Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Корабухиной Л.И. и Ломакина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.09.2010 (судья Романова Е.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2010 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А66-6098/2010,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверьэнергоремонт" (далее - Общество, ОАО "Тверьэнергоремонт") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными инкассовых поручений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - Инспекция) от 16.11.2009 N 33315, 33316, от 07.12.2009 N 38801, от 29.12.2009 N 41618, от 12.02.2010 N 3934, от 15.03.2010 N 6460, от 12.04.2010 N 9881 и от 13.05.2010 N 13603 о списании с банковского счета Общества и перечислении в бюджет 4 840 497 руб. налога на доходы физических лиц, удержанного, но не перечисленного в бюджет, и 1 908 780,72 руб. пеней.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.09.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными инкассовые поручения Инспекции от 07.12.2009 N 38801, от 29.12.2009 N 41618, от 12.02.2010 N 3934, от 15.03.2010 N 6460, от 12.04.2010 N 9881 и от 13.05.2010 N 13603 о взыскании с ОАО "Тверьэнергоремонт" и перечислении в бюджет 311 698,83 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд Обществу отказал.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2010 решение суда от 24.09.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление судов в части признания недействительными оспариваемых инкассовых поручений и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований полностью, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Податель жалобы считает правомерным начисление Обществу и взыскание в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, пеней по налогу на доходы физических лиц. При вынесении обжалуемых судебных актов судами не применены положения пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", согласно которым требования к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога на доходы физических лиц, имеют особую правовую природу и не подпадают под определяемое положениями статей 2 и 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) понятие обязательного платежа. Такие требования независимо от момента их возникновения не подлежат включению в реестр требований кредиторов должника и удовлетворяются в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), по своей правовой природе неразрывно связаны с перечислением налога - основной обязанностью налогового агента, и их взыскание производится в порядке, аналогичном для взыскания налога на доходы физических лиц. Поэтому начисление пеней и предъявление их к взысканию с налогового агента может производиться налоговым органом в соответствии со статьями 75 и 46 НК РФ независимо от даты открытия конкурсного производства.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Тверской области от 27.04.2009 по делу N А66-2302/2009 в отношении ОАО "Тверьэнергоремонт" введена процедура наблюдения. Решением суда от 04.09.2009 по этому делу Общество признанно несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев. Определением суда от 15.04.2010 конкурсное производство продлено на 6 месяцев, до 04.09.2010.
Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности удержания, полноты и своевременности перечисления Обществом как налоговым агентом в бюджет налога на доходы физических лиц за 2006 - 2008 годы (по состоянию на 16.01.2009). Выявленные в ходе проверки нарушения налоговый орган отразил в акте от 04.08.2009 N 66. Так, Инспекцией установлено, что Общество в проверенном периоде в нарушение требования подпункта 1 пункта 3 статьи 24 и пункта 6 статьи 226 НК РФ не в полном объеме и несвоевременно перечисляло в бюджет удержанные из доходов налогоплательщиков суммы налога на доходы физических лиц.
По состоянию на 16.01.2009 ОАО "Тверьэнергоремонт" не перечислило в бюджет 4 840 497 руб. удержанного налога на доходы физических лиц.
Согласно решению от 31.08.2009 N 55, принятому Инспекцией на основании акта проверки, Обществу предложено уплатить 4 840 497 руб. удержанного, но не перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц, а также 1 591 768,36 руб. пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога. Во исполнение этого решения Инспекция выставила требование от 21.09.2009 N 9127 об уплате Обществом налога и пеней в срок до 09.10.2009. В связи с его неисполнением Инспекция приняла предусмотренное статьей 46 НК РФ решение от 19.10.2009 N 32224 о взыскании налога и пеней в общей сумме 6 432 256,36 руб. за счет денежных средств на счетах налогового агента - организации в банках и направила в ОАО "ТГБ" инкассовые поручения от 16.11.2009 N 33315 и 33316 о взыскании с Общества 4 840 497 руб. налога на доходы физических лиц и 1 591 768,36 руб. пеней.
Впоследствии Инспекция производила начисление пеней на сумму задолженности по налогу на доходы физических лиц, указанную в решении от 31.08.2009 N 55, и выставляла Обществу требования от 09.11.2009 N 14837, от 04.12.2009 N 16555, от 20.01.2010 N 82, от 15.02.2010 N 806, от 16.03.2010 N 2076 и от 13.04.2010 N 5085 об их уплате. Неисполнение ОАО "Тверьэнергоремонт" перечисленных требований в установленный срок повлекло вынесение Инспекцией решений от 07.12.2009 N 36408, от 29.12.2009 N 38616, от 12.02.2010 N 5724, от 15.03.2010 N 7717 и от 12.04.2010 N 11303 о взыскании 317 012,36 руб. пеней за счет денежных средств на счетах налогового агента - организации в банках и направление в банк инкассовых поручений от 07.12.2009 N 38801, от 29.12.2009 N 41618, от 12.02.2010 N 3934, от 15.03.2010 N 6460, от 12.04.2010 N 9881 и от 13.05.2010 N 13603.
Общество оспорило инкассовые поручения Инспекции о списании с его банковского счета и перечислении в бюджет 4 840 497 руб. налога на доходы физических лиц, удержанного, но не перечисленного в бюджет, и 1 908 780,72 руб. пеней в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Общества частично. Решение судов о признании недействительными инкассовых поручений Инспекции от 07.12.2009 N 38801, от 29.12.2009 N 41618, от 12.02.2010 N 3934, от 15.03.2010 N 6460, от 12.04.2010 N 9881 и от 13.05.2010 N 13603 о взыскании с ОАО "Тверьэнергоремонт" 311 698,83 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц обосновано положениями пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ, в соответствии с которым с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление пеней.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что решение судов в части признания недействительными вышеперечисленных инкассовых поручений подлежит отмене по следующим основаниям.
Как указано в пункте 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
- - срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
- - прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;
- - все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Под обязательными платежами для целей Закона N 127-ФЗ (статья 2) понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При этом обязанности исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, возложены, по общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 226 НК РФ, на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.
Лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, признаются налоговыми агентами (пункт 1 статьи 24 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 НК РФ налоговый агент обязан удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Исчисленный и удержанный налог должен быть согласно пункту 6 статьи 226 НК РФ перечислен налоговым агентом в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснил, что требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона N 127-ФЗ понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
Следовательно, в случае признания юридического лица несостоятельным (банкротом) и при открытии в отношении его имущества конкурсного производства запреты и правила, установленные Законом N 127-ФЗ, не распространяются на правоотношения, в которых должник выступает налоговым агентом.
Введение процедуры банкротства (конкурсного производства) в отношении Общества не устраняет его обязанность как налогового агента по перечислению в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что требования налогового органа к Обществу как налоговому агенту об уплате налога на доходы физических лиц и пеней, начисленных на задолженность по этому налогу до даты открытия конкурсного производства, удовлетворяются в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В то же время следует признать ошибочным вывод судов о незаконности начисления Инспекцией пеней на задолженность по налогу на доходы физических лиц с 04.09.2009, после признания Общества банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства, обоснованный тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства начисление пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательных платежей прекращается.
Налоговый орган в ходе выездной проверки установил наличие у ОАО "Тверьэнергоремонт" по состоянию на 16.01.2009 задолженности по удержанному, но не перечисленному в бюджет налогу на доходы физических лиц, в сумме 4 840 497 руб. Эту сумму удержанного налога на доходы физических лиц Общество не перечислило в бюджет ни самостоятельно, в установленный пунктом 6 статьи 226 НК РФ срок, ни по требованию налогового органа об уплате этой суммы налога. Инкассовое поручение Инспекции от 16.11.2009 N 33315 о списании со счета Общества удержанной суммы налога с доходов физических лиц и перечислении ее в бюджет помещено в картотеку.
Статьей 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов.
В случае неперечисления удержанных из доходов налогоплательщика сумм налога в бюджет в установленные законодательством о налогах и сборах сроки налоговый агент обязан уплатить пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ.
Как указано в статье 75 НК РФ, пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога помимо причитающихся к уплате сумм налога.
В рассматриваемом случае в силу нормы статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения именно налоговым агентом обязанности по своевременному перечислению в бюджет названного налога.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.
По своей природе пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, неразрывно связаны с основной обязанностью налогоплательщика или налогового агента по уплате налога.
Поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, требование об уплате налога на доходы физических лиц не подпадает под определяемое в статьях 2 и 4 Закона N 127-ФЗ понятие обязательного платежа и подлежит удовлетворению в установленном налоговым законодательством порядке вне рамок дела о банкротстве, требование об уплате пеней, начисленных за нарушение срока перечисления налоговым агентом в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц, подлежит удовлетворению в том же порядке, что и требование об уплате этого налога.
Следовательно, в случае неперечисления в бюджет организацией - налоговым агентом (в том числе и в случае ее признания банкротом) удержанных сумм налога на доходы физических лиц в установленный срок на эти суммы начисляются предусмотренные статьей 75 НК РФ пени, которые подлежат взысканию в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В рассматриваемом случае Инспекция начислила Обществу как налоговому агенту 311 698,83 руб. пеней за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц и предъявила эту сумму к взысканию в порядке, установленном статьей 46 НК РФ, путем направления в банк инкассовых поручений от 07.12.2009 N 38801, от 29.12.2009 N 41618, от 12.02.2010 N 3934, от 15.03.2010 N 6460, от 12.04.2010 N 9881 и от 13.05.2010 N 13603.
С учетом вышеизложенного, а также судебно-арбитражной практики (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.11.2009 N А05-3426/2008 и Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.05.2009 N А17-6153/2008, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2009 N ВАС-3071/09), кассационная инстанция считает, что у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для признания незаконными этих инкассовых поручений в части взыскания с ОАО "Тверьэнергоремонт" 311 698,83 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц.
Решение и постановление судов в части признания недействительными инкассовых поручений Инспекции от 07.12.2009 N 38801, от 29.12.2009 N 41618, от 12.02.2010 N 3934, от 15.03.2010 N 6460, от 12.04.2010 N 9881 и от 13.05.2010 N 13603 о взыскании с Общества 311 698,83 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц подлежат отмене, а требования Общества в этой части - отклонению.
Принимая во внимание удовлетворение кассационной жалобы Инспекции, а также результат рассмотрения поданного Обществом в арбитражный суд заявления (Обществу отказано в удовлетворении его заявления о признании недействительными восьми ненормативных актов налогового органа) и учитывая предоставленную ОАО "Тверьэнергоремонт" при подаче заявления в арбитражный суд отсрочку уплаты государственной пошлины, с ОАО "Тверьэнергоремонт" подлежит взысканию в федеральный бюджет 16 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Государственная пошлина за рассмотрение дела по жалобам Инспекции в судах апелляционной и кассационной инстанций с Общества взысканию не подлежит. Апелляционная и кассационная жалобы подавались Инспекцией - органом, освобожденным от уплаты государственной пошлины - ответчиком по делу. Так как решение суда обжаловалось не Обществом, государственная пошлина за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций не может быть взыскана с него как заявителя по делу (истца), против которого принято постановление суда кассационной инстанции. Это соответствует разъяснению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенному в пункте 6 Информационного письма от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьей 286 и пунктами 1 и 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24.09.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2010 по делу N А66-6098/2010 отменить в части признания недействительными инкассовых поручений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области от 07.12.2009 N 38801, от 29.12.2009 N 41618, от 12.02.2010 N 3934, от 15.03.2010 N 6460, от 12.04.2010 N 9881 и от 13.05.2010 N 13603 о взыскании с Общества 311 698,83 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц.
В отмененной части в удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "Тверьэнергоремонт" требований отказать.
В остальной части решение и постановление судов оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Тверьэнергоремонт" в доход федерального бюджета 16 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 22.03.2011 ПО ДЕЛУ N А66-6098/2010
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2011 г. по делу N А66-6098/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Корабухиной Л.И. и Ломакина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.09.2010 (судья Романова Е.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2010 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А66-6098/2010,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверьэнергоремонт" (далее - Общество, ОАО "Тверьэнергоремонт") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными инкассовых поручений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - Инспекция) от 16.11.2009 N 33315, 33316, от 07.12.2009 N 38801, от 29.12.2009 N 41618, от 12.02.2010 N 3934, от 15.03.2010 N 6460, от 12.04.2010 N 9881 и от 13.05.2010 N 13603 о списании с банковского счета Общества и перечислении в бюджет 4 840 497 руб. налога на доходы физических лиц, удержанного, но не перечисленного в бюджет, и 1 908 780,72 руб. пеней.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.09.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными инкассовые поручения Инспекции от 07.12.2009 N 38801, от 29.12.2009 N 41618, от 12.02.2010 N 3934, от 15.03.2010 N 6460, от 12.04.2010 N 9881 и от 13.05.2010 N 13603 о взыскании с ОАО "Тверьэнергоремонт" и перечислении в бюджет 311 698,83 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд Обществу отказал.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2010 решение суда от 24.09.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление судов в части признания недействительными оспариваемых инкассовых поручений и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований полностью, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Податель жалобы считает правомерным начисление Обществу и взыскание в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, пеней по налогу на доходы физических лиц. При вынесении обжалуемых судебных актов судами не применены положения пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", согласно которым требования к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога на доходы физических лиц, имеют особую правовую природу и не подпадают под определяемое положениями статей 2 и 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) понятие обязательного платежа. Такие требования независимо от момента их возникновения не подлежат включению в реестр требований кредиторов должника и удовлетворяются в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), по своей правовой природе неразрывно связаны с перечислением налога - основной обязанностью налогового агента, и их взыскание производится в порядке, аналогичном для взыскания налога на доходы физических лиц. Поэтому начисление пеней и предъявление их к взысканию с налогового агента может производиться налоговым органом в соответствии со статьями 75 и 46 НК РФ независимо от даты открытия конкурсного производства.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Тверской области от 27.04.2009 по делу N А66-2302/2009 в отношении ОАО "Тверьэнергоремонт" введена процедура наблюдения. Решением суда от 04.09.2009 по этому делу Общество признанно несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев. Определением суда от 15.04.2010 конкурсное производство продлено на 6 месяцев, до 04.09.2010.
Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности удержания, полноты и своевременности перечисления Обществом как налоговым агентом в бюджет налога на доходы физических лиц за 2006 - 2008 годы (по состоянию на 16.01.2009). Выявленные в ходе проверки нарушения налоговый орган отразил в акте от 04.08.2009 N 66. Так, Инспекцией установлено, что Общество в проверенном периоде в нарушение требования подпункта 1 пункта 3 статьи 24 и пункта 6 статьи 226 НК РФ не в полном объеме и несвоевременно перечисляло в бюджет удержанные из доходов налогоплательщиков суммы налога на доходы физических лиц.
По состоянию на 16.01.2009 ОАО "Тверьэнергоремонт" не перечислило в бюджет 4 840 497 руб. удержанного налога на доходы физических лиц.
Согласно решению от 31.08.2009 N 55, принятому Инспекцией на основании акта проверки, Обществу предложено уплатить 4 840 497 руб. удержанного, но не перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц, а также 1 591 768,36 руб. пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога. Во исполнение этого решения Инспекция выставила требование от 21.09.2009 N 9127 об уплате Обществом налога и пеней в срок до 09.10.2009. В связи с его неисполнением Инспекция приняла предусмотренное статьей 46 НК РФ решение от 19.10.2009 N 32224 о взыскании налога и пеней в общей сумме 6 432 256,36 руб. за счет денежных средств на счетах налогового агента - организации в банках и направила в ОАО "ТГБ" инкассовые поручения от 16.11.2009 N 33315 и 33316 о взыскании с Общества 4 840 497 руб. налога на доходы физических лиц и 1 591 768,36 руб. пеней.
Впоследствии Инспекция производила начисление пеней на сумму задолженности по налогу на доходы физических лиц, указанную в решении от 31.08.2009 N 55, и выставляла Обществу требования от 09.11.2009 N 14837, от 04.12.2009 N 16555, от 20.01.2010 N 82, от 15.02.2010 N 806, от 16.03.2010 N 2076 и от 13.04.2010 N 5085 об их уплате. Неисполнение ОАО "Тверьэнергоремонт" перечисленных требований в установленный срок повлекло вынесение Инспекцией решений от 07.12.2009 N 36408, от 29.12.2009 N 38616, от 12.02.2010 N 5724, от 15.03.2010 N 7717 и от 12.04.2010 N 11303 о взыскании 317 012,36 руб. пеней за счет денежных средств на счетах налогового агента - организации в банках и направление в банк инкассовых поручений от 07.12.2009 N 38801, от 29.12.2009 N 41618, от 12.02.2010 N 3934, от 15.03.2010 N 6460, от 12.04.2010 N 9881 и от 13.05.2010 N 13603.
Общество оспорило инкассовые поручения Инспекции о списании с его банковского счета и перечислении в бюджет 4 840 497 руб. налога на доходы физических лиц, удержанного, но не перечисленного в бюджет, и 1 908 780,72 руб. пеней в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Общества частично. Решение судов о признании недействительными инкассовых поручений Инспекции от 07.12.2009 N 38801, от 29.12.2009 N 41618, от 12.02.2010 N 3934, от 15.03.2010 N 6460, от 12.04.2010 N 9881 и от 13.05.2010 N 13603 о взыскании с ОАО "Тверьэнергоремонт" 311 698,83 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц обосновано положениями пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ, в соответствии с которым с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление пеней.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что решение судов в части признания недействительными вышеперечисленных инкассовых поручений подлежит отмене по следующим основаниям.
Как указано в пункте 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
- - срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
- - прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;
- - все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Под обязательными платежами для целей Закона N 127-ФЗ (статья 2) понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При этом обязанности исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, возложены, по общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 226 НК РФ, на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.
Лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, признаются налоговыми агентами (пункт 1 статьи 24 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 НК РФ налоговый агент обязан удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Исчисленный и удержанный налог должен быть согласно пункту 6 статьи 226 НК РФ перечислен налоговым агентом в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснил, что требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона N 127-ФЗ понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
Следовательно, в случае признания юридического лица несостоятельным (банкротом) и при открытии в отношении его имущества конкурсного производства запреты и правила, установленные Законом N 127-ФЗ, не распространяются на правоотношения, в которых должник выступает налоговым агентом.
Введение процедуры банкротства (конкурсного производства) в отношении Общества не устраняет его обязанность как налогового агента по перечислению в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что требования налогового органа к Обществу как налоговому агенту об уплате налога на доходы физических лиц и пеней, начисленных на задолженность по этому налогу до даты открытия конкурсного производства, удовлетворяются в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В то же время следует признать ошибочным вывод судов о незаконности начисления Инспекцией пеней на задолженность по налогу на доходы физических лиц с 04.09.2009, после признания Общества банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства, обоснованный тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства начисление пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательных платежей прекращается.
Налоговый орган в ходе выездной проверки установил наличие у ОАО "Тверьэнергоремонт" по состоянию на 16.01.2009 задолженности по удержанному, но не перечисленному в бюджет налогу на доходы физических лиц, в сумме 4 840 497 руб. Эту сумму удержанного налога на доходы физических лиц Общество не перечислило в бюджет ни самостоятельно, в установленный пунктом 6 статьи 226 НК РФ срок, ни по требованию налогового органа об уплате этой суммы налога. Инкассовое поручение Инспекции от 16.11.2009 N 33315 о списании со счета Общества удержанной суммы налога с доходов физических лиц и перечислении ее в бюджет помещено в картотеку.
Статьей 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов.
В случае неперечисления удержанных из доходов налогоплательщика сумм налога в бюджет в установленные законодательством о налогах и сборах сроки налоговый агент обязан уплатить пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ.
Как указано в статье 75 НК РФ, пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога помимо причитающихся к уплате сумм налога.
В рассматриваемом случае в силу нормы статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения именно налоговым агентом обязанности по своевременному перечислению в бюджет названного налога.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.
По своей природе пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, неразрывно связаны с основной обязанностью налогоплательщика или налогового агента по уплате налога.
Поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, требование об уплате налога на доходы физических лиц не подпадает под определяемое в статьях 2 и 4 Закона N 127-ФЗ понятие обязательного платежа и подлежит удовлетворению в установленном налоговым законодательством порядке вне рамок дела о банкротстве, требование об уплате пеней, начисленных за нарушение срока перечисления налоговым агентом в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц, подлежит удовлетворению в том же порядке, что и требование об уплате этого налога.
Следовательно, в случае неперечисления в бюджет организацией - налоговым агентом (в том числе и в случае ее признания банкротом) удержанных сумм налога на доходы физических лиц в установленный срок на эти суммы начисляются предусмотренные статьей 75 НК РФ пени, которые подлежат взысканию в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В рассматриваемом случае Инспекция начислила Обществу как налоговому агенту 311 698,83 руб. пеней за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц и предъявила эту сумму к взысканию в порядке, установленном статьей 46 НК РФ, путем направления в банк инкассовых поручений от 07.12.2009 N 38801, от 29.12.2009 N 41618, от 12.02.2010 N 3934, от 15.03.2010 N 6460, от 12.04.2010 N 9881 и от 13.05.2010 N 13603.
С учетом вышеизложенного, а также судебно-арбитражной практики (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.11.2009 N А05-3426/2008 и Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.05.2009 N А17-6153/2008, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2009 N ВАС-3071/09), кассационная инстанция считает, что у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для признания незаконными этих инкассовых поручений в части взыскания с ОАО "Тверьэнергоремонт" 311 698,83 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц.
Решение и постановление судов в части признания недействительными инкассовых поручений Инспекции от 07.12.2009 N 38801, от 29.12.2009 N 41618, от 12.02.2010 N 3934, от 15.03.2010 N 6460, от 12.04.2010 N 9881 и от 13.05.2010 N 13603 о взыскании с Общества 311 698,83 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц подлежат отмене, а требования Общества в этой части - отклонению.
Принимая во внимание удовлетворение кассационной жалобы Инспекции, а также результат рассмотрения поданного Обществом в арбитражный суд заявления (Обществу отказано в удовлетворении его заявления о признании недействительными восьми ненормативных актов налогового органа) и учитывая предоставленную ОАО "Тверьэнергоремонт" при подаче заявления в арбитражный суд отсрочку уплаты государственной пошлины, с ОАО "Тверьэнергоремонт" подлежит взысканию в федеральный бюджет 16 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Государственная пошлина за рассмотрение дела по жалобам Инспекции в судах апелляционной и кассационной инстанций с Общества взысканию не подлежит. Апелляционная и кассационная жалобы подавались Инспекцией - органом, освобожденным от уплаты государственной пошлины - ответчиком по делу. Так как решение суда обжаловалось не Обществом, государственная пошлина за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций не может быть взыскана с него как заявителя по делу (истца), против которого принято постановление суда кассационной инстанции. Это соответствует разъяснению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенному в пункте 6 Информационного письма от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьей 286 и пунктами 1 и 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24.09.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2010 по делу N А66-6098/2010 отменить в части признания недействительными инкассовых поручений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области от 07.12.2009 N 38801, от 29.12.2009 N 41618, от 12.02.2010 N 3934, от 15.03.2010 N 6460, от 12.04.2010 N 9881 и от 13.05.2010 N 13603 о взыскании с Общества 311 698,83 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц.
В отмененной части в удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "Тверьэнергоремонт" требований отказать.
В остальной части решение и постановление судов оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Тверьэнергоремонт" в доход федерального бюджета 16 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Председательствующий
Н.Г.КУЗНЕЦОВА
Н.Г.КУЗНЕЦОВА
Судьи
Л.И.КОРАБУХИНА
С.А.ЛОМАКИН
Л.И.КОРАБУХИНА
С.А.ЛОМАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)