Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Т.О. Лешуковой при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ВТЭК", на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 июля 2008 года по делу N А58-3600/08, принятое судьей В.Э. Григорьевой,
при участии:
- от заявителя: не было;
- от заинтересованного лица: не было;
- и
Заявитель, ООО "ВТЭК", обратился с требованием о признании недействительным решения N 12/16 от 27 марта 2008 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия).
Решением суда первой инстанции решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) N 12/16 от 27 марта 2008 года признано недействительным в следующей части:
- подпункт 1 пункта 1 резолютивной части решения в части наложения штрафа по 122 НК за неуплату налога на прибыль в размере 5 856 рублей;
- подпункт 1-1 пункта 1 резолютивной части решения в части наложения штрафа за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль на сумму в размере 17 468 рублей;
- подпункт 1 пункта 2 резолютивной части по пени за неуплату налога на прибыль в размере 972 рубля 2 копейки;
- подпункт 1 пункта 3.1. по налогу на прибыль в размере 7 930 рублей, 21 350 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Из обстоятельств дела следует, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принято в связи с необходимостью дополнительной проверки возражений Общества.
В соответствии с пунктом 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Согласно решению налогового органа доводы налогоплательщика о наличии права на налоговые вычеты по НДС налоговым органом отклонены в связи с необоснованностью нормами права, так как налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения.
При этом обстоятельств дополнительно к обстоятельствам, установленным в ходе проверки, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в оспариваемом решении не изложено.
Поскольку налоговым органом в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля фактически проверялись возражения налогоплательщика на акт проверки, подлежащие проверке до рассмотрения материалов проверки, то налоговым органом в рассматриваемой ситуации нарушен установленный законом срок принятия решения.
На основании пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Согласно пункту 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" по смыслу пункта 6 статьи 101 Кодекса нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.
Обществом обжалуется решение налогового органа по основанию нарушения процедуры привлечения к налоговой ответственности, так как заместителем руководителя налогового органа не были рассмотрены материалы налоговой проверки в присутствии законного представителя Общества, указанное во вводной части решения присутствие законного представителя Общества при рассмотрении акта выездной проверки не соответствуют действительности. Кроме того, после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган не пригласил заявителя для рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля.
На основании пункта 6 статьи 101 НК в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
Согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Как следует из материалов дела в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля истребование документов, допрос свидетелей, проведение экспертизы не проводились. Новых материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий, к материалам налоговой проверки не приобщалось.
По мнению суда первой инстанции, неознакомление налоговым органом Общества с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля до вынесения оспариваемого решения права налогоплательщика участвовать в процессе материалов проверки не нарушило.
Налогоплательщик, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель налогоплательщика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представленным ходатайством общество просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Из апелляционной жалобы следует, что пунктами 1 - 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (пункт 1).
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Налоговый орган в нарушение указанной нормы не уведомил налогоплательщика о результатах дополнительных налоговых мероприятиях, чем нарушил права налогоплательщика и Налоговый Кодекс РФ.
Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 6069321.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу, налоговый орган просил оставить решение суда первой инстанции без изменений, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Согласно доводам налогового органа обязанности уведомлять налогоплательщика о рассмотрении материалов полученных по результатам проведения дополнительной проверки, тем более, что каких-либо материалов затрагивающих права налогоплательщика получено не было, Налоговый кодекс не предусматривает.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
4 сентября 2007 года налоговым органом принято решение N 90 о проведении выездной налоговой проверки. С решением представитель Общества по доверенности от 15.02.2007 года ознакомлен под роспись 10.09.2007 года
Согласно справке от 02.11.2007 года проверка начата 04.09.2007, окончена 02.11.2007 года.
29 декабря 2007 года налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки Общества составлен Акт проверки N 12/124.
Акт проверки вручен законному представителю Общества под роспись 23.01.2008 года.
01 февраля 2008 года Общество обратилось с возражениями на Акт проверки, в которых просило принять во внимание, что представить документы, подтверждающие налоговые вычеты, общество не имеет возможности в связи с изъятием документов правоохранительными органами.
08 февраля 2008 года налоговым органом вынесено уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Уведомление вручено законному представителю Общества под роспись.
18 февраля 2008 года состоялось рассмотрение материалов налоговой проверки Общества, о чем составлен протокол.
27 февраля 2008 года Общество обратилось в налоговый орган с письмом, в котором Общество просило учесть что при проверке финансовой дисциплины в 2006 году органами УНП МВД РС(Я) было произведено изъятие всех документов
27 февраля 2008 года налоговым органом принято решение N 12/02 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение вручено законному представителю Общества под роспись.
29 февраля 2008 года Общество представило дополнение к объяснению, которым Общество известило о направлении дополнительного ходатайства в органы следствия о представлении финансовых документов.
27 марта 2008 года налоговым органом принято решение N 12/16. Копия решения вручена Обществу 10 апреля 2008 года под роспись.
Как следует из указанной хронологии событий, налогоплательщик не уведомлялся о месте и времени рассмотрения материалов проверки, после назначения дополнительных мероприятий налогового контроля документов. Налогоплательщику не была предоставлена возможность ознакомиться с дополнительно полученными налоговым органом в ходе мероприятий дополнительного налогового контроля документами и сведениями.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:
1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;
3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ по делу N 12566/07 от 12 февраля 2008 г. Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) в статью 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2007.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Кодекса (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. При этом законодатель, осуществляя мероприятия по совершенствованию налогового администрирования, в том числе предусматривая внесудебный порядок взыскания сумм налоговых санкций, исходил из необходимости сохранения гарантий защиты прав налогоплательщиков и других лиц, в отношении которых проводится налоговый контроль, по меньшей мере, в объеме, предусмотренном ранее действовавшим законодательством.
Одной из таких гарантий при судебном порядке взыскания сумм налоговых санкций является обеспечение судом лицу возможности участвовать лично и (или) через своего представителя в судебном заседании.
Нарушение данного требования в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 и пунктом 2 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае является основанием для отмены судебного акта.
Следовательно, необеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, является основанием для признания решения инспекции незаконным.
Ссылка суда первой инстанции на пункт 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" неправомерна, поскольку суды применили содержащееся в нем разъяснение без учета изменений, внесенных в статью 101 Кодекса Федеральным законом N 137-ФЗ.
Довод суда первой инстанции о том, что своими действиями налоговый орган не нарушил прав и законных интересов налогоплательщика в связи с тем, что в результате дополнительных мероприятий им не были получены какие-либо новые документы и доказательства, по мнению суда апелляционной инстанции, является ошибочным, поскольку как видно из материалов дела дополнительные мероприятия налогового контроля назначены по просьбе налогоплательщика для истребования документов из УНП МВД РС(Я).
Неполучение дополнительных документов и сведений по результатам мероприятий дополнительного налогового контроля, также является обстоятельством, влекущим для налогоплательщика определенные правовые последствия, о которых он должен быть поставлен в известность, в связи с чем налоговый орган обязан был известить налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения мероприятий дополнительного налогового контроля и предоставить налогоплательщику возможность оценить факт отсутствия дополнительных документов и сведений.
Как указано выше, неисполнение указанной обязанности со стороны налогового органа и лишение налогоплательщика права на представление возражений и ознакомление с материалами дополнительного налогового контроля, является безусловным основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению, как принятое на основании неправильного применяя норм материального права и без учета позиции Президиума ВАС РФ изложенной в указанном Постановлении.
На основании изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение налогового органа признанию незаконным, как не соответствующее законодательству о налогах и сборах.
Отнести судебные расходы заявителя в размере 3000 руб. по оплате государственной пошлины на налоговый орган.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-3600/08 от "25" июля 2008 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
"Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) N 12/16 от 27 марта 2008 года, как не соответствующее Налоговому Кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) в пользу ООО "ВТЭК" расходы по государственной пошлине в размере 3 000 руб.".
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2008 N 04АП-2933/2008 ПО ДЕЛУ N А58-3600/08
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2008 г. N 04АП-2933/2008
Дело N А58-3600/08
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Т.О. Лешуковой при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ВТЭК", на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 июля 2008 года по делу N А58-3600/08, принятое судьей В.Э. Григорьевой,
при участии:
- от заявителя: не было;
- от заинтересованного лица: не было;
- и
установил:
Заявитель, ООО "ВТЭК", обратился с требованием о признании недействительным решения N 12/16 от 27 марта 2008 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия).
Решением суда первой инстанции решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) N 12/16 от 27 марта 2008 года признано недействительным в следующей части:
- подпункт 1 пункта 1 резолютивной части решения в части наложения штрафа по 122 НК за неуплату налога на прибыль в размере 5 856 рублей;
- подпункт 1-1 пункта 1 резолютивной части решения в части наложения штрафа за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль на сумму в размере 17 468 рублей;
- подпункт 1 пункта 2 резолютивной части по пени за неуплату налога на прибыль в размере 972 рубля 2 копейки;
- подпункт 1 пункта 3.1. по налогу на прибыль в размере 7 930 рублей, 21 350 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Из обстоятельств дела следует, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принято в связи с необходимостью дополнительной проверки возражений Общества.
В соответствии с пунктом 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Согласно решению налогового органа доводы налогоплательщика о наличии права на налоговые вычеты по НДС налоговым органом отклонены в связи с необоснованностью нормами права, так как налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения.
При этом обстоятельств дополнительно к обстоятельствам, установленным в ходе проверки, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в оспариваемом решении не изложено.
Поскольку налоговым органом в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля фактически проверялись возражения налогоплательщика на акт проверки, подлежащие проверке до рассмотрения материалов проверки, то налоговым органом в рассматриваемой ситуации нарушен установленный законом срок принятия решения.
На основании пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Согласно пункту 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" по смыслу пункта 6 статьи 101 Кодекса нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.
Обществом обжалуется решение налогового органа по основанию нарушения процедуры привлечения к налоговой ответственности, так как заместителем руководителя налогового органа не были рассмотрены материалы налоговой проверки в присутствии законного представителя Общества, указанное во вводной части решения присутствие законного представителя Общества при рассмотрении акта выездной проверки не соответствуют действительности. Кроме того, после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган не пригласил заявителя для рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля.
На основании пункта 6 статьи 101 НК в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
Согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Как следует из материалов дела в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля истребование документов, допрос свидетелей, проведение экспертизы не проводились. Новых материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий, к материалам налоговой проверки не приобщалось.
По мнению суда первой инстанции, неознакомление налоговым органом Общества с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля до вынесения оспариваемого решения права налогоплательщика участвовать в процессе материалов проверки не нарушило.
Налогоплательщик, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель налогоплательщика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представленным ходатайством общество просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Из апелляционной жалобы следует, что пунктами 1 - 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (пункт 1).
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Налоговый орган в нарушение указанной нормы не уведомил налогоплательщика о результатах дополнительных налоговых мероприятиях, чем нарушил права налогоплательщика и Налоговый Кодекс РФ.
Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 6069321.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу, налоговый орган просил оставить решение суда первой инстанции без изменений, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Согласно доводам налогового органа обязанности уведомлять налогоплательщика о рассмотрении материалов полученных по результатам проведения дополнительной проверки, тем более, что каких-либо материалов затрагивающих права налогоплательщика получено не было, Налоговый кодекс не предусматривает.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
4 сентября 2007 года налоговым органом принято решение N 90 о проведении выездной налоговой проверки. С решением представитель Общества по доверенности от 15.02.2007 года ознакомлен под роспись 10.09.2007 года
Согласно справке от 02.11.2007 года проверка начата 04.09.2007, окончена 02.11.2007 года.
29 декабря 2007 года налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки Общества составлен Акт проверки N 12/124.
Акт проверки вручен законному представителю Общества под роспись 23.01.2008 года.
01 февраля 2008 года Общество обратилось с возражениями на Акт проверки, в которых просило принять во внимание, что представить документы, подтверждающие налоговые вычеты, общество не имеет возможности в связи с изъятием документов правоохранительными органами.
08 февраля 2008 года налоговым органом вынесено уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Уведомление вручено законному представителю Общества под роспись.
18 февраля 2008 года состоялось рассмотрение материалов налоговой проверки Общества, о чем составлен протокол.
27 февраля 2008 года Общество обратилось в налоговый орган с письмом, в котором Общество просило учесть что при проверке финансовой дисциплины в 2006 году органами УНП МВД РС(Я) было произведено изъятие всех документов
27 февраля 2008 года налоговым органом принято решение N 12/02 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение вручено законному представителю Общества под роспись.
29 февраля 2008 года Общество представило дополнение к объяснению, которым Общество известило о направлении дополнительного ходатайства в органы следствия о представлении финансовых документов.
27 марта 2008 года налоговым органом принято решение N 12/16. Копия решения вручена Обществу 10 апреля 2008 года под роспись.
Как следует из указанной хронологии событий, налогоплательщик не уведомлялся о месте и времени рассмотрения материалов проверки, после назначения дополнительных мероприятий налогового контроля документов. Налогоплательщику не была предоставлена возможность ознакомиться с дополнительно полученными налоговым органом в ходе мероприятий дополнительного налогового контроля документами и сведениями.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:
1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;
3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ по делу N 12566/07 от 12 февраля 2008 г. Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) в статью 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2007.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Кодекса (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. При этом законодатель, осуществляя мероприятия по совершенствованию налогового администрирования, в том числе предусматривая внесудебный порядок взыскания сумм налоговых санкций, исходил из необходимости сохранения гарантий защиты прав налогоплательщиков и других лиц, в отношении которых проводится налоговый контроль, по меньшей мере, в объеме, предусмотренном ранее действовавшим законодательством.
Одной из таких гарантий при судебном порядке взыскания сумм налоговых санкций является обеспечение судом лицу возможности участвовать лично и (или) через своего представителя в судебном заседании.
Нарушение данного требования в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 и пунктом 2 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае является основанием для отмены судебного акта.
Следовательно, необеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, является основанием для признания решения инспекции незаконным.
Ссылка суда первой инстанции на пункт 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" неправомерна, поскольку суды применили содержащееся в нем разъяснение без учета изменений, внесенных в статью 101 Кодекса Федеральным законом N 137-ФЗ.
Довод суда первой инстанции о том, что своими действиями налоговый орган не нарушил прав и законных интересов налогоплательщика в связи с тем, что в результате дополнительных мероприятий им не были получены какие-либо новые документы и доказательства, по мнению суда апелляционной инстанции, является ошибочным, поскольку как видно из материалов дела дополнительные мероприятия налогового контроля назначены по просьбе налогоплательщика для истребования документов из УНП МВД РС(Я).
Неполучение дополнительных документов и сведений по результатам мероприятий дополнительного налогового контроля, также является обстоятельством, влекущим для налогоплательщика определенные правовые последствия, о которых он должен быть поставлен в известность, в связи с чем налоговый орган обязан был известить налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения мероприятий дополнительного налогового контроля и предоставить налогоплательщику возможность оценить факт отсутствия дополнительных документов и сведений.
Как указано выше, неисполнение указанной обязанности со стороны налогового органа и лишение налогоплательщика права на представление возражений и ознакомление с материалами дополнительного налогового контроля, является безусловным основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению, как принятое на основании неправильного применяя норм материального права и без учета позиции Президиума ВАС РФ изложенной в указанном Постановлении.
На основании изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение налогового органа признанию незаконным, как не соответствующее законодательству о налогах и сборах.
Отнести судебные расходы заявителя в размере 3000 руб. по оплате государственной пошлины на налоговый орган.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-3600/08 от "25" июля 2008 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
"Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) N 12/16 от 27 марта 2008 года, как не соответствующее Налоговому Кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) в пользу ООО "ВТЭК" расходы по государственной пошлине в размере 3 000 руб.".
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
Т.О.ЛЕШУКОВА
Д.Н.РЫЛОВ
Т.О.ЛЕШУКОВА
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)