Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 10.11.2003 N А56-10819/03

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 10 ноября 2003 года Дело N А56-10819/03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от ЗАО "Трест Ленгазтеплострой" Наумовой О.В. (доверенность от 30.12.2002 N 537), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Тян Н.И. (доверенность от 19.09.2003 N 14-05/20817), рассмотрев 10.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 22.05.2003 (судья Галкина Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 11.08.2003 (судьи Дроздов А.Г., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-10819/03,
УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Трест Ленгазтеплострой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 20.03.2003 N 1.
Решением суда от 22.05.2003 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.08.2003 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В кассационной жалобе налоговый орган указал, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Судом не учтено, что письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.11.2002 N ОС-6-29/1796@ обязательно для исполнения налоговым органом, носит разъяснительный характер и в связи с этим не требует регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации; сведения, указанные в названном письме, доведены до сведения Общества оспариваемым решением, которые принято в разрезе исполнения постановлений Правительства от 03.09.1999 N 1002 и от 23.05.2001 N 410. Довод суда о противоречии оспариваемого решения налогового органа требованиям указанных постановлений не основан на законе.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества, ссылаясь на необоснованность доводов кассационной жалобы, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, установила следующее.
Решением налоговой инспекции от 17.10.2001 N 02 произведена реструктуризация задолженности Общества по налогам и сборам, а также по пеням и штрафам. Решением от 16.05.2002 N 8 реструктуризируемая задолженность по пеням уменьшена.
На основании указанных решений Обществом и налоговой инспекцией согласованы графики погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам.
Решением от 20.03.2003 N 1 графики погашения реструктуризируемой задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам по решению от 17.10.2001 N 02 изменены. Из графиков погашения задолженности по пеням и штрафам исключены суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль и включены в графики погашения реструктуризируемой задолженности по налогу на прибыль с первого квартала 2003 года до окончания действия графиков погашения задолженности по налогам равными долями.
Решение принято налоговым органом в соответствии с письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.11.2002 N ОС-6-29/1796@.
Общество не согласно с решением налоговой инспекции от 20.03.2003 N 1 в связи с тем, что указанное письмо не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально не опубликовано в средствах массовой информации, а также не доведено до сведения налогоплательщиков, налоговых агентов или их представителей надлежащим образом, как того требует Налоговый кодекс Российской Федерации. Кроме того, письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам не является нормативным актом, которым должны вноситься изменения в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам реструктуризации кредиторской задолженности, и заведомо ухудшает положение налогоплательщика в нарушение требований Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, указал, что решение от 20.03.2003 N 1 противоречит требованиям постановлений Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 и от 23.05.2001 N 410. Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.11.2002 N ОС-6-29/1796@ не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально не опубликовано в средствах массовой информации, не доведено до сведения налогоплательщиков, налоговых агентов или их представителей надлежащим образом. Внесение изменений в решение о реструктуризации задолженности ухудшает положение заявителя.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает судебные акты подлежащими отмене.
Из материалов дела следует, что согласно решению налогового органа от 17.10.2001 N 2 о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам установлен порядок проведения реструктуризации и задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам. В частности, сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль включена в график погашения задолженности по штрафам и пеням.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции, действовавшей до 01.01.2002) предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Следовательно, дополнительные платежи непосредственно включены в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль и задолженность по указанным платежам должна включаться в суммы реструктуризированной кредиторской задолженности по налогу на прибыль и не подлежит списанию в составе пеней и штрафов. Таким образом, Общество, направляя в налоговую инспекцию заявление о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании сумм задолженности по пеням и штрафам" должно было указать сумму дополнительных платежей в составе задолженности по налогу на прибыль.
Так как сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль не была включена в график погашения задолженности по налогу на прибыль, графики погашения задолженности по пеням и штрафам, включающие суммы задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль, подлежали корректировке, что и было сделано налоговой инспекцией решением от 20.03.2003 N 1.
Судом первой и апелляционной инстанций сделан неправомерный вывод о том, что решение от 20.03.2003 N 1 противоречит требованиям постановлений Правительства от 03.09.1999 N 1002 и от 23.05.2001 N 410. Кроме того, изменения, которые вносятся оспариваемым решением в решение от 17.10.2001 N 2, не нарушают прав налогоплательщика.
При таких обстоятельствах судебные акты не соответствуют действующему законодательству и подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьи 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 11.08.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-10819/03 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Трест Ленгазтеплострой" в доход бюджета 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий
АБАКУМОВА И.Д.

Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
НИКИТУШКИНА Л.Л.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)