Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 18 мая 2005 года Дело N Ф04-2242/2005(10550-А46-37)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, город Омск, на решение от 21.12.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-1400/04 по заявлению открытого акционерного общества "Омскшина", город Омск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, город Омск, о признании недействительным решения,
Открытое акционерное общество "Омскшина", город Омск (далее - ОАО "Омскшина"), обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области города Омска (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.10.2004 N 06-16/4875.
Решением от 21.12.2004 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены. Решение налогового органа от 14.10.2004 N 06-16/4875 признано недействительным.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не рассматривались.
В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Омскшина" не согласно с доводами налогового органа, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, поддержанные представителями сторон в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка правильности исчисления, своевременности представления расчетов и уплаты в бюджет земельного налога ОАО "Омскшина" за 2003 год.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 14.10.2004 N 06-16/4875 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 303637 руб., а также доначислены земельный налог за 2003 год в сумме 1518185 руб. и пени за его несвоевременную уплату в размере 58298 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, ОАО "Омскшина" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании решения недействительным.
Удовлетворяя заявленные ОАО "Омскшина" требования, суд первой инстанции исходил из того, что коэффициент, установленный Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", не может быть применен к ставке земельного налога, вводимой в действие с 01.01.2003, поскольку коэффициент 2 применяется согласно названному Федеральному закону к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что у налогового органа отсутствовали основания для доначисления земельного налога и предложения уплатить его в сумме 1518185 руб. в связи с правомерным исчислением ОАО "Омскшина" земельного налога за 2003 год. Полагая, что у предприятия отсутствовали основания для применения дифференцированной ставки налога с коэффициентом 1,8. Земельный налог на 2003 год подлежит исчислению исходя из ставок налога по названной оценочной зоне 7,5 руб. за квадратный метр в год без учета повышающего коэффициента.
Кассационная инстанция поддерживает выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные Законом от 11.10.91 N 1738-1 средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В соответствии с полномочиями, предоставленными названным Законом органам местного самоуправления, Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000, утвердившим оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы. Согласно описанию оценочных зон и генеральному плану города Омска земельный участок, принадлежащий обществу, расположен в оценочной зоне 10.
Решением от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны, в которой расположен земельный участок заявителя - в размере 7,5 рубля за квадратный метр).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что налоговые законы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
Решение Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 относится к актам законодательства о налогах и сборах, так как регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Поскольку налоговым периодом по налогу на землю является год (статья 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю"), то названное решение не могло вступить в действие ранее 01.01.2003, соответственно ставки налога, установленные им, не применялись в 2002 году.
Таким образом, при определении размера земельного налога за 2003 год подлежит применению ставка налога, установленная решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 в размере 7,5 рубля за квадратный метр в год. При этом коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, к данной ставке применены быть не могут, так как они вступили в действие, как указывалось ранее, лишь с 01.01.2003, а коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно вышеназванным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах соответственно.
С учетом изложенного суд первой инстанции, исходя из приведенных норм законодательных актов Омской области, пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель в декларациях правильно определил размер земельного налога, подлежащего уплате в бюджет в 2003 году, а у налогового органа отсутствовали основания для доначисления земельного налога и предложения уплатить его в сумме 1518185 руб.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права по рассматриваемому делу, в связи с чем в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Руководствуясь статьями: пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение от 21.12.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-1400/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 18 мая 2005 года Дело N Ф04-2242/2005(10550-А46-37)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, город Омск, на решение от 21.12.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-1400/04 по заявлению открытого акционерного общества "Омскшина", город Омск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, город Омск, о признании недействительным решения,
Открытое акционерное общество "Омскшина", город Омск (далее - ОАО "Омскшина"), обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области города Омска (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.10.2004 N 06-16/4875.
Решением от 21.12.2004 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены. Решение налогового органа от 14.10.2004 N 06-16/4875 признано недействительным.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не рассматривались.
В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Омскшина" не согласно с доводами налогового органа, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, поддержанные представителями сторон в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка правильности исчисления, своевременности представления расчетов и уплаты в бюджет земельного налога ОАО "Омскшина" за 2003 год.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 14.10.2004 N 06-16/4875 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 303637 руб., а также доначислены земельный налог за 2003 год в сумме 1518185 руб. и пени за его несвоевременную уплату в размере 58298 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, ОАО "Омскшина" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании решения недействительным.
Удовлетворяя заявленные ОАО "Омскшина" требования, суд первой инстанции исходил из того, что коэффициент, установленный Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", не может быть применен к ставке земельного налога, вводимой в действие с 01.01.2003, поскольку коэффициент 2 применяется согласно названному Федеральному закону к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что у налогового органа отсутствовали основания для доначисления земельного налога и предложения уплатить его в сумме 1518185 руб. в связи с правомерным исчислением ОАО "Омскшина" земельного налога за 2003 год. Полагая, что у предприятия отсутствовали основания для применения дифференцированной ставки налога с коэффициентом 1,8. Земельный налог на 2003 год подлежит исчислению исходя из ставок налога по названной оценочной зоне 7,5 руб. за квадратный метр в год без учета повышающего коэффициента.
Кассационная инстанция поддерживает выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные Законом от 11.10.91 N 1738-1 средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В соответствии с полномочиями, предоставленными названным Законом органам местного самоуправления, Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000, утвердившим оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы. Согласно описанию оценочных зон и генеральному плану города Омска земельный участок, принадлежащий обществу, расположен в оценочной зоне 10.
Решением от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны, в которой расположен земельный участок заявителя - в размере 7,5 рубля за квадратный метр).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что налоговые законы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
Решение Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 относится к актам законодательства о налогах и сборах, так как регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Поскольку налоговым периодом по налогу на землю является год (статья 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю"), то названное решение не могло вступить в действие ранее 01.01.2003, соответственно ставки налога, установленные им, не применялись в 2002 году.
Таким образом, при определении размера земельного налога за 2003 год подлежит применению ставка налога, установленная решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 в размере 7,5 рубля за квадратный метр в год. При этом коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, к данной ставке применены быть не могут, так как они вступили в действие, как указывалось ранее, лишь с 01.01.2003, а коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно вышеназванным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах соответственно.
С учетом изложенного суд первой инстанции, исходя из приведенных норм законодательных актов Омской области, пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель в декларациях правильно определил размер земельного налога, подлежащего уплате в бюджет в 2003 году, а у налогового органа отсутствовали основания для доначисления земельного налога и предложения уплатить его в сумме 1518185 руб.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права по рассматриваемому делу, в связи с чем в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Руководствуясь статьями: пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение от 21.12.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-1400/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 18.05.2005 N Ф04-2242/2005(10550-А46-37)
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 18 мая 2005 года Дело N Ф04-2242/2005(10550-А46-37)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, город Омск, на решение от 21.12.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-1400/04 по заявлению открытого акционерного общества "Омскшина", город Омск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, город Омск, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Омскшина", город Омск (далее - ОАО "Омскшина"), обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области города Омска (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.10.2004 N 06-16/4875.
Решением от 21.12.2004 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены. Решение налогового органа от 14.10.2004 N 06-16/4875 признано недействительным.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не рассматривались.
В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Омскшина" не согласно с доводами налогового органа, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, поддержанные представителями сторон в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка правильности исчисления, своевременности представления расчетов и уплаты в бюджет земельного налога ОАО "Омскшина" за 2003 год.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 14.10.2004 N 06-16/4875 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 303637 руб., а также доначислены земельный налог за 2003 год в сумме 1518185 руб. и пени за его несвоевременную уплату в размере 58298 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, ОАО "Омскшина" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании решения недействительным.
Удовлетворяя заявленные ОАО "Омскшина" требования, суд первой инстанции исходил из того, что коэффициент, установленный Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", не может быть применен к ставке земельного налога, вводимой в действие с 01.01.2003, поскольку коэффициент 2 применяется согласно названному Федеральному закону к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что у налогового органа отсутствовали основания для доначисления земельного налога и предложения уплатить его в сумме 1518185 руб. в связи с правомерным исчислением ОАО "Омскшина" земельного налога за 2003 год. Полагая, что у предприятия отсутствовали основания для применения дифференцированной ставки налога с коэффициентом 1,8. Земельный налог на 2003 год подлежит исчислению исходя из ставок налога по названной оценочной зоне 7,5 руб. за квадратный метр в год без учета повышающего коэффициента.
Кассационная инстанция поддерживает выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные Законом от 11.10.91 N 1738-1 средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В соответствии с полномочиями, предоставленными названным Законом органам местного самоуправления, Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000, утвердившим оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы. Согласно описанию оценочных зон и генеральному плану города Омска земельный участок, принадлежащий обществу, расположен в оценочной зоне 10.
Решением от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны, в которой расположен земельный участок заявителя - в размере 7,5 рубля за квадратный метр).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что налоговые законы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
Решение Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 относится к актам законодательства о налогах и сборах, так как регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Поскольку налоговым периодом по налогу на землю является год (статья 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю"), то названное решение не могло вступить в действие ранее 01.01.2003, соответственно ставки налога, установленные им, не применялись в 2002 году.
Таким образом, при определении размера земельного налога за 2003 год подлежит применению ставка налога, установленная решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 в размере 7,5 рубля за квадратный метр в год. При этом коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, к данной ставке применены быть не могут, так как они вступили в действие, как указывалось ранее, лишь с 01.01.2003, а коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно вышеназванным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах соответственно.
С учетом изложенного суд первой инстанции, исходя из приведенных норм законодательных актов Омской области, пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель в декларациях правильно определил размер земельного налога, подлежащего уплате в бюджет в 2003 году, а у налогового органа отсутствовали основания для доначисления земельного налога и предложения уплатить его в сумме 1518185 руб.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права по рассматриваемому делу, в связи с чем в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Руководствуясь статьями: пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от 21.12.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-1400/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 18 мая 2005 года Дело N Ф04-2242/2005(10550-А46-37)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, город Омск, на решение от 21.12.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-1400/04 по заявлению открытого акционерного общества "Омскшина", город Омск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, город Омск, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Омскшина", город Омск (далее - ОАО "Омскшина"), обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области города Омска (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.10.2004 N 06-16/4875.
Решением от 21.12.2004 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены. Решение налогового органа от 14.10.2004 N 06-16/4875 признано недействительным.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не рассматривались.
В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Омскшина" не согласно с доводами налогового органа, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, поддержанные представителями сторон в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка правильности исчисления, своевременности представления расчетов и уплаты в бюджет земельного налога ОАО "Омскшина" за 2003 год.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 14.10.2004 N 06-16/4875 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 303637 руб., а также доначислены земельный налог за 2003 год в сумме 1518185 руб. и пени за его несвоевременную уплату в размере 58298 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, ОАО "Омскшина" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании решения недействительным.
Удовлетворяя заявленные ОАО "Омскшина" требования, суд первой инстанции исходил из того, что коэффициент, установленный Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", не может быть применен к ставке земельного налога, вводимой в действие с 01.01.2003, поскольку коэффициент 2 применяется согласно названному Федеральному закону к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что у налогового органа отсутствовали основания для доначисления земельного налога и предложения уплатить его в сумме 1518185 руб. в связи с правомерным исчислением ОАО "Омскшина" земельного налога за 2003 год. Полагая, что у предприятия отсутствовали основания для применения дифференцированной ставки налога с коэффициентом 1,8. Земельный налог на 2003 год подлежит исчислению исходя из ставок налога по названной оценочной зоне 7,5 руб. за квадратный метр в год без учета повышающего коэффициента.
Кассационная инстанция поддерживает выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные Законом от 11.10.91 N 1738-1 средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В соответствии с полномочиями, предоставленными названным Законом органам местного самоуправления, Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000, утвердившим оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы. Согласно описанию оценочных зон и генеральному плану города Омска земельный участок, принадлежащий обществу, расположен в оценочной зоне 10.
Решением от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны, в которой расположен земельный участок заявителя - в размере 7,5 рубля за квадратный метр).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что налоговые законы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
Решение Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 относится к актам законодательства о налогах и сборах, так как регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Поскольку налоговым периодом по налогу на землю является год (статья 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю"), то названное решение не могло вступить в действие ранее 01.01.2003, соответственно ставки налога, установленные им, не применялись в 2002 году.
Таким образом, при определении размера земельного налога за 2003 год подлежит применению ставка налога, установленная решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 в размере 7,5 рубля за квадратный метр в год. При этом коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, к данной ставке применены быть не могут, так как они вступили в действие, как указывалось ранее, лишь с 01.01.2003, а коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно вышеназванным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах соответственно.
С учетом изложенного суд первой инстанции, исходя из приведенных норм законодательных актов Омской области, пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель в декларациях правильно определил размер земельного налога, подлежащего уплате в бюджет в 2003 году, а у налогового органа отсутствовали основания для доначисления земельного налога и предложения уплатить его в сумме 1518185 руб.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права по рассматриваемому делу, в связи с чем в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Руководствуясь статьями: пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от 21.12.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-1400/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)