Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.09.2006 ПО ДЕЛУ N А57-12161/05-16

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 19 сентября 2006 года Дело N А57-12161/05-16


Закрытое акционерное общество "Геотэкс", г. Саратов, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Саратова о признании недействительным ее решения от 30.05.2005 N 0296 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 424511 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.10.2005, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 22.12.2005, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС Российской Федерации по Октябрьскому району г. Саратова просит отменить принятые судебные акты, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание в суд кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Саратова была проведена камеральная проверка представленной Закрытым акционерным обществом "Геотэкс" налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2005 г. По результатам проверки было принято оспариваемое решение от 30.05.2005 N 0296, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога в результате занижения налогооблагаемой базы в виде штрафа в размере 68446 руб., начислены налог на добычу полезных ископаемых в размере 342232 руб. и пени в размере 13833 руб., всего 424511 руб. Налогоплательщику предложено уплатить эти суммы в срок, указанный в требовании.
В обоснование принятого решения налоговый орган указал, что налогоплательщик в нарушение п. 2 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налога на добычу полезных ископаемых неправомерно применил коэффициент 0,7 к ставке налога по полезным ископаемым, добытым на Преображенском месторождении Южно-Мечеткинского лицензионного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 01.07.2001 в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
Признавая решение налогового органа недействительным, суды исходили из того, что предусмотренные вышеприведенной правовой нормой условия для применения коэффициента 0,7 налогоплательщиком не нарушены.
Суды полагали, что Общество имеет право на применение коэффициента 0,7 при уплате налога на добычу полезных ископаемых, так как осуществляя за счет собственных средств поиск и разведку месторождения, поставленного на государственный баланс запасов, после введения в действие гл. 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых" не могло воспользоваться льготой, предусмотренной ранее действовавшим законодательством, утратившим силу в связи с введением в действие названной главы Кодекса.
Судебные инстанции сочли, что деление налогоплательщиков, осуществлявших за счет собственных средств поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, на две категории в зависимости от наличия или отсутствия у них освобождения от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и вследствие этого имеющих или не имеющих право применять коэффициент 0,7 при уплате налога на добычу полезных ископаемых, противоречит основополагающим принципам налогообложения.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия считает ошибочными, противоречащими нормам права.
Согласно Закону Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" с пользователей недр до введения в действие гл. 26 Кодекса "Налог на добычу полезных ископаемых" взимались отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В соответствии со ст. 44 этого Закона от указанных отчислений освобождались осуществлявшие добычу полезных ископаемых пользователи недр, если поиск и разведку их они произвели за счет собственных средств или возместили все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых.
Налог на добычу полезных ископаемых был введен с 01.01.2002. С этой же даты прекращено взимание с пользователей недр, осуществляющих добычу полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Как установлено судами, разрабатываемое месторождение было поставлено на государственный баланс запасов в 2003 г., поэтому Общество до этой даты не осуществляло добычу полезных ископаемых и не реализовывало их. Таким образом, до 01.07.2001 оно не могло являться плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и реализовать свое право на освобождение от этих отчислений как недропользователь, осуществивший за счет собственных средств проведение геофизических работ и бурение скважин.
Уплачивать налог на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,7 налогоплательщики вправе при наличии одновременно двух условий, предусмотренных п. 2 ст. 342 Кодекса, а именно: осуществления за счет собственных средств поиска и разведки полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, либо полного возмещения всех расходов государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
То обстоятельство, что Общество до вступления в силу гл. 26 Кодекса не являлось плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, не может расцениваться как освобождение его от уплаты таких платежей.
Таким образом, признавая недействительным решение налогового органа о доначислении налога на добычу полезных ископаемых, начислении пеней и взыскании штрафа, суды неправильно применили законодательство о налогах и сборах.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 19.06.2006 N 14842/05 и должна быть учтена в целях единообразия правоприменительной практики, что является требованием ст. 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.10.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 22.12.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-12161/05-16 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении заявления Закрытого акционерного общества о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Саратова от 30.05.2005 N 0296 отказать.
Взыскать с Закрытого акционерного общества "Геотэкс" (410028, г. Саратов, ул. Советская, 25) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб. по апелляционной и кассационной жалобам.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Саратовской области в соответствии со ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)