Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 08.06.2010 ПО ДЕЛУ N А57-21636/2009

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2010 г. по делу N А57-21636/2009


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области, г. Балаково,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.02.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010
по делу N А57-21636/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Факел", г. Балаково, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области, г. Саратов, о признании недействительным решения от 31.03.2009 N 8,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Факел" (далее - ООО "ПКФ "Факел", Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее - Инспекция) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.03.2009 N 8.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 22.09.2009 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.02.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010, заявленные требования удовлетворены частично: решение Инспекции от 31.03.2009 N 8 признано недействительным в части доначисления налога на игорный бизнес на общую сумму 400 000 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафов. В остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить названные решение и постановление судов в удовлетворенной части заявления и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "ПКФ "Факел" в полном объеме, считая, что судами нарушены нормы материального права. По мнению подателя жалобы, обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает у налогоплательщика с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения. Доводы Инспекции подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем Инспекции и Управления в судебном заседании.
В соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "ПКФ "Факел" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 19.11.2008, по результатам которой составлен акт от 24.02.2009 N 8. Рассмотрев данный акт, представленные на него налогоплательщиком возражения и иные материалы проверки, заместитель начальника Инспекции вынес решение от 31.03.2009 N 8 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 2 статьи 119, пунктом 1 статьи 122, статьей 123, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в общей сумме 369 158,80 руб. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на игорный бизнес, земельному налогу, единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц в общей сумме 779 869 руб. и пени в общей сумме 160 355,78 руб. за несвоевременную уплату указанных налогов.
Решением Управления от 20.08.2009 апелляционная жалоба Общества на решение Инспекции от 31.03.2009 N 8 оставлена без удовлетворения.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Как следует из оспариваемого решения Инспекции, Обществу доначислен налог на игорный бизнес в общей сумме 400 000 руб., в том числе за май 2006 года в сумме 7500 руб., декабрь 2006 года в сумме 3750 руб., декабрь 2006 года в сумме 135 000 руб., февраль 2007 года в сумме 3750 руб., апрель 2007 года в сумме 250 000 руб., начислены соответствующие суммы пеней и штрафов. Основанием для этого явился вывод Инспекции о том, что поскольку нормами НК РФ не предусмотрена регистрация в налоговом органе момента начала деятельности фактически установленного объекта налогообложения и налоговый орган лишен возможности в рамках своих полномочий осуществлять оперативный налоговый контроль, то обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает у налогоплательщика с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения. В данном случае это, соответственно, 15.05.2006, 15.12.2006, 29.12.2006, 15.02.2007, 14.04.2007.
Признавая решение Инспекции от 31.03.2009 N 8 в данной части недействительным, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 3, 364, 365, 366, 368, 370 НК РФ, фактическими обстоятельствами дела и пришли к правильному выводу о том, что обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает у Общества с даты установки объектов налогообложения, а не с даты подачи в Инспекцию заявления о регистрации данных объектов.
В соответствии со статьей 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объектами налогообложения по налогу на игорный бизнес признаются: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы. При этом каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения (пункты 1, 2 статьи 366 НК РФ).
На основании статьи 368 НК РФ налоговым периодом по налогу на игорный бизнес признается календарный месяц.
В силу пункта 1 статьи 370 НК РФ сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
Согласно пункту 3 статьи 370 НК РФ при установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения. При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Из пункта 3 статьи 370 НК РФ следует, что исчисление налога на игорный бизнес и размер налоговой ставки поставлены в зависимость от даты установки объекта налогообложения.
Из анализа приведенных норм НК РФ видно, что регистрация объекта налогообложения и его установка - разные события, не совпадающие по времени. При этом применение пониженной ставки налога зависит от момента установки объекта налогообложения.
Таким образом, из закона не следует, что объект обложения налогом на игорный бизнес считается установленным с момента его регистрации.
Правовая позиция по спорному вопросу определена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.2009 N ВАС-3000/09.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 16.01.2007 N 116 "О применении пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации в части определения момента установки игрового автомата" разъяснил, что, исходя из смысла определения игрового автомата, содержащегося в статье 364 НК РФ, под установкой игрового автомата следует понимать размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования (автомата) в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что по заявлениям налогоплательщика от 29.12.2006 о регистрации 36 игровых автоматов налоговым органом выданы свидетельства о регистрации данных объектов налогообложения от 12.01.2007 N 323 - 326, согласно которым налогоплательщик зарегистрировал указанные объекты с 01.01.2007. По заявлению Общества от 14.04.2007 о регистрации 4 игровых столов объекты налогообложения зарегистрированы Инспекцией 24.04.2007. В нарушение статьей 65 и пункта 5 статьи 200 АПК РФ Инспекцией не представлено доказательств того, что заявитель осуществил установку указанных объектов до 01.01.2007 и до 15.04.2007 соответственно. В этой связи суды обеих инстанций обоснованно сделали вывод об отсутствии у заявителя оснований для исчисления и уплаты налога на игорный бизнес за декабрь 2006 года с 36 игровых автоматов и применения полной налоговой ставки при исчислении налога на игорный бизнес за апрель 2007 года с 4 игровых столов.
Также правомерно отклонен судами как несостоятельный вывод налогового органа о том, что подача налогоплательщиком заявлений о регистрации игровых автоматов 15.05.2006, 15.12.2006, 15.02.2007 является основанием для применения полной налоговой ставки при исчислении налога на игорный бизнес, соответственно, за май 2006 года, декабрь 2006 года и февраль 2007 года, поскольку обязанность по исчислению налога возникает с момента установки объекта налогообложения, а налоговым органом не представлено доказательств установки перечисленных объектов до 15.05.2006, 15.12.2006 и 15.02.2007.
При таких обстоятельствах суды правильно признали недействительным решение Инспекции от 31.03.2009 N 8 в части доначисления налога на игорный бизнес на общую сумму 400 000 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафов.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку направлены, по существу, на переоценку установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Поэтому обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.02.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010 по делу N А57-21636/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)