Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 12 июля 2005 года Дело N Ф08-3071/2005-1246А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в отсутствие представителя заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Сочи, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2005 по делу N А32-46222/2004-58/1218, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" в лице Ростовского-на-Дону электровозоремонтного завода им. В.И. Ленина обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сочи (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Сочи, далее - налоговая инспекция) от 18.10.2004 N 03-28/200 и требований об уплате 1932000 рублей налога на землю и 41123 рублей пеней (уточненные требования).
Решением суда от 22.03.2005 решение налоговой инспекции признано недействительным. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с Законом РСФСР от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) заявитель освобожден от уплаты земельного налога по земельному участку, используемому для осуществления деятельности детского оздоровительного заведения.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение суда от 22.03.2005, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новое решение. По мнению заявителя жалобы, ОАО "Российские железные дороги", не являясь детским оздоровительным учреждением и обеспечивая потребности государства, юридических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах для извлечения прибыли, не вправе пользоваться льготой по пункту 4 статьи 12 Закона N 1738-1. Детский оздоровительный лагерь "Донские Зори" не является юридическим лицом, не может быть отнесен к субъектам налогообложения и поэтому не имеет права на льготу по налогу.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Налоговая инспекция по результатам камеральной проверки декларации по земельному налогу детского оздоровительного лагеря "Донские Зори" структурного подразделения ОАО "Российские железные дороги" установила неполную уплату земельного налога за 2004 год в результате занижения налогооблагаемой базы вследствие неправомерного применения льготы по налогу.
По данному факту налоговая инспекция приняла решение от 18.10.2004 N 03-28/200 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога в виде 289800 рублей штрафа. Данным решением предприятию доначислено 1779923 рубля недоимки и 41123 рубля пеней по земельному налогу.
Обществу направлены требования об уплате начисленных сумм налога.
Заявитель, ссылаясь на наличие у него права на льготу по земельному налогу в соответствии с пунктами 4, 15 статьи 12 Закона N 1738-1, обратился в суд с заявлением о признании указанных ненормативных актов недействительными.
Согласно пункту 4 названной статьи от уплаты земельного налога освобождаются детские оздоровительные учреждения, независимо от источника финансирования.
Принимая оспариваемое решение, налоговая инспекция исходила из того, что льгота по налогу на землю предоставляется организациям - юридическим лицам, осуществляющим детскую оздоровительную и санаторно-курортную деятельность. Детский оздоровительный лагерь "Донские Зори" представляет собой имущественный комплекс, находящийся на балансе структурного подразделения ОАО "Российские железные дороги", юридическим лицом не является, поэтому не может быть признан детским оздоровительным учреждением и, следовательно, не имеет права на льготу, установленную пунктом 4 статьи 12 Закона N 1738-1.
Согласно содержанию указанной нормы Закона основанием для применения льготы является использование земельного участка в определенных целях - для организации отдыха и поддержания здоровья детей,то есть данная льгота предоставляется Законом с целью развития детских оздоровительных заведений вне зависимости от их организационно-правовой формы.
Налоговая инспекция отдыха и поддержания здоровья детей, то есть данная льгота предоставляется Законом не оспаривает факт осуществления в 2004 году структурным подразделением общества детским оздоровительным лагерем "Донские Зори" деятельности в сфере оздоровления детей.
Письмом ГУЗ Сочинский линейный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора от 23.12.2004 N 690 подтверждается, что детский оздоровительный лагерь "Донские Зори" функционирует исключительно как учреждение, оказывающее услуги по оздоровлению детей.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что общество вправе пользоваться льготой по земельному налогу, поскольку его детский оздоровительный лагерь, занимающий земельный участок площадью 33600 кв. м, в г. Сочи, осуществляет на нем деятельность, с которой Закон связывает право на льготу. Отсутствие у данного структурного подразделения статуса самостоятельного юридического лица не может служить основанием для отказа в предоставлении льготы. Основным критерием для предоставления предприятию льготы по земельному налогу является не его статус (организационно-правовая форма) как учреждения, а тот вид деятельности, который данное предприятие осуществляет.
Кроме того, пунктом 15 статьи 12 Закона N 1738-1 от уплаты земельного налога освобождаются санаторно-курортные и оздоровительные учреждения отдыха, находящиеся в государственной, муниципальной и профсоюзной собственности.
Поскольку 100% акций, составляющих уставный капитал ОАО "Российские железные дороги", находится в федеральной собственности (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года N 585 "О создании ОАО "Российские железные дороги"), оплачены за счет внесения в уставный капитал имущества, находящегося в государственной собственности, то и по этому основанию заявитель вправе пользоваться льготой по земельному налогу от деятельности детского оздоровительного лагеря.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговый орган не представил правовых доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя права на применение льготы по земельному налогу на основании пунктов 4, 15 статьи 12 Закона N 1738-1, и обоснованность и законность оспариваемого решения налоговой инспекции от 18.10.2004, что послужило основанием для признания недействительным названного решения о начислении недоимки, пени и штрафа.
Признание недействительным решения налоговой инспекции от 18.10.2004 N 03-28/200 влечет признание недействительными требований, основанных на вышеуказанном решении налоговой инспекции.
Согласно требованиям статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина по кассационной жалобе относится на налоговую инспекцию, освобожденную от судебных расходов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 22.03.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-46222/2004-58/1218 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 12 июля 2005 года Дело N Ф08-3071/2005-1246А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в отсутствие представителя заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Сочи, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2005 по делу N А32-46222/2004-58/1218, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" в лице Ростовского-на-Дону электровозоремонтного завода им. В.И. Ленина обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сочи (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Сочи, далее - налоговая инспекция) от 18.10.2004 N 03-28/200 и требований об уплате 1932000 рублей налога на землю и 41123 рублей пеней (уточненные требования).
Решением суда от 22.03.2005 решение налоговой инспекции признано недействительным. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с Законом РСФСР от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) заявитель освобожден от уплаты земельного налога по земельному участку, используемому для осуществления деятельности детского оздоровительного заведения.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение суда от 22.03.2005, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новое решение. По мнению заявителя жалобы, ОАО "Российские железные дороги", не являясь детским оздоровительным учреждением и обеспечивая потребности государства, юридических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах для извлечения прибыли, не вправе пользоваться льготой по пункту 4 статьи 12 Закона N 1738-1. Детский оздоровительный лагерь "Донские Зори" не является юридическим лицом, не может быть отнесен к субъектам налогообложения и поэтому не имеет права на льготу по налогу.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Налоговая инспекция по результатам камеральной проверки декларации по земельному налогу детского оздоровительного лагеря "Донские Зори" структурного подразделения ОАО "Российские железные дороги" установила неполную уплату земельного налога за 2004 год в результате занижения налогооблагаемой базы вследствие неправомерного применения льготы по налогу.
По данному факту налоговая инспекция приняла решение от 18.10.2004 N 03-28/200 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога в виде 289800 рублей штрафа. Данным решением предприятию доначислено 1779923 рубля недоимки и 41123 рубля пеней по земельному налогу.
Обществу направлены требования об уплате начисленных сумм налога.
Заявитель, ссылаясь на наличие у него права на льготу по земельному налогу в соответствии с пунктами 4, 15 статьи 12 Закона N 1738-1, обратился в суд с заявлением о признании указанных ненормативных актов недействительными.
Согласно пункту 4 названной статьи от уплаты земельного налога освобождаются детские оздоровительные учреждения, независимо от источника финансирования.
Принимая оспариваемое решение, налоговая инспекция исходила из того, что льгота по налогу на землю предоставляется организациям - юридическим лицам, осуществляющим детскую оздоровительную и санаторно-курортную деятельность. Детский оздоровительный лагерь "Донские Зори" представляет собой имущественный комплекс, находящийся на балансе структурного подразделения ОАО "Российские железные дороги", юридическим лицом не является, поэтому не может быть признан детским оздоровительным учреждением и, следовательно, не имеет права на льготу, установленную пунктом 4 статьи 12 Закона N 1738-1.
Согласно содержанию указанной нормы Закона основанием для применения льготы является использование земельного участка в определенных целях - для организации отдыха и поддержания здоровья детей,то есть данная льгота предоставляется Законом с целью развития детских оздоровительных заведений вне зависимости от их организационно-правовой формы.
Налоговая инспекция отдыха и поддержания здоровья детей, то есть данная льгота предоставляется Законом не оспаривает факт осуществления в 2004 году структурным подразделением общества детским оздоровительным лагерем "Донские Зори" деятельности в сфере оздоровления детей.
Письмом ГУЗ Сочинский линейный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора от 23.12.2004 N 690 подтверждается, что детский оздоровительный лагерь "Донские Зори" функционирует исключительно как учреждение, оказывающее услуги по оздоровлению детей.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что общество вправе пользоваться льготой по земельному налогу, поскольку его детский оздоровительный лагерь, занимающий земельный участок площадью 33600 кв. м, в г. Сочи, осуществляет на нем деятельность, с которой Закон связывает право на льготу. Отсутствие у данного структурного подразделения статуса самостоятельного юридического лица не может служить основанием для отказа в предоставлении льготы. Основным критерием для предоставления предприятию льготы по земельному налогу является не его статус (организационно-правовая форма) как учреждения, а тот вид деятельности, который данное предприятие осуществляет.
Кроме того, пунктом 15 статьи 12 Закона N 1738-1 от уплаты земельного налога освобождаются санаторно-курортные и оздоровительные учреждения отдыха, находящиеся в государственной, муниципальной и профсоюзной собственности.
Поскольку 100% акций, составляющих уставный капитал ОАО "Российские железные дороги", находится в федеральной собственности (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года N 585 "О создании ОАО "Российские железные дороги"), оплачены за счет внесения в уставный капитал имущества, находящегося в государственной собственности, то и по этому основанию заявитель вправе пользоваться льготой по земельному налогу от деятельности детского оздоровительного лагеря.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговый орган не представил правовых доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя права на применение льготы по земельному налогу на основании пунктов 4, 15 статьи 12 Закона N 1738-1, и обоснованность и законность оспариваемого решения налоговой инспекции от 18.10.2004, что послужило основанием для признания недействительным названного решения о начислении недоимки, пени и штрафа.
Признание недействительным решения налоговой инспекции от 18.10.2004 N 03-28/200 влечет признание недействительными требований, основанных на вышеуказанном решении налоговой инспекции.
Согласно требованиям статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина по кассационной жалобе относится на налоговую инспекцию, освобожденную от судебных расходов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 22.03.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-46222/2004-58/1218 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 12.07.2005 N Ф08-3071/2005-1246А
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 12 июля 2005 года Дело N Ф08-3071/2005-1246А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в отсутствие представителя заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Сочи, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2005 по делу N А32-46222/2004-58/1218, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" в лице Ростовского-на-Дону электровозоремонтного завода им. В.И. Ленина обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сочи (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Сочи, далее - налоговая инспекция) от 18.10.2004 N 03-28/200 и требований об уплате 1932000 рублей налога на землю и 41123 рублей пеней (уточненные требования).
Решением суда от 22.03.2005 решение налоговой инспекции признано недействительным. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с Законом РСФСР от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) заявитель освобожден от уплаты земельного налога по земельному участку, используемому для осуществления деятельности детского оздоровительного заведения.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение суда от 22.03.2005, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новое решение. По мнению заявителя жалобы, ОАО "Российские железные дороги", не являясь детским оздоровительным учреждением и обеспечивая потребности государства, юридических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах для извлечения прибыли, не вправе пользоваться льготой по пункту 4 статьи 12 Закона N 1738-1. Детский оздоровительный лагерь "Донские Зори" не является юридическим лицом, не может быть отнесен к субъектам налогообложения и поэтому не имеет права на льготу по налогу.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Налоговая инспекция по результатам камеральной проверки декларации по земельному налогу детского оздоровительного лагеря "Донские Зори" структурного подразделения ОАО "Российские железные дороги" установила неполную уплату земельного налога за 2004 год в результате занижения налогооблагаемой базы вследствие неправомерного применения льготы по налогу.
По данному факту налоговая инспекция приняла решение от 18.10.2004 N 03-28/200 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога в виде 289800 рублей штрафа. Данным решением предприятию доначислено 1779923 рубля недоимки и 41123 рубля пеней по земельному налогу.
Обществу направлены требования об уплате начисленных сумм налога.
Заявитель, ссылаясь на наличие у него права на льготу по земельному налогу в соответствии с пунктами 4, 15 статьи 12 Закона N 1738-1, обратился в суд с заявлением о признании указанных ненормативных актов недействительными.
Согласно пункту 4 названной статьи от уплаты земельного налога освобождаются детские оздоровительные учреждения, независимо от источника финансирования.
Принимая оспариваемое решение, налоговая инспекция исходила из того, что льгота по налогу на землю предоставляется организациям - юридическим лицам, осуществляющим детскую оздоровительную и санаторно-курортную деятельность. Детский оздоровительный лагерь "Донские Зори" представляет собой имущественный комплекс, находящийся на балансе структурного подразделения ОАО "Российские железные дороги", юридическим лицом не является, поэтому не может быть признан детским оздоровительным учреждением и, следовательно, не имеет права на льготу, установленную пунктом 4 статьи 12 Закона N 1738-1.
Согласно содержанию указанной нормы Закона основанием для применения льготы является использование земельного участка в определенных целях - для организации отдыха и поддержания здоровья детей,то есть данная льгота предоставляется Законом с целью развития детских оздоровительных заведений вне зависимости от их организационно-правовой формы.
Налоговая инспекция отдыха и поддержания здоровья детей, то есть данная льгота предоставляется Законом не оспаривает факт осуществления в 2004 году структурным подразделением общества детским оздоровительным лагерем "Донские Зори" деятельности в сфере оздоровления детей.
Письмом ГУЗ Сочинский линейный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора от 23.12.2004 N 690 подтверждается, что детский оздоровительный лагерь "Донские Зори" функционирует исключительно как учреждение, оказывающее услуги по оздоровлению детей.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что общество вправе пользоваться льготой по земельному налогу, поскольку его детский оздоровительный лагерь, занимающий земельный участок площадью 33600 кв. м, в г. Сочи, осуществляет на нем деятельность, с которой Закон связывает право на льготу. Отсутствие у данного структурного подразделения статуса самостоятельного юридического лица не может служить основанием для отказа в предоставлении льготы. Основным критерием для предоставления предприятию льготы по земельному налогу является не его статус (организационно-правовая форма) как учреждения, а тот вид деятельности, который данное предприятие осуществляет.
Кроме того, пунктом 15 статьи 12 Закона N 1738-1 от уплаты земельного налога освобождаются санаторно-курортные и оздоровительные учреждения отдыха, находящиеся в государственной, муниципальной и профсоюзной собственности.
Поскольку 100% акций, составляющих уставный капитал ОАО "Российские железные дороги", находится в федеральной собственности (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года N 585 "О создании ОАО "Российские железные дороги"), оплачены за счет внесения в уставный капитал имущества, находящегося в государственной собственности, то и по этому основанию заявитель вправе пользоваться льготой по земельному налогу от деятельности детского оздоровительного лагеря.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговый орган не представил правовых доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя права на применение льготы по земельному налогу на основании пунктов 4, 15 статьи 12 Закона N 1738-1, и обоснованность и законность оспариваемого решения налоговой инспекции от 18.10.2004, что послужило основанием для признания недействительным названного решения о начислении недоимки, пени и штрафа.
Признание недействительным решения налоговой инспекции от 18.10.2004 N 03-28/200 влечет признание недействительными требований, основанных на вышеуказанном решении налоговой инспекции.
Согласно требованиям статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина по кассационной жалобе относится на налоговую инспекцию, освобожденную от судебных расходов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.03.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-46222/2004-58/1218 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 12 июля 2005 года Дело N Ф08-3071/2005-1246А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в отсутствие представителя заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Сочи, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2005 по делу N А32-46222/2004-58/1218, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" в лице Ростовского-на-Дону электровозоремонтного завода им. В.И. Ленина обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сочи (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Сочи, далее - налоговая инспекция) от 18.10.2004 N 03-28/200 и требований об уплате 1932000 рублей налога на землю и 41123 рублей пеней (уточненные требования).
Решением суда от 22.03.2005 решение налоговой инспекции признано недействительным. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с Законом РСФСР от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) заявитель освобожден от уплаты земельного налога по земельному участку, используемому для осуществления деятельности детского оздоровительного заведения.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение суда от 22.03.2005, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новое решение. По мнению заявителя жалобы, ОАО "Российские железные дороги", не являясь детским оздоровительным учреждением и обеспечивая потребности государства, юридических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах для извлечения прибыли, не вправе пользоваться льготой по пункту 4 статьи 12 Закона N 1738-1. Детский оздоровительный лагерь "Донские Зори" не является юридическим лицом, не может быть отнесен к субъектам налогообложения и поэтому не имеет права на льготу по налогу.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Налоговая инспекция по результатам камеральной проверки декларации по земельному налогу детского оздоровительного лагеря "Донские Зори" структурного подразделения ОАО "Российские железные дороги" установила неполную уплату земельного налога за 2004 год в результате занижения налогооблагаемой базы вследствие неправомерного применения льготы по налогу.
По данному факту налоговая инспекция приняла решение от 18.10.2004 N 03-28/200 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога в виде 289800 рублей штрафа. Данным решением предприятию доначислено 1779923 рубля недоимки и 41123 рубля пеней по земельному налогу.
Обществу направлены требования об уплате начисленных сумм налога.
Заявитель, ссылаясь на наличие у него права на льготу по земельному налогу в соответствии с пунктами 4, 15 статьи 12 Закона N 1738-1, обратился в суд с заявлением о признании указанных ненормативных актов недействительными.
Согласно пункту 4 названной статьи от уплаты земельного налога освобождаются детские оздоровительные учреждения, независимо от источника финансирования.
Принимая оспариваемое решение, налоговая инспекция исходила из того, что льгота по налогу на землю предоставляется организациям - юридическим лицам, осуществляющим детскую оздоровительную и санаторно-курортную деятельность. Детский оздоровительный лагерь "Донские Зори" представляет собой имущественный комплекс, находящийся на балансе структурного подразделения ОАО "Российские железные дороги", юридическим лицом не является, поэтому не может быть признан детским оздоровительным учреждением и, следовательно, не имеет права на льготу, установленную пунктом 4 статьи 12 Закона N 1738-1.
Согласно содержанию указанной нормы Закона основанием для применения льготы является использование земельного участка в определенных целях - для организации отдыха и поддержания здоровья детей,то есть данная льгота предоставляется Законом с целью развития детских оздоровительных заведений вне зависимости от их организационно-правовой формы.
Налоговая инспекция отдыха и поддержания здоровья детей, то есть данная льгота предоставляется Законом не оспаривает факт осуществления в 2004 году структурным подразделением общества детским оздоровительным лагерем "Донские Зори" деятельности в сфере оздоровления детей.
Письмом ГУЗ Сочинский линейный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора от 23.12.2004 N 690 подтверждается, что детский оздоровительный лагерь "Донские Зори" функционирует исключительно как учреждение, оказывающее услуги по оздоровлению детей.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что общество вправе пользоваться льготой по земельному налогу, поскольку его детский оздоровительный лагерь, занимающий земельный участок площадью 33600 кв. м, в г. Сочи, осуществляет на нем деятельность, с которой Закон связывает право на льготу. Отсутствие у данного структурного подразделения статуса самостоятельного юридического лица не может служить основанием для отказа в предоставлении льготы. Основным критерием для предоставления предприятию льготы по земельному налогу является не его статус (организационно-правовая форма) как учреждения, а тот вид деятельности, который данное предприятие осуществляет.
Кроме того, пунктом 15 статьи 12 Закона N 1738-1 от уплаты земельного налога освобождаются санаторно-курортные и оздоровительные учреждения отдыха, находящиеся в государственной, муниципальной и профсоюзной собственности.
Поскольку 100% акций, составляющих уставный капитал ОАО "Российские железные дороги", находится в федеральной собственности (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года N 585 "О создании ОАО "Российские железные дороги"), оплачены за счет внесения в уставный капитал имущества, находящегося в государственной собственности, то и по этому основанию заявитель вправе пользоваться льготой по земельному налогу от деятельности детского оздоровительного лагеря.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговый орган не представил правовых доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя права на применение льготы по земельному налогу на основании пунктов 4, 15 статьи 12 Закона N 1738-1, и обоснованность и законность оспариваемого решения налоговой инспекции от 18.10.2004, что послужило основанием для признания недействительным названного решения о начислении недоимки, пени и штрафа.
Признание недействительным решения налоговой инспекции от 18.10.2004 N 03-28/200 влечет признание недействительными требований, основанных на вышеуказанном решении налоговой инспекции.
Согласно требованиям статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина по кассационной жалобе относится на налоговую инспекцию, освобожденную от судебных расходов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.03.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-46222/2004-58/1218 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)