Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2010 N 09АП-4468/2010-АК, 09АП-5732/2010-АК ПО ДЕЛУ N А40-124976/09-114-904

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2010 г. N 09АП-4468/2010-АК, 09АП-5732/2010-АК

Дело N А40-124976/09-114-904

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2010 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой
судей М.С. Сафроновой, П.В. Румянцева
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ИФНС России N 9 по г. Москве и ООО "Фирма "Трансгарант"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2010
по делу N А40-124976/09-114-904, принятое судьей Савинко Т.В.
по заявлению ООО "Фирма "Трансгарант"
к ИФНС России N 9 по г. Москве
о возвращении 93 507 553 руб. налога на прибыль и 6 126 011,89 руб. процентов
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Пчелинцевой В.Г. по дов. от 22.12.2009 N 788/09/ТГ
от заинтересованного лица - Ибрагимовой Д.А. по дов. от 25.01.2010 N 05-04/б/н, Тумандейкина С.Г. по дов. от 14.12.2009 N 05-04/б/н

установил:

ООО "Фирма "Трансгарант" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 9 по г. Москве (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) об обязании возвратить налог на прибыль из федерального бюджета в размере 40 904 410 руб. и из бюджета субъекта Российской Федерации в размере 93 507 553 руб., а также 6 126 011,89 руб. процентов, начисленных за период просрочки возврата налога с 30.07.2009 по 11.01.2010 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 18.01.2010 заявленные требования удовлетворены частично. Суд обязал инспекцию возвратить обществу из федерального бюджета 6 126 011,89 руб. процентов. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, стороны обратились с апелляционными жалобами и представили отзывы на апелляционные жалобы друг друга.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, отзывы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 18.01.2010 подлежит изменению в части отказа в удовлетворении требований общества об обязании инспекции возвратить из федерального бюджета 40 904 410 руб. и из бюджета субъекта Российской Федерации 93 507 553 руб. налога на прибыль, а апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению. Апелляционная жалоба инспекции удовлетворению не подлежит.
При исследовании материалов дела установлено, что 29.06.2009 общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в части федерального бюджета в размере 45 000 000 руб. и излишне уплаченного налога на прибыль в части регионального бюджета в размере 105 000 000 руб.
Наличие переплаты по налогу на прибыль в части федерального и регионального бюджетов подтверждено актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 497 по состоянию расчетов на 28.04.2009, согласно которому инспекцией подтверждено наличие переплаты по налогу на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 50 251 113,05 руб., а также по налогу на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, в размере 111 466 439,38 руб.
Из суммы переплаты по налогу на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 50 251 113,05 руб., переплата в размере 40 904 410 руб. образовалась по итогам 2008 г. Оставшаяся сумма переплаты в размере 9 346 703,05 руб. образовалась по итогам прошлых лет и текущего года.
Из суммы переплаты по налогу на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в размере 111 466 439,38 руб., переплата в размере 93 507 553 руб. образовалась по итогам 2008 г. Оставшаяся сумма переплаты в размере 17 958 886,38 образовалась по итогам прошлых лет и текущего года.
В соответствии со ст. 286 НК РФ (далее - Кодекс) обществом за 2008 г. начислены и уплачены авансовые платежи в части федерального бюджета в сумме 71 466 294 руб., что подтверждается платежными поручениями от 24.01.2008 N 352, от 27.02.2008 N 12, от 20.03.2008 N 486, от 25.04.2008 N 6, от 25.04.2008 N 4, от 30.04.2008 N 151, от 30.04.2008 N 149, от 23.05.2008 N 483, от 25.06.2008 N 43, от 25.07.2008 N 541, от 22.08.2008 N 879, от 18.09.2008 N 309, от 24.11.2008 N 379, от 25.12.2008 N 603.
В части бюджета субъекта РФ обществом начислены и уплачены авансовые платежи в размере 164 186 441 руб., что подтверждается платежными поручениями от 24.01.2008 N 353, от 27.02.2008 N 13, от 20.03.2008 N 355, от 25.04.2008 N 7, от 25.04.2008 N 13, от 30.04.2008 N 150, от 30.04.2008 N 148, от 23.05.2008 N 482, от 25.06.2008 N 44, от 25.07.2008 N 542, от 22.08.2008 N 880, от 18.09.2008 N 308, от 24.11.2008 N 380, от 25.12.2008 N 602.
Вместе с тем за 2008 г., согласно налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, исчисленная по итогам года сумма налога на прибыль составила 30 561 884 руб. (в части федерального бюджета) и 70 678 888 руб. (в части бюджета субъекта РФ).
Таким образом, с учетом уплаченных авансовых платежей в течение 2008 г., у общества образовалась переплата за 2008 г. в размере 40 904 410 руб. (71 466 294 руб. - 30 561 884 руб.) в части федерального бюджета и 93 507 553 руб. (164 186 441 руб. - 70 678 888 руб.) в части бюджета субъекта РФ.
По состоянию на 28.04.2009 наличие согласованной переплаты по налогу на прибыль в размере 50 251 113,05 руб. в части федерального бюджета и в размере 111 466 439,38 руб. в части бюджетов субъектов РФ инспекцией не опровергнуто.
Наличие переплаты по налогу на прибыль и о возможность проведения возврата денежных средств в соответствии с заявлением общества от 29.06.2009 N 2461 подтверждается также справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 25.08.2009, в соответствии с которой переплата на налогу на прибыль составляет 50 344 776,05 руб. в части федерального бюджета и 111 690 838,38 руб. в части бюджетов субъектов РФ.
В связи с тем, что инспекцией не произведен возврат налога в установленный законом срок, общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении требований в части обязания инспекции возвратить налог на прибыль на расчетный счет общества, суд первой инстанции исходил из того, что инспекцией 02.12.2009 приняты решения N 11048 и N 11049 о возврате указанной суммы налога.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, не согласен с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Вместе с тем, указывая на восстановление права Общества, судом не учтено следующее.
В соответствии с положениями пп. 5 п. 1 ст. 21 и п. 2 ст. 22 Кодекса налогоплательщикам предоставлено право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов, которое обеспечивается соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.
В силу пп. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговый орган обязан производить зачет или возврат налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных обязательных платежей в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
Порядок зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога определен ст. 78 Кодекса.
Так, согласно п. 3 ст. 78 Кодекса налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В силу п. 6 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Согласно п. 8 ст. 78 Кодекса решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
До истечения срока, установленного абз. 1 п. 8 ст. 78 Кодекса, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
В соответствии с п. 9 ст. 78 Кодекса налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Материалами дела подтверждено, что заявление на возврат налога получено инспекцией 29.06.2009, в связи с чем срок на принятие инспекцией решения о возврате и доведения его до сведения общества истек 20.07.2009, а срок на осуществление возврата сумм излишне уплаченного налога закончился 29.07.2009.
В указанные сроки инспекцией возврат налога не осуществлен. Доказательств обратного апелляционному суду не представлено.
При этом только 29.12.2009 (после обращения общества в суд - 24.09.2009, возбуждения производства по рассматриваемому делу и проведении предварительного заседания - 10.11.2009) инспекцией, в нарушение п. 8 ст. 78 Кодекса, принято решения о возврате налога на прибыль.
При этом, как следует из пояснений представителя общества, налог на прибыль обществу так и не произведен. Доказательств обратного апелляционному суду также не представлено.
Принятие инспекцией решения о возврате налога без факта осуществления такого возврата нарушает права общества на своевременный возврат налога и не подменяет собой восстановление нарушенных прав общества.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о восстановлении права общества в связи с принятием инспекцией решений о возврате налога, не соответствует положениям ст. 78 Кодекса.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда в части отказа в удовлетворении требований общества об обязании инспекции возвратить из федерального бюджета 40 904 410 руб., из бюджета субъекта Российской Федерации 93 507 553 руб. налога на прибыль является необоснованным и подлежит отмене.
В соответствии с п. 10 ст. 78 Кодекса в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 Кодекса, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Учитывая, что по заявлению общества от 29.06.2009 N 2461 возврат переплаты по налогу на прибыль за 2008 г. должен был произведен налоговым органом до 29.07.2009, проценты, подлежащие уплате обществу за каждый календарный день нарушения срока возврата составляют: с 30.07.2009 по 09.08.2009 - 451 773,54 руб.; с 10.08.2009 по 14.09.2009 - 1 444 928,60 руб.; с 15.09.2009 по 29.09.2009 - 588 052,34 руб.; с 30.09.2009 по 29.10.2009 - 1 120 099,69 руб.; с 30.10.2009 по 24.11.2009 - 922 215,41 руб.; с 25.11.2009 по 27.12.2009 - 1 108 898,69 руб.; с 28.12.2009 по 11.01.2010 - 490 043,62 руб.
Всего сумма процентов составляет 6 126 011,89 руб.
Расчет процентов проверен судом и является правильным.
Ссылка инспекции в апелляционной жалобе на то, что при расчете суммы процентов должен учитываться не каждый календарный день просрочки, а применяется расчетное количество дней в году и месяце, равное 360 и 30 дням, соответственно, установленное в постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 N 14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами", не может быть принята судом и подлежит отклонению как противоречащий положениям ст. 78 Кодекса, предусматривающим начисление процентов за каждый день просрочки и не предполагающий каких-либо изъятий.
При этом в постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 N 14 даны разъяснения по вопросам применения положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами, которые касаются не порядка расчета периода просрочки, а порядка расчета суммы процентов за день просрочки, которая используется для определения общей суммы процентов на фактическое количество дней просрочки.
Таким образом, суд первой инстанции правильно рассчитал проценты за каждый календарный день просрочки, а приведенные в апелляционной жалобе инспекции доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2010 по делу N А40-124976/09-114-904 изменить.
Отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований ООО "Фирма "Трансгарант" об обязании ИФНС России N 9 по г. Москве возвратить из федерального бюджета 40 904 410 руб., из бюджета субъекта Российской Федерации 93 507 553 руб. налога на прибыль.
Обязать ИФНС России N 9 по г. Москве возвратить излишне уплаченный налога на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, в размере 40 904 410 руб. и налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 93 507 553 руб. на расчетный счет ООО "Фирма "Трансгарант".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Возвратить ООО "Фирма "Трансгарант" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА

Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
М.С.САФРОНОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)