Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 19.09.2002 N Ф08-3498/02-1244 ПО ДЕЛУ N А32-9410/02-33/270

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2002 г. N Ф08-3498/02-1244

Дело N А32-9410/02-33/270
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рудь Г.В., судьи Мацко Ю.В. и Воловик Л.Н. (докладчик), при участии в судебном заседании от истца - ОАО "Южная телекоммуникационная компания" Пустовит А.А. (доверенность от 01.09.02), Ермолаева А.И. (доверенность от 01.09.02), Кашаева А.Ю. (доверенность от 01.09.02), в отсутствие представителя от ответчика - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.02 (судьи Диденко В.В., Марчук Т.И., Кондратов К.Н.) по делу N А32-9410/02-33/270, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Южная телекоммуникационная компания" (далее ОАО "ЮТК") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Краснодарскому краю (далее МИНС России N 4 по Краснодарскому краю) о признании недействительным решения МИНС России N 4 по Краснодарскому краю N 6 от 13.05.02 и требования об уплате налогов N 8 от 13.05.02.
Решением суда от 08.07.02 иск удовлетворен, решение от 13.05.02 N 6 МИНС России N 4 по Краснодарскому краю и требование об уплате налогов от 13.05.02 N 8 признаны недействительными.
Решение мотивировано тем, что с 01.01.99 (даты вступления в законную силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации) подлежащая уплате в бюджет сумма налога на прибыль исчисляется по итогам налогового (отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов экономической деятельности налогоплательщика за данный налоговый (отчетный) период. Начисление и уплата дополнительных платежей по налогу на прибыль противоречат статьям 54, 55 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем положения статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не подлежат применению.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.
МИМНС России N 4 по Краснодарскому краю подала кассационную жалобу на решение суда, которое просит отменить. Податель жалобы полагает, что порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом дополнительных платежей в бюджет существовал до 01.01.02, то есть до введения в действие Закона Российской Федерации N 110-ФЗ от 06.09.01 "О внесении изменения и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства России о налогах и сборах", которым статья 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" была признана утратившей силу. Положения пункта 5 статьи 3 Налогового кодекса России, устанавливающей, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, к спорным правоотношениям не применимы и не распространяются на дополнительные платежи.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ЮТК" просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители истца возражали против доводов кассационной жалобы по основаниям, указанным в отзыве, просили оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ОАО "Южная телекоммуникационная компания", Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "ЮТК" в период с 1999 года по третий квартал 2001 года начисляло к уплате дополнительные платежи по налогу на прибыль, всего начислено платежей на сумму 13 183 320 рублей.
Полагая, что сумма дополнительных платежей начислена ошибочно, ОАО "Южная телекоммуникационная компания" обратилась в МИМНС России N 4 по Краснодарскому краю с заявлением N 438 от 17.04.02 об уменьшении по лицевому счету излишне начисленных сумм дополнительных платежей по налогу на прибыль за период с первого квартала 1999 года по третий квартал 2001 года на общую сумму 13 183 600 рублей.
Судом установлено, что налоговая инспекция, приняв заявление налогоплательщика, произвела уменьшение по лицевому счету на сумму излишне уплаченных обществом дополнительных платежей по налогу на прибыль.
Однако по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки МИМНС России N 4 по Краснодарскому краю принято решение N 6 от 13.05.02 о взыскании с ОАО "ЮТК" дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 13 183 320 рублей. Решение мотивировано тем, что основания для уменьшения начисленных истцом дополнительных платежей по налогу на прибыль отсутствуют, поскольку статья 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (которой урегулирован порядок исчисления и сроки уплаты налога на прибыль) утратила силу только с 01.01.02 с введением в действие Закона Российской Федерации N 110-ФЗ от 06.09.01 "О внесении изменения и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства России о налогах и сборах", а потому налогоплательщик обязан был производить уплату дополнительных платежей вплоть до 01.01.02.
Истцу направлено требование от 13.05.02 N 8, которым обществу "ЮТК" предложено уплатить дополнительные платежи в сумме 13 183 320 рублей.
ОАО "ЮТК" не согласившись с решением и требованием налогового органа обратилось в арбитражный суд с иском о признании их недействительными.
Суд всесторонне и полно исследовав фактические обстоятельства по делу и дав оценку представленным доказательствам и доводам сторон, сделал правильный вывод об обоснованности заявленных требований.
Позиция налогового органа об уплате дополнительных платежей базируется на статье 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Российской Федерации 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы по налогу на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов по налогу на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога. Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года.
Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале. Таким образом, пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено взимание с налогоплательщика дополнительных платежей в случае превышения суммы налога на прибыль, рассчитанной по фактически полученной за истекший квартал прибыли, над суммой авансовых взносов этого налога за тот же период.
Из статей 38, 53, 54 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в части начисления налога основой расчета является полученная прибыль, а не прогноз о предполагаемой прибыли. В силу статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Дополнительные платежи, предусмотренные пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", не подпадают под понятие налога, данное в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием объекта налогообложения (налоговой базы), определенного статьями 53 и 54 Налогового кодекса Российской Федерации. Дополнительные платежи также не подпадают под понятие пени, установленное статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Не относятся эти платежи и к санкциям, предусмотренным за нарушения налогового законодательства.
Уплата налогоплательщиками в бюджет помимо налогов (сборов) и пеней иных платежей не предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации, а поэтому положения пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в части уплаты дополнительных платежей по налогу на прибыль противоречат нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 Закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса. Закон Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в части установления дополнительных платежей противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации, а потому суд правомерно признал недействительными оспариваемые решение и требование налогового органа.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение от 08.07.02 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9410/02-33/270 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
В.А.БОБРОВА

Судьи
Л.И.БАКА
Ю.В.МАЦКО
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)