 00 коп. в нарушение пункта статьи 286, пунктов 2, 3 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации и Приказа МНС РФ от 29.12.2001 г. N БГ-3-02/585 "Об утверждении инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль".
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" от 27.01.2006 г. N 02/1-65/54, пунктом 2 резолютивной части указанного решения налогоплательщику предложено уплатить в срок, указанный в требовании:
а) сумму неуплаченных авансов платежей по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 4 квартал 2005 г. в сумме 202 101 руб. 00 коп., в том числе: по сроку 28.10.2005 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп., по сроку 28.11.2005 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп., по сроку 28.12.2005 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп.;
б) сумму неуплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2006 г. в сумме 202 101 руб. 00 коп., в том числе: по сроку 28.01.2006 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп., по сроку 28.02.2006 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп., по сроку 28.03.2006 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп.;
в) пени за несвоевременную уплату авансовых платежей за 4 квартал 2005 г. в сумме 2594 руб. 55 коп., в том числе: по сроку 28.10.2005 г. в сумме 864 руб. 85 коп., по сроку 28.11.2005 г. в сумме 864 руб. 85 коп., по сроку 28.12.2005 г. в сумме 864 руб. 85 коп.
Кроме того, данным решением обществу уменьшена исчисленная в завышенных размерах сумма налога на прибыль, подлежащая доплате в бюджет по сроку уплаты 28.10.2005 г., в сумме 35 806 руб. 00 коп.
Основанием для доначисления заявителю авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, за 4 квартал 2005 г. в сумме 202 101 руб. 00 коп. (в том числе, по сроку 28.10.2005 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп., по сроку 28.11.2005 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп., по сроку 28.12.2005 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп.), а также за 1 квартал 2006 г. в сумме 202 101 руб. 00 коп. (по сроку 28.01.2006 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп., по сроку 28.02.2006 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп, по сроку 28.03.2006 г. в сумме 67 367 руб. 00 коп.), явилось то обстоятельство, что налогоплательщик при исчислении авансовых платежей за названные периоды не учел требования статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения.
По мнению налогового органа, налогоплательщику для расчета авансовых платежей за спорные периоды следовало применить следующий порядок: установить сумму разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия в целом по организации и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала также в целом по организации. Из полученной суммы разницы в целом по организации рассчитывается сумма авансового платежа, приходящаяся на данное структурное подразделение, согласно доле, полученной в соответствии с законом и отраженной в налоговой декларации по налогу на прибыль за полугодие текущего года.
Общество, полагая, что решение налоговой инспекции не соответствуют законодательству о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения представителей общества и налогового органа, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и обособленных подразделений.
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель является плательщиком налога на прибыль организаций.
Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу прибыль организаций установлен статьей 286 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Статья 288 Налогового кодекса Российской Федерации определяет особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, то есть является специальной нормой по отношению к статье 286 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками -российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.
Как следует из материалов дела, на 1 полугодие 2005 г. сумма авансовых платежей по налогу на прибыль по ОАО "РЖД" в целом составила 7 883 388 771 руб. 00 коп. Доля прибыли в 1 полугодии 2005 г., приходящейся на структурное подразделение Коршуниха-Ангарская дистанция пути, составила 0,44421676. Соответственно, сумма авансовых платежей по налогу на прибыль по подразделению составила 35 019 334 руб. 00 коп. (7 883 388 771 руб. 00 коп. x 0,44421676).
Сумма авансовых платежей по налогу на прибыль за 9 месяцев 2005 г., определенная ОАО "РЖД" по организации в целом, составила 12 117 106 933 руб. 00 коп. Поскольку доля прибыли, приходящейся на структурное подразделение Коршуниха-Ангарская дистанция пути, составила 0,441653120, заявителем обоснованно определена сумма авансовых платежей по налогу на прибыль за 9 месяцев 2005 г. по данному подразделению в размере 53 515 581 руб. 00 коп. (12 117 106 933 руб. x 0,441653120).
В связи с чем, отражение в налоговой декларации за 9 месяцев 2005 г. суммы авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих уплате структурным подразделением Коршуниха-Ангарская дистанция пути, в размере 18 496 247 руб. 00 коп. (12117106933 руб. - 7883388771 руб.) и, соответственно, суммы ежемесячного авансового платежа в размере 6 156 416 руб. (18496247 руб. / 3), является правомерным.
При этом довод ответчика о необходимости определения заявителем суммы авансовых платежей исходя из прибыли организации в целом является ошибочным и противоречащим действующему законодательству о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для предложения налогоплательщику оспариваемым решением уплатить в срок, указанный в требовании, сумму неуплаченных авансов платежей по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 4 квартал 2005 г. в сумме 202 101 руб. 00 коп., сумму неуплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2006 г. в сумме 202 101 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату авансовых платежей за 4 квартал 2005 г. в сумме 2594 руб. 55 коп., а также для уменьшения обществу исчисленной в завышенных размерах суммы налога на прибыль, подлежащей доплате в бюджет по сроку уплаты 28.10.2005 г., в сумме 35 806 руб. 00 коп.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным пункт 2 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 27.01.2006 г. N 02/1-65/54 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" уплатить в срок, указанный в требовании:
а) сумму неуплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 4 квартал 2005 г. в сумме 202 101 руб. 00 коп.;
б) сумму неуплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2006 г. в сумме 202 101 руб. 00 коп.;
в) пени за несвоевременную уплату авансовых платежей за 4 квартал 2005 г. в сумме 2594 руб. 55 коп.;
в части уменьшения на исчисленную в завышенных размерах сумму налога на прибыль, подлежащую доплате в бюджет по сроку уплаты 28.10.2005 г. в сумме 35 806 руб. 00 коп., как не соответствующее статьям 286, 288 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" судебные расходы в сумме 2000 руб. по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья
А.А.СОНИН
А.А.СОНИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)