Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.12.2010 ПО ДЕЛУ N А82-8132/2010-27

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2010 г. по делу N А82-8132/2010-27


Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания Печенкиной Ю.А.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2010 по делу N А82-8132/2010-27, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Ярославльводоканал"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля,
Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля
о признании незаконным решения от 21.04.2010 N 06-08/008020 об отказе в возврате излишне уплаченного водного налога в сумме 851 225 рублей,

установил:

открытое акционерное общество "Ярославльводоканал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля (далее - ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля), Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля) о признании незаконным решения ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля от 21.04.2010 N 06-08/008020 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного водного налога за 1 квартал 2007 года в сумме 851 225 рублей и обязании устранить нарушение прав и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2010 заявленные требования удовлетворены.
ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению Инспекции, налоговая декларация по водному налогу за 1 квартал 2007 года представлена Обществом в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля по обособленному подразделению, прекратившему свою деятельность. Налоговые обязательства и соответствующие им декларации по водному налогу переданы по месту учета Общества в ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля. В связи с этим Инспекция считает ошибочным вывод суда первой инстанции, что после реорганизации обязанности налогового органа перед налогоплательщиком не прекратились и не изменились. Учитывая, что налоговые обязательства Общества в связи с реорганизацией переданы в налоговый орган по месту учета, Инспекция лишена права на проведение проверки и соответственно не может производить возврат сумм налога, законность которых не подтверждена. По данным Инспекции у налогоплательщика отсутствует переплата по водному налогу.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Инспекции не согласно, просит решение суда оставить без изменения.
ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля и Общество явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля отзыв на апелляционную жалобу не представила, надлежащим образом извещена о месте и времени слушания дела, просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ее представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество создано 04.06.2008 и является правопреемником преобразованного МУП "Ярославльводоканал".
МУП "Ярославльводоканал" состояло на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля по месту своего нахождения, с 07.05.2001 состояло на налоговом учете в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля по месту нахождения обособленного подразделения.
Общество является крупнейшим налогоплательщиком и с момента создания (с 04.06.2008) состоит на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля по месту своего нахождения и в качестве крупнейшего налогоплательщика. 26.06.2008 Общество поставлено на налоговый учет в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля по месту нахождения обособленного подразделения - Центра по работе с населением.
Объект налогообложения водным налогом (как в спорный период - 1 квартал 2007 года, так и в настоящее время) находится на территории Дзержинского района г. Ярославля (Северная водопроводная станция, через которую осуществляется забор воды).
В соответствии с первичной налоговой декларацией по водному налогу за 1 квартал 2007 года, представленной МУП "Ярославльводоканал" в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля 18.04.2007, МУП "Ярославльводоканал" исчислило к уплате водный налог в сумме 2 895 348 рублей.
Указанная сумма водного налога уплачена Обществом в бюджет платежным поручением от 19.04.2007 N 2367.
19.04.2010 Общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по водному налогу за 1 квартал 2007 года, в которой изменило распределение объема забранной воды применительно к различным ставкам водного налога и исчислило водный налог, подлежащий уплате в бюджет, в сумме 2 044 123 рубля.
Данная декларация отправлена Обществом по телекоммуникационным каналам связи в ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля и принята налоговым органом к обработке (лист 45-46). На титульном листе этой декларации указано, что она подается Обществом в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля (листы 38-42). Согласно протоколу входного контроля полученного документа (лист 45-46) уточненная налоговая декларация передается из ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля (код налогового органа 7602).
19.04.2010 Общество представило в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля заявление от 19.04.2010 N 15-01/1960 о возврате излишне уплаченного водного налога за 1 квартал 2007 года в размере 851 225 рублей (лист 43).
Письмом от 21.04.2010 N 06-08/008020 ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля сообщила Обществу, что представленная по телекоммуникационным связям уточненная налоговая декларация по водному налогу за 1 квартал 2007 года не принята к исполнению и предложила представить ее в налоговый орган по месту учета головной организации; также сообщила, что заявление от 19.04.2010 N 15-01/1960 о возврате денежных средств по уточненной налоговой декларации не может быть исполнено.
Общество не согласилось с отказом Инспекции возвратить излишне уплаченный водный налог, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьей 30, пунктом 10 статьи 50, статьями 78, 80, 81, 333.15 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, и пришел к выводу о том, что действия по возврату излишне уплаченной суммы водного налога должна произвести ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации.
Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации, которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации (абзац в редакции Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ, действующего в период подачи уточненной налоговой декларации).
В силу статьи 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета (пункт 5 статьи 81 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 333.15 Кодекса налоговая декларация по водному налогу представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога. При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (в редакции Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ, действующего в период подачи уточненной налоговой декларации).
В соответствии с пунктом 9 статьи 50 Кодекса при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
В пункте 10 статьи 50 Кодекса установлено, что при отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 78 Кодекса зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу пункта 6 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Согласно пункту 1.8 Порядка приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, в территориальных органах ФНС России по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 29.12.2007 N ММ-3-13/708@ (далее - Порядок приема и обработки налоговых деклараций) налоговые декларации (расчеты), поступающие от налогоплательщика в ИФНС по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, делятся на три категории: 1 категория - налоговые декларации (расчеты), по которым камеральная проверка осуществляется непосредственно в ИФНС по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика; 2 категория - налоговые декларации (расчеты), которые направляются в автоматическом режиме в ИФНС по месту нахождения, которые осуществляют их камеральную проверку; 3 категория - налоговые декларации (расчеты), которые направляются в ручном режиме в ИФНС по месту нахождения, осуществляющие их камеральную проверку.
Согласно пункту 2.1 Порядка приема и обработки налоговых деклараций при поступлении от налогоплательщика налоговой декларации (расчета) в ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ" или ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ Регион" ИФНС по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика в автоматическом режиме выполняет следующие действия, в том числе: по результатам форматно-логического контроля для налогоплательщика формируется протокол входного контроля полученного документа, заверяется ЭЦП уполномоченного лица налогового органа и отправляется в адрес налогоплательщика; если налоговая декларация (расчет) налогоплательщика заверена корректным набором ЭЦП налогоплательщика и по результатам форматно-логического контроля налоговая декларация (расчет) считается принятой, то ИФНС по месту учета крупнейшего налогоплательщика принимает налоговую декларацию и передает налогоплательщику квитанцию о приеме, заверенную ЭЦП уполномоченного лица налогового органа; налоговую декларацию (расчет), отнесенную к 2 категории, ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ" или ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ Регион" в автоматическом режиме заверяет ЭЦП уполномоченного лица ИФНС по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика и вместе с файлом, содержащим информацию о дате приема налоговой декларации (расчета), зафиксированной Спецоператором или налоговым органом, в зависимости от способа представления, заверенным ЭЦП уполномоченного лица ИФНС по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, зашифровывает и передает по ТКС, в соответствующую ИФНС по месту нахождения через УФНС.
Как видно из материалов дела, МУП "Ярославльводоканал" состояло на налоговом учете в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля и Общество (правопреемник) состоит на налоговом учете в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля по месту нахождения обособленного подразделения.
Объект налогообложения водным налогом (как в спорный период 1 квартал 2007 года, так и в настоящее время) находится на территории Дзержинского района г. Ярославля (Северная водопроводная станция, через которую осуществляется забор воды), в связи с чем ИФНС по месту нахождения объекта налогообложения также является ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля.
Первичная налоговая декларация по водному налогу за 1 квартал 2007 года представлялась МУП "Ярославльводоканал" 18.04.2007 в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля, в соответствии с действующими в этот период редакциями статей 80, 333.15 Кодекса, предусматривающими обязанность представления налоговой декларации в этот налоговый орган.
Уточненная налоговая декларация по водному налогу за 1 квартал 2007 года представлена Обществом 19.04.2010 по телекоммуникационным каналам связи в ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля - в ИФНС по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (в соответствии со статьями 80, 333.15 Кодекса в редакции, действующей на момент представления налоговой декларации). Факт поступления уточненной налоговой декларации и принятия ее налоговым органом к обработке 19.04.2010 подтвержден протоколом входного контроля полученного документа (листы 45-46).
На титульном листе этой декларации налогоплательщиком указано, что она направляется в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля по месту нахождения (листы 38-42). Согласно протоколу входного контроля полученного ИФНС документа (лист 45-46) уточненная налоговая декларация передана ИФНС в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля по месту нахождения (код налогового органа 7602) 19.04.2010. Из оспариваемого письма от 21.04.2010 N 06-08/008020 видно, что уточненная налоговая декларация получена ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля.
С заявлением о возврате излишне уплаченного водного налога в сумме 851 225 рублей Общество обратилось 19.04.2010 в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля, что соответствует статье 78 Кодекса, предусматривающей производство возврата суммы излишне уплаченного налога по месту учета налогоплательщика.
В связи с этим суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Обществом соблюден порядок подачи в налоговый орган уточненной налоговой декларации и заявления о возврате излишне уплаченного налога. Общество правильно обратилось в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля с заявлением о возврате излишне уплаченного водного налога. Заявление Обществом подано в установленный пунктом 7 статьи 78 Кодекса трехлетний срок со дня уплаты налога (уплата водного налога произведена налогоплательщиком 19.04.2007 платежным поручением от 19.04.2007 N 2367 (лист 23)).
После преобразования налогоплательщика осуществляемые ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля обязанности перед налогоплательщиком, в том числе по возврату налогов, не прекратились и не изменились. Доводы Инспекции о том, что налоговые обязательства и соответствующие им декларации по водному налогу были переданы по месту учета организации правопреемника в ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля, подлежат отклонению как не соответствующие представленным в дело доказательствам.
Из документов видно, что в первичной налоговой декларации водный налог к уплате исчислен налогоплательщиком в размере 2 895 348 рублей, в том числе по ставке налога 70 рублей при заборе воды из водного объекта для водоснабжения населения "код цели забора воды 1" исходя из объема забранной воды 9 883,300 куб. м, и по ставке налога 288 рублей при заборе воды из водного объекта на иные цели "код цели забора воды 3" исходя из объема забранной воды 7 651,100 куб. м (листы 17-20). На основании платежного поручения от 19.04.2007 N 2367 сумма налога уплачена в бюджет в полном объеме (лист 23).
Согласно уточненной налоговой декларации (листы 38-42) сумма водного налога исчислена налогоплательщиком и подлежала уплате в размере 2 044 123 рублей, в том числе по ставке налога 70 рублей при заборе воды из водного объекта для водоснабжения населения "код цели забора воды 1" исходя из объема забранной воды 13 788 куб. м, и по ставке налога 288 рублей при заборе воды из водного объекта на иные цели "код цели забора воды 3" исходя из объема забранной воды 3 746,4 куб. м.
Таким образом, объем забранной воды налогоплательщиком не уменьшен, в связи с ошибочным (в первичной налоговой декларации) распределением объема забранной воды применительно к различным ставкам налога налогоплательщиком допущена излишняя уплата водного налога в сумме 851 225 рублей. Факт излишней уплаты водного налога в указанной сумме Инспекциями не оспаривается.
Как видно из материалов дела, согласно актам совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам у Общества отсутствовала недоимка по налогам, пеням и штрафам (листы 51-68). Доказательств наличия задолженности, в погашение которой может производиться зачет суммы излишне уплаченного водного налога, не имеется. Также из актов совместной сверки расчетов видно, что и после преобразования организации в ОАО "Ярославльводоканал" с данной организацией именно ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля производит сверку расчетов, в том числе по водному налогу (лист дела 55, 58).
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что решение ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля, выраженное в письме от 21.04.2010 N 06-08/008020, об отказе в возврате Обществу излишне уплаченного водного налога за 1 квартал 2007 года в сумме 851 225 рублей подлежит признанию недействительным.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2010 по делу N А82-8132/2010-27 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ
Судьи
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Т.В.ХОРОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)