Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 26.04.2006, 19.04.2006 N Ф03-А24/06-2/192 ПО ДЕЛУ N А24-3042/05-14

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 26 апреля 2006 года Дело N Ф03-А24/06-2/192

Резолютивная часть постановления от 19 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому на решение от 08.11.2005 по делу N А24-3042/05-14 Арбитражного суда Камчатской области по заявлению открытого акционерного общества "УТРФ-Камчатка" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому о признании недействительным в части решения N 11-12/16794 от 29.07.2005.
Открытое акционерное общество "УТРФ-Камчатка" (далее - акционерное общество, ОАО "УТРФ-Камчатка") обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) N 11-12/16794 от 29.07.2005 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), за неправомерное неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Решением от 08.11.2005 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что выплаты в иностранной валюте, произведенные ОАО "УТРФ-Камчатка" членам экипажей судов взамен суточных, носят компенсационный характер, поэтому не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для привлечения акционерного общества к налоговой ответственности по названной выше норме права за неудержание и неперечисление указанного налога с выплаченных сумм взамен суточных.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого решения проверяется по кассационной жалобе налоговой инспекции, которая просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований акционерного общества. Заявитель жалобы не согласен с выводом суда о том, что выплаты валюты взамен суточных являются компенсационными выплатами, по его мнению, указанные выплаты есть часть заработной платы, которая подлежит обложению НДФЛ. Кроме того, налоговый орган, ссылаясь на статью 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в соответствии с которой акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, полагает, что Распоряжение Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р не является нормативным актом, а также не относится к законодательству о труде, поэтому не подлежит применению в спорных правоотношениях.
Акционерное общество отзыв на жалобу не представило.
Налоговая инспекция, акционерное общество, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, участие в судебном заседании не принимали.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, 29.07.2005 руководителем налогового органа по результатам рассмотрения акта проверки N 11-12/91 ДСП от 11.07.2005 акционерного общества по вопросам правильности исчисления, удержания и перечисления НДФЛ за период с 04.10.2002 по 30.06.2004, с учетом возражений на него, принято решение N 11-12/16794 о привлечении последнего к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, за неправомерное неполное перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и (или) перечислению налоговым агентом, в виде наложения штрафа в сумме 691425 руб. Одновременно акционерному обществу предложено в установленный срок уплатить не полностью уплаченный налог и соответствующие пени.
Акционерное общество, не согласившись с решением налогового органа, оспорило его в арбитражный суд в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 244563,20 руб., исчисленного с суммы неперечисленного налога, приходящегося на выплаты валюты взамен суточных, произведенные работникам общества.
Материалами дела установлено, что основанием для привлечения к налоговой ответственности послужило невключение акционерным обществом - налоговым агентом в 2003 - 2004 годах в налоговую базу по НДФЛ выплаченных сумм иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания флота рыбной промышленности, в результате чего сумма неудержанного и неперечисленного налога за указанный период составила 1222816 руб. Также установлено и не оспаривается налоговой инспекцией, что выплаты взамен суточных производились членам экипажей судов наряду с заработной платой, получаемой в ОАО "УТРФ-Камчатка".
Арбитражный суд, удовлетворяя требования акционерного общества в оспариваемой части, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 209 - 210 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками, при этом при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Вместе с тем согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания флота рыбной промышленности предусмотрены Распоряжением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1741-р, распространившим на них предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний, установленных Распоряжением Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р.
"Отраслевым тарифным соглашением по морскому транспорту на 2003 - 2005 годы" от 31.03.2003 на работодателей также возложена обязанность по выплате членам экипажей судов в период нахождения их за пределами морских границ Российской Федерации и в период загранрейсов иностранной валюты взамен суточных в размерах, устанавливаемых Распоряжением Правительства РФ.
Согласно статье 165 Трудового кодекса Российской Федерации помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Из анализа приведенных норм следует, что выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания флота рыбной промышленности относятся к компенсационным выплатам, связанным с особыми условиями труда в море, и не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, поэтому решение налогового органа о привлечении акционерного общества к налоговой ответственности в оспариваемой части правомерно признано судом недействительным.
Довод заявителя жалобы со ссылкой на Федеральный конституционный закон N 2-ФКЗ от 17.12.1997 о том, что распоряжения Правительства РФ N 819-р от 01.06.1994 и N 1741-р от 03.11.1994 не являются нормативными актами, судом кассационной инстанции во внимание не принимается, так как под нормативным актом, входящим в систему законодательства Российской Федерации, понимается документ, принятый соответствующим органом в пределах компетенции, содержащий предписания, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Поименованные распоряжения Правительства РФ отвечают критериям нормативного правового акта.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. Названные выше распоряжения Правительства РФ не отменены в установленном порядке, следовательно, обязательны к исполнению в Российской Федерации, в силу пункта 2 той же статьи 115 Конституции Российской Федерации.
Следует также отметить, что Федеральный конституционный закон N 2-ФКЗ от 17.12.1997 распространяется на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, а спорные распоряжения Правительства РФ приняты в 1994 году.
При таких обстоятельствах принятое судебное решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Камчатской области от 8 ноября 2005 года по делу N А24-3042/05-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)