Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 03.11.2011 ПО ДЕЛУ N А46-15996/2010

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2011 г. по делу N А46-15996/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Роженас О.Г.
судей Мартыновой С.А., Перминовой И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Марс", Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска на постановление от 26.07.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15996/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Марс" (644040, г. Омск, проспект Губкина, д. 1, ИНН 5503003543, ОГРН 1035504003204) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (644089, г. Омск, ул. Магистральная, 82 Б, ИНН, ОГРН 1045501036558) о признании недействительными решений.
В заседании приняли участие представители сторон:
от общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Марс" - Емельянцева Е.В. по доверенности от 26.10.2011, Каныгина Е.Ю. по доверенности от 03.06.2011,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска - Петрова М.А. по доверенности от 11.01.2011 N 15-56/00050.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Марс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (далее - Инспекция) с требованием о признании недействительными: решения от 16.08.2010 N 16939 в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 101 817 рублей 20 копеек, доначисления пеней в сумме 183 243 рублей 89 копеек; решения от 16.08.2010 N 16946 в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 НК в виде штрафа в сумме 1 270 651 рублей 90 копеек, начисления земельного налога за 2009 год в сумме 2 541 682 рублей и начисления пеней в сумме 182 852 рублей 86 копеек; постановления от 13.12.2010 N 10427 о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика.
Решением от 24.03.2011 Арбитражного суда Омской области Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 26.07.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 24.03.2011 Арбитражного суда Омской области отменено в части отказа в признании недействительным решения Инспекции от 16 августа 2010 N 16946 в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 381 252 рублей 10 копеек, по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 508 335 рублей 80 копеек, доначисления земельного налога за 2009 год в размере 2 541 681 рублей и соответствующих ему пеней в сумме 128 025 рублей 86 копеек; постановления от 13.12.2010 N 10427 в части вышеуказанного налога, пеней, штрафа. В этой части решение от 16 августа 2010 N 16946 и постановление от 13.12.2010 N 10427 признаны недействительными. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт о признании недействительным решения от 16.08.2010 N 16939 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ и пункту 2 статьи 119 НК РФ в виде штрафов в размере 1 101 817 рублей 20 копеек и доначисления пеней в размере 183 243 рубля 89 копеек; постановления от 13.12.2010 N 10427 о взыскании пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в вышеуказанной части.
В отзыве Инспекция возражает против удовлетворения кассационной жалобы Общества, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление от 26.07.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, оставить в силе решение от 24.03.2011 Арбитражного суда Омской области.
В отзыве Общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы Инспекции, просит суд оставить без изменения постановление апелляционной инстанции в части, оспариваемой Инспекцией.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив доводы кассационных жалоб, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2008 год Инспекция приняла решение от 16.08.2010 N 16939, согласно которому Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату земельного налога за 2008 год в виде штрафа в сумме 200 330 рублей 40 копеек, к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ, за несвоевременное представление налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год в виде штрафа в сумме 1 001 652 рублей, начислен к уплате земельный налог за указанный период в сумме 1 001 652 рублей, а также пени за его несвоевременную уплату в сумме 183 243 рублей 89 копеек.
По результатам проверки налоговой декларации за 2009 год Инспекция приняла решение от 16.08.2010 N 16946. Данным решением Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату земельного налога за 2009 год в виде штрафа в сумме 726 086 рублей 80 копеек, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, за несвоевременное представление налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год в виде штрафа в сумме 544 565, 1 руб., начислен к уплате земельный налог за 2009 год в сумме 3 630 434 рублей, исчислены пени за его несвоевременную уплату в сумме 182 852 рублей 86 копеек, предложено уплатить доначисленные решением суммы налога, пени и штрафов.
Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области от 23.09.2010 N 16-17/13701 и 16-17/13702 оспариваемые решения оставлены без изменения.
Постановлением от 13.12.2010 N 10427, в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете Общества, Инспекция вынесла решение о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика.
Не согласившись с законностью решений от 16.08.2010 N 16939 и N 16946, а также постановления от 13.12.2010 N 10427, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными в части.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении требований, указал, что Общество могло принять меры к верному исчислению налоговых обязательств в соответствии с кадастровой стоимостью земельного участка. Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части, указал на противоречие в доказательствах, представленных в материалы дела в части определения кадастровой стоимости за рассматриваемый период, суд первой инстанции указанные противоречия не устранил, что свидетельствует о неполном выяснении обстоятельств дела.
Судами установлено, что Общество несвоевременно представило налоговые декларации, а при исчислении земельного налога за 2008 год и 2009 год в отношении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 17:1 налоговую базу указал в размере 0 руб.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Арбитражным судом апелляционной инстанции рассмотрены представленные в материалы дела доказательства размера кадастровой стоимости земельного участка, в том числе: выписки из государственного кадастра недвижимости, письмо Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области о кадастровой стоимости земельного участка. В заседании апелляционного суда допрошен в качестве свидетеля представитель Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по Омской области по вопросу о размере кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009. Апелляционным судом также были направлены судебные запросы в Управление Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по Омской области по размеру кадастровой стоимости земельного участка.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный апелляционный суд установил, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2008, 01.01.2009 составляла 72 583 500 рублей.
Указанные обстоятельства дела подтверждаются письмом Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области, выписками из государственного кадастра недвижимости, в которых указана кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2008, 01.01.2009 в размере 72 583 500 руб. Имеющиеся в представленных суду документах противоречия исследованы апелляционным судом, направлены соответствующие судебные запросы и допрошен в качестве свидетеля представитель Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по Омской области.
На основании норм статей 390, 291 НК РФ, учитывая установленные по делу обстоятельства, арбитражным апелляционным судом сделан обоснованный вывод о размере налоговой базы по земельному налогу, которая составила 72 583 500 рублей.
Исходя из вышеуказанного размера налоговой базы, земельный налог подлежит уплате в бюджет Обществом в размере 1 088 752 руб. Решение Инспекции от 16.08.2010 N 16946 о доначислении земельного налога за 2009 год в размере 3 630 434 руб., соответствующих ему пеней и налоговых санкций, правомерно признано апелляционным судом недействительным в части доначисления земельного налога в размере 2 541 681 руб., соответствующих ему пеней и налоговых санкций. Решение Инспекции от 16.08.2010 N 16939 в части доначисления земельного налога в размер 1 001 652 руб. Обществом не оспаривается.
Доводы кассационной жалобы Инспекции о необходимости определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимость в размере 3 630 434 руб. со ссылками на порядок определения кадастровой стоимости, предусмотренный Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007, не могут являться основанием для отмены судебных актов.
Налоговая база по земельному налогу определяется налогоплательщиками - организациями на основании сведений государственного кадастра недвижимости, в связи с чем арбитражным апелляционным судом правомерно определена налоговая база исходя из сведений государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2008, 01.01.2009.
Несогласие Инспекции с размером кадастровой стоимости земельного участка, установленным в государственном кадастре недвижимости, не предусмотрено налоговым законодательством в качестве основания для определения иной кадастровой стоимости земельного участка при исчислении земельного налога (в том числе при рассмотрении спора об оспаривании в судебном порядке решения Инспекции о доначислении земельного налога). Доводы Инспекции, по существу, являются несогласием с внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка, направлены на оспаривание действий органа кадастрового учета.
Доводы Инспекции о том, что постановление апелляционного суда противоречит решению от 06.02.2009 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-21253/2008, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку вышеуказанным решением Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области обязано исключить из государственного кадастра сведения о стоимости земельного участка в размере 242 028 952 руб.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10 изложена правовая позиция об определении кадастровой стоимости земельных участков при рассмотрении требований об оспаривании действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик удельного показателя кадастровой стоимости за один квадратный метр и общей кадастровой стоимости земельных участков. По данному делу рассматриваются иные требования исходя из конкретных обстоятельств, в том числе размера кадастровой стоимости, внесенной в установленном порядке в государственный кадастр.
На основании вышеизложенного, учитывая обстоятельства данного дела, кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Доводы кассационной жалобы Общества являлись предметом исследования арбитражных судов первой и апелляционной инстанций и им дана правильная правовая оценка.
Арбитражными судами исследованы доводы Общества об отсутствии вины в совершении налогового правонарушения и установлено отсутствие объективных обстоятельств, препятствующих Обществу своевременно произвести оплату налога и представить налоговую декларацию.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом. Общество является собственником земельного участка и, следовательно, в соответствии с нормами статьи 388 НК РФ является плательщиком земельного налога.
В соответствии с нормами статьи 398 НК РФ плательщиком земельного налога обязаны представлять в установленный законом срок налоговые декларации.
Учитывая наличие установленной законом обязанности представлять налоговую декларацию независимо от размера налоговой базы, в том числе, если налоговая база составляет 0 рублей, Общество должно было знать о наличии у него обязанности представлять декларацию по земельному налогу.
Доводы кассационной жалобы Общества о неясности в размере налоговой базы не могут являться основанием для признания отсутствия вины Общества в совершении налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 119 НК РФ, поскольку обязанность представления налоговой декларации возложена на налогоплательщика, в том числе, в случае наличия налоговой базы в размере 0 рублей.
Обществом представлены в Инспекцию первичные декларации по земельному налогу за 2008 год - 07.04.2010, за 2009 год - 20.04.2010 с указанием налоговой базы 0 рублей.
На основании вышеизложенного арбитражными судами сделан обоснованный вывод о наличии вины Общества в совершении налогового правонарушения, ответственность за которое установлена нормами статьи 119 НК РФ, поскольку Общества знало о наличии у него обязанности представлять налоговые декларации, в том числе при наличии налоговой базы в размере 0 рублей и обстоятельств, препятствующих представлению декларации не имелось.
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Учитывая изложенное, Общество, определяя свои налоговые обязательства по исчислению земельного налога, имело возможность получить необходимые сведения о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в установленном порядке.
Доводы Общества о наличии смягчающих ответственность обстоятельств являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана правильная оценка.
Размер налоговых санкций определен Инспекцией и судами в соответствии с нормами действующего законодательства. Большой размер штрафных санкций является результатом противоправных действий самого Общества, в связи с чем оснований для его снижения арбитражными судами не установлено.
На основании вышеизложенного кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Арбитражным апелляционным судом исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены постановления апелляционного суда не имеется.
Кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа,

постановил:

постановление от 26.07.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15996/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Г.РОЖЕНАС
Судьи
С.А.МАРТЫНОВА
И.В.ПЕРМИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)