Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 14 ноября 2006 г. Дело N Ф09-9365/06-С7
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Вдовина Ю.В., судей Дубровского В.И., Первухина В.М. рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции от 19.05.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 12.07.2006 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-31262/05 по заявлению открытого акционерного общества "Башкирэнерго" (далее - общество, налогоплательщик) к инспекции о признании недействительным решения налогового органа.
В судебном заседании приняли участие представители: общества - Якунова Е.В. (доверенность от 26.04.2006 N 119/11-95), Султанов А.Б. (доверенность от 26.12.2005 N 119/11-27); инспекции - Хисматуллин Р.З. (доверенность от 12.01.2006 N 2-д).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 16.06.2005 N 1272 в части доначисления налога на имущество (с учетом заявления в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 19.05.2006 (судья Чаплиц М.А.) заявленные обществом требования удовлетворены полностью. В части отказа общества от требований производство по делу прекращено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.07.2006 (судьи Новикова Л.В., Чернышова С.Л., Давлеткулова Г.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению инспекции, у налогоплательщика отсутствует право на использование льготы по налогу в отношении имущества, по которому код в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ), не соответствует коду по ОКОФ, включенному в Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации общества по налогу на имущество за 2004 г. по Ишимбайскому филиалу "Башкирэнерго". По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 16.06.2006 N 1272, которым обществу доначислен налог на имущество за 2004 г. в размере 5887676 руб.
Основанием для доначисления налога послужил вывод инспекции о том, что обществом неправомерно применена льгота, предусмотренная п. 11 ст. 381 Кодекса, в отношении имущества (линии электропередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью данного объекта), имеющего коды согласно ОКОФ, не соответствующие кодам по ОКОФ, включенным в Перечень, что не позволяет отнести указанное имущество к льготируемому.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании решения инспекции недействительным в указанной части.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из правомерности заявленной обществом льготы по налогу на имущество.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 21 Кодекса, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 381 Кодекса установлен перечень объектов, освобождаемых от обложения налогом на имущество.
В соответствии с п. 11 ст. 381 Кодекса освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 такой перечень утвержден.
В силу п. 1 ст. 374 Кодекса объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.
Факт нахождения спорного имущества, на которое заявлена льгота, на балансе общества и принадлежность его к линиям электропередач инспекцией не оспаривается.
Основанием для получения права на применение льготы является наличие у налогоплательщика в качестве основного средства линии электропередачи и оборудования, являющегося его неотъемлемой технологической частью, включенных в Перечень.
В указанном Перечне даются наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ.
Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
При этом структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX XXXXXXX - вид.
Поэтому в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов по которой является закрытым.
Перечень сформирован с использованием данных ОКОФ, содержащего наиболее полную информацию, по сравнению с Перечнем, об объектах основных средств, используемых организациями различных отраслей.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
Как следует из материалов дела, коды имущества, в отношении которого обществом применена льгота по п. 11 ст. 381 Кодекса, указанные в инвентаризационных карточках, оформлены налогоплательщиком в соответствии с ОКОФ и не совпадают с кодами ОКОФ по Перечню. В представленном обществом перечне льготируемого имущества указан вид имущества, входящий в подкласс объектов, коды ОКОФ которых имеются в Перечне. Данная детализация не может являться основанием для отказа обществу в использовании льготы по налогу на имущество.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение суда первой инстанции от 19.05.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 12.07.2006 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-31262/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 14.11.2006 N Ф09-9365/06-С7 ПО ДЕЛУ N А07-31262/05
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2006 г. Дело N Ф09-9365/06-С7
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Вдовина Ю.В., судей Дубровского В.И., Первухина В.М. рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции от 19.05.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 12.07.2006 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-31262/05 по заявлению открытого акционерного общества "Башкирэнерго" (далее - общество, налогоплательщик) к инспекции о признании недействительным решения налогового органа.
В судебном заседании приняли участие представители: общества - Якунова Е.В. (доверенность от 26.04.2006 N 119/11-95), Султанов А.Б. (доверенность от 26.12.2005 N 119/11-27); инспекции - Хисматуллин Р.З. (доверенность от 12.01.2006 N 2-д).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 16.06.2005 N 1272 в части доначисления налога на имущество (с учетом заявления в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 19.05.2006 (судья Чаплиц М.А.) заявленные обществом требования удовлетворены полностью. В части отказа общества от требований производство по делу прекращено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.07.2006 (судьи Новикова Л.В., Чернышова С.Л., Давлеткулова Г.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению инспекции, у налогоплательщика отсутствует право на использование льготы по налогу в отношении имущества, по которому код в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ), не соответствует коду по ОКОФ, включенному в Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации общества по налогу на имущество за 2004 г. по Ишимбайскому филиалу "Башкирэнерго". По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 16.06.2006 N 1272, которым обществу доначислен налог на имущество за 2004 г. в размере 5887676 руб.
Основанием для доначисления налога послужил вывод инспекции о том, что обществом неправомерно применена льгота, предусмотренная п. 11 ст. 381 Кодекса, в отношении имущества (линии электропередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью данного объекта), имеющего коды согласно ОКОФ, не соответствующие кодам по ОКОФ, включенным в Перечень, что не позволяет отнести указанное имущество к льготируемому.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании решения инспекции недействительным в указанной части.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из правомерности заявленной обществом льготы по налогу на имущество.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 21 Кодекса, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 381 Кодекса установлен перечень объектов, освобождаемых от обложения налогом на имущество.
В соответствии с п. 11 ст. 381 Кодекса освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 такой перечень утвержден.
В силу п. 1 ст. 374 Кодекса объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.
Факт нахождения спорного имущества, на которое заявлена льгота, на балансе общества и принадлежность его к линиям электропередач инспекцией не оспаривается.
Основанием для получения права на применение льготы является наличие у налогоплательщика в качестве основного средства линии электропередачи и оборудования, являющегося его неотъемлемой технологической частью, включенных в Перечень.
В указанном Перечне даются наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ.
Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
При этом структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX XXXXXXX - вид.
Поэтому в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов по которой является закрытым.
Перечень сформирован с использованием данных ОКОФ, содержащего наиболее полную информацию, по сравнению с Перечнем, об объектах основных средств, используемых организациями различных отраслей.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
Как следует из материалов дела, коды имущества, в отношении которого обществом применена льгота по п. 11 ст. 381 Кодекса, указанные в инвентаризационных карточках, оформлены налогоплательщиком в соответствии с ОКОФ и не совпадают с кодами ОКОФ по Перечню. В представленном обществом перечне льготируемого имущества указан вид имущества, входящий в подкласс объектов, коды ОКОФ которых имеются в Перечне. Данная детализация не может являться основанием для отказа обществу в использовании льготы по налогу на имущество.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 19.05.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 12.07.2006 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-31262/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
ВДОВИН Ю.В.
Судьи
ДУБРОВСКИЙ В.И.
ПЕРВУХИН В.М.
ВДОВИН Ю.В.
Судьи
ДУБРОВСКИЙ В.И.
ПЕРВУХИН В.М.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)