Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 07.07.2009 N Ф09-4531/09-С3 ПО ДЕЛУ N А76-27897/2008-33-819/31

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2009 г. N Ф09-4531/09-С3


Дело N А76-27897/2008-33-819/31

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Глазыриной Т.Ю.,
судей Токмаковой А.Н., Гусева О.Г.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 по делу N А76-27897/2008-33-819/31 Арбитражного суда Челябинской области. В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Рысаев О.А. (доверенность от 27.01.2009 N 02-50-33).
Представитель открытого акционерного общества по производству огнеупоров "Комбинат "Магнезит" (далее - общество, налогоплательщик), о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенного надлежащим образом путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явился.

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения инспекции от 10.09.2008 N 21/226 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 13 186 руб. и внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением суда от 16.02.2009 (судья Харина Г.Н.) в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 (судьи Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А., Малышев М.Б.) решение суда отменено. Требования общества удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции от 10.09.2008 N 21/226 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части пунктов 2, 3. Прекращено производство по делу о признании недействительным пункта 1 решения инспекции от 10.09.2008 N 21/226 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом п. 4 ст. 340 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которому при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых косвенные расходы, относящиеся к добытым полезным ископаемым, в полном объеме включаются в налоговую базу. Косвенные расходы общества в виде налога на добычу полезных ископаемых в отношении строительного камня, добываемого одновременно с магнезитом и металлургическим доломитом, относятся к добыче указанных полезных ископаемых и подлежат включению в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых магнезита и металлургического доломита в полном объеме. По мнению налогового органа, общество занизило налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении магнезита и металлургического доломита, включив в расчетную стоимость налог на добычу полезных ископаемых в отношении строительного камня в сумме пропорциональной доле каждого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в налоговом периоде.
В отзыве на кассационную жалобу инспекции общество просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, представленной обществом за март 2008 года, составлен акт от 07.08.2008 N 93, рассмотрены возражения налогоплательщика и принято решение от 10.09.2008 N 21/226 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым в связи с переплатой по налогу отказано в привлечении к ответственности, предложено уплатить доначисленный налог на добычу полезных ископаемых в сумме 13 186 руб. и внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых послужили выводы инспекции о занижении обществом налоговой базы и суммы налога при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в отношении магнезита и металлургического доломита в результате включения в расчетную стоимость указанных полезных ископаемых косвенных расходов в виде налога на добычу полезных ископаемых в отношении строительного камня в сумме пропорциональной доле каждого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в налоговом периоде. Из решения налогового органа следует, что сумма налога на добычу полезных ископаемых в отношении строительного камня, налоговая база по которому исчисляется исходя из цен реализации, и добываемого одновременно с магнезитом и металлургическим доломитом, налоговая база по которым определяется исходя из расчетной стоимости, относится к косвенным расходам, имеет отношение, в целом, к добыче полезных ископаемых, непосредственно связана с добычей конкретных полезных ископаемых магнезита и металлургического доломита и подлежит включению в расчетную стоимость добытых магнезита и металлургического доломита в полном объеме, без распределения на налоги по отдельным видам добываемых полезных ископаемых.
Считая решение инспекции в части доначисления налога и внесения исправлений в документы учета незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. В обоснование заявления обществом указано на то, что косвенные расходы в виде налога на добычу полезных ископаемых в отношении строительного камня связаны с добычей полезных ископаемых и учитываются в расчетной стоимости магнезита и доломита в доле, относящейся на указанные полезные ископаемые. Данные косвенные расходы не относятся к добытым магнезиту и доломиту, в связи с чем не могут учитываться в расчетной стоимости магнезита и доломита в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что косвенные расходы, относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым или связанные с добычей полезных ископаемых, включаются в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых в полном объеме. Налог на добычу полезных ископаемых, начисляемый на каждое добытое полезное ископаемое, имеет отношение к добыче полезных ископаемых, связан с добычей конкретных полезных ископаемых и учитывается в расчетной стоимости без распределения.
Отменяя решение суда, и удовлетворяя заявление общества, апелляционный суд исходил из того, что плательщики налога должны производить оценку и вести учет отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого. Поскольку у налогоплательщика существовала возможность выделения расходов, прямо не связанных с добычей полезных ископаемых, по которым стоимость определяется расчетным способом, общество обоснованно отразило спорные расходы не в полном объеме, а в доле пропорциональной каждому добытому полезному ископаемому.
В силу ст. 338 Кодекса налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) как стоимость добытых полезных ископаемых в соответствии со ст. 340 настоящего Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 340 Кодекса в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подп. 3 п. 1 настоящей статьи, исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, предусмотренные подп. 1 - 7 п. 4 ст. 340 Кодекса, определяемые в соответствии со ст. 254, 255, 258 - 259, 260, 261, подп. 8, 9 ст. 265, ст. 263, 264, 269 Кодекса и связанные с добычей полезных ископаемых.
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого не учитываются расходы, предусмотренные ст. 266, 267, 270 Кодекса.
Таким образом, состав расходов, включаемых в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых, императивно ограничивается наличием связи с добычей полезных ископаемых.
Кроме того, п. 4 ст. 340 Кодекса устанавливает порядок учета прямых и косвенных расходов, связанных с добычей полезных ископаемых и произведенных в течение налогового периода, в соответствии с которым прямые расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Остаток незавершенного производства определяется и оценивается с учетом особенностей, предусмотренных п. 1 ст. 319 Кодекса. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы, определяемые в соответствии с гл. 25 Кодекса. При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.
Установленный порядок учета косвенных расходов различен для косвенных расходов, связанных с добычей полезных ископаемых, и для косвенных расходов, которые относятся к добытым полезным ископаемым.
Так, сумма косвенных расходов, которые связаны с добычей полезных ископаемых и произведены налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяется между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Исчисленная в указанном порядке сумма косвенных расходов в составе общей суммы расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде.
Сумма косвенных расходов, которые относятся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.
В силу ст. 318 Кодекса, если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые, косвенные и внереализационные.
К прямым расходам могут быть отнесены материальные затраты, определяемые в соответствии с подп. 1, 4 п. 1 ст. 254 Кодекса; расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда; суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
В соответствии с положениями, установленными ст. 318, подп. 7 п. 4 ст. 340 Кодекса, сумма налога на добычу полезных ископаемых относится к косвенным расходам и учитывается в расчетной стоимости добытого полезного ископаемого по правилам, предусмотренным п. 4 ст. 340 Кодекса, исходя из того, относится ли сумма налога к добытому полезному ископаемому или связана с добычей полезных ископаемых.
Кроме того, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2006 N 185н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и порядка ее заполнения" определено, что в разделе декларации об оценке стоимости единицы добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости по строке 060 указывается сумма косвенных расходов, произведенных налогоплательщиком в течение налогового периода и относящихся к добытым полезным ископаемым, определяемых в соответствии с подп. 1, 4, 5, 7 п. 4 ст. 340 Кодекса. По строке 070 указывается сумма косвенных расходов, связанных с добычей полезных ископаемых, подлежащая распределению между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика в соответствии с абз. 13 п. 4 ст. 340 Кодекса.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество осуществляет добычу полезных ископаемых на основании лицензий на право пользования недрами ЧЕЛ 00893 ТЭ, ЧЕЛ 00894 ТЭ с целевым назначением и видами работ добыча магнезита и попутных полезных ископаемых на Саткинском и Березовском месторождениях. Согласно положению об учетной политике общества видами полезных ископаемых, подлежащими налогообложению, являются магнезит, металлургический доломит и строительный камень. Стоимость строительного камня определяется исходя из цены реализации, сложившейся в налоговом периоде. Оценка стоимости магнезита осуществляется исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. Стоимость металлургического доломита определяется исходя из цены реализации, и при отсутствии реализации полезного ископаемого стоимость оценивается исходя из расчетной стоимости.
В уточненной декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за март 2008 года налогоплательщик в разделе оценки стоимости единицы добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости по строке 060 указал расходы по добыче магнезита и металлургического доломита в сумме 60 493 132 руб. 07 коп., в том числе налог на добычу полезных ископаемых в отношении магнезита и металлургического доломита за предыдущий период в сумме 1 967 465 руб. По строке 070 указаны косвенные расходы, связанные с добычей полезных ископаемых магнезита и металлургического доломита, в сумме 236 356 128 руб. 11 коп., в том числе налог на добычу полезных ископаемых в отношении строительного камня в сумме 1 193 400 руб.
Судами установлено и из материалов дела следует, что обществом при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых магнезита и металлургического доломита сумма налога на добычу полезных ископаемых в отношении строительного камня учтена в составе косвенных расходов, связанных с добычей полезных ископаемых.
Оснований для включения указанных расходов в состав косвенных расходов, относящихся к добытым полезным ископаемым магнезиту и металлургическому доломиту, не имеется.
Судом первой инстанции не учтены требования п. 4 ст. 340 Кодекса, определяющие порядок учета косвенных расходов.
При таких обстоятельствах апелляционным судом правомерно удовлетворено заявление общества о признании недействительным решения инспекции в оспариваемой части.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат предусмотренному п. 4 ст. 340 Кодекса порядку учета косвенных расходов, которые относятся к добытым полезным ископаемым, и косвенных расходов, которые связаны с добычей полезных ископаемых.
Кроме того, в письме Федеральной налоговой службы от 02.02.2005 N 21-2-05/8@ "Об оценке стоимости добытых полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости" сообщается, что косвенные расходы, прямо относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым (поименованы в подп. 1, 4, 5, 7 п. 4 ст. 340 Кодекса), и внереализационные расходы, относящиеся к добытым полезным ископаемым (поименованы в подп. 6, 7 п. 4 ст. 340 Кодекса), полностью включаются в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.
Косвенные расходы, связанные с добычей полезных ископаемых (поименованы в ст. 262, 268 Кодекса, а также п. 4 ст. 340 Кодекса, за исключением косвенных расходов, прямо относящихся к добытым полезным ископаемым), включаются в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых пропорционально доле прямых расходов на добычу полезных ископаемых в общей сумме прямых расходов. К таким расходам относятся, в частности, расходы на управление организацией, суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК.
С учетом изложенного обжалуемое постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 по делу Арбитражного суда Челябинской области N А76-27897/2008-33-819/31 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.

Судьи
ТОКМАКОВА А.Н.
ГУСЕВ О.Г.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)