Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 17 декабря 2003 года Дело N Ф03-А73/03-2/3099
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "НК "Роснефть - Комсомольский нефтеперерабатывающий завод" на решение от 05.05.2003, постановление от 29.08.2003 по делу N А73-1502/2003-15 (АИ-1/875) Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению открытого акционерного общества "НК "Роснефть - Комсомольский нефтеперерабатывающий завод" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре о признании незаконными действий должностного лица.
Мотивированное постановление изготовлено в соответствии с требованиями статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ 17.12.2003.
Открытое акционерное общество "НК "Роснефть - Комсомольский нефтеперерабатывающий завод" (далее - акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий должностного лица Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре (далее - налоговый орган) по отказу в зачете излишне уплаченных сумм налога и об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей.
Решением по делу от 05.05.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.08.2003, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Выводы обеих судебных инстанций об отсутствии оснований для зачета уплаченных акционерным обществом сумм земельного налога основаны на правовой оценке актов бюджетного и налогового законодательства.
Суд сделал вывод, что принимаемые ежегодно и действующие в пределах финансового года федеральные законы о федеральном бюджете, содержащие нормы о повышающих коэффициентах к налоговой ставке земельного налога, не относятся к актам налогового законодательства, в связи с чем к ним не применяются положения части 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ.
Законность принятых Арбитражным судом Хабаровского края судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, по кассационной жалобе акционерного общества, считающего, что суд неправильно оценил федеральные законы о бюджете, принятые на каждый финансовый год, как акты только бюджетного законодательства, поскольку указанные законы содержат нормы и налогового законодательства, в связи с чем, по мнению заявителя, судебные акты подлежат отмене как принятые с неправильным применением норм материального права, а требования заявителя - удовлетворению.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган не согласился с доводами, изложенными акционерным обществом, и полагает, что федеральными законами о федеральном бюджете определяются коэффициенты применения к уже установленной ставке действующего земельного налога, в связи с чем, по его мнению, положения статей 5 и 17 Налогового кодекса РФ к этим федеральным законам суд не применил правомерно.
Представители участвующих в деле лиц поддержали свои доводы и возражения в суде кассационной инстанции.
Заслушав доводы и возражения представителей акционерного общества и налогового органа, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций, норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции не установил законных оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Материалами дела установлено, что акционерное общество направило в налоговый орган уточненные расчеты и уточненные сводные налоговые декларации по земельному налогу за период с 1999 по 2001 год с заявлением о зачете 11792047 руб. излишне уплаченного земельного налога, полагая, что земельный налог подлежал уплате без учета повышающего ставку налога коэффициента. По мнению заявителя, повышающие коэффициенты, установленные Законом РФ N 36-ФЗ от 22.02.1999 "О федеральном бюджете на 1999 год", официально опубликованным 25.02.1999, Законом РФ N 227-ФЗ от 31.12.1999 "О федеральном бюджете на 2000 год", опубликованным 03.01.2000, Законом РФ N 150-ФЗ от 27.12.2000, опубликованным 28.12.2000, не подлежат применению в силу требований пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, поскольку указанные нормативные акты вводят повышенную ставку налога не с 1-го числа очередного налогового периода.
Отказ налогового органа произвести зачет сумм земельного налога в счет предстоящих платежей послужил основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
На основании статей 16 и 17 Федерального закона от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку и уплачивают равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Размер земельного налога, исходя из требований статьи 3 вышеназванного Закона, не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
При этом ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Законодательными актами о федеральном бюджете, принятыми на 1999, 2000 и 2001 годы и действовавшими только в пределах одного финансового года, определены коэффициенты, применяемые к уже установленным и действующим ставкам земельного налога.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2, в статье 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" предусмотрено применение к ставкам земельного налога коэффициента 1,2 и статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" определена ставка земельного налога, действовавшая в 2000 году.
Вышеназванными федеральными законами не устанавливалась и не изменялась сама ставка земельного налога как элемент налогообложения.
В силу требований статьи 2 Бюджетного кодекса РФ федеральные законы о бюджете относятся к актам бюджетного законодательства, следовательно, подлежат применению безотносительно соблюдения правил, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ.
Исходя из положений статьи 6 Федерального закона N 5-ФЗ от 14.06.1994 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Поскольку вышеназванные федеральные законы о бюджете действовали к дате исчисления и уплаты налога, то у налогового органа отсутствовали законные основания для признания излишне уплаченными в 1999 - 2001 годах спорных сумм земельного налога, отраженных заявителем в уточненных декларациях.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 05.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 29.08.2003 по делу N А73-1502/2003-15 (АИ-1/875) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 17.12.2003 N Ф03-А73/03-2/3099
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 17 декабря 2003 года Дело N Ф03-А73/03-2/3099
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "НК "Роснефть - Комсомольский нефтеперерабатывающий завод" на решение от 05.05.2003, постановление от 29.08.2003 по делу N А73-1502/2003-15 (АИ-1/875) Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению открытого акционерного общества "НК "Роснефть - Комсомольский нефтеперерабатывающий завод" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре о признании незаконными действий должностного лица.
Мотивированное постановление изготовлено в соответствии с требованиями статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ 17.12.2003.
Открытое акционерное общество "НК "Роснефть - Комсомольский нефтеперерабатывающий завод" (далее - акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий должностного лица Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре (далее - налоговый орган) по отказу в зачете излишне уплаченных сумм налога и об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей.
Решением по делу от 05.05.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.08.2003, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Выводы обеих судебных инстанций об отсутствии оснований для зачета уплаченных акционерным обществом сумм земельного налога основаны на правовой оценке актов бюджетного и налогового законодательства.
Суд сделал вывод, что принимаемые ежегодно и действующие в пределах финансового года федеральные законы о федеральном бюджете, содержащие нормы о повышающих коэффициентах к налоговой ставке земельного налога, не относятся к актам налогового законодательства, в связи с чем к ним не применяются положения части 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ.
Законность принятых Арбитражным судом Хабаровского края судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, по кассационной жалобе акционерного общества, считающего, что суд неправильно оценил федеральные законы о бюджете, принятые на каждый финансовый год, как акты только бюджетного законодательства, поскольку указанные законы содержат нормы и налогового законодательства, в связи с чем, по мнению заявителя, судебные акты подлежат отмене как принятые с неправильным применением норм материального права, а требования заявителя - удовлетворению.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган не согласился с доводами, изложенными акционерным обществом, и полагает, что федеральными законами о федеральном бюджете определяются коэффициенты применения к уже установленной ставке действующего земельного налога, в связи с чем, по его мнению, положения статей 5 и 17 Налогового кодекса РФ к этим федеральным законам суд не применил правомерно.
Представители участвующих в деле лиц поддержали свои доводы и возражения в суде кассационной инстанции.
Заслушав доводы и возражения представителей акционерного общества и налогового органа, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций, норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции не установил законных оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Материалами дела установлено, что акционерное общество направило в налоговый орган уточненные расчеты и уточненные сводные налоговые декларации по земельному налогу за период с 1999 по 2001 год с заявлением о зачете 11792047 руб. излишне уплаченного земельного налога, полагая, что земельный налог подлежал уплате без учета повышающего ставку налога коэффициента. По мнению заявителя, повышающие коэффициенты, установленные Законом РФ N 36-ФЗ от 22.02.1999 "О федеральном бюджете на 1999 год", официально опубликованным 25.02.1999, Законом РФ N 227-ФЗ от 31.12.1999 "О федеральном бюджете на 2000 год", опубликованным 03.01.2000, Законом РФ N 150-ФЗ от 27.12.2000, опубликованным 28.12.2000, не подлежат применению в силу требований пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, поскольку указанные нормативные акты вводят повышенную ставку налога не с 1-го числа очередного налогового периода.
Отказ налогового органа произвести зачет сумм земельного налога в счет предстоящих платежей послужил основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
На основании статей 16 и 17 Федерального закона от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку и уплачивают равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Размер земельного налога, исходя из требований статьи 3 вышеназванного Закона, не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
При этом ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Законодательными актами о федеральном бюджете, принятыми на 1999, 2000 и 2001 годы и действовавшими только в пределах одного финансового года, определены коэффициенты, применяемые к уже установленным и действующим ставкам земельного налога.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2, в статье 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" предусмотрено применение к ставкам земельного налога коэффициента 1,2 и статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" определена ставка земельного налога, действовавшая в 2000 году.
Вышеназванными федеральными законами не устанавливалась и не изменялась сама ставка земельного налога как элемент налогообложения.
В силу требований статьи 2 Бюджетного кодекса РФ федеральные законы о бюджете относятся к актам бюджетного законодательства, следовательно, подлежат применению безотносительно соблюдения правил, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ.
Исходя из положений статьи 6 Федерального закона N 5-ФЗ от 14.06.1994 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Поскольку вышеназванные федеральные законы о бюджете действовали к дате исчисления и уплаты налога, то у налогового органа отсутствовали законные основания для признания излишне уплаченными в 1999 - 2001 годах спорных сумм земельного налога, отраженных заявителем в уточненных декларациях.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 29.08.2003 по делу N А73-1502/2003-15 (АИ-1/875) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)