Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2008 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Л., единолично, при ведении протокола судебного заседания судьей Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ЗАО "Тема" к МИФНС России N 45 по г. Москве о признании незаконным бездействия, обязании принять налоговую декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2007 года, при участии представителей заявителя: И., дов. N 48 от 11.12.2007 г., паспорт, Б.Д., дов. N 45 от 11.12.2007 г., паспорт, представителя заинтересованного лица: Б.В., дов. от 04.02.2008 г., удостоверение УР N 413241,
установил:
ЗАО "Тема" обратилось в суд с требованиями о признании незаконным бездействия МИФНС России N 45 по г. Москве выраженное в непринятии представленной 30.07.2007 г. по телекоммуникационным каналам связи налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за полугодие 2007 года и обязании МИФНС России N 45 по г. Москве принять указанную налоговую декларацию.
Заинтересованное лицо (МИФНС России N 45 по г. Москве) возражало против удовлетворения требований по доводам, изложенным в отзыве от 22.01.2008 г. (л.д. 59 - 60).
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав и оценив, имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу об обоснованности требований ЗАО "Тема" по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ЗАО "Тема" (далее - Заявитель, налогоплательщик, общество) представило в МИФНС России N 45 по г. Москве (далее - налоговый орган, Инспекция) 30 июля 2007 года по телекоммуникационным каналам связи (системный оператор ООО "ТАКСКОМ") налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за полугодие 2007 года (л.д. 37 - 51), которая поступила в налоговый орган 30.07.2007 г., что подтверждается протоколом входного контроля (л.д. 37).
При этом, на первом (титульном) листе налоговой декларации в поле "вид документа" налогоплательщик ошибочно указал не "1/0", что означает "первичный документы (декларация)", а "3/1", что означает "корректирующий документ (уточненная декларация)" (пункт 3.2 Приказа Минфина России N 26н от 07.02.2006 г. "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядку ее заполнения").
Обнаружив указанную ошибку и отсутствие данных о сумме налога на прибыль за полугодие 2007 года к уплате в бюджет в лицевых счетах налогоплательщика, Заявитель письмом N 949 от 18.10.2007 г. (л.д. 18) сообщил Инспекции о том, что указанная декларация фактически является первичной, поскольку никаких уточненных деклараций по налогу на прибыль организаций за полугодие 2007 года им в налоговый орган не подавалось.
МИФНС России N 45 по г. Москве уведомлением от 06.11.2007 г. N 17-11/26397 (л.д. 17) сообщила налогоплательщику о том, что налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за полугодие 2007 года не принята (данные о начисленной сумме налога не отражены в лицевых счетах), в связи с неверным ее заполнением (в поле "Вид документа" было указано "3/1" - корректирующий).
Представитель налогового органа сообщил в судебном заседании, что и на сегодняшний день указанная налоговая декларация не принята Инспекцией и данные о начисленной по ней сумме налога на прибыль не отражены в лицевых счетах налогоплательщика (протокол судебного заседания от 14.02.2008 г., л.д. 71).
Суд, рассмотрев представленные Заявителем документы (налоговую декларацию, протокол входного контроля, письмо, уведомление), а также позицию налогового органа (отзыв), считает, что Инспекция совершила незаконное бездействие по непринятию налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за полугодие 2007 года по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ) налоговая декларация (расчет авансового платежа) представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (авансового платежа).
Формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 НК РФ), которое не вправе включать в указанные формы сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, за исключением сведений перечисленных в подпунктах 1 - 5 пункта 7 статьи 80 НК РФ.
Пунктом 3, 4 статьи 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде лично налогоплательщиком или его представителем, направлена по почте в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату) и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации (расчета) о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок предоставления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации (Приказ МНС России N БГ-3-32/169 от 02.04.2002 г.).
Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за полугодие 2007 года, представленная Заявителем 30 июля 2007 года в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи, составлена по форме, установленной Приказом Минфина России N 26н от 07.02.2006 г. "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядку ее заполнения", ошибок в ее заполнении при получении файла обнаружено не было (протокол входного контроля от 30.07.2007 г. строки 11, 378, 379 - "ошибок = 0", л.д. 37), формат представленной декларации в электронном виде соответствует установленному Федеральной налоговой службы формату (Приказ ФНС России N ММ-3-13/76@ от 21.02.2007 г.).
Указание в налоговой декларации в поле "вид документа" значения "3/1" (корректирующий), вместо "1/0" (первичный) не является основанием для непринятия указанной декларации налоговым органом, поскольку единственным основанием для отказа в принятии (непринятии) налоговой декларации (расчета) является ее представление не по форме, установленной соответствующим приказом Министерства финансов Российской Федерации и не в формате, установленном Федеральной налоговой службой (при представлении декларации в электронном виде) - пункт 4 статьи 80 НК РФ.
Довод Инспекции об отсутствии технической возможности исправлять налоговые декларации полученные по телекоммуникационным каналам связи через "ТАХСОМ" никак не влияет на обязанность налогового органа принять полученную от налогоплательщика налоговую декларацию по соответствующему налогу и отразить ее показатели в лицевом счете (базе данных "Расчеты с бюджетом", ведущейся в порядке установленном Приказом ФНС России N ММ-3-10/138@ от 16.03.2007 г.), тем более, что Заявитель письмом N 949 от 18.10.2007 г. сообщил, что представленная 30.07.2007 г. налоговая декларация по налогу на прибыль является первичной, а не корректирующей.
Дополнительно суд учитывает, что статус налоговой декларации (первичная или уточненная) никак не влияет на сведения о сумме налога, начисленного по этой декларации к уплате в бюджет (уменьшению из бюджета), поскольку именно указанные сведения и являются основными при отражении налоговой декларации (расчета) в лицевом счете налогоплательщика.
Таким образом, судом установлено, что МИФНС России N 45 по г. Москве неправомерно, в нарушение пункта 4 статьи 80 НК РФ отказала в принятии представленной ЗАО "Тема" 30 июля 2007 года по телекоммуникационным каналам связи налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за полугодие 2007 года, тем самым совершила незаконное бездействие выразившееся в непринятии указанной налоговой декларации.
Поскольку данная налоговая декларация не принята Инспекцией до настоящего времени, то требование Заявителя об обязании налогового органа ее принять в порядке установленном статьей 80 НК РФ подлежит удовлетворению.
Уплаченная при обращении в суд государственная пошлина подлежит взысканию с МИФНС России N 45 по г. Москве в пользу Заявителя в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным бездействие МИФНС России N 45 по г. Москве выразившееся в непринятии налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за полугодие 2007 года представленной ЗАО "Тема" 30.07.2007 г. по телекоммуникационным каналам связи, как не соответствующее статье 80 НК РФ.
Обязать МИФНС России N 45 по г. Москве принять налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за полугодие 2007 года представленную ЗАО "Тема" 30.07.2007 г. по телекоммуникационным каналам связи.
Взыскать с МИФНС России N 45 по г. Москве в пользу ЗАО "Тема" государственную пошлину в размере 4 000 руб.
Решение в части признания незаконным бездействия и обязании принять налоговую декларацию подлежит немедленному исполнению, в остальной части подлежит исполнению после вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 14.02.2008 ПО ДЕЛУ N А40-63583/07-107-368
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2008 г. по делу N А40-63583/07-107-368
Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2008 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Л., единолично, при ведении протокола судебного заседания судьей Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ЗАО "Тема" к МИФНС России N 45 по г. Москве о признании незаконным бездействия, обязании принять налоговую декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2007 года, при участии представителей заявителя: И., дов. N 48 от 11.12.2007 г., паспорт, Б.Д., дов. N 45 от 11.12.2007 г., паспорт, представителя заинтересованного лица: Б.В., дов. от 04.02.2008 г., удостоверение УР N 413241,
установил:
ЗАО "Тема" обратилось в суд с требованиями о признании незаконным бездействия МИФНС России N 45 по г. Москве выраженное в непринятии представленной 30.07.2007 г. по телекоммуникационным каналам связи налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за полугодие 2007 года и обязании МИФНС России N 45 по г. Москве принять указанную налоговую декларацию.
Заинтересованное лицо (МИФНС России N 45 по г. Москве) возражало против удовлетворения требований по доводам, изложенным в отзыве от 22.01.2008 г. (л.д. 59 - 60).
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав и оценив, имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу об обоснованности требований ЗАО "Тема" по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ЗАО "Тема" (далее - Заявитель, налогоплательщик, общество) представило в МИФНС России N 45 по г. Москве (далее - налоговый орган, Инспекция) 30 июля 2007 года по телекоммуникационным каналам связи (системный оператор ООО "ТАКСКОМ") налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за полугодие 2007 года (л.д. 37 - 51), которая поступила в налоговый орган 30.07.2007 г., что подтверждается протоколом входного контроля (л.д. 37).
При этом, на первом (титульном) листе налоговой декларации в поле "вид документа" налогоплательщик ошибочно указал не "1/0", что означает "первичный документы (декларация)", а "3/1", что означает "корректирующий документ (уточненная декларация)" (пункт 3.2 Приказа Минфина России N 26н от 07.02.2006 г. "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядку ее заполнения").
Обнаружив указанную ошибку и отсутствие данных о сумме налога на прибыль за полугодие 2007 года к уплате в бюджет в лицевых счетах налогоплательщика, Заявитель письмом N 949 от 18.10.2007 г. (л.д. 18) сообщил Инспекции о том, что указанная декларация фактически является первичной, поскольку никаких уточненных деклараций по налогу на прибыль организаций за полугодие 2007 года им в налоговый орган не подавалось.
МИФНС России N 45 по г. Москве уведомлением от 06.11.2007 г. N 17-11/26397 (л.д. 17) сообщила налогоплательщику о том, что налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за полугодие 2007 года не принята (данные о начисленной сумме налога не отражены в лицевых счетах), в связи с неверным ее заполнением (в поле "Вид документа" было указано "3/1" - корректирующий).
Представитель налогового органа сообщил в судебном заседании, что и на сегодняшний день указанная налоговая декларация не принята Инспекцией и данные о начисленной по ней сумме налога на прибыль не отражены в лицевых счетах налогоплательщика (протокол судебного заседания от 14.02.2008 г., л.д. 71).
Суд, рассмотрев представленные Заявителем документы (налоговую декларацию, протокол входного контроля, письмо, уведомление), а также позицию налогового органа (отзыв), считает, что Инспекция совершила незаконное бездействие по непринятию налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за полугодие 2007 года по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ) налоговая декларация (расчет авансового платежа) представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (авансового платежа).
Формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 НК РФ), которое не вправе включать в указанные формы сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, за исключением сведений перечисленных в подпунктах 1 - 5 пункта 7 статьи 80 НК РФ.
Пунктом 3, 4 статьи 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде лично налогоплательщиком или его представителем, направлена по почте в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату) и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации (расчета) о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок предоставления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации (Приказ МНС России N БГ-3-32/169 от 02.04.2002 г.).
Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за полугодие 2007 года, представленная Заявителем 30 июля 2007 года в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи, составлена по форме, установленной Приказом Минфина России N 26н от 07.02.2006 г. "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядку ее заполнения", ошибок в ее заполнении при получении файла обнаружено не было (протокол входного контроля от 30.07.2007 г. строки 11, 378, 379 - "ошибок = 0", л.д. 37), формат представленной декларации в электронном виде соответствует установленному Федеральной налоговой службы формату (Приказ ФНС России N ММ-3-13/76@ от 21.02.2007 г.).
Указание в налоговой декларации в поле "вид документа" значения "3/1" (корректирующий), вместо "1/0" (первичный) не является основанием для непринятия указанной декларации налоговым органом, поскольку единственным основанием для отказа в принятии (непринятии) налоговой декларации (расчета) является ее представление не по форме, установленной соответствующим приказом Министерства финансов Российской Федерации и не в формате, установленном Федеральной налоговой службой (при представлении декларации в электронном виде) - пункт 4 статьи 80 НК РФ.
Довод Инспекции об отсутствии технической возможности исправлять налоговые декларации полученные по телекоммуникационным каналам связи через "ТАХСОМ" никак не влияет на обязанность налогового органа принять полученную от налогоплательщика налоговую декларацию по соответствующему налогу и отразить ее показатели в лицевом счете (базе данных "Расчеты с бюджетом", ведущейся в порядке установленном Приказом ФНС России N ММ-3-10/138@ от 16.03.2007 г.), тем более, что Заявитель письмом N 949 от 18.10.2007 г. сообщил, что представленная 30.07.2007 г. налоговая декларация по налогу на прибыль является первичной, а не корректирующей.
Дополнительно суд учитывает, что статус налоговой декларации (первичная или уточненная) никак не влияет на сведения о сумме налога, начисленного по этой декларации к уплате в бюджет (уменьшению из бюджета), поскольку именно указанные сведения и являются основными при отражении налоговой декларации (расчета) в лицевом счете налогоплательщика.
Таким образом, судом установлено, что МИФНС России N 45 по г. Москве неправомерно, в нарушение пункта 4 статьи 80 НК РФ отказала в принятии представленной ЗАО "Тема" 30 июля 2007 года по телекоммуникационным каналам связи налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за полугодие 2007 года, тем самым совершила незаконное бездействие выразившееся в непринятии указанной налоговой декларации.
Поскольку данная налоговая декларация не принята Инспекцией до настоящего времени, то требование Заявителя об обязании налогового органа ее принять в порядке установленном статьей 80 НК РФ подлежит удовлетворению.
Уплаченная при обращении в суд государственная пошлина подлежит взысканию с МИФНС России N 45 по г. Москве в пользу Заявителя в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным бездействие МИФНС России N 45 по г. Москве выразившееся в непринятии налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за полугодие 2007 года представленной ЗАО "Тема" 30.07.2007 г. по телекоммуникационным каналам связи, как не соответствующее статье 80 НК РФ.
Обязать МИФНС России N 45 по г. Москве принять налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за полугодие 2007 года представленную ЗАО "Тема" 30.07.2007 г. по телекоммуникационным каналам связи.
Взыскать с МИФНС России N 45 по г. Москве в пользу ЗАО "Тема" государственную пошлину в размере 4 000 руб.
Решение в части признания незаконным бездействия и обязании принять налоговую декларацию подлежит немедленному исполнению, в остальной части подлежит исполнению после вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)