Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
2 июня 2005 г. Дело N А41-К2-6737/05
Резолютивная часть решения объявлена 2 июня 2005 года.
Полный текст решения изготовлен 9 июня 2005 года.
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи М., протокол судебного заседания вел судья М., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ИФНС России по городу Павловский Посад Московской области к Муниципальному многоотраслевому предприятию коммунального хозяйства (далее по тексту - ММПКХ) о взыскании 896712 руб., при участии в заседании: от заявителя - представитель по доверенности от 08.04.2005 П., от ответчика - представитель по доверенности от 23.05.2005 Н.,
ИФНС России по городу Павловский Посад Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании 896712 руб. с ММПКХ по решению от 02 декабря 2004 года N 11-05443.
В судебном заседании представитель заявителя просила иск удовлетворить полностью, сославшись на изложенные в заявлении основания. Кроме того, заявитель указала, что штраф не уплачен на дату судебного заседания.
В судебном заседании представитель ответчика и в отзыве факт совершения нарушения признал, но заявил ходатайство об максимальном уменьшении суммы штрафа в связи со следующим: предприятие находится в тяжелом финансовом положении, что послужило причиной неуплаты НДФЛ; счета предприятия арестованы судебным приставом-исполнителем Службы судебных приставов Орехово-Зуевского межрайонного подразделения.
Из материалов дела следует:
Муниципальное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства зарегистрировано Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Павловский Посад Московской области 11.12.2002 и поставлено на налоговый учет в указанной Инспекции.
По решению руководителя ИМНС России по городу Павловский Посад Московской области от 29 сентября 2004 года N 593 должностным лицом Инспекции в период с 29.09.2004 по 30.09.2004 проводилась выездная налоговая проверка в соответствии со ст. 89 НК РФ ММПКХ по вопросам правильности и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц в бюджет за период с 01.09.2003 по 29.09.2004.
Из акта выездной налоговой проверки от 05 ноября 2004 года N 274 усматривается задолженность ММПКХ перед бюджетом по перечислению налога на доходы с физических лиц в размере 4483560 руб.
В соответствии со ст. 101 НК РФ 02 декабря 2004 года ИМНС РФ по городу Павловский Посад Московской области вынесла решение N 11-05443 о привлечении ММПКХ к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ за неполное перечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 20% от суммы задолженности 896712 руб. (4483560 руб. x 20%).
Налоговым органом в силу ст. 104 НК РФ в адрес налогоплательщика на основании вынесенного решения было направлено требование N 8/1438 от 06 декабря 2004 года об уплате налоговых санкций в срок до 16.12.2004 (л.д. 24).
Поскольку срок исполнения требования истек, а ответчик добровольно штраф не уплатил, ИФНС РФ по городу Павловский Посад Московской области обратилась в арбитражный суд с иском о принудительном взыскании сумм штрафа.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям:
Ст. 24 НК РФ ответчик обязан был правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц. Предприятия, учреждения, организации обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц подоходного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов указанных организаций в банке по поручению работников причитающихся им сумм.
Согласно ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц.
Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять сумму исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В нарушение этих норм ММПКХ своевременно не перечислило в бюджет исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц - 4483560 руб.
Факт налогового правонарушения и вина, подтверждаются актом выездной налоговой проверки и материалами дела.
В соответствии со ст. 123 гл. 16 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Размер штрафа за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего перечислению за проверяемый период, в решении налогового органа определен правильно и составляет 896712 руб. (20% от 4483560 руб.).
Исходя из изложенного, суд полагает, что ответчик обоснованно привлечен к налоговой ответственности налоговым органом за неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц.
Однако, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 15.07.99 N 11-П, от 11.03.98 N 8-П, и от 12.05.98 N 14-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Суд в соответствии п. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ признавая смягчающим обстоятельством тяжелое финансовое положение ответчика уменьшает с учетом положения п. 3 ст. 114 НК РФ размер штрафа до 179342,40 руб.
Во взыскании остальной части указанных налоговых санкций суд отказывает.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 216 АПК РФ, арбитражный суд
взыскать с Муниципального многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства расположенного по адресу: Московская область, город Электрогорск, ул. Буденного, д. 4, в пользу ИФНС России по городу Павловский Посад Московской области налоговую санкцию в размере 179342,40 руб., с зачислением указанной суммы в соответствующие бюджеты.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Муниципального многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства расположенного по адресу: Московская область, город Электрогорск, ул. Буденного, д. 4, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5086, руб. 84 коп.
Исполнительные листы выдать в порядке, установленном ст. 319 АПК РФ.
Решение может быть обжаловано в соответствии со ст. 181 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02.06.2005, 09.06.2005 ПО ДЕЛУ N А41-К2-6737/05
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
2 июня 2005 г. Дело N А41-К2-6737/05
Резолютивная часть решения объявлена 2 июня 2005 года.
Полный текст решения изготовлен 9 июня 2005 года.
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи М., протокол судебного заседания вел судья М., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ИФНС России по городу Павловский Посад Московской области к Муниципальному многоотраслевому предприятию коммунального хозяйства (далее по тексту - ММПКХ) о взыскании 896712 руб., при участии в заседании: от заявителя - представитель по доверенности от 08.04.2005 П., от ответчика - представитель по доверенности от 23.05.2005 Н.,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по городу Павловский Посад Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании 896712 руб. с ММПКХ по решению от 02 декабря 2004 года N 11-05443.
В судебном заседании представитель заявителя просила иск удовлетворить полностью, сославшись на изложенные в заявлении основания. Кроме того, заявитель указала, что штраф не уплачен на дату судебного заседания.
В судебном заседании представитель ответчика и в отзыве факт совершения нарушения признал, но заявил ходатайство об максимальном уменьшении суммы штрафа в связи со следующим: предприятие находится в тяжелом финансовом положении, что послужило причиной неуплаты НДФЛ; счета предприятия арестованы судебным приставом-исполнителем Службы судебных приставов Орехово-Зуевского межрайонного подразделения.
Из материалов дела следует:
Муниципальное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства зарегистрировано Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Павловский Посад Московской области 11.12.2002 и поставлено на налоговый учет в указанной Инспекции.
По решению руководителя ИМНС России по городу Павловский Посад Московской области от 29 сентября 2004 года N 593 должностным лицом Инспекции в период с 29.09.2004 по 30.09.2004 проводилась выездная налоговая проверка в соответствии со ст. 89 НК РФ ММПКХ по вопросам правильности и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц в бюджет за период с 01.09.2003 по 29.09.2004.
Из акта выездной налоговой проверки от 05 ноября 2004 года N 274 усматривается задолженность ММПКХ перед бюджетом по перечислению налога на доходы с физических лиц в размере 4483560 руб.
В соответствии со ст. 101 НК РФ 02 декабря 2004 года ИМНС РФ по городу Павловский Посад Московской области вынесла решение N 11-05443 о привлечении ММПКХ к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ за неполное перечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 20% от суммы задолженности 896712 руб. (4483560 руб. x 20%).
Налоговым органом в силу ст. 104 НК РФ в адрес налогоплательщика на основании вынесенного решения было направлено требование N 8/1438 от 06 декабря 2004 года об уплате налоговых санкций в срок до 16.12.2004 (л.д. 24).
Поскольку срок исполнения требования истек, а ответчик добровольно штраф не уплатил, ИФНС РФ по городу Павловский Посад Московской области обратилась в арбитражный суд с иском о принудительном взыскании сумм штрафа.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям:
Ст. 24 НК РФ ответчик обязан был правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц. Предприятия, учреждения, организации обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц подоходного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов указанных организаций в банке по поручению работников причитающихся им сумм.
Согласно ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц.
Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять сумму исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В нарушение этих норм ММПКХ своевременно не перечислило в бюджет исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц - 4483560 руб.
Факт налогового правонарушения и вина, подтверждаются актом выездной налоговой проверки и материалами дела.
В соответствии со ст. 123 гл. 16 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Размер штрафа за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего перечислению за проверяемый период, в решении налогового органа определен правильно и составляет 896712 руб. (20% от 4483560 руб.).
Исходя из изложенного, суд полагает, что ответчик обоснованно привлечен к налоговой ответственности налоговым органом за неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц.
Однако, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 15.07.99 N 11-П, от 11.03.98 N 8-П, и от 12.05.98 N 14-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Суд в соответствии п. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ признавая смягчающим обстоятельством тяжелое финансовое положение ответчика уменьшает с учетом положения п. 3 ст. 114 НК РФ размер штрафа до 179342,40 руб.
Во взыскании остальной части указанных налоговых санкций суд отказывает.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 216 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
взыскать с Муниципального многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства расположенного по адресу: Московская область, город Электрогорск, ул. Буденного, д. 4, в пользу ИФНС России по городу Павловский Посад Московской области налоговую санкцию в размере 179342,40 руб., с зачислением указанной суммы в соответствующие бюджеты.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Муниципального многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства расположенного по адресу: Московская область, город Электрогорск, ул. Буденного, д. 4, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5086, руб. 84 коп.
Исполнительные листы выдать в порядке, установленном ст. 319 АПК РФ.
Решение может быть обжаловано в соответствии со ст. 181 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)