Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 5 июля 2004 года Дело N А56-2057/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Блиновой Л.В. и Троицкой Н.В., при участии от открытого акционерного общества "Универсам на Петергофском" адвоката Ижаковской Т.Н. (доверенность от 27.01.04), рассмотрев 29.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.04 по делу N А56-2057/04 (судья Семиглазов В.А.),
Открытое акционерное общество "Универсам на Петергофском" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 29.05.03 N 02/8596 о привлечении налогоплательщика к ответственности в виде взыскания 11386 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату земельного налога за 2000 - 2002 годы.
Решением арбитражного суда от 03.03.04 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 03.03.04 и принять новое, указывая на нарушение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что Общество неправильно исчислило сумму земельного налога за 2000 - 2002 годы и уплатило его в меньшем размере, поскольку не применяло к ставке земельного налога, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 10.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон СПб о ставках) поправочные коэффициенты, предусмотренные законами о федеральном бюджете на 2000 - 2002 годы. По мнению налогового органа, такие коэффициенты следует рассматривать в качестве составляющей налоговой ставки как элемента налогообложения, которая ежегодно увеличивает ставку земельного налога, исчисленную с учетом ранее установленных коэффициентов.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества, считая доводы жалобы несостоятельными, просил оставить судебный акт без изменения.
Законность решения суда от 03.03.04 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления Обществом в бюджет земельного налога за период с 01.01.2000 по 31.12.02 Инспекция установила неполную уплату названного налога в результате занижения налоговой ставки. По мнению налогового органа, такое занижение связано с неприменением налогоплательщиком всех поправочных коэффициентов, предусмотренных законами о федеральном бюджете на 2000 - 2002 годы. Результаты проверки отражены в акте ответчика от 14.05.03 N 180/02.
Решением от 29.05.03 N 02/8596 Инспекция привлекла Общество к ответственности за неполную уплату земельного налога за 2000 - 2002 годы в виде взыскания 11386 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, а также доначислила 56929 руб. этого налога и начислила 20888 руб. пеней.
Налогоплательщик не согласился с названным решением Инспекции и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что перемножение поправочных коэффициентов, действовавших в пределах бюджетного года, законодательством не предусмотрено, а следовательно, Общество правильно исчислило сумму земельного налога за 2000 - 2002 годы.
Кассационная инстанция считает вывод суда ошибочным.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Законом СПб о ставках утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий. Ставки налога введены в действие с 01.01.99 и в последующие годы не изменялись.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2.
Согласно статье 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Формулировка приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится начисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, увеличенную на поправочные коэффициенты налоговых периодов и коэффициенты, определенные законами о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет. То есть коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете, перемножаются.
Этот вывод следует из постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03, решения Верховного суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ 03-1422, а также из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О.
Следовательно, Общество неправомерно исходило из того, что к ставкам земельного налога применяется только поправочный коэффициент года, за который этот налог уплачивается.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О, кассационная инстанция считает, что применение Инспекцией повышающих коэффициентов с начала 2000 и 2002 года противоречит пункту 1 статьи 5 НК РФ, пункту 2 статьи 5 и статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, следовательно, коэффициент 1,2 подлежал применению с 01.03.2000. Федеральный закон от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" официально опубликован 17.12.01, то есть введенный этим законом поправочный коэффициент 2 подлежит применению с 01.02.02.
Расчет земельного налога с применением повышающих коэффициентов 1,2 и 2 соответственно с 01.03.2000 и 01.02.2002 в материалах дела отсутствует, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, предложить сторонам произвести сверку расчетов по земельному налогу за 2000 - 2002 годы, после чего принять решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.04 по делу N А56-2057/04 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 05.07.2004 N А56-2057/04
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2004 года Дело N А56-2057/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Блиновой Л.В. и Троицкой Н.В., при участии от открытого акционерного общества "Универсам на Петергофском" адвоката Ижаковской Т.Н. (доверенность от 27.01.04), рассмотрев 29.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.04 по делу N А56-2057/04 (судья Семиглазов В.А.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Универсам на Петергофском" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 29.05.03 N 02/8596 о привлечении налогоплательщика к ответственности в виде взыскания 11386 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату земельного налога за 2000 - 2002 годы.
Решением арбитражного суда от 03.03.04 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 03.03.04 и принять новое, указывая на нарушение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что Общество неправильно исчислило сумму земельного налога за 2000 - 2002 годы и уплатило его в меньшем размере, поскольку не применяло к ставке земельного налога, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 10.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон СПб о ставках) поправочные коэффициенты, предусмотренные законами о федеральном бюджете на 2000 - 2002 годы. По мнению налогового органа, такие коэффициенты следует рассматривать в качестве составляющей налоговой ставки как элемента налогообложения, которая ежегодно увеличивает ставку земельного налога, исчисленную с учетом ранее установленных коэффициентов.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества, считая доводы жалобы несостоятельными, просил оставить судебный акт без изменения.
Законность решения суда от 03.03.04 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления Обществом в бюджет земельного налога за период с 01.01.2000 по 31.12.02 Инспекция установила неполную уплату названного налога в результате занижения налоговой ставки. По мнению налогового органа, такое занижение связано с неприменением налогоплательщиком всех поправочных коэффициентов, предусмотренных законами о федеральном бюджете на 2000 - 2002 годы. Результаты проверки отражены в акте ответчика от 14.05.03 N 180/02.
Решением от 29.05.03 N 02/8596 Инспекция привлекла Общество к ответственности за неполную уплату земельного налога за 2000 - 2002 годы в виде взыскания 11386 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, а также доначислила 56929 руб. этого налога и начислила 20888 руб. пеней.
Налогоплательщик не согласился с названным решением Инспекции и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что перемножение поправочных коэффициентов, действовавших в пределах бюджетного года, законодательством не предусмотрено, а следовательно, Общество правильно исчислило сумму земельного налога за 2000 - 2002 годы.
Кассационная инстанция считает вывод суда ошибочным.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Законом СПб о ставках утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий. Ставки налога введены в действие с 01.01.99 и в последующие годы не изменялись.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2.
Согласно статье 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Формулировка приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится начисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, увеличенную на поправочные коэффициенты налоговых периодов и коэффициенты, определенные законами о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет. То есть коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете, перемножаются.
Этот вывод следует из постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03, решения Верховного суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ 03-1422, а также из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О.
Следовательно, Общество неправомерно исходило из того, что к ставкам земельного налога применяется только поправочный коэффициент года, за который этот налог уплачивается.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О, кассационная инстанция считает, что применение Инспекцией повышающих коэффициентов с начала 2000 и 2002 года противоречит пункту 1 статьи 5 НК РФ, пункту 2 статьи 5 и статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, следовательно, коэффициент 1,2 подлежал применению с 01.03.2000. Федеральный закон от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" официально опубликован 17.12.01, то есть введенный этим законом поправочный коэффициент 2 подлежит применению с 01.02.02.
Расчет земельного налога с применением повышающих коэффициентов 1,2 и 2 соответственно с 01.03.2000 и 01.02.2002 в материалах дела отсутствует, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, предложить сторонам произвести сверку расчетов по земельному налогу за 2000 - 2002 годы, после чего принять решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.04 по делу N А56-2057/04 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
КИРЕЙКОВА Г.Г.
Судьи
БЛИНОВА Л.В.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
КИРЕЙКОВА Г.Г.
Судьи
БЛИНОВА Л.В.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)