Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бобровой В.А. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Савран Галины Андреевны - Калайда О.Н. (доверенность от 19.05.2010), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару - Порчанко А.Н. (доверенность от 07.06.2010), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2009 (судья Гречка Е.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 (судьи Андреева Е.В., Николаев Д.В.,
Шимбарева Н.В.) по делу N А32-931/2009, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Савран Г.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) с требованиями о признании недействительными:
- - решения от 26.09.2008 N 16-09/7 в части доначисления 6 246 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), за непредставление налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2006 в сумме 51 310 рублей, пеней по налогу, уплачиваемого в связи с применением УСН в сумме 83 793 рублей и УСН в сумме 453 024 рублей по пункту 1 статьи 119 Кодекса;
- - решение от 25.11.2008 N 19233 о приостановлении операций по счетам в банке;
- - решение от 25.11.2008 N 67191 о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах в банке;
- и не подлежащими исполнению инкассовые поручения от 25.11.2008 N 90895, 90896, 90897, 90898 (уточненные требования).
Решением от 21.12.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010, требования удовлетворены частично. Суды признали недействительными: решение налоговой от 26.09.2008 N 16-09/75 в части взыскания 6 246 рублей налоговой санкции за неполную уплату налога, уплачиваемого в связи с применением УСН по пункту 1 статьи 122 Кодекса, за непредставление налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2006 в сумме 51 310 рублей, пеней по налогу, уплачиваемого в связи с применением УСН в сумме 83 793 рублей и налогу, уплачиваемого в связи с применением УСН, в сумме 453 024 рублей по пункту 1 статьи 119 Кодекса; решения от 25.11.2008 N 19233 и N 67191; а также не подлежащими исполнению инкассовые поручения N 90895, 90896, 90897 на общую сумму 594 373 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что предприниматель правомерно со II квартала 2005 года применяла общую систему налогообложения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что для решения вопроса об утрате права на применение УСН, учитываются только доходы, полученные от деятельности, облагаемой в рамках упрощенной системы налогообложения, поэтому предприниматель в 2005, 2006 годы должен был уплачивать налоги по упрощенной системе налогообложения.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил оставить их без изменения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и предпринимателя поддержали, соответственно, доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в 2008 году налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку предпринимателя по вопросам правильности исчисления, удержания и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, НДФЛ - за период с 01.01.2005 по 29.02.2008.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 27.08.2008 N 16-09/53.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и представленных предпринимателем возражений в отсутствии представителя предпринимателя, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки 26.09.2008 вынесено решение N 16-09/75 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в виде взыскания 6 246 рублей налоговой санкции за неполную уплату налога, уплачиваемого в связи с применением УСН по пункту 1 статьи 122 Кодекса, за непредставление налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2006 в сумме 51 310 рублей, пеней по налогу, уплачиваемого в связи с применением УСН в сумме 83 793 рублей и налогу на доходы физических лиц в сумме 844 рублей, а также взыскании недоимки по налогу, уплачиваемого в связи с применением УСН, в сумме 453 024 рублей по пункту 1 статьи 119 Кодекса.
На основании решения налоговым органом выставлено требование от 07.11.2008 N 8550.
В связи с неуплатой налогов в установленный в требовании срок, налоговая инспекция в соответствии со статьей 46 Кодекса вынесла решения от 25.11.2008 N 67191 о взыскании 453 024 рублей налогов, 83 793 рублей пеней, 57 556 рублей штрафов и N 67192 о взыскании 55 рублей 76 копеек пеней.
Во исполнение указанных решений на основании статьи 76 Кодекса решениями от 25.11.2008 приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банке: N 19233 на общую сумму 594 373 рубля (по решению N 67191) и N 19236 на общую сумму 55 рублей 76 копеек (по решению N 67192); выставлены инкассовые поручения от 25.11.2008 N 90895 - 90897 на общую сумму 594 373 рубля и N 90898 на сумму 55 рублей 76 копеек.
Не согласившись с указанными решениями в части, предприниматель в соответствии со статьями 137 - 138 Кодекса обжаловала указанные решения и действия по выставлению инкассовых поручений в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части, судебные инстанции исходили из следующего.
Согласно статье 346.11 Кодекса (в редакции, действовавшей на момент перехода заявителя на упрощенную систему налогообложения) упрощенная систем налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
Статьей 346.13 Кодекса установлены порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения. Пунктом 3 статьи 346.13 Кодекса определено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено этой статьей.
В силу пункта 4 статьи 346.13 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2006), если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн рублей или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации, превысит 100 млн рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 101-ФЗ) с 01.01.2006 из пункта 4 статьи 346.12 Кодекса для указанной категории налогоплательщиков исключены ограничения по размеру дохода от реализации.
В связи с этим пунктом 4 статьи 346.12 Кодекса с 01.01.2006 устанавливалось, что организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.
В статье 5 Закона N 101-ФЗ установлено, что статьи 1 и 4 этого Закона вступают в силу с 01.01.2006.
Таким образом, с 01.01.2006 при решении вопроса о праве налогоплательщика на применение УСН следует учитывать только доходы, полученные от деятельности, подлежащей обложению налогом по УСН без учета доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в спорном периоде предприниматель осуществлял несколько видов деятельности, подлежащей обложению УСН и ЕНВД. Общая сумма выручки предпринимателя во II квартале 2005 года превысила лимит, установленный Кодексом в размере 15 млн рублей и составила 23 522 737 рублей, о чем предприниматель сообщил в налоговую инспекцию.
Как следует из выписок по лицевому счету налогоплательщика и представленных деклараций, отчетность предприниматель сдавал по общему режиму налогообложения и об уплате соответствующих налогов в 2005, 2006 годах. Суды сделали правильный вывод о том, что применение предпринимателем со II квартала 2005 года общей системы налогообложения в данной ситуации не нарушает публичных интересов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при разрешении спора суды применили правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 по делу N А32-931/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 25.08.2010 ПО ДЕЛУ N А32-931/2009
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2010 г. по делу N А32-931/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бобровой В.А. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Савран Галины Андреевны - Калайда О.Н. (доверенность от 19.05.2010), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару - Порчанко А.Н. (доверенность от 07.06.2010), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2009 (судья Гречка Е.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 (судьи Андреева Е.В., Николаев Д.В.,
Шимбарева Н.В.) по делу N А32-931/2009, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Савран Г.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) с требованиями о признании недействительными:
- - решения от 26.09.2008 N 16-09/7 в части доначисления 6 246 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), за непредставление налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2006 в сумме 51 310 рублей, пеней по налогу, уплачиваемого в связи с применением УСН в сумме 83 793 рублей и УСН в сумме 453 024 рублей по пункту 1 статьи 119 Кодекса;
- - решение от 25.11.2008 N 19233 о приостановлении операций по счетам в банке;
- - решение от 25.11.2008 N 67191 о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах в банке;
- и не подлежащими исполнению инкассовые поручения от 25.11.2008 N 90895, 90896, 90897, 90898 (уточненные требования).
Решением от 21.12.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010, требования удовлетворены частично. Суды признали недействительными: решение налоговой от 26.09.2008 N 16-09/75 в части взыскания 6 246 рублей налоговой санкции за неполную уплату налога, уплачиваемого в связи с применением УСН по пункту 1 статьи 122 Кодекса, за непредставление налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2006 в сумме 51 310 рублей, пеней по налогу, уплачиваемого в связи с применением УСН в сумме 83 793 рублей и налогу, уплачиваемого в связи с применением УСН, в сумме 453 024 рублей по пункту 1 статьи 119 Кодекса; решения от 25.11.2008 N 19233 и N 67191; а также не подлежащими исполнению инкассовые поручения N 90895, 90896, 90897 на общую сумму 594 373 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что предприниматель правомерно со II квартала 2005 года применяла общую систему налогообложения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что для решения вопроса об утрате права на применение УСН, учитываются только доходы, полученные от деятельности, облагаемой в рамках упрощенной системы налогообложения, поэтому предприниматель в 2005, 2006 годы должен был уплачивать налоги по упрощенной системе налогообложения.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил оставить их без изменения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и предпринимателя поддержали, соответственно, доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в 2008 году налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку предпринимателя по вопросам правильности исчисления, удержания и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, НДФЛ - за период с 01.01.2005 по 29.02.2008.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 27.08.2008 N 16-09/53.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и представленных предпринимателем возражений в отсутствии представителя предпринимателя, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки 26.09.2008 вынесено решение N 16-09/75 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в виде взыскания 6 246 рублей налоговой санкции за неполную уплату налога, уплачиваемого в связи с применением УСН по пункту 1 статьи 122 Кодекса, за непредставление налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2006 в сумме 51 310 рублей, пеней по налогу, уплачиваемого в связи с применением УСН в сумме 83 793 рублей и налогу на доходы физических лиц в сумме 844 рублей, а также взыскании недоимки по налогу, уплачиваемого в связи с применением УСН, в сумме 453 024 рублей по пункту 1 статьи 119 Кодекса.
На основании решения налоговым органом выставлено требование от 07.11.2008 N 8550.
В связи с неуплатой налогов в установленный в требовании срок, налоговая инспекция в соответствии со статьей 46 Кодекса вынесла решения от 25.11.2008 N 67191 о взыскании 453 024 рублей налогов, 83 793 рублей пеней, 57 556 рублей штрафов и N 67192 о взыскании 55 рублей 76 копеек пеней.
Во исполнение указанных решений на основании статьи 76 Кодекса решениями от 25.11.2008 приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банке: N 19233 на общую сумму 594 373 рубля (по решению N 67191) и N 19236 на общую сумму 55 рублей 76 копеек (по решению N 67192); выставлены инкассовые поручения от 25.11.2008 N 90895 - 90897 на общую сумму 594 373 рубля и N 90898 на сумму 55 рублей 76 копеек.
Не согласившись с указанными решениями в части, предприниматель в соответствии со статьями 137 - 138 Кодекса обжаловала указанные решения и действия по выставлению инкассовых поручений в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части, судебные инстанции исходили из следующего.
Согласно статье 346.11 Кодекса (в редакции, действовавшей на момент перехода заявителя на упрощенную систему налогообложения) упрощенная систем налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
Статьей 346.13 Кодекса установлены порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения. Пунктом 3 статьи 346.13 Кодекса определено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено этой статьей.
В силу пункта 4 статьи 346.13 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2006), если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн рублей или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации, превысит 100 млн рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 101-ФЗ) с 01.01.2006 из пункта 4 статьи 346.12 Кодекса для указанной категории налогоплательщиков исключены ограничения по размеру дохода от реализации.
В связи с этим пунктом 4 статьи 346.12 Кодекса с 01.01.2006 устанавливалось, что организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.
В статье 5 Закона N 101-ФЗ установлено, что статьи 1 и 4 этого Закона вступают в силу с 01.01.2006.
Таким образом, с 01.01.2006 при решении вопроса о праве налогоплательщика на применение УСН следует учитывать только доходы, полученные от деятельности, подлежащей обложению налогом по УСН без учета доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в спорном периоде предприниматель осуществлял несколько видов деятельности, подлежащей обложению УСН и ЕНВД. Общая сумма выручки предпринимателя во II квартале 2005 года превысила лимит, установленный Кодексом в размере 15 млн рублей и составила 23 522 737 рублей, о чем предприниматель сообщил в налоговую инспекцию.
Как следует из выписок по лицевому счету налогоплательщика и представленных деклараций, отчетность предприниматель сдавал по общему режиму налогообложения и об уплате соответствующих налогов в 2005, 2006 годах. Суды сделали правильный вывод о том, что применение предпринимателем со II квартала 2005 года общей системы налогообложения в данной ситуации не нарушает публичных интересов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при разрешении спора суды применили правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 по делу N А32-931/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА
Судьи
В.А.БОБРОВА
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ТРИФОНОВА
Судьи
В.А.БОБРОВА
Т.Н.ДРАБО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)