Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 15.05.2000 N Ф04/1146-88/А81-2000 ПО ДЕЛУ N 4-24

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2000 г. N Ф04/1146-88/А81-2000


Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Ноябрьску на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.02.2000 по делу N 4-24,
установил:

открытое акционерное общество "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Ноябрьску (ранее Государственная налоговая инспекция по г. Ноябрьску) о признании недействительным ее постановления от 28.06.99 N 12/4658 о взыскании акциза на нефть за апрель - декабрь 1996 года в сумме 352832152 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; Постановлением Правительства РФ от 01.04.96 N 479, на основании которого доначислен акциз на нефть, установлена средневзвешенная ставка акциза, а не дифференцированная ставка по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических условий, как это предусмотрено статьей 4 Федерального закона "Об акцизах".
Решением арбитражного суда от 09.12.99 в иске отказано, поскольку акциз на нефть начислен на основании Постановления Правительства РФ от 01.04.96 N 479, которое не отменено, не признано неконституционным и обязательно к исполнению в силу статьи 115 Конституции РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.02.2000 решение суда отменено, исковые требования о признании недействительным постановления налогового органа удовлетворены в связи с тем, что акцизы на нефть и газовый конденсат установлены в нарушение закона и не могут считаться законно установленными, начиная с Постановления Правительства РФ от 17.09.92 N 724.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, в спорный период Правительство РФ было наделено полномочиями по утверждению ставок акцизов на нефть и по определению порядка дифференциации их размера. В пределах реализации указанных полномочий Правительство РФ Постановлением от 01.04.96 N 479 установило с 01.04.96 средневзвешенную ставку акциза с последующей ежемесячной индексацией этой ставки.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Истец в отзыве на жалобу и его представители в судебном заседании просят оставить без изменения постановление апелляционной инстанции, являющееся законным и обоснованным.
Выслушав пояснения представителей сторон, проверив в соответствии с требованиями статей 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции от 29.02.2000.
Как видно из материалов дела, 29.04.99 истец представил в налоговый орган исправительные декларации (расчеты) по акцизам на нефть за период с апреля 1996 г. по декабрь 1996 года, указав в заявлении, что в указанный период акциз перечислен в бюджет по ставке, превышающей 40 деноминированных рублей за 1 тонну нефти, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 26.06.95 N 590. В связи с этим истец просил внести соответствующие изменения в лицевой счет налогоплательщика и выявленные излишне уплаченные налоги зачесть в счет предстоящих налоговых платежей на основании статей 78, 79 Налогового кодекса РФ.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки налоговая инспекция пришла к выводу о неверном указании в уточненных расчетах ставки акциза в размере 40 деноминированных рублей, в связи с чем принято постановление от 28.06.99 N 12/4658 о взыскании с истца акциза на нефть в сумме 352832152 руб.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 06.12.91 N 1993-1 "Об акцизах" (в редакции от 07.03.96 N 23-ФЗ, действующей в спорный период) ставки акцизов по подакцизным видам минерального сырья утверждаются Правительством РФ дифференцированно для отдельных месторождений в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.
Указанное требование закона было реализовано Указом Президента РФ от 14.08.92 N 893 "О введении акцизного сбора с пользователей недр территории РФ" и Постановлением Правительства РФ от 26.06.95 N 590 "Об установлении дифференцированных ставок акциза на нефть, добываемую на территории РФ", в котором предусмотрены для нефтегазодобывающих предприятий, имеющих соответственно различные горно-геологические условия, дифференцированные ставки акциза, в том числе для АО "Ноябрьскнефтегаз" предусмотрен акциз в размере 40000 руб. за 1 тонну нефти.
Указанное Постановление действовало до его отмены Постановлением Правительства РФ от 15.01.97 N 30 "Об установлении дифференцированных ставок акциза на нефть, добываемую на территории РФ", т.е. в спорный период должны были применяться указанные выше ставки акциза.
Постановлением Правительства РФ от 01.04.96 N 479 "Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет", на основании которого принято оспариваемое постановление налогового органа, установлена средневзвешенная ставка акциза на реализуемую нефть в размере 55000 руб. за 1 тонну, с 01.07.96 - в размере 70000 руб. за 1 тонну с последующей индексацией ставки.
В пункте 4 этого Постановления Министерству финансов РФ совместно с Министерством топлива и энергетики РФ и Госналогслужбой РФ поручено представить предложения по увеличению ставок акциза.
Данным Постановлением не отменялось Постановление Правительства РФ от 26.06.95 N 590 и иные дифференцированные ставки акциза не устанавливались.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и признал недействительным постановление налогового органа о взыскании акциза на нефть по ставке, превышающей 40 деноминированных рублей за 1 тонну.
Кроме того, у налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия постановления о взыскании акциза на нефть, который фактически был уплачен истцом в бюджет.
Таким образом, постановление апелляционной инстанции соответствует нормам материального права, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены.
Вместе с тем, неверным является вывод апелляционной инстанции о том, что акциз на нефть нельзя считать законно установленным, начиная с Постановления Правительства РФ от 17.09.92 N 724, поскольку, как указывалось выше, дифференцированные ставки акциза устанавливались Постановлением Правительства РФ от 26.06.95 N 590.
Кассационная инстанция считает также необоснованными ссылки апелляционной инстанции на нормативные правовые документы, действующие в 1997 году (Постановление Правительства РФ от 08.04.97 N 408), которые не регулируют спорные правоотношения, возникшие в 1996 году.
В связи с изложенным мотивировочную часть постановления апелляционной инстанции следует считать изложенной в редакции настоящего постановления.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.02.2000 по делу N 4-24 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)