Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Петренко Т.И.
судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17458/2007) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.11.2007 по делу N А42-5426/2007 (судья Драчева Н.И.),
по заявлению Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Североморец" Министерства обороны Российской Федерации
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Североморец" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, ФГУП "Североморец", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) от 22.08.2007 года N 898-юр.
Определением от 01.11.2007 года в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом в отдельное производство были выделены требования заявителя о признании недействительным оспариваемого решения в части доначисления налога на имущество в сумме 1 069 496 рублей, соответствующих сумм пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Предметом рассмотрения настоящего дела являются требования о признании недействительным оспариваемого решения в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 545 000 рублей, соответствующих сумм пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 01.11.2007 года суд удовлетворил заявленные требования.
На указанное решение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, в нарушение положений пункта 1 статьи 146, пунктов 1 и 2 статьи 153, пунктов 1 и 2 статьи 154, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ предприятием не исчислен налог на добавленную стоимость с субсидий и компенсаций, полученных в декабре 2004 года в сумме 2 050 000 рублей, в апреле и декабре 2005 года в сумме 340 000 рублей.
ФГУП "Североморец" и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области надлежащим образом уведомлены о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.
В адрес апелляционного суда поступили ходатайство от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области о рассмотрении жалобы без участия ее представителя и отзыв на апелляционную жалобу от ФГУ "Североморец".
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть жалобу без участия лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, транспортного налога, налога на имущество организаций, единого социального налога, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2004 по 31.12.2005 года.
На основании результатов рассмотрения материалов проверки налоговым органом оформлен акт N 02-Г-15/524 ДСП и вынесено решение N 898-юр от 22.08.2007 года о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных, в том числе, пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы в виде взыскания штрафа в сумме 113 058 рублей. Указанным решением предприятию также начислен НДС в сумме 565 290 рублей, а также пени за несвоевременную уплату указанного налога в сумме 77 619,84 рубля.
В ходе выездной налоговой проверки Инспекция установила, что предприятием за 2004 год не исчислен НДС с субсидий и компенсаций, полученных в декабре 2004 года в размере 205 000 рублей, в том числе, по платежному поручению от 14.12.2004 N 5 на сумму 80 000 рублей и по платежному поручению от 20.12.2004 N 6 на сумму 125 000 рублей, в результате чего занижен налог на добавленную стоимость с субсидий и компенсаций, полученных в апреле и декабре 2005 года в сумме 340 000 рублей, в том числе, по платежному поручению от 11.04.2005 года N 3 на сумму 90 000 рублей и по платежному поручению от 14.12.2005 N 261 на сумму 250 000 рублей.
По мнению Инспекции, из представленных к проверке документов видно, что денежные средства, выделяемые Министерством обороны Российской Федерации на основании справок-расчетов, предназначены для обеспечения деятельности предприятия в сфере сельского хозяйства (субсидии на производство продукции животноводства, на производство комбикормов отечественного производства), следовательно, суммы субсидий подпадают под содержание подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал, что выделяемые предприятию денежные средства не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг) и фактически являются убытками в связи с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги).
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ предусмотрен перечень операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость. В данный перечень включены операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Пунктом 1 статьи 154 НК РФ устанавливается, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
При этом положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ предусматривают увеличение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ только в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субсидии.
Поскольку ФГУ "Североморец" получает финансовую помощь за счет бюджетных средств в виде субсидий на производство продукции животноводства, на производство комбикормов и приобретение комбикормов отечественного производства, то соответственно данные денежные средства подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение Межрайонной инспекции ФНС N 2 по Мурманской области от 22.08.2007 N 898-юр соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания его недействительным.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба является обоснованной, подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.11.2007 по делу N А42-5426/2007 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Североморец" Министерства обороны Российской Федерации государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ПЕТРЕНКО Т.И.
Судьи
САВИЦКАЯ И.Г.
СЕМЕНОВА А.Б.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.02.2008 ПО ДЕЛУ N А42-5426/2007
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2008 г. по делу N А42-5426/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Петренко Т.И.
судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17458/2007) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.11.2007 по делу N А42-5426/2007 (судья Драчева Н.И.),
по заявлению Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Североморец" Министерства обороны Российской Федерации
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
установил:
федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Североморец" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, ФГУП "Североморец", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) от 22.08.2007 года N 898-юр.
Определением от 01.11.2007 года в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом в отдельное производство были выделены требования заявителя о признании недействительным оспариваемого решения в части доначисления налога на имущество в сумме 1 069 496 рублей, соответствующих сумм пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Предметом рассмотрения настоящего дела являются требования о признании недействительным оспариваемого решения в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 545 000 рублей, соответствующих сумм пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 01.11.2007 года суд удовлетворил заявленные требования.
На указанное решение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, в нарушение положений пункта 1 статьи 146, пунктов 1 и 2 статьи 153, пунктов 1 и 2 статьи 154, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ предприятием не исчислен налог на добавленную стоимость с субсидий и компенсаций, полученных в декабре 2004 года в сумме 2 050 000 рублей, в апреле и декабре 2005 года в сумме 340 000 рублей.
ФГУП "Североморец" и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области надлежащим образом уведомлены о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.
В адрес апелляционного суда поступили ходатайство от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области о рассмотрении жалобы без участия ее представителя и отзыв на апелляционную жалобу от ФГУ "Североморец".
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть жалобу без участия лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, транспортного налога, налога на имущество организаций, единого социального налога, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2004 по 31.12.2005 года.
На основании результатов рассмотрения материалов проверки налоговым органом оформлен акт N 02-Г-15/524 ДСП и вынесено решение N 898-юр от 22.08.2007 года о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных, в том числе, пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы в виде взыскания штрафа в сумме 113 058 рублей. Указанным решением предприятию также начислен НДС в сумме 565 290 рублей, а также пени за несвоевременную уплату указанного налога в сумме 77 619,84 рубля.
В ходе выездной налоговой проверки Инспекция установила, что предприятием за 2004 год не исчислен НДС с субсидий и компенсаций, полученных в декабре 2004 года в размере 205 000 рублей, в том числе, по платежному поручению от 14.12.2004 N 5 на сумму 80 000 рублей и по платежному поручению от 20.12.2004 N 6 на сумму 125 000 рублей, в результате чего занижен налог на добавленную стоимость с субсидий и компенсаций, полученных в апреле и декабре 2005 года в сумме 340 000 рублей, в том числе, по платежному поручению от 11.04.2005 года N 3 на сумму 90 000 рублей и по платежному поручению от 14.12.2005 N 261 на сумму 250 000 рублей.
По мнению Инспекции, из представленных к проверке документов видно, что денежные средства, выделяемые Министерством обороны Российской Федерации на основании справок-расчетов, предназначены для обеспечения деятельности предприятия в сфере сельского хозяйства (субсидии на производство продукции животноводства, на производство комбикормов отечественного производства), следовательно, суммы субсидий подпадают под содержание подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал, что выделяемые предприятию денежные средства не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг) и фактически являются убытками в связи с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги).
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ предусмотрен перечень операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость. В данный перечень включены операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Пунктом 1 статьи 154 НК РФ устанавливается, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
При этом положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ предусматривают увеличение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ только в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субсидии.
Поскольку ФГУ "Североморец" получает финансовую помощь за счет бюджетных средств в виде субсидий на производство продукции животноводства, на производство комбикормов и приобретение комбикормов отечественного производства, то соответственно данные денежные средства подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение Межрайонной инспекции ФНС N 2 по Мурманской области от 22.08.2007 N 898-юр соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания его недействительным.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба является обоснованной, подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.11.2007 по делу N А42-5426/2007 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Североморец" Министерства обороны Российской Федерации государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ПЕТРЕНКО Т.И.
Судьи
САВИЦКАЯ И.Г.
СЕМЕНОВА А.Б.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)