Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 3 июня 2004 года Дело N А05-14368/03-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В., при участии от открытого акционерного общества "Архангельский морской торговый порт" Асташева И.В. (доверенность от 20.02.04), рассмотрев 01.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.02.04 по делу N А05-14368/03-14 (судья Лепеха А.П.),
Открытое акционерное общество "Архангельский морской торговый порт" (далее - ОАО "Архангельский морской торговый порт", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) от 20.10.03 N 17-23/4-21578 о привлечении заявителя к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и о начислении недоимки по земельному налогу.
Решением арбитражного суда от 03.02.04 заявление ОАО "Архангельский морской торговый порт" удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, считая, что суд неправильно применил нормы материального права о порядке исчисления земельного налога.
Налоговая инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании представитель общества просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения, считая, судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, настоящий спор возник в связи с различным подходом сторон к порядку исчисления земельного налога. При расчете земельного налога за 2003 год общество применило к ставке земельного налога, установленной решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск", коэффициент 1,8, установленный на 2003 год Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Поскольку земельный налог исчислен обществом без учета коэффициентов индексации, введенных нормами законов о федеральном бюджете за предыдущие годы, и это повлекло неполную уплату налога, налоговая инспекция приняла решение от 20.10.03 N 17-23/4-21578 о привлечении заявителя к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.
Удовлетворяя заявление налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа, суд сделал ошибочный вывод о том, что ежегодно вводимые федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год поправочные коэффициенты не изменяют ставку земельного налога, в связи с чем у заявителя отсутствует обязанность последовательно применять указанные коэффициенты при расчете подлежащего уплате земельного налога в каждом последующем налоговом периоде.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации. Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Начиная с 1992 г. постановлениями Правительства РФ, а в дальнейшем федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, об индексации ставок земельного налога, а также федеральными законами, регулирующими налоговые отношения, индексируются ставки земельного налога на очередной календарный год. При этом ставки земельного налога индексируются по отношению к ставкам, применявшимся в предшествующем году. Положения федеральных законов содержат специальные правовые нормы о порядке применения ставок земельного налога в соответствующем финансовом году с учетом коэффициента индексации и применяются непосредственно. Данные положения являются элементами определения налоговой ставки на соответствующий год, а не порядком исчисления налога.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных нормативным актом представительного органа города Архангельска, на поправочные коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, является ошибочным, обжалуемое решение суда подлежит отмене, а заявление общества - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.02.04 по делу N А05-14368/03-14 отменить.
Отказать открытому акционерному обществу "Архангельский морской торговый порт" в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску от 20.10.03 N 17-23/4-21578.
Взыскать с открытого акционерного общества "Архангельский морской торговый порт" в доход федерального бюджета 1500 рублей госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 03.06.2004 N А05-14368/03-14
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2004 года Дело N А05-14368/03-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В., при участии от открытого акционерного общества "Архангельский морской торговый порт" Асташева И.В. (доверенность от 20.02.04), рассмотрев 01.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.02.04 по делу N А05-14368/03-14 (судья Лепеха А.П.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Архангельский морской торговый порт" (далее - ОАО "Архангельский морской торговый порт", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) от 20.10.03 N 17-23/4-21578 о привлечении заявителя к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и о начислении недоимки по земельному налогу.
Решением арбитражного суда от 03.02.04 заявление ОАО "Архангельский морской торговый порт" удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, считая, что суд неправильно применил нормы материального права о порядке исчисления земельного налога.
Налоговая инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании представитель общества просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения, считая, судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, настоящий спор возник в связи с различным подходом сторон к порядку исчисления земельного налога. При расчете земельного налога за 2003 год общество применило к ставке земельного налога, установленной решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск", коэффициент 1,8, установленный на 2003 год Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Поскольку земельный налог исчислен обществом без учета коэффициентов индексации, введенных нормами законов о федеральном бюджете за предыдущие годы, и это повлекло неполную уплату налога, налоговая инспекция приняла решение от 20.10.03 N 17-23/4-21578 о привлечении заявителя к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.
Удовлетворяя заявление налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа, суд сделал ошибочный вывод о том, что ежегодно вводимые федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год поправочные коэффициенты не изменяют ставку земельного налога, в связи с чем у заявителя отсутствует обязанность последовательно применять указанные коэффициенты при расчете подлежащего уплате земельного налога в каждом последующем налоговом периоде.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации. Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Начиная с 1992 г. постановлениями Правительства РФ, а в дальнейшем федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, об индексации ставок земельного налога, а также федеральными законами, регулирующими налоговые отношения, индексируются ставки земельного налога на очередной календарный год. При этом ставки земельного налога индексируются по отношению к ставкам, применявшимся в предшествующем году. Положения федеральных законов содержат специальные правовые нормы о порядке применения ставок земельного налога в соответствующем финансовом году с учетом коэффициента индексации и применяются непосредственно. Данные положения являются элементами определения налоговой ставки на соответствующий год, а не порядком исчисления налога.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных нормативным актом представительного органа города Архангельска, на поправочные коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, является ошибочным, обжалуемое решение суда подлежит отмене, а заявление общества - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.02.04 по делу N А05-14368/03-14 отменить.
Отказать открытому акционерному обществу "Архангельский морской торговый порт" в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску от 20.10.03 N 17-23/4-21578.
Взыскать с открытого акционерного общества "Архангельский морской торговый порт" в доход федерального бюджета 1500 рублей госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ХОХЛОВ Д.В.
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ХОХЛОВ Д.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)