Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
12 января 2005 г. Дело N А40-52785/04-14-523
Арбитражный суд в составе: судьи К., единолично, при ведении протокола судьей К., с участием от заявителя: Э. - дов. N 1-10/1715 от 11.11.04, Ч. - дов. N 1-10/1315 от 09.09.04, Ш.В. - N 1-10/1365 от 14.09.04; от ответчика: Ш.Д. - дов. N 01-03с/176 от 08.06.04, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГУП "ЭВАЖД" к ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы о признании недействительным решения,
заявителем заявлен иск к ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы о признании недействительным решения Инспекции за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ответчик требования не признал по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что заявитель является плательщиком земельного налога в соответствии со статьей 16 Закона "О плате за землю".
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, пришел к выводу, что заявленные требования нормативно подтверждены и обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка в подразделении заявителя - Управлении N 14 ГУП ЭВАЖД по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на землю за период 2000 - 2002 гг. По итогам проверки был составлен акт от 07.06.04 N 15с/358-85-95, на основании которого вынесено решение за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указано в решении N 05-15с/358-85-95-126, заявителем были нарушены следующие нормы законодательства о плате за землю, что повлекло за собой недоплату налога в бюджет, начисление пени и штрафа: пункт 23 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю", статья 13 Закона г. Москвы N 34 "Об основах платного землепользования".
Суд считает, что выводы, изложенные в решении от 20.07.2004 N 15с/358-85-5-126, противоречат нормам действующего налогового законодательства по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Закона "О плате за землю" собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии со ст. 8 Закона в облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Заявитель в лице Управления N 14 Государственного унитарного предприятия по эксплуатации высотных административных и жилых домов имеет на балансе высотное здание по адресу: г. Москва, Кудринская пл., д. 1. Собственником здания является Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы. Основным видом деятельности заявителя является эксплуатация данного здания.
В ходе своей деятельности заявитель сдает в аренду часть нежилых помещений здания юридическим лицам. Общая площадь сдаваемых в аренду нежилых помещений составляет 21362 кв. м.
По мнению ответчика, заявитель обязан был уплачивать налог на землю с площадей, переданных в аренду, не по пониженной ставке, предусмотренной ст. 8 Закона для земель, занятых жилищным фондом, а по обычной ставке, предусмотренной для земель, занятых нежилым фондом.
В соответствии с частью 2 пункта 1.2 устава Государственного унитарного предприятия г. Москвы по эксплуатации высотных административных зданий и жилых домов (ГУП ЭВАЖД) устанавливает, что полномочия собственника имущества предприятия в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы осуществляет Департамент имущества г. Москвы.
Согласно п. 3.1 устава ГУП ЭВАЖД все имущество предприятия находится в государственной собственности г. Москвы..., принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, отражается на его самостоятельном балансе.
Таким образом, заявитель в лице Управления N 14 ГУП ЭВАЖД имеет на балансе высотное здание по адресу: г. Москва, Кудринская площадь, д. 1. Собственником здания является Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы.
Основными целями и предметом деятельности предприятия являются управление жилищным фондом и выполнение работ по технической эксплуатации и ремонту жилых домов, административных и иных зданий и строений, их инженерных систем, коммуникаций и сооружений (п. 2.1 устава).
Для достижения указанных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- - обеспечение сбора доходов по договорам на ТО и эксплуатацию нежилых помещений...;
- - участие в процедуре передачи государственного имущества в аренду.
В ходе налоговой проверки ответчику были предоставлены документы, свидетельствующие о том, что часть нежилых помещений здания находится в аренде, причем арендодателем является не ГУП ЭВАЖД, а Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы. В договорах аренды ГУП ЭВАЖД указано как балансодержатель указанного здания, а не как сторона по сделке.
Однако ни в акте налоговой проверки, ни в решении о привлечении к налоговой ответственности указанные факты не отражены.
Ответчику также были предоставлены документы, свидетельствующие о том, что часть помещений здания перешла в собственность других лиц. Данный факт подтверждается ответами на судебный запрос из Мосрегистрации.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ "О плате за землю" за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Как указывалось выше, часть нежилых помещений здания была сдана в аренду различным юридическим лицам и гражданам. Договоры аренды прошли государственную регистрацию в Московском комитете по регистрации прав. Права собственности на помещения, переданные в собственность, также зарегистрированы в установленном законом порядке.
Таким образом, в соответствии со ст. 16 Закона за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Согласно техническому паспорту здание, находящееся по адресу: г. Москва, Кудринская пл., д. 1, является жилым домом.
Поэтому в соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством..., взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Заявитель вправе был платить земельный налог именно по указанной пониженной ставке.
В соответствии с п. 23 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
Перечень оснований освобождения от уплаты земельного налога перечислен в статье 12 Закона. ГУП ЭВАЖД не относится к предприятиям, освобожденным от уплаты земельного налога, поэтому положения пункта 23 ст. 12 Закона на заявителя не распространяются, поскольку им была применена не льгота по налогу, а пониженная ставка налога в соответствии со статьей 8 указанного Закона.
Пункт 23 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" распространяется только на лиц, полностью освобожденных от уплаты земельного налога.
Заявитель при уплате земельного налога применял его пониженную ставку в соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю". Согласно ст. 13 Закона г. Москвы N 34 льготы в отношении конкретного лица применяются с даты вступления в силу закона, установившего льготы, если иное не предусмотрено законодательством, независимо от времени обращения землепользователя в уполномоченный орган.
Установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность.
Указанная ставка не является льготой, поэтому положения статьи 13 Закона г. Москвы N 34, устанавливающие, что "установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность".
Суд, оценив доводы сторон, доводов Инспекции не принимает, считает их необоснованными и противоречащими действующему налоговому законодательству.
Таким образом, суд установил, что оспариваемое заявителем решение ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения принято с нарушениями норм налогового законодательства, тем самым оно нарушает охраняемые права и интересы заявителя и подлежит признанию недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 41, 49, 65, 110, 162, 167 - 171, 176, 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
признать недействительным решение ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в отношении ГУП "ЭВАЖД", как не соответствующее налоговому законодательству.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению в части признания недействительным решения со дня принятия судом решения, а признанное недействительным решение Инспекции за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 не подлежит применению со дня принятия судом решения.
Решение может быть обжаловано в 9 апелляционный суд г. Москвы в месячный срок со дня принятия судом решения.
12 января 2005 г. Дело N А40-52785/04-14-523
Арбитражный суд в составе: судьи К., единолично, при ведении протокола судьей К., с участием от заявителя: Э. - дов. N 1-10/1715 от 11.11.04, Ч. - дов. N 1-10/1315 от 09.09.04, Ш.В. - N 1-10/1365 от 14.09.04; от ответчика: Ш.Д. - дов. N 01-03с/176 от 08.06.04, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГУП "ЭВАЖД" к ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы о признании недействительным решения,
заявителем заявлен иск к ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы о признании недействительным решения Инспекции за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ответчик требования не признал по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что заявитель является плательщиком земельного налога в соответствии со статьей 16 Закона "О плате за землю".
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, пришел к выводу, что заявленные требования нормативно подтверждены и обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка в подразделении заявителя - Управлении N 14 ГУП ЭВАЖД по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на землю за период 2000 - 2002 гг. По итогам проверки был составлен акт от 07.06.04 N 15с/358-85-95, на основании которого вынесено решение за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указано в решении N 05-15с/358-85-95-126, заявителем были нарушены следующие нормы законодательства о плате за землю, что повлекло за собой недоплату налога в бюджет, начисление пени и штрафа: пункт 23 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю", статья 13 Закона г. Москвы N 34 "Об основах платного землепользования".
Суд считает, что выводы, изложенные в решении от 20.07.2004 N 15с/358-85-5-126, противоречат нормам действующего налогового законодательства по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Закона "О плате за землю" собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии со ст. 8 Закона в облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Заявитель в лице Управления N 14 Государственного унитарного предприятия по эксплуатации высотных административных и жилых домов имеет на балансе высотное здание по адресу: г. Москва, Кудринская пл., д. 1. Собственником здания является Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы. Основным видом деятельности заявителя является эксплуатация данного здания.
В ходе своей деятельности заявитель сдает в аренду часть нежилых помещений здания юридическим лицам. Общая площадь сдаваемых в аренду нежилых помещений составляет 21362 кв. м.
По мнению ответчика, заявитель обязан был уплачивать налог на землю с площадей, переданных в аренду, не по пониженной ставке, предусмотренной ст. 8 Закона для земель, занятых жилищным фондом, а по обычной ставке, предусмотренной для земель, занятых нежилым фондом.
В соответствии с частью 2 пункта 1.2 устава Государственного унитарного предприятия г. Москвы по эксплуатации высотных административных зданий и жилых домов (ГУП ЭВАЖД) устанавливает, что полномочия собственника имущества предприятия в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы осуществляет Департамент имущества г. Москвы.
Согласно п. 3.1 устава ГУП ЭВАЖД все имущество предприятия находится в государственной собственности г. Москвы..., принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, отражается на его самостоятельном балансе.
Таким образом, заявитель в лице Управления N 14 ГУП ЭВАЖД имеет на балансе высотное здание по адресу: г. Москва, Кудринская площадь, д. 1. Собственником здания является Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы.
Основными целями и предметом деятельности предприятия являются управление жилищным фондом и выполнение работ по технической эксплуатации и ремонту жилых домов, административных и иных зданий и строений, их инженерных систем, коммуникаций и сооружений (п. 2.1 устава).
Для достижения указанных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- - обеспечение сбора доходов по договорам на ТО и эксплуатацию нежилых помещений...;
- - участие в процедуре передачи государственного имущества в аренду.
В ходе налоговой проверки ответчику были предоставлены документы, свидетельствующие о том, что часть нежилых помещений здания находится в аренде, причем арендодателем является не ГУП ЭВАЖД, а Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы. В договорах аренды ГУП ЭВАЖД указано как балансодержатель указанного здания, а не как сторона по сделке.
Однако ни в акте налоговой проверки, ни в решении о привлечении к налоговой ответственности указанные факты не отражены.
Ответчику также были предоставлены документы, свидетельствующие о том, что часть помещений здания перешла в собственность других лиц. Данный факт подтверждается ответами на судебный запрос из Мосрегистрации.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ "О плате за землю" за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Как указывалось выше, часть нежилых помещений здания была сдана в аренду различным юридическим лицам и гражданам. Договоры аренды прошли государственную регистрацию в Московском комитете по регистрации прав. Права собственности на помещения, переданные в собственность, также зарегистрированы в установленном законом порядке.
Таким образом, в соответствии со ст. 16 Закона за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Согласно техническому паспорту здание, находящееся по адресу: г. Москва, Кудринская пл., д. 1, является жилым домом.
Поэтому в соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством..., взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Заявитель вправе был платить земельный налог именно по указанной пониженной ставке.
В соответствии с п. 23 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
Перечень оснований освобождения от уплаты земельного налога перечислен в статье 12 Закона. ГУП ЭВАЖД не относится к предприятиям, освобожденным от уплаты земельного налога, поэтому положения пункта 23 ст. 12 Закона на заявителя не распространяются, поскольку им была применена не льгота по налогу, а пониженная ставка налога в соответствии со статьей 8 указанного Закона.
Пункт 23 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" распространяется только на лиц, полностью освобожденных от уплаты земельного налога.
Заявитель при уплате земельного налога применял его пониженную ставку в соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю". Согласно ст. 13 Закона г. Москвы N 34 льготы в отношении конкретного лица применяются с даты вступления в силу закона, установившего льготы, если иное не предусмотрено законодательством, независимо от времени обращения землепользователя в уполномоченный орган.
Установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность.
Указанная ставка не является льготой, поэтому положения статьи 13 Закона г. Москвы N 34, устанавливающие, что "установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность".
Суд, оценив доводы сторон, доводов Инспекции не принимает, считает их необоснованными и противоречащими действующему налоговому законодательству.
Таким образом, суд установил, что оспариваемое заявителем решение ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения принято с нарушениями норм налогового законодательства, тем самым оно нарушает охраняемые права и интересы заявителя и подлежит признанию недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 41, 49, 65, 110, 162, 167 - 171, 176, 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
признать недействительным решение ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в отношении ГУП "ЭВАЖД", как не соответствующее налоговому законодательству.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению в части признания недействительным решения со дня принятия судом решения, а признанное недействительным решение Инспекции за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 не подлежит применению со дня принятия судом решения.
Решение может быть обжаловано в 9 апелляционный суд г. Москвы в месячный срок со дня принятия судом решения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 12.01.2005, 28.12.2004 ПО ДЕЛУ N А40-52785/04-14-523
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
12 января 2005 г. Дело N А40-52785/04-14-523
Арбитражный суд в составе: судьи К., единолично, при ведении протокола судьей К., с участием от заявителя: Э. - дов. N 1-10/1715 от 11.11.04, Ч. - дов. N 1-10/1315 от 09.09.04, Ш.В. - N 1-10/1365 от 14.09.04; от ответчика: Ш.Д. - дов. N 01-03с/176 от 08.06.04, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГУП "ЭВАЖД" к ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
заявителем заявлен иск к ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы о признании недействительным решения Инспекции за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ответчик требования не признал по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что заявитель является плательщиком земельного налога в соответствии со статьей 16 Закона "О плате за землю".
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, пришел к выводу, что заявленные требования нормативно подтверждены и обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка в подразделении заявителя - Управлении N 14 ГУП ЭВАЖД по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на землю за период 2000 - 2002 гг. По итогам проверки был составлен акт от 07.06.04 N 15с/358-85-95, на основании которого вынесено решение за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указано в решении N 05-15с/358-85-95-126, заявителем были нарушены следующие нормы законодательства о плате за землю, что повлекло за собой недоплату налога в бюджет, начисление пени и штрафа: пункт 23 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю", статья 13 Закона г. Москвы N 34 "Об основах платного землепользования".
Суд считает, что выводы, изложенные в решении от 20.07.2004 N 15с/358-85-5-126, противоречат нормам действующего налогового законодательства по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Закона "О плате за землю" собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии со ст. 8 Закона в облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Заявитель в лице Управления N 14 Государственного унитарного предприятия по эксплуатации высотных административных и жилых домов имеет на балансе высотное здание по адресу: г. Москва, Кудринская пл., д. 1. Собственником здания является Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы. Основным видом деятельности заявителя является эксплуатация данного здания.
В ходе своей деятельности заявитель сдает в аренду часть нежилых помещений здания юридическим лицам. Общая площадь сдаваемых в аренду нежилых помещений составляет 21362 кв. м.
По мнению ответчика, заявитель обязан был уплачивать налог на землю с площадей, переданных в аренду, не по пониженной ставке, предусмотренной ст. 8 Закона для земель, занятых жилищным фондом, а по обычной ставке, предусмотренной для земель, занятых нежилым фондом.
В соответствии с частью 2 пункта 1.2 устава Государственного унитарного предприятия г. Москвы по эксплуатации высотных административных зданий и жилых домов (ГУП ЭВАЖД) устанавливает, что полномочия собственника имущества предприятия в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы осуществляет Департамент имущества г. Москвы.
Согласно п. 3.1 устава ГУП ЭВАЖД все имущество предприятия находится в государственной собственности г. Москвы..., принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, отражается на его самостоятельном балансе.
Таким образом, заявитель в лице Управления N 14 ГУП ЭВАЖД имеет на балансе высотное здание по адресу: г. Москва, Кудринская площадь, д. 1. Собственником здания является Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы.
Основными целями и предметом деятельности предприятия являются управление жилищным фондом и выполнение работ по технической эксплуатации и ремонту жилых домов, административных и иных зданий и строений, их инженерных систем, коммуникаций и сооружений (п. 2.1 устава).
Для достижения указанных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- - обеспечение сбора доходов по договорам на ТО и эксплуатацию нежилых помещений...;
- - участие в процедуре передачи государственного имущества в аренду.
В ходе налоговой проверки ответчику были предоставлены документы, свидетельствующие о том, что часть нежилых помещений здания находится в аренде, причем арендодателем является не ГУП ЭВАЖД, а Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы. В договорах аренды ГУП ЭВАЖД указано как балансодержатель указанного здания, а не как сторона по сделке.
Однако ни в акте налоговой проверки, ни в решении о привлечении к налоговой ответственности указанные факты не отражены.
Ответчику также были предоставлены документы, свидетельствующие о том, что часть помещений здания перешла в собственность других лиц. Данный факт подтверждается ответами на судебный запрос из Мосрегистрации.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ "О плате за землю" за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Как указывалось выше, часть нежилых помещений здания была сдана в аренду различным юридическим лицам и гражданам. Договоры аренды прошли государственную регистрацию в Московском комитете по регистрации прав. Права собственности на помещения, переданные в собственность, также зарегистрированы в установленном законом порядке.
Таким образом, в соответствии со ст. 16 Закона за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Согласно техническому паспорту здание, находящееся по адресу: г. Москва, Кудринская пл., д. 1, является жилым домом.
Поэтому в соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством..., взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Заявитель вправе был платить земельный налог именно по указанной пониженной ставке.
В соответствии с п. 23 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
Перечень оснований освобождения от уплаты земельного налога перечислен в статье 12 Закона. ГУП ЭВАЖД не относится к предприятиям, освобожденным от уплаты земельного налога, поэтому положения пункта 23 ст. 12 Закона на заявителя не распространяются, поскольку им была применена не льгота по налогу, а пониженная ставка налога в соответствии со статьей 8 указанного Закона.
Пункт 23 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" распространяется только на лиц, полностью освобожденных от уплаты земельного налога.
Заявитель при уплате земельного налога применял его пониженную ставку в соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю". Согласно ст. 13 Закона г. Москвы N 34 льготы в отношении конкретного лица применяются с даты вступления в силу закона, установившего льготы, если иное не предусмотрено законодательством, независимо от времени обращения землепользователя в уполномоченный орган.
Установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность.
Указанная ставка не является льготой, поэтому положения статьи 13 Закона г. Москвы N 34, устанавливающие, что "установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность".
Суд, оценив доводы сторон, доводов Инспекции не принимает, считает их необоснованными и противоречащими действующему налоговому законодательству.
Таким образом, суд установил, что оспариваемое заявителем решение ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения принято с нарушениями норм налогового законодательства, тем самым оно нарушает охраняемые права и интересы заявителя и подлежит признанию недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 41, 49, 65, 110, 162, 167 - 171, 176, 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
признать недействительным решение ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в отношении ГУП "ЭВАЖД", как не соответствующее налоговому законодательству.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению в части признания недействительным решения со дня принятия судом решения, а признанное недействительным решение Инспекции за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 не подлежит применению со дня принятия судом решения.
Решение может быть обжаловано в 9 апелляционный суд г. Москвы в месячный срок со дня принятия судом решения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
12 января 2005 г. Дело N А40-52785/04-14-523
Арбитражный суд в составе: судьи К., единолично, при ведении протокола судьей К., с участием от заявителя: Э. - дов. N 1-10/1715 от 11.11.04, Ч. - дов. N 1-10/1315 от 09.09.04, Ш.В. - N 1-10/1365 от 14.09.04; от ответчика: Ш.Д. - дов. N 01-03с/176 от 08.06.04, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГУП "ЭВАЖД" к ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
заявителем заявлен иск к ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы о признании недействительным решения Инспекции за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ответчик требования не признал по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что заявитель является плательщиком земельного налога в соответствии со статьей 16 Закона "О плате за землю".
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, пришел к выводу, что заявленные требования нормативно подтверждены и обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка в подразделении заявителя - Управлении N 14 ГУП ЭВАЖД по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на землю за период 2000 - 2002 гг. По итогам проверки был составлен акт от 07.06.04 N 15с/358-85-95, на основании которого вынесено решение за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указано в решении N 05-15с/358-85-95-126, заявителем были нарушены следующие нормы законодательства о плате за землю, что повлекло за собой недоплату налога в бюджет, начисление пени и штрафа: пункт 23 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю", статья 13 Закона г. Москвы N 34 "Об основах платного землепользования".
Суд считает, что выводы, изложенные в решении от 20.07.2004 N 15с/358-85-5-126, противоречат нормам действующего налогового законодательства по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Закона "О плате за землю" собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии со ст. 8 Закона в облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Заявитель в лице Управления N 14 Государственного унитарного предприятия по эксплуатации высотных административных и жилых домов имеет на балансе высотное здание по адресу: г. Москва, Кудринская пл., д. 1. Собственником здания является Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы. Основным видом деятельности заявителя является эксплуатация данного здания.
В ходе своей деятельности заявитель сдает в аренду часть нежилых помещений здания юридическим лицам. Общая площадь сдаваемых в аренду нежилых помещений составляет 21362 кв. м.
По мнению ответчика, заявитель обязан был уплачивать налог на землю с площадей, переданных в аренду, не по пониженной ставке, предусмотренной ст. 8 Закона для земель, занятых жилищным фондом, а по обычной ставке, предусмотренной для земель, занятых нежилым фондом.
В соответствии с частью 2 пункта 1.2 устава Государственного унитарного предприятия г. Москвы по эксплуатации высотных административных зданий и жилых домов (ГУП ЭВАЖД) устанавливает, что полномочия собственника имущества предприятия в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы осуществляет Департамент имущества г. Москвы.
Согласно п. 3.1 устава ГУП ЭВАЖД все имущество предприятия находится в государственной собственности г. Москвы..., принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, отражается на его самостоятельном балансе.
Таким образом, заявитель в лице Управления N 14 ГУП ЭВАЖД имеет на балансе высотное здание по адресу: г. Москва, Кудринская площадь, д. 1. Собственником здания является Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы.
Основными целями и предметом деятельности предприятия являются управление жилищным фондом и выполнение работ по технической эксплуатации и ремонту жилых домов, административных и иных зданий и строений, их инженерных систем, коммуникаций и сооружений (п. 2.1 устава).
Для достижения указанных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- - обеспечение сбора доходов по договорам на ТО и эксплуатацию нежилых помещений...;
- - участие в процедуре передачи государственного имущества в аренду.
В ходе налоговой проверки ответчику были предоставлены документы, свидетельствующие о том, что часть нежилых помещений здания находится в аренде, причем арендодателем является не ГУП ЭВАЖД, а Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы. В договорах аренды ГУП ЭВАЖД указано как балансодержатель указанного здания, а не как сторона по сделке.
Однако ни в акте налоговой проверки, ни в решении о привлечении к налоговой ответственности указанные факты не отражены.
Ответчику также были предоставлены документы, свидетельствующие о том, что часть помещений здания перешла в собственность других лиц. Данный факт подтверждается ответами на судебный запрос из Мосрегистрации.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ "О плате за землю" за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Как указывалось выше, часть нежилых помещений здания была сдана в аренду различным юридическим лицам и гражданам. Договоры аренды прошли государственную регистрацию в Московском комитете по регистрации прав. Права собственности на помещения, переданные в собственность, также зарегистрированы в установленном законом порядке.
Таким образом, в соответствии со ст. 16 Закона за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Согласно техническому паспорту здание, находящееся по адресу: г. Москва, Кудринская пл., д. 1, является жилым домом.
Поэтому в соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством..., взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Заявитель вправе был платить земельный налог именно по указанной пониженной ставке.
В соответствии с п. 23 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
Перечень оснований освобождения от уплаты земельного налога перечислен в статье 12 Закона. ГУП ЭВАЖД не относится к предприятиям, освобожденным от уплаты земельного налога, поэтому положения пункта 23 ст. 12 Закона на заявителя не распространяются, поскольку им была применена не льгота по налогу, а пониженная ставка налога в соответствии со статьей 8 указанного Закона.
Пункт 23 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" распространяется только на лиц, полностью освобожденных от уплаты земельного налога.
Заявитель при уплате земельного налога применял его пониженную ставку в соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю". Согласно ст. 13 Закона г. Москвы N 34 льготы в отношении конкретного лица применяются с даты вступления в силу закона, установившего льготы, если иное не предусмотрено законодательством, независимо от времени обращения землепользователя в уполномоченный орган.
Установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность.
Указанная ставка не является льготой, поэтому положения статьи 13 Закона г. Москвы N 34, устанавливающие, что "установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность".
Суд, оценив доводы сторон, доводов Инспекции не принимает, считает их необоснованными и противоречащими действующему налоговому законодательству.
Таким образом, суд установил, что оспариваемое заявителем решение ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения принято с нарушениями норм налогового законодательства, тем самым оно нарушает охраняемые права и интересы заявителя и подлежит признанию недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 41, 49, 65, 110, 162, 167 - 171, 176, 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
признать недействительным решение ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в отношении ГУП "ЭВАЖД", как не соответствующее налоговому законодательству.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению в части признания недействительным решения со дня принятия судом решения, а признанное недействительным решение Инспекции за N 05-15С/358-85-9-126 от 20.07.04 не подлежит применению со дня принятия судом решения.
Решение может быть обжаловано в 9 апелляционный суд г. Москвы в месячный срок со дня принятия судом решения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)