Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.12.2006, 11.01.2007 N 09АП-17460/2006-АК ПО ДЕЛУ N А40-56736/06-107-328

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


27 декабря 2006 г. Дело N 09АП-17460/2006-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 27.12.2006.
Полный текст постановления изготовлен 11.01.2007.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи М.Л., судей: С., Р., при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания М.Н., при участии: от истца (заявителя) - Г. по дов. от 23.05.2006 N 01/0400-248д, от заинтересованного лица - О. по дов. от 21.06.2006 N 53-04-13/010378, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС РФ по КН N 2 на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2006 по делу N А40-56736/06-107-328, принятое судьей Б.-Н. по заявлению ОАО "Газпром" к МИФНС РФ N 2 по КН о признании недействительными решения и требования
УСТАНОВИЛ:

ОАО "Газпром" обратилось в арбитражный суд с заявлением к МИФНС РФ N 2 по КН о признании недействительным решения налогового органа от 14.07.2006 N 178 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" и требования N 217 об уплате налога по состоянию на 14.07.2006.
Решением суда от 04.10.2006 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, указывая при этом на то, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией, в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом 1 инстанции, ОАО "Газпром" 25.04.2006 представило в МИФНС РФ N 2 по КН налоговую декларацию на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за март 2006 г., по строке 160 которой в качестве операций, освобождаемых от налогообложения, ОАО "Газпром" заявило операции по реализации дочерним газотранспортным и газодобывающим обществам природного газа на их собственные технологические нужды в пределах нормативов, обусловленные технологиями подготовки и транспортировки газа, на общую сумму 923437136 рублей.
По результатам проведения камеральной проверки представленных налогоплательщиком документов, налоговым органом вынесено решение от 14.07.2006 N 178, в соответствии с которым ОАО "Газпром" было отказано в уменьшении налогооблагаемой базы по, акцизу на сумму указанных операций, предложено уплатить сумму недоимки в размере 138515570 рублей, а также внести исправления в бухгалтерский учет.
14.07.2006 в адрес ОАО "Газпром" было направлено требование N 217 об уплате налога в размере 138515570 рублей.
Доводы налогового органа, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, по следующим основаниям.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2004 операции с природным газом, добытым, начиная с указанной даты, не подлежат обложению акцизом.
При этом, в соответствии со статьей 8 Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ, по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Закона (01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2004.
В соответствии с п. 2 ст. 181 и ст. 182 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, операции с которым подлежали обложением акцизом.




При этом операциями, не подлежащими налогообложению в соответствии с пунктом 10 статьи 183 НК РФ, до 01.01.2004 являлось использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 НК РФ элементами налогообложения являются объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также, в необходимых случаях, налоговые льготы и порядок их применения.
Статьей 8 Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ установлено, что по природному газу, добытому до 1 января 2004 г., акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2004 г. Это означает, что Законом предусмотрено налогообложение объема природного газа, добытого до 1 января 2004 г. с учетом всех вышеназванных элементов налогообложения и без каких-либо исключений.
Таким образом, для указанных объемов газа законодателем установлен переходный период налогообложения (без определения срока его действия), в течение которого весь указанный газ, добытый, не отгруженный и не реализованный к данной дате, подлежит обложению в общем порядке.
Судом 1 инстанции при вынесении решения правильно установлено, что исчисляя и уплачивая акциз в отношении добытого до 2004 г. природного газа, налогоплательщик должен руководствоваться всеми действовавшими до указанного срока нормами, в том числе касающимися особенностей исчисления налогооблагаемой базы и исключения из нее операций, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 183 НК РФ.
Таким образом, довод налогового органа о необходимости применения в переходный период (после 01.01.2004) к указанным объемам газа иного порядка обложения, нежели действующий до 01.01.2004, в т.ч. необходимости руководствоваться по вопросу о размере законодательно допустимых технологических потерь газа при его транспортировке, какими-либо иными актами, кроме действующих, основана на неправильном применении главы 22 Налогового кодекса РФ и положений Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
Не принимается во внимание довод налогового органа о том, что в 2004, 2005 и 2006 годах отсутствовали утвержденные нормативы использования природного газа для собственных технологических нужд, поскольку статьей 183 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2004, предусматривалось, что налогообложению не подлежит природный газ, использованный для собственных технологических нужд, в пределах нормативов, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В Постановлении от 22.01.2001 N 45 Правительство РФ определило, что нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа для собственных технологических нужд утверждаются Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ. Указанное Постановление Правительства не предусматривает сроков принятия таких нормативов, срока, в течение которого такие нормативы действуют, и налоговый период, в течение которого они могут быть применены налогоплательщиками. Также Постановление Правительства от 22.01.2001 N 45 не предусматривает, что нормативы использования газа для собственных технологических нужд подлежат пересмотру через какое-либо время.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства России Министерство энергетики РФ издало Приказы от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60, которыми утвердило нормативы для газодобывающих и газотранспортных организаций ОАО "Газпром".
Таким образом, нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, утвержденные Приказами Министерства энергетики РФ от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2001 N 45 и ст. 183 НК РФ, установлены без указания на срок их действия.
В связи с изложенным, поскольку нормативы утверждены на неопределенный срок и не были отменены, они действовали и подлежали применению в рассматриваемый налоговый период - март 2006 г.
Не принимается во внимание довод налогового органа о том, что отсутствие утвержденных нормативов является основанием для отказа в применении режима освобождения от обложения акцизом природного газа, использованного газотранспортными и газодобывающими организациями для собственных нужд, поскольку в соответствии с Законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ, все организации с 01.01.2004 уплачивают акциз по природному газу, добытому в 2003 году, по законодательству, действующему до 01.01.2004. Закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ является актом прямого действия и не содержит каких-либо исключений и особенностей в части исчисления налогооблагаемой базы.
Таким образом, факт неисполнения государственными органами исполнительной власти установленных законом обязанностей не может служить основанием для ограничения установленных Конституцией РФ и законодательством о налогах и сборах прав добросовестных налогоплательщиков.
В соответствии со Строительными нормами и правилами СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 газотурбинные агрегаты в составе компрессорных станций входят в состав магистральных газопроводов.
Соответственно, при наличии достоверных и достаточных данных об исключении налогоплательщиком из обложения именно операций по использованию газа на собственные технологические нужды, что обусловлено технологией подготовки и транспортировки газа, ссылка налогового органа на не утверждение нормативов на 2004, 2005 и 2006 гг. в качестве основания для отказа в применении режима освобождения, установленного федеральным законом, неправомерна.
В связи с незаконностью оснований для начисления налога, указанных в решении налогового органа, судом 1 инстанции правомерно признано незаконным требование от 14.07.2006 N 217, выставленное на основании оспариваемого решения.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2006 по делу N А40-56736/06-107-328 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)