Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.05.2004 N Ф04/2768-568/А46-2004

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 19 мая 2004 года Дело N Ф04/2768-568/А46-2004


Общество с ограниченной ответственностью "Олеандр" (далее - ООО "Олеандр") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 24.07.2003 N 09-6355.
Решением от 28.10.2003 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.02.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение - об отказе в удовлетворении требований ООО "Олеандр". Полагает, что размер подлежащего уплате в бюджет земельного налога определяется на основе конкретной ставки земельного налога с учетом устанавливаемых федеральными нормативными актами поправочных коэффициентов как текущего, так и предшествующих налоговых периодов.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Олеандр" отмечает, что обжалуемые ответчиком судебные акты являются законными и обоснованными, судом не были нарушены нормы материального и процессуального права. Просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. Полагает, что введение в действие с 01.01.2003 нового размера дифференцированных ставок земельного налога уполномоченным органом местного самоуправления в силу прямого указания, содержащегося в статье 7 Федерального закона N 110-ФЗ, исключает применение указанных ставок с учетом ранее установленных повышающих коэффициентов.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Омской области по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Олеандр" представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, при расчете которого была применена ставка налога в размере 7,34 руб. за квадратный метр в год по земельному участку, расположенному по адресу: г. Омск, ул. 3 Автомобильная, д. 3.
Налоговой инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации вынесено решение о доначислении ООО "Олеандр" земельного налога за 2003 год в размере 35250 руб.
Налоговая инспекция исходила из того, что при исчислении налога на землю за 2003 год подлежит применению ставка налога, установленная решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298, с учетом положений Федеральных законов от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Следовательно, при исчислении на основании указанных нормативных правовых актов ставка земельного налога составляет, по расчетам налоговой инспекции, 14,256 руб. за квадратный метр.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что в силу статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, которые, в свою очередь, подлежат дифференциации по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска" изменены размеры ранее существовавших дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска.
Решение Омского городского Совета от 02.02.2002 N 452 относится к актам законодательства о налогах и сборах. Поскольку налоговым периодом по налогу на землю является год, то названное решение в силу требований пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не могло вступить в действие ранее 01.01.2003, соответственно ставки налога, установленные этим решением, в 2002 году не применялись.
В силу указания статьи 7 Федерального закона N 110-ФЗ у предприятия отсутствовали основания для применения дифференцированной ставки налога с коэффициентом 1,8. Земельный налог на 2003 год правомерно исчислен заявителем исходя из ставки налога, равной 7 руб. за квадратный метр в год, установленной решением Омского городского Совета N 452 без учета повышающего коэффициента, предусмотренного названным Федеральным законом.
Не соглашаясь с изложенной позицией суда первой и апелляционной инстанций, кассационная инстанция отмечает, что в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции (темпа роста цен), который в соответствии со статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета.
Индексация конкретных ставок налогов осуществляется вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.




Статьей 14 Федерального закона N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Учитывая, что в каждом текущем налоговом периоде установление ставок земельного налога федеральным законодательством поставлено в зависимость от размера ставок данного налога, существовавшего в предыдущем году, а ставки налога в предыдущем периоде исчислялись с учетом поправочных коэффициентов, то земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Таким образом, Арбитражный суд Омской области, признавая решение налоговой инспекции недействительным, сделал ошибочный вывод о том, что при исчислении ставок земельного налога за 2003 год дифференцированные ставки земельного налога, установленные решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска", не может быть применен поправочный коэффициент 1,8, установленный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Учитывая, что при вынесении судебных актов судебные инстанции по существу не исследовали вопрос о применении Омским городским Советом поправочных коэффициентов, установленных Федеральными законами, при определении размеров дифференцированных ставок земельного налога, указанных в решении от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска" (т.е. механизм формирования уполномоченным органом ставки земельного налога), суд кассационной инстанции считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо устранить указанные недостатки, рассмотреть дело по существу, распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 28.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 04.02.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-475/03 (А-1319/03) отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 19 мая 2004 года Дело N Ф04/2768-568/А46-2004


Общество с ограниченной ответственностью "Олеандр" (далее - ООО "Олеандр") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 24.07.2003 N 09-6355.
Решением от 28.10.2003 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.02.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение - об отказе в удовлетворении требований ООО "Олеандр". Полагает, что размер подлежащего уплате в бюджет земельного налога определяется на основе конкретной ставки земельного налога с учетом устанавливаемых федеральными нормативными актами поправочных коэффициентов как текущего, так и предшествующих налоговых периодов.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Олеандр" отмечает, что обжалуемые ответчиком судебные акты являются законными и обоснованными, судом не были нарушены нормы материального и процессуального права. Просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. Полагает, что введение в действие с 01.01.2003 нового размера дифференцированных ставок земельного налога уполномоченным органом местного самоуправления в силу прямого указания, содержащегося в статье 7 Федерального закона N 110-ФЗ, исключает применение указанных ставок с учетом ранее установленных повышающих коэффициентов.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Омской области по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Олеандр" представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, при расчете которого была применена ставка налога в размере 7,34 руб. за квадратный метр в год по земельному участку, расположенному по адресу: г. Омск, ул. 3 Автомобильная, д. 3.
Налоговой инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации вынесено решение о доначислении ООО "Олеандр" земельного налога за 2003 год в размере 35250 руб.
Налоговая инспекция исходила из того, что при исчислении налога на землю за 2003 год подлежит применению ставка налога, установленная решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298, с учетом положений Федеральных законов от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Следовательно, при исчислении на основании указанных нормативных правовых актов ставка земельного налога составляет, по расчетам налоговой инспекции, 14,256 руб. за квадратный метр.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что в силу статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, которые, в свою очередь, подлежат дифференциации по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска" изменены размеры ранее существовавших дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска.
Решение Омского городского Совета от 02.02.2002 N 452 относится к актам законодательства о налогах и сборах. Поскольку налоговым периодом по налогу на землю является год, то названное решение в силу требований пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не могло вступить в действие ранее 01.01.2003, соответственно ставки налога, установленные этим решением, в 2002 году не применялись.
В силу указания статьи 7 Федерального закона N 110-ФЗ у предприятия отсутствовали основания для применения дифференцированной ставки налога с коэффициентом 1,8. Земельный налог на 2003 год правомерно исчислен заявителем исходя из ставки налога, равной 7 руб. за квадратный метр в год, установленной решением Омского городского Совета N 452 без учета повышающего коэффициента, предусмотренного названным Федеральным законом.
Не соглашаясь с изложенной позицией суда первой и апелляционной инстанций, кассационная инстанция отмечает, что в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции (темпа роста цен), который в соответствии со статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета.
Индексация конкретных ставок налогов осуществляется вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.




Статьей 14 Федерального закона N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Учитывая, что в каждом текущем налоговом периоде установление ставок земельного налога федеральным законодательством поставлено в зависимость от размера ставок данного налога, существовавшего в предыдущем году, а ставки налога в предыдущем периоде исчислялись с учетом поправочных коэффициентов, то земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Таким образом, Арбитражный суд Омской области, признавая решение налоговой инспекции недействительным, сделал ошибочный вывод о том, что при исчислении ставок земельного налога за 2003 год дифференцированные ставки земельного налога, установленные решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска", не может быть применен поправочный коэффициент 1,8, установленный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Учитывая, что при вынесении судебных актов судебные инстанции по существу не исследовали вопрос о применении Омским городским Советом поправочных коэффициентов, установленных Федеральными законами, при определении размеров дифференцированных ставок земельного налога, указанных в решении от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска" (т.е. механизм формирования уполномоченным органом ставки земельного налога), суд кассационной инстанции считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо устранить указанные недостатки, рассмотреть дело по существу, распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 28.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 04.02.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-475/03 (А-1319/03) отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)