Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 23.06.2008 ПО ДЕЛУ N А11-11029/2007-К2-19/518

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2008 г. по делу N А11-11029/2007-К2-19/518


Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Евтеевой М.Ю.,
судей Базилевой Т.В., Чигракова А.И.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.01.2008 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008
по делу N А11-11029/2007-К2-19/518,
принятые судьями Давыдовой Л.М.,
Белышковой М.Б., Захаровой Т.А., Кирилловой М.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Корона К"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира
о признании незаконным действия и обязании устранить допущенное нарушение прав
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Корона К" (далее - ООО "Корона К", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившегося в отказе в постановке на налоговый учет 50 игровых автоматов и оформленного письмом от 23.10.2007 N 05-47, а также об обязании устранить нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением от 22.01.2008 заявленные требования удовлетворены; на налоговый орган возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Общества путем выдачи свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в соответствии с частью 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционного суда от 14.04.2008 данное решение оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили (истолковали) статьи 365, 366 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не применили подлежащий применению Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"; сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам. На его взгляд, налоговый орган не зарегистрировал игровые автоматы правомерно, поскольку требования к предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ, которым установлен исчерпывающий перечень требований (ограничений), предъявляемых к субъектам игорного бизнеса с 01.01.2007; Общество не отвечало указанным требованиям, то есть не имело права осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса по заявленному адресу; налоговый орган является уполномоченным органом по осуществлению контроля и надзора за деятельностью организаторов азартных игр, следовательно, имеет полномочия по проверке игровых заведений на предмет их соответствия требованиям названного Федерального закона.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило; в соответствии с частью 2 статьи 123 и частью 1 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом извещенное (по последнему известному адресу) о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 23.06.2008 (статья 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области решения и Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.08.2007 ООО "Корона К" поставлено на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира по месту нахождения обособленного подразделения: г. Владимир, ул. Северная, д. 30а, о чем налогоплательщику направлено уведомление от 17.08.2007 N 374334.
Общество 23.10.2007 обратилось в Инспекцию с заявлением о регистрации 50 игровых автоматов (объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес).
Письмом от 23.10.2007 N 05-47 налоговый орган отказал ООО "Корона К" в удовлетворении заявления, указав на невозможность регистрации 50 объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес.
Общество не согласилось с действием Инспекции и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 1, 32, 33, 365, 366 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 3, 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 793 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.01.2005 N 7н "Об утверждении формы свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес и приложения к свидетельству о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес", суд первой инстанции пришел к выводам о том, что Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ не относится к законодательству о налогах и сборах; налоговые органы не наделены полномочиями по проверке игровых заведений на предмет их соответствия установленным названным Федеральным законом требованиям; Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит оснований для отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, поэтому налоговый орган обязан выдать свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес; действия Инспекции нарушают права и законные интересы Общества. С учетом этого суд удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил принятое решение в силе.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению по следующим причинам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является проверка законности отказа Инспекции в постановке на налоговый учет 50 игровых автоматов.
В пункте 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что игровой автомат является объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес.
Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения (пункт 2 статьи 366 Кодекса).
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В пунктах 1, 2 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
Под игорной зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ).
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (пункты 4, 5 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ).
В статье 9 Федерального закона N 244-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область.
В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
В пункте 1 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ определено, что имеющие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Согласно статье 20 Федерального закона N 244-ФЗ данный Закон вступил в силу с 01.01.2007.
Следовательно, игорные заведения, открытые и действовавшие до момента вступления Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ в силу, то есть до 01.01.2007, вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных Федеральным законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Федерального закона N 244-ФЗ возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных частями 1 и 2 статьи 16 требований осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Материалы дела свидетельствуют и суд первой инстанции установил, что ООО "Корона К" до 01.01.2007 не имело игорного заведения по адресу: г. Владимир, ул. Северная, д. 30а.
Обращаясь в налоговый орган за регистрацией 50 игровых автоматов, Общество планировало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса во вновь открытом игорном заведении по адресу: г. Владимир, ул. Северная, д. 30а, то есть на территории, не отнесенной к игорным зонам после 01.01.2007. Постановка на налоговый учет обособленного подразделения Общества свидетельствует о возможности осуществлять им по данному адресу любой не запрещенный законодательством вид предпринимательской деятельности, регистрация же объектов налогообложения - игровых автоматов является намерением заявителя открыть игорное заведение и осуществлять в нем деятельность в сфере игорного бизнеса, что является нарушением требований Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно отказал Обществу в регистрации объектов налогообложения - 50 игровых автоматов.
С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права, а кассационная жалоба Инспекции - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела в первой инстанции в сумме 2 000 рублей, с апелляционной жалобы в сумме 1 000 рублей и с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей (всего 4 000 рублей) подлежит отнесению на ООО "Корона К".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2), 289, 319 (частью 2) и 326 (частью 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.01.2008 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008 по делу N А11-11029/2007-К2-19/518 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Корона К" отказать.
Арбитражному суду Владимирской области произвести поворот принятого решения в части взыскания с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира в пользу общества с ограниченной ответственностью "Корона К" государственной пошлины по первой инстанции в сумме 2 000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Корона К" в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира государственную пошлину с апелляционной жалобы в сумме 1 000 рублей; в доход федерального бюджета - государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей.
Арбитражному суду Владимирской области выдать исполнительные листы.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Ю.ЕВТЕЕВА

Судьи
Т.В.БАЗИЛЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)