Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 18 ноября 2003 года Дело N Ф08-4519/2003-1728А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Морсвязьспутник-Юг", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску на решение от 16.07.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10938/2003-5/270, установил следующее.
ООО "Морсвязьспутник-Юг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) от 16.04.2003 N 605 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения в отношении общества.
Решением арбитражного суда от 16.07.2003 признано недействительным уведомление ИМНС РФ по г. Новороссийску от 16.04.2003 N 605 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения как несоответствующее статьям 346.12, 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 7 статьи 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. ООО "Морсвязьспутник" возвращена из дохода федерального бюджета госпошлина в сумме 1000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 19.05.2003 N 72.
Решение мотивировано тем, что заявитель, являясь организацией, созданной 15.12.2002, не имел возможности направить заявление в срок, а ограничение, обоснованное лишь "несвоевременностью" создания организации, противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом положений статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, смысл правовых норм, регулирующих порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, сводится к тому, что заявление о переходе на упрощенную систему должно быть подано одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет, а также заявитель обязан в заявлении о переходе сообщить о размере доходов за девять месяцев текущего года. Факт направления ООО "Морсвязьспутник-Юг" заявления 05.01.2003 указывает на то, что общество вправе применять упрощенную систему налогообложения только с 01.01.2004.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Морсвязьспутник-Юг" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. По мнению общества, оспариваемое уведомление ИМНС РФ по г. Новороссийску не соответствует пункту 7 статьи 3, статьям 346.12, 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ООО "Морсвязьспутник-Юг".
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей ООО "Морсвязьспутник-Юг", считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, государственная регистрация ООО "Морсвязьспутник-Юг" произведена 15.12.2002, постановка на налоговый учет осуществлена 17.12.2002. Налогоплательщик 05.01.2003 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения (л.д. 27), в котором указал, что "в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "Морсвязьспутник-Юг" переходит на упрощенную систему налогообложения с 15 декабря 2002 года".
29.01.2003 общество получило уведомление от 16.01.2003 N 605 налогового органа о возможности применения ООО "Морсвязьспутник-Юг" упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Письмом от 05.05.2003 N 2/9-1844-2141 налоговая инспекция сообщила обществу, что глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации вступает в силу с 01.01.2003 и организации, вновь созданные в период с 1 по 31 декабря 2002 года, не могут применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Кодекса, в текущем календарном году (2002).
Налоговым органом обществу направлено также уведомление от 16.04.2003 N 605 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения ООО "Морсвязьспутник-Юг" с 01.01.2003.
Не согласившись с указанным уведомлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", определявший правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, утратил силу с 01.01.2003. С указанной даты переход на упрощенную систему налогообложения регулируется нормами главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
По смыслу главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации переход на упрощенную систему налогообложения носит исключительно заявительный характер.
Сделав вывод об обоснованности применения обществом упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, суд не учел следующее.
Раздел VIII.1 "Специальные налоговые режимы" Налогового кодекса Российской Федерации был дополнен главой 26.2 Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Порядок вступления Закона в силу определен в статье 8 самого Закона. В части 2 статьи 8 Федерального закона N 104-ФЗ указано, что специальные налоговые режимы, предусмотренные статьей 1 указанного Федерального закона, вводятся в действие с 1 января 2003 года.
Статья 3 Федерального закона N 104-ФЗ признает утратившими силу с 1 января 2003 года ряд нормативных актов, в том числе Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Указанный Федеральный закон N 104-ФЗ изменен Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Однако изменения Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ не затронули порядка вступления в законную силу Федерального закона N 104-ФЗ. Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ согласно статье 8 самого Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ в части изменений Федерального закона N 104-ФЗ вступает в силу с 1 января 2003 года.
Поскольку со дня введения в действие (1 января 2003 года) главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" признавался утратившим силу (статья 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ), положения статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ означают, что если в результате изменившегося правового регулирования возникнут новые права и обязанности налогоплательщика (или изменится содержание и объем прежних прав и обязанностей), то такие права реализуются, а обязанности подлежат исполнению только с 1 января 2003 года.
Таким образом, если налогоплательщик до 1 января 2003 года применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренную Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ, то он, подав заявление в 2002 году, вправе с 1 января 2003 года, перейти на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а если налогоплательщик до 1 января 2003 года, не подпадал под применение упрощенной системы налогообложения, то его права по переходу на упрощенную систему налогообложения реализуются им в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2003 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Приведенные нормы прямо не предусматривают право юридического лица, созданного в период с 1 по 31 декабря календарного года, перейти на упрощенную систему налогообложения с начала следующего за текущим налогового периода (года). Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, допускается применение налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации при условии подачи заявления о переходе на эту систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.
Следовательно, юридические лица, созданные в декабре и подавшие заявление о постановке на налоговый учет вместе с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения, вправе применять специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Кодекса, в текущем календарном году.
Из материалов данного дела следует, что ООО "Морсвязьспутник" создано 15.12.2002 и постановлено на налоговый учет 17.12.2002 (л.д. 25). Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения общество подало в налоговую инспекцию 05.01.2003.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ООО "Морсвязьспутник-Юг" пояснили, что с момента создания общество применяло общую систему налогообложения, а с 01.01.2003 - упрощенную систему налогообложения в соответствии с приказом N 3 от 31.12.2002.
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает, что ООО "Морсвязьспутник-Юг" не вправе было переходить на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003, поскольку им не соблюдены приведенные выше положения статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации. Уведомив об этом налогоплательщика, налоговый орган не нарушил прав и законных интересов последнего, в связи с чем у суда не имелось оснований для удовлетворения заявления ООО "Морсвязьспутник".
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" с ООО "Морсвязьспутник" в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина по заявлению 1000 рублей и по кассационной жалобе - 500 рублей. При этом кассационная инстанция учитывает, что во исполнение обжалуемого решения суда обществу выдана справка на возврат госпошлины и подлинное платежное поручение от 19.05.2003 N 72. Доказательства того, что указанная сумма госпошлины не возвращена из бюджета, в материалы дела не представлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 16.07.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10938/2003-5/270 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Морсвязьспутник" о признании недействительным уведомления ИМНС РФ по г. Новороссийску от 16.04.2003 N 605 отказать.
Взыскать с ООО "Морсвязьспутник" в доход федерального бюджета госпошлину по делу в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 18 ноября 2003 года Дело N Ф08-4519/2003-1728А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Морсвязьспутник-Юг", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску на решение от 16.07.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10938/2003-5/270, установил следующее.
ООО "Морсвязьспутник-Юг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) от 16.04.2003 N 605 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения в отношении общества.
Решением арбитражного суда от 16.07.2003 признано недействительным уведомление ИМНС РФ по г. Новороссийску от 16.04.2003 N 605 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения как несоответствующее статьям 346.12, 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 7 статьи 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. ООО "Морсвязьспутник" возвращена из дохода федерального бюджета госпошлина в сумме 1000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 19.05.2003 N 72.
Решение мотивировано тем, что заявитель, являясь организацией, созданной 15.12.2002, не имел возможности направить заявление в срок, а ограничение, обоснованное лишь "несвоевременностью" создания организации, противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом положений статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, смысл правовых норм, регулирующих порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, сводится к тому, что заявление о переходе на упрощенную систему должно быть подано одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет, а также заявитель обязан в заявлении о переходе сообщить о размере доходов за девять месяцев текущего года. Факт направления ООО "Морсвязьспутник-Юг" заявления 05.01.2003 указывает на то, что общество вправе применять упрощенную систему налогообложения только с 01.01.2004.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Морсвязьспутник-Юг" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. По мнению общества, оспариваемое уведомление ИМНС РФ по г. Новороссийску не соответствует пункту 7 статьи 3, статьям 346.12, 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ООО "Морсвязьспутник-Юг".
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей ООО "Морсвязьспутник-Юг", считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, государственная регистрация ООО "Морсвязьспутник-Юг" произведена 15.12.2002, постановка на налоговый учет осуществлена 17.12.2002. Налогоплательщик 05.01.2003 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения (л.д. 27), в котором указал, что "в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "Морсвязьспутник-Юг" переходит на упрощенную систему налогообложения с 15 декабря 2002 года".
29.01.2003 общество получило уведомление от 16.01.2003 N 605 налогового органа о возможности применения ООО "Морсвязьспутник-Юг" упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Письмом от 05.05.2003 N 2/9-1844-2141 налоговая инспекция сообщила обществу, что глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации вступает в силу с 01.01.2003 и организации, вновь созданные в период с 1 по 31 декабря 2002 года, не могут применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Кодекса, в текущем календарном году (2002).
Налоговым органом обществу направлено также уведомление от 16.04.2003 N 605 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения ООО "Морсвязьспутник-Юг" с 01.01.2003.
Не согласившись с указанным уведомлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", определявший правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, утратил силу с 01.01.2003. С указанной даты переход на упрощенную систему налогообложения регулируется нормами главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
По смыслу главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации переход на упрощенную систему налогообложения носит исключительно заявительный характер.
Сделав вывод об обоснованности применения обществом упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, суд не учел следующее.
Раздел VIII.1 "Специальные налоговые режимы" Налогового кодекса Российской Федерации был дополнен главой 26.2 Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Порядок вступления Закона в силу определен в статье 8 самого Закона. В части 2 статьи 8 Федерального закона N 104-ФЗ указано, что специальные налоговые режимы, предусмотренные статьей 1 указанного Федерального закона, вводятся в действие с 1 января 2003 года.
Статья 3 Федерального закона N 104-ФЗ признает утратившими силу с 1 января 2003 года ряд нормативных актов, в том числе Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Указанный Федеральный закон N 104-ФЗ изменен Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Однако изменения Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ не затронули порядка вступления в законную силу Федерального закона N 104-ФЗ. Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ согласно статье 8 самого Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ в части изменений Федерального закона N 104-ФЗ вступает в силу с 1 января 2003 года.
Поскольку со дня введения в действие (1 января 2003 года) главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" признавался утратившим силу (статья 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ), положения статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ означают, что если в результате изменившегося правового регулирования возникнут новые права и обязанности налогоплательщика (или изменится содержание и объем прежних прав и обязанностей), то такие права реализуются, а обязанности подлежат исполнению только с 1 января 2003 года.
Таким образом, если налогоплательщик до 1 января 2003 года применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренную Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ, то он, подав заявление в 2002 году, вправе с 1 января 2003 года, перейти на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а если налогоплательщик до 1 января 2003 года, не подпадал под применение упрощенной системы налогообложения, то его права по переходу на упрощенную систему налогообложения реализуются им в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2003 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Приведенные нормы прямо не предусматривают право юридического лица, созданного в период с 1 по 31 декабря календарного года, перейти на упрощенную систему налогообложения с начала следующего за текущим налогового периода (года). Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, допускается применение налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации при условии подачи заявления о переходе на эту систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.
Следовательно, юридические лица, созданные в декабре и подавшие заявление о постановке на налоговый учет вместе с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения, вправе применять специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Кодекса, в текущем календарном году.
Из материалов данного дела следует, что ООО "Морсвязьспутник" создано 15.12.2002 и постановлено на налоговый учет 17.12.2002 (л.д. 25). Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения общество подало в налоговую инспекцию 05.01.2003.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ООО "Морсвязьспутник-Юг" пояснили, что с момента создания общество применяло общую систему налогообложения, а с 01.01.2003 - упрощенную систему налогообложения в соответствии с приказом N 3 от 31.12.2002.
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает, что ООО "Морсвязьспутник-Юг" не вправе было переходить на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003, поскольку им не соблюдены приведенные выше положения статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации. Уведомив об этом налогоплательщика, налоговый орган не нарушил прав и законных интересов последнего, в связи с чем у суда не имелось оснований для удовлетворения заявления ООО "Морсвязьспутник".
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" с ООО "Морсвязьспутник" в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина по заявлению 1000 рублей и по кассационной жалобе - 500 рублей. При этом кассационная инстанция учитывает, что во исполнение обжалуемого решения суда обществу выдана справка на возврат госпошлины и подлинное платежное поручение от 19.05.2003 N 72. Доказательства того, что указанная сумма госпошлины не возвращена из бюджета, в материалы дела не представлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 16.07.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10938/2003-5/270 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Морсвязьспутник" о признании недействительным уведомления ИМНС РФ по г. Новороссийску от 16.04.2003 N 605 отказать.
Взыскать с ООО "Морсвязьспутник" в доход федерального бюджета госпошлину по делу в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 18.11.2003 N Ф08-4519/2003-1728А
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 18 ноября 2003 года Дело N Ф08-4519/2003-1728А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Морсвязьспутник-Юг", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску на решение от 16.07.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10938/2003-5/270, установил следующее.
ООО "Морсвязьспутник-Юг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) от 16.04.2003 N 605 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения в отношении общества.
Решением арбитражного суда от 16.07.2003 признано недействительным уведомление ИМНС РФ по г. Новороссийску от 16.04.2003 N 605 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения как несоответствующее статьям 346.12, 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 7 статьи 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. ООО "Морсвязьспутник" возвращена из дохода федерального бюджета госпошлина в сумме 1000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 19.05.2003 N 72.
Решение мотивировано тем, что заявитель, являясь организацией, созданной 15.12.2002, не имел возможности направить заявление в срок, а ограничение, обоснованное лишь "несвоевременностью" создания организации, противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом положений статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, смысл правовых норм, регулирующих порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, сводится к тому, что заявление о переходе на упрощенную систему должно быть подано одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет, а также заявитель обязан в заявлении о переходе сообщить о размере доходов за девять месяцев текущего года. Факт направления ООО "Морсвязьспутник-Юг" заявления 05.01.2003 указывает на то, что общество вправе применять упрощенную систему налогообложения только с 01.01.2004.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Морсвязьспутник-Юг" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. По мнению общества, оспариваемое уведомление ИМНС РФ по г. Новороссийску не соответствует пункту 7 статьи 3, статьям 346.12, 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ООО "Морсвязьспутник-Юг".
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей ООО "Морсвязьспутник-Юг", считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, государственная регистрация ООО "Морсвязьспутник-Юг" произведена 15.12.2002, постановка на налоговый учет осуществлена 17.12.2002. Налогоплательщик 05.01.2003 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения (л.д. 27), в котором указал, что "в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "Морсвязьспутник-Юг" переходит на упрощенную систему налогообложения с 15 декабря 2002 года".
29.01.2003 общество получило уведомление от 16.01.2003 N 605 налогового органа о возможности применения ООО "Морсвязьспутник-Юг" упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Письмом от 05.05.2003 N 2/9-1844-2141 налоговая инспекция сообщила обществу, что глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации вступает в силу с 01.01.2003 и организации, вновь созданные в период с 1 по 31 декабря 2002 года, не могут применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Кодекса, в текущем календарном году (2002).
Налоговым органом обществу направлено также уведомление от 16.04.2003 N 605 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения ООО "Морсвязьспутник-Юг" с 01.01.2003.
Не согласившись с указанным уведомлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", определявший правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, утратил силу с 01.01.2003. С указанной даты переход на упрощенную систему налогообложения регулируется нормами главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
По смыслу главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации переход на упрощенную систему налогообложения носит исключительно заявительный характер.
Сделав вывод об обоснованности применения обществом упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, суд не учел следующее.
Раздел VIII.1 "Специальные налоговые режимы" Налогового кодекса Российской Федерации был дополнен главой 26.2 Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Порядок вступления Закона в силу определен в статье 8 самого Закона. В части 2 статьи 8 Федерального закона N 104-ФЗ указано, что специальные налоговые режимы, предусмотренные статьей 1 указанного Федерального закона, вводятся в действие с 1 января 2003 года.
Статья 3 Федерального закона N 104-ФЗ признает утратившими силу с 1 января 2003 года ряд нормативных актов, в том числе Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Указанный Федеральный закон N 104-ФЗ изменен Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Однако изменения Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ не затронули порядка вступления в законную силу Федерального закона N 104-ФЗ. Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ согласно статье 8 самого Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ в части изменений Федерального закона N 104-ФЗ вступает в силу с 1 января 2003 года.
Поскольку со дня введения в действие (1 января 2003 года) главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" признавался утратившим силу (статья 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ), положения статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ означают, что если в результате изменившегося правового регулирования возникнут новые права и обязанности налогоплательщика (или изменится содержание и объем прежних прав и обязанностей), то такие права реализуются, а обязанности подлежат исполнению только с 1 января 2003 года.
Таким образом, если налогоплательщик до 1 января 2003 года применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренную Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ, то он, подав заявление в 2002 году, вправе с 1 января 2003 года, перейти на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а если налогоплательщик до 1 января 2003 года, не подпадал под применение упрощенной системы налогообложения, то его права по переходу на упрощенную систему налогообложения реализуются им в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2003 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Приведенные нормы прямо не предусматривают право юридического лица, созданного в период с 1 по 31 декабря календарного года, перейти на упрощенную систему налогообложения с начала следующего за текущим налогового периода (года). Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, допускается применение налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации при условии подачи заявления о переходе на эту систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.
Следовательно, юридические лица, созданные в декабре и подавшие заявление о постановке на налоговый учет вместе с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения, вправе применять специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Кодекса, в текущем календарном году.
Из материалов данного дела следует, что ООО "Морсвязьспутник" создано 15.12.2002 и постановлено на налоговый учет 17.12.2002 (л.д. 25). Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения общество подало в налоговую инспекцию 05.01.2003.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ООО "Морсвязьспутник-Юг" пояснили, что с момента создания общество применяло общую систему налогообложения, а с 01.01.2003 - упрощенную систему налогообложения в соответствии с приказом N 3 от 31.12.2002.
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает, что ООО "Морсвязьспутник-Юг" не вправе было переходить на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003, поскольку им не соблюдены приведенные выше положения статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации. Уведомив об этом налогоплательщика, налоговый орган не нарушил прав и законных интересов последнего, в связи с чем у суда не имелось оснований для удовлетворения заявления ООО "Морсвязьспутник".
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" с ООО "Морсвязьспутник" в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина по заявлению 1000 рублей и по кассационной жалобе - 500 рублей. При этом кассационная инстанция учитывает, что во исполнение обжалуемого решения суда обществу выдана справка на возврат госпошлины и подлинное платежное поручение от 19.05.2003 N 72. Доказательства того, что указанная сумма госпошлины не возвращена из бюджета, в материалы дела не представлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.07.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10938/2003-5/270 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Морсвязьспутник" о признании недействительным уведомления ИМНС РФ по г. Новороссийску от 16.04.2003 N 605 отказать.
Взыскать с ООО "Морсвязьспутник" в доход федерального бюджета госпошлину по делу в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 18 ноября 2003 года Дело N Ф08-4519/2003-1728А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Морсвязьспутник-Юг", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску на решение от 16.07.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10938/2003-5/270, установил следующее.
ООО "Морсвязьспутник-Юг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) от 16.04.2003 N 605 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения в отношении общества.
Решением арбитражного суда от 16.07.2003 признано недействительным уведомление ИМНС РФ по г. Новороссийску от 16.04.2003 N 605 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения как несоответствующее статьям 346.12, 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 7 статьи 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. ООО "Морсвязьспутник" возвращена из дохода федерального бюджета госпошлина в сумме 1000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 19.05.2003 N 72.
Решение мотивировано тем, что заявитель, являясь организацией, созданной 15.12.2002, не имел возможности направить заявление в срок, а ограничение, обоснованное лишь "несвоевременностью" создания организации, противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом положений статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, смысл правовых норм, регулирующих порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, сводится к тому, что заявление о переходе на упрощенную систему должно быть подано одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет, а также заявитель обязан в заявлении о переходе сообщить о размере доходов за девять месяцев текущего года. Факт направления ООО "Морсвязьспутник-Юг" заявления 05.01.2003 указывает на то, что общество вправе применять упрощенную систему налогообложения только с 01.01.2004.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Морсвязьспутник-Юг" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. По мнению общества, оспариваемое уведомление ИМНС РФ по г. Новороссийску не соответствует пункту 7 статьи 3, статьям 346.12, 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ООО "Морсвязьспутник-Юг".
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей ООО "Морсвязьспутник-Юг", считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, государственная регистрация ООО "Морсвязьспутник-Юг" произведена 15.12.2002, постановка на налоговый учет осуществлена 17.12.2002. Налогоплательщик 05.01.2003 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения (л.д. 27), в котором указал, что "в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "Морсвязьспутник-Юг" переходит на упрощенную систему налогообложения с 15 декабря 2002 года".
29.01.2003 общество получило уведомление от 16.01.2003 N 605 налогового органа о возможности применения ООО "Морсвязьспутник-Юг" упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Письмом от 05.05.2003 N 2/9-1844-2141 налоговая инспекция сообщила обществу, что глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации вступает в силу с 01.01.2003 и организации, вновь созданные в период с 1 по 31 декабря 2002 года, не могут применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Кодекса, в текущем календарном году (2002).
Налоговым органом обществу направлено также уведомление от 16.04.2003 N 605 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения ООО "Морсвязьспутник-Юг" с 01.01.2003.
Не согласившись с указанным уведомлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", определявший правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, утратил силу с 01.01.2003. С указанной даты переход на упрощенную систему налогообложения регулируется нормами главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
По смыслу главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации переход на упрощенную систему налогообложения носит исключительно заявительный характер.
Сделав вывод об обоснованности применения обществом упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, суд не учел следующее.
Раздел VIII.1 "Специальные налоговые режимы" Налогового кодекса Российской Федерации был дополнен главой 26.2 Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Порядок вступления Закона в силу определен в статье 8 самого Закона. В части 2 статьи 8 Федерального закона N 104-ФЗ указано, что специальные налоговые режимы, предусмотренные статьей 1 указанного Федерального закона, вводятся в действие с 1 января 2003 года.
Статья 3 Федерального закона N 104-ФЗ признает утратившими силу с 1 января 2003 года ряд нормативных актов, в том числе Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Указанный Федеральный закон N 104-ФЗ изменен Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Однако изменения Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ не затронули порядка вступления в законную силу Федерального закона N 104-ФЗ. Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ согласно статье 8 самого Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ в части изменений Федерального закона N 104-ФЗ вступает в силу с 1 января 2003 года.
Поскольку со дня введения в действие (1 января 2003 года) главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" признавался утратившим силу (статья 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ), положения статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ означают, что если в результате изменившегося правового регулирования возникнут новые права и обязанности налогоплательщика (или изменится содержание и объем прежних прав и обязанностей), то такие права реализуются, а обязанности подлежат исполнению только с 1 января 2003 года.
Таким образом, если налогоплательщик до 1 января 2003 года применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренную Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ, то он, подав заявление в 2002 году, вправе с 1 января 2003 года, перейти на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а если налогоплательщик до 1 января 2003 года, не подпадал под применение упрощенной системы налогообложения, то его права по переходу на упрощенную систему налогообложения реализуются им в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2003 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Приведенные нормы прямо не предусматривают право юридического лица, созданного в период с 1 по 31 декабря календарного года, перейти на упрощенную систему налогообложения с начала следующего за текущим налогового периода (года). Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, допускается применение налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации при условии подачи заявления о переходе на эту систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.
Следовательно, юридические лица, созданные в декабре и подавшие заявление о постановке на налоговый учет вместе с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения, вправе применять специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Кодекса, в текущем календарном году.
Из материалов данного дела следует, что ООО "Морсвязьспутник" создано 15.12.2002 и постановлено на налоговый учет 17.12.2002 (л.д. 25). Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения общество подало в налоговую инспекцию 05.01.2003.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ООО "Морсвязьспутник-Юг" пояснили, что с момента создания общество применяло общую систему налогообложения, а с 01.01.2003 - упрощенную систему налогообложения в соответствии с приказом N 3 от 31.12.2002.
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает, что ООО "Морсвязьспутник-Юг" не вправе было переходить на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003, поскольку им не соблюдены приведенные выше положения статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации. Уведомив об этом налогоплательщика, налоговый орган не нарушил прав и законных интересов последнего, в связи с чем у суда не имелось оснований для удовлетворения заявления ООО "Морсвязьспутник".
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" с ООО "Морсвязьспутник" в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина по заявлению 1000 рублей и по кассационной жалобе - 500 рублей. При этом кассационная инстанция учитывает, что во исполнение обжалуемого решения суда обществу выдана справка на возврат госпошлины и подлинное платежное поручение от 19.05.2003 N 72. Доказательства того, что указанная сумма госпошлины не возвращена из бюджета, в материалы дела не представлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.07.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10938/2003-5/270 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Морсвязьспутник" о признании недействительным уведомления ИМНС РФ по г. Новороссийску от 16.04.2003 N 605 отказать.
Взыскать с ООО "Морсвязьспутник" в доход федерального бюджета госпошлину по делу в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)