Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.01.2004 N ГКПИ03-1422

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 20 января 2004 г. N ГКПИ03-1422


Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда РФ Зелепукина А.Н.,
при секретаре Баенском А.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими и не подлежащими применению абзацев 2 - 4; 6 - 9; 12 - 13 пункта 16 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 февраля 2000 года N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (с изменениями от 15.10.2001; от 12.04.2002 и от 21.04.2003),
установил:

заявитель является плательщиком налога на землю и полагает, что его права затронуты вышеуказанным нормативным правовым актом, положения которого противоречат частям 1 и 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
В судебном заседании К. уточнил свои требования и просил признать недействующими и не подлежащими применению абзацев 2 - 4; 6 - 9; 12 - 13 пункта 16 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 февраля 2000 года N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (с изменениями от 15.10.2001; от 12.04.2002 и от 21.04.2003) по приведенным в заявлении основаниям, а также в связи с несоответствием положениям законов, постановлениям Правительства Российской Федерации, указанных в оспариваемых положениях нормативного акта.
Представители Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Б., Г., Ш., а также представитель Министерства юстиции Российской Федерации А. просили Верховный Суд Российской Федерации заявление К. оставить без удовлетворения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
К. представил документы, из которых следует, что у него в собственности имеются два домовладения, он оплачивает налог за землю, а поэтому его интересы затрагиваются оспариваемым нормативным актом.
В соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 2 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации, принят пункт 16 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 февраля 2000 года N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (с изменениями от 15.10.2001; от 12.04.2002 и от 21.04.2003), из которого следует:
16. Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также под личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей (неденоминированных) за квадратный метр.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" минимальная сумма земельного налога по этим платежам в 1995 году составила 20 рублей (неденоминированных) за квадратный метр.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" минимальная сумма земельного налога по указанным выше платежам составила не менее 30 рублей (неденоминированных) за квадратный метр.
В соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" минимальная сумма земельного налога по названным выше платежам составила не менее 60 рублей (неденоминированных) за квадратный метр.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" минимальный размер земельного налога по названным выше платежам составил в 1998 г. не менее 6 копеек за квадратный метр.
Минимальный размер земельного налога за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также под дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, составил в 1999 году не менее 12 копеек за один квадратный метр (с учетом индексации ставок земельного налога, установленной статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год").
Минимальный размер земельного налога за земли, занятые под личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, составил в 1999 году не менее 6 копеек за квадратный метр.
С учетом индексации ставок земельного налога, установленной статьей 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", минимальный размер земельного налога за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, составит в 2000 году не менее 14,4 копейки за один квадратный метр.
Минимальный размер земельного налога за земли, занятые под личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, составит в 2000 году не менее 7,2 копейки за один квадратный метр.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В связи с этим налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 14,4 копейки за один квадратный метр в 2001 году.
Налог за земли, занятые личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 7,2 копейки за один квадратный метр в 2001 году.
Согласно статье 1 Федерального закона от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. В связи с этим налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 28,8 копейки за один квадратный метр в 2002 году.
Налог за земли, занятые личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 14,4 копейки за один квадратный метр в 2002 году.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", вступившей в силу с 1 января 2003 г., действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8. В связи с этим налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 51,84 копейки за один квадратный метр в 2003 году.
Налог за земли, занятые личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 25,92 копейки за один квадратный метр в 2003 году.
Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы взимается в размере 15 процентов, а свыше двойной нормы - по полным ставкам земельного налога, установленного для городских земель.
Согласно части 5 статьи 8 Закона РФ от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" (с последующими изменениями) налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
В данной редакции ч. 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" вступила в силу в связи с принятием Федерального закона от 9 августа 1994 года N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю", опубликованного в "Российской газете" 13 августа 1994 г., из чего следует, что в 1994 году была установлена для указанной в ней категории налогоплательщиков минимальная ставка земельного налога в сумме 10 рублей за квадратный метр.
В соответствии со ст. 2 этого же Федерального закона от 9 августа 1994 года N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" на Правительство Российской Федерации была возложена обязанность, начиная с 1995 года, ежегодной индексации ставок земельного налога.
При индексации ставок земельного налога с коэффициентом 2 согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" размер минимальной ставки составит 20 рублей за квадратный метр, что соответствует указанию в абзаце 2 пункта 16 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 февраля 2000 года N 56.
В 1996 году при применении коэффициента 1,5 согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" размер минимальной ставка составит не менее 30 рублей за квадратный метр, что соответствует содержанию абзаца 3 пункта 16 данной Инструкции.
Поскольку в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2, то размер минимальной ставки в абзаце 4 Инструкции правильно указан в 60 рублей за квадратный метр, что в дальнейшем при деноминации согласно Указу Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" составило в 1998 г. не менее 6 копеек за квадратный метр.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 года N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" ставки земельного налога для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, действовавшие в 1998 году, применяются с коэффициентом 2, а поэтому в абзаце 6 оспариваемого пункта 16 правильно указано на минимальный размер ставки не менее 12 коп. за квадратный метр.
В абзаце 7 пункта 16 Инструкции также обоснованно указано, что для той категории налогоплательщиков, в отношении которой в ст. 15 ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" сделано исключение, минимальный размер земельного налога остается неизменным, то есть не менее 6 коп. за квадратный метр.
При применении ст. 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 года N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", в соответствии с которой ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель в 2000 году с коэффициентом 1,2, а поэтому правильно указано, исходя из категорий налогоплательщиков в абзаце 8 пункта 16 Инструкции 14,4 коп., а в абзаце 9 этого же пункта 7,2 коп. за квадратный метр.
Заявитель не оспаривает абзацы 10 и 11 п. 16 Инструкции, в которых приводятся указанные в абзацах 8 и 9 этого пункта минимальные размеры ставок со ссылкой на положения ст. 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", установившей, что ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель, что свидетельствует о согласии его с приведенными в указанных абзацах пункта 16 Инструкции размерами минимальных ставок налога.
В связи с введением в 2002 году ст. 1 Федерального закона от 14 декабря 2001 года N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" коэффициента 2 по отношению ставок земельного налога в 2001 году, то в абзацах 12 и 13 пункта 16 Инструкции правильно указаны минимальные ставки налога в зависимости от категорий налогоплательщиков соответственно 28,8 коп. и 14,4 коп. за квадратный метр.
Из этого следует, что содержание оспариваемых заявителем положений п. 16 Инструкции в части установления минимальных размеров ставок земельного налога соответствует приведенным нормам федерального законодательства, а приведенные в заявлении доводы и расчеты основаны на неверном толковании законодательства.
При этом положения части 1 ст. 8 Закона РФ от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю", на противоречие с которой указывал заявитель К., к положениям оспариваемого нормативного акта отношения не имеют в связи с тем, что данная норма Закона Российской Федерации применяется для определения средних ставок земельного налога в определенных районах и населенных пунктах, тогда как оспариваемые правовые нормы регулируют установление минимальных ставок налога на землю в целом по стране.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ч. 1 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:

заявление К. о признании недействующими и не подлежащими применению абзацев 2 - 4; 6 - 9; 12 - 13 пункта 16 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 февраля 2000 года N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (с изменениями от 15.10.2001; от 12.04.2002 и от 21.04.2003) оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)