Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 17 мая 2004 г. Дело N КА-А41/3579-04
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Нагорной Э.Н., судей Егоровой Т.А., Кирдеева А.А., при участии в заседании от истца: А. - дов. от 20.02.2004 N 5; от ответчика: М. - дов. от 26.01.2004 N 01/425, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу от 12.05.2004 ИМНС по г. Лобне на решение от 12.01.2004, постановление от 18.03.2004 по делу N А41-К2-18627/03 Арбитражного суда Московской обл., принятые Пентюшкиным И.Д., Чучуновой Н.С., Матеенковым А.В., Утроповым Б.М., по иску ООО "Арис-Центр" о признании недействительным решения к ИМНС по г. Лобне,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Арис-Центр" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС России по городу Лобне Московской области от 07 августа 2003 г. N 03/3937 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату земельного налога за 2003 год.
Решением от 12 января 2003 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18 марта 2003 г., Арбитражный суд Московской области удовлетворил требования заявителя. Удовлетворяя требования Общества, арбитражный суд исходил из того, что примененная налогоплательщиком ставка земельного налога в размере 4 руб. 41 коп. за 1 кв. м в 2003 году соответствует ст. ст. 1, 3, 8, 15, 16, 17, 18 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1, Приложению N 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю", Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "О применении Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС России по г. Лобне, в которой налоговый орган просит отменить судебные акты, в удовлетворении требований Общества отказать, ссылаясь на то, что земельный налог доначислен Обществу обоснованно, поскольку в соответствии со ст. ст. 2, 9 Закона Московской области N 9/54 от 01 июня 1995 г. "О плате за землю в Московской области" (Приложения N 1, N 7) должна быть применена ставка земельного налога в размере 2,5.
Заявитель в судебном заседании кассационной инстанции возражает против удовлетворения требований Инспекции по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, согласно кадастровому плану земельный участок заявителя по категории относится к землям поселений (л. д. 102).
Согласно ч. 1 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
Инспекция полагает, что при исчислении земельного налога Общество должно было применить повышающий коэффициент 2,5, установленный ст. 2 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-03 "О плате за землю в Московской области", согласно которой средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону Российской Федерации "О плате за землю":
- за земли городов - 2,5;
- за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области (Приложение N 1).
Из буквального текста ст. 2 Закона Московской области следует, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю".
Статья 2 Закона Московской области устанавливает повышающий коэффициент не для всех земель, а лишь для тех категорий, в отношении которых таблицей 2 Приложения 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено применение таких повышающих коэффициентов.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" N 1738-1 от 11 октября 1991 г. установлено, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Законом РФ "О плате за землю" установлена средняя ставка земельного налога. Органам местного самоуправления предоставлено право дифференциации средней ставки.
При этом, определяя средние ставки, Закон Российской Федерации установил пределы, в рамках которых субъектам РФ должны устанавливаться конкретные налоговые ставки. В Приложении N 2 таблицы 2 Закона РФ "О плате за землю" повышающий коэффициент установлен лишь для земель Московской области, являющихся зонами отдыха г. Москвы, а не для всей Московской области, при этом коэффициенты являются различными в зависимости от рекреационной ценности градостроительных зон.
Поскольку Налоговой инспекцией не представлено доказательств отнесения земель Общества к курортным районам, зонам отдыха, рекреационным землям, суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что применение повышающего коэффициента 2,5 при исчислении сумм налога неправомерно.
Вывод Инспекции о том, что все земли Московской области относятся к особо охраняемой территории и имеют рекреационную ценность, противоречит земельному и налоговому законодательству.
Так, согласно ст. 98 ЗК РФ, к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.
В соответствии со ст. 86 ЗК РФ в составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7, главой XVII ЗК РФ земли рекреационного назначения входят в отдельную категорию, как земли особо охраняемых территорий и объектов.
Земли поселений в состав земель рекреационного назначения не входят, а также не входят в состав земель пригородных зеленых зон, поскольку не выполняют назначение и функции таких земель.
Следовательно, к землям поселений, относящимся к отдельной категории земель и не имеющим рекреационной ценности, не может применяться повышающий коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Земли г. Лобни не включены в Приложение 1 к Закону Московской области "Коэффициенты увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области".
В Приложении N 2 таблице 3 к Закону РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, при этом из указанной нормы следует, что коэффициент увеличения применяется, если численность населения города превышает 100 тысяч человек.
Поскольку судом первой и апелляционной инстанций установлено, что численность населения г. Лобни не превышает 100 тысяч человек, довод Инспекции о том, что Общество должно было применить при исчислении земельного налога коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала 2,5, является необоснованным, а Приложение 7 к Закону Московской области "О плате за землю в Московской области", в котором установлен для г. Лобни коэффициент увеличения средних ставок земельного налога за счет статуса, социально-культурного потенциала и местоположения городов и поселков 2,5, следует признать противоречащим Закону Российской Федерации "О плате за землю" и потому не подлежащим применению согласно ч. 2 ст. 13 АПК РФ.
При таких обстоятельствах оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 284 - 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12 января 2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 18.03.2004 по делу N КА-А41-К2-18627/03 Арбитражного суда Московской обл. оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по г. Лобне Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 17.05.2004 N КА-А41/3579-04 ПО ДЕЛУ N А41-К2-18627/03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 мая 2004 г. Дело N КА-А41/3579-04
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Нагорной Э.Н., судей Егоровой Т.А., Кирдеева А.А., при участии в заседании от истца: А. - дов. от 20.02.2004 N 5; от ответчика: М. - дов. от 26.01.2004 N 01/425, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу от 12.05.2004 ИМНС по г. Лобне на решение от 12.01.2004, постановление от 18.03.2004 по делу N А41-К2-18627/03 Арбитражного суда Московской обл., принятые Пентюшкиным И.Д., Чучуновой Н.С., Матеенковым А.В., Утроповым Б.М., по иску ООО "Арис-Центр" о признании недействительным решения к ИМНС по г. Лобне,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Арис-Центр" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС России по городу Лобне Московской области от 07 августа 2003 г. N 03/3937 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату земельного налога за 2003 год.
Решением от 12 января 2003 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18 марта 2003 г., Арбитражный суд Московской области удовлетворил требования заявителя. Удовлетворяя требования Общества, арбитражный суд исходил из того, что примененная налогоплательщиком ставка земельного налога в размере 4 руб. 41 коп. за 1 кв. м в 2003 году соответствует ст. ст. 1, 3, 8, 15, 16, 17, 18 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1, Приложению N 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю", Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "О применении Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС России по г. Лобне, в которой налоговый орган просит отменить судебные акты, в удовлетворении требований Общества отказать, ссылаясь на то, что земельный налог доначислен Обществу обоснованно, поскольку в соответствии со ст. ст. 2, 9 Закона Московской области N 9/54 от 01 июня 1995 г. "О плате за землю в Московской области" (Приложения N 1, N 7) должна быть применена ставка земельного налога в размере 2,5.
Заявитель в судебном заседании кассационной инстанции возражает против удовлетворения требований Инспекции по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, согласно кадастровому плану земельный участок заявителя по категории относится к землям поселений (л. д. 102).
Согласно ч. 1 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
Инспекция полагает, что при исчислении земельного налога Общество должно было применить повышающий коэффициент 2,5, установленный ст. 2 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-03 "О плате за землю в Московской области", согласно которой средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону Российской Федерации "О плате за землю":
- за земли городов - 2,5;
- за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области (Приложение N 1).
Из буквального текста ст. 2 Закона Московской области следует, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю".
Статья 2 Закона Московской области устанавливает повышающий коэффициент не для всех земель, а лишь для тех категорий, в отношении которых таблицей 2 Приложения 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено применение таких повышающих коэффициентов.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" N 1738-1 от 11 октября 1991 г. установлено, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Законом РФ "О плате за землю" установлена средняя ставка земельного налога. Органам местного самоуправления предоставлено право дифференциации средней ставки.
При этом, определяя средние ставки, Закон Российской Федерации установил пределы, в рамках которых субъектам РФ должны устанавливаться конкретные налоговые ставки. В Приложении N 2 таблицы 2 Закона РФ "О плате за землю" повышающий коэффициент установлен лишь для земель Московской области, являющихся зонами отдыха г. Москвы, а не для всей Московской области, при этом коэффициенты являются различными в зависимости от рекреационной ценности градостроительных зон.
Поскольку Налоговой инспекцией не представлено доказательств отнесения земель Общества к курортным районам, зонам отдыха, рекреационным землям, суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что применение повышающего коэффициента 2,5 при исчислении сумм налога неправомерно.
Вывод Инспекции о том, что все земли Московской области относятся к особо охраняемой территории и имеют рекреационную ценность, противоречит земельному и налоговому законодательству.
Так, согласно ст. 98 ЗК РФ, к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.
В соответствии со ст. 86 ЗК РФ в составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7, главой XVII ЗК РФ земли рекреационного назначения входят в отдельную категорию, как земли особо охраняемых территорий и объектов.
Земли поселений в состав земель рекреационного назначения не входят, а также не входят в состав земель пригородных зеленых зон, поскольку не выполняют назначение и функции таких земель.
Следовательно, к землям поселений, относящимся к отдельной категории земель и не имеющим рекреационной ценности, не может применяться повышающий коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Земли г. Лобни не включены в Приложение 1 к Закону Московской области "Коэффициенты увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области".
В Приложении N 2 таблице 3 к Закону РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, при этом из указанной нормы следует, что коэффициент увеличения применяется, если численность населения города превышает 100 тысяч человек.
Поскольку судом первой и апелляционной инстанций установлено, что численность населения г. Лобни не превышает 100 тысяч человек, довод Инспекции о том, что Общество должно было применить при исчислении земельного налога коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала 2,5, является необоснованным, а Приложение 7 к Закону Московской области "О плате за землю в Московской области", в котором установлен для г. Лобни коэффициент увеличения средних ставок земельного налога за счет статуса, социально-культурного потенциала и местоположения городов и поселков 2,5, следует признать противоречащим Закону Российской Федерации "О плате за землю" и потому не подлежащим применению согласно ч. 2 ст. 13 АПК РФ.
При таких обстоятельствах оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 284 - 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12 января 2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 18.03.2004 по делу N КА-А41-К2-18627/03 Арбитражного суда Московской обл. оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по г. Лобне Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)