Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 18 июня 2004 года Дело N А56-36994/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Волхову Ленинградской области Калашникова П.Ю. (доверенность от 11.06.04), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Петровой И.Р. (доверенность от 29.12.03), рассмотрев 15.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Волхову Ленинградской области на решение от 25.12.03 (судья Галкина Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 04.03.04 (судьи Маркин С.Ф., Спецакова Т.Е., Дроздов А.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-36994/03,
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Волхову Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - ОЖД МПС РФ) 84633,6 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение сроков представления налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 - 2002 годы.
Решением арбитражного суда от 25.12.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.03.04, заявление налоговой инспекции удовлетворено в части взыскания 1555,63 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 25.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 04.03.04, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих порядок исчисления земельного налога.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции удовлетворил ходатайство представителя акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги") о процессуальном правопреемстве - замене ОЖД МПС РФ ее правопреемником, которым является ОАО "Российские железные дороги".
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ОАО "Российские железные дороги" просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
Как видно из материалов дела, настоящий спор возник в связи с различным подходом сторон к порядку исчисления земельного налога.
По результатам камеральной налоговой проверки представленных ОЖД МПС РФ деклараций по земельному налогу за 2000 - 2002 годы налоговая инспекция приняла решение от 29.05.03 N 07-11/2155, которым привлекла налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за нарушение срока представления налоговых деклараций более 180 дней. При этом размер штрафа рассчитан налоговым органом исходя из суммы налога, исчисленной путем последовательного умножения повышающих коэффициентов на ставку земельного налога, установленную решением Волховского Совета народных депутатов от 07.05.92 N 64.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В силу статьи 14 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом "2" для всех категорий земель.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, которая увеличивалась ежегодно федеральными законами, вводившими поправочные коэффициенты.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных нормативным актом представительного органа Ленинградской области, на поправочные коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, не обоснован, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Учитывая изложенную в определении от 06.02.04 N 48-О правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о порядке исчисления налога за те месяцы, которые предшествовали вступлению в силу федеральных законов о введении повышающих коэффициентов, кассационная инстанция считает, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов земельного налога, уплаченного ОЖД МПС РФ в 2000 - 2002 годах, и соответствующих сумм штрафа за нарушение срока представления налоговых деклараций с учетом изложенных в настоящем судебном акте указаний и принять по делу обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 25.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 04.03.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-36994/03 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 18.06.2004 N А56-36994/03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2004 года Дело N А56-36994/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Волхову Ленинградской области Калашникова П.Ю. (доверенность от 11.06.04), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Петровой И.Р. (доверенность от 29.12.03), рассмотрев 15.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Волхову Ленинградской области на решение от 25.12.03 (судья Галкина Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 04.03.04 (судьи Маркин С.Ф., Спецакова Т.Е., Дроздов А.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-36994/03,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Волхову Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - ОЖД МПС РФ) 84633,6 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение сроков представления налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 - 2002 годы.
Решением арбитражного суда от 25.12.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.03.04, заявление налоговой инспекции удовлетворено в части взыскания 1555,63 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 25.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 04.03.04, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих порядок исчисления земельного налога.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции удовлетворил ходатайство представителя акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги") о процессуальном правопреемстве - замене ОЖД МПС РФ ее правопреемником, которым является ОАО "Российские железные дороги".
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ОАО "Российские железные дороги" просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
Как видно из материалов дела, настоящий спор возник в связи с различным подходом сторон к порядку исчисления земельного налога.
По результатам камеральной налоговой проверки представленных ОЖД МПС РФ деклараций по земельному налогу за 2000 - 2002 годы налоговая инспекция приняла решение от 29.05.03 N 07-11/2155, которым привлекла налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за нарушение срока представления налоговых деклараций более 180 дней. При этом размер штрафа рассчитан налоговым органом исходя из суммы налога, исчисленной путем последовательного умножения повышающих коэффициентов на ставку земельного налога, установленную решением Волховского Совета народных депутатов от 07.05.92 N 64.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В силу статьи 14 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом "2" для всех категорий земель.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, которая увеличивалась ежегодно федеральными законами, вводившими поправочные коэффициенты.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных нормативным актом представительного органа Ленинградской области, на поправочные коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, не обоснован, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Учитывая изложенную в определении от 06.02.04 N 48-О правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о порядке исчисления налога за те месяцы, которые предшествовали вступлению в силу федеральных законов о введении повышающих коэффициентов, кассационная инстанция считает, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов земельного налога, уплаченного ОЖД МПС РФ в 2000 - 2002 годах, и соответствующих сумм штрафа за нарушение срока представления налоговых деклараций с учетом изложенных в настоящем судебном акте указаний и принять по делу обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 04.03.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-36994/03 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ХОХЛОВ Д.В.
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ХОХЛОВ Д.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)