Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А., при участии от Центральной акцизной таможни Степановой М.В. (доверенность от 27.10.2010 N 07-16/22493), рассмотрев 14.03.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2010 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2010 (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Лопато И.Б.) по делу N А56-82963/2009,
Закрытое акционерное общество "Логвин Роуд + Рэйл Рус" (до 21.11.2008 именуемое ЗАО "Вельц"; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) об оспаривании решения Центральной акцизной таможни (далее - таможня) об отказе письмом от 11.08.2009 N 41-10-30/4698 возвратить незаконно наложенный и уплаченный административный штраф. Общество также просит суд в порядке статьи 201 АПК РФ обязать таможню возвратить сумму штрафа - 549 362 руб. 07 коп.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц суд привлек Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу (далее - УФК по СПб) и Федеральную таможенную службу (далее - ФТС), а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ; определения от 30.03.2010 и 12.04.2010; том дела I, листы 104 - 105 и 123 - 124).
В судебном заседании 27.10.2010 суд апелляционной инстанции в порядке статьи 124 АПК РФ удовлетворил заявление общества об изменении его наименования на закрытое акционерное общество "Квенбергер Логистикс Рус" по факту переименования в связи с решением единственного акционера от 06.04.2010 (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 78 N 007966283 от 24.08.2010).
Решением суда от 04.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.11.2010, заявление общества удовлетворено, оспариваемое решение таможни признано незаконным. На основании статьи 201 АПК РФ суд обязал таможенный орган возвратить заявителю 549 362 руб. 07 коп. незаконно наложенного административного штрафа.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - положений главы 33 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статей 41, 46, 160.1, 165, 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), приказа ФТС от 23.12.2008 N 1645 "Об утверждении Перечня администраторов доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита бюджета, подведомственных Федеральной таможенной службе, и закреплении полномочий администратора доходов федерального бюджета и источника финансирования дефицита бюджета" (далее - Приказ ФТС N 1645, Перечень).
Таможня считает, что поскольку органом, исполняющим федеральный бюджет, является Минфин РФ, то в случае необоснованного взыскания (необоснованной уплаты) в федеральный бюджет штрафных санкций за административные правонарушения в области таможенного дела возврат указанных денежных средств осуществляется Минфином РФ за счет казны Российской Федерации. Необходимые полномочия администратора доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита бюджета у таможни отсутствуют.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы.
Представители общества, ФТС, УФК по СПб и Минфина РФ, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением таможни от 27.06.2008 по делу об административном правонарушении N 10009000-265/2008 ЗАО "Вельц" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявителю назначен административный штраф в сумме 549 362 руб. 07 коп. (одна вторая суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов).
Штраф в указанном размере уплачен обществом согласно платежному поручению от 02.07.2008 N 00129 (том дела I, лист 42).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2008 по делу N А56-22535/2008 (оставлено без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.05.2009) указанное постановление таможни от 27.06.2008 признано незаконным и отменено. Суды констатировали отсутствие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
В связи с отменой этого постановления арбитражным судом общество обратилось в таможню с заявлением от 17.06.2009 о возврате уплаченного незаконного административного штрафа (том дела I, лист 11).
Таможня направила это заявление в свой Северо-Западный акцизный (специализированный) таможенный пост, который от лица таможни письмом от 11.08.2009 N 41-10-30/4698 отказал обществу в возврате денежных средств и (со ссылкой на положения статей 41, 165 и 218 БК РФ) разъяснил, что возврат денежных средств при необоснованном взыскании (необоснованной уплате) штрафных санкций в федеральный бюджет за административные правонарушения в области таможенного дела осуществляется Минфином РФ.
Общество обратилось в арбитражный суд, посчитав такой отказ таможни незаконным, а также нарушающим права и законные интересы заявителя.
Суды двух инстанций согласились с позицией общества, указав на отсутствие у таможенного органа правовых оснований для соответствующего отказа.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), направлены на восстановление прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности (часть 1 статьи 198 и часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу статьи 6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
К неналоговым доходам бюджетов, помимо иных, относятся средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия (пункт 3 статьи 41 БК РФ).
Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение таможенного законодательства подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов (статья 46 БК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Как указано в пункте 4 статьи 154 БК РФ, органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные названным Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете (пункт 2 статьи 20 БК РФ).
Как указал суд апелляционной инстанции, Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета утвержден Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", а также приложением N 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 25.12.2008 N 145н; аналогичные субъекты определены в приказе Минфина от 30.12.2009 N 150н на 2010 год (далее - Указания).
Согласно Указаниям главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, определяющий перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета и (или) являющийся администратором доходов бюджета.
Код главного администратора доходов бюджета (1 - 3 разряды кода классификации доходов бюджетов) состоит из 3-х знаков и соответствует номеру, присвоенному главному администратору доходов бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления.
Администраторами доходов бюджетов являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приведенные в Указаниях бюджетные полномочия главного администратора и администратора доходов бюджета согласуются соответственно с пунктами 1 и 2 статьи 160.1 БК РФ.
Согласно приложению 6 к Указаниям ФТС как главному администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации присвоен код главы 153, а также закреплен такой вид доходов федерального бюджета, как "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение таможенного дела (таможенных правил)" по коду 153 1 16 04000 01 0000 140.
Указаниями также предусмотрено, что администрирование доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, вынесшими постановления о наложении штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. В случае вынесения постановления о наложении штрафа судом (мировым судьей) по результатам рассмотрения дела, направленного органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, администрирование соответствующих поступлений осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, направившим дело на рассмотрение в суд (мировому судье).
Вместе с тем согласно приказу ФТС N 1645 и Перечню таможня является администратором доходов федерального бюджета.
При таком правовом регулировании суды правомерно признали, что таможня, осуществляя начисление, учет и взыскание административных штрафов, является администратором данного вида доходов бюджета, а соответственно, именно у данного органа возникла обязанность по решению вопроса о возврате необоснованно уплаченного заявителем штрафа.
Рассматривая спор по существу, суды также приняли во внимание письмо Минфина РФ от 15.02.2010 N 02-04-11/510 (в ответ на заявление общества от 11.11.2009 N 42-1/209), в котором разъяснено, что администратором доходов бюджета по денежным взысканиям, наложенным Центральной акцизной таможней, является Центральная акцизная таможня; возврат перечисленных в доход бюджета поступлений осуществляется в соответствии с пунктом 2 абзаца 4 статьи 160.1 и пунктом 1 абзаца 2 статьи 166.1 БК РФ органом Федерального казначейства на основании поручения администратора доходов (том дела I; листы 66 - 67).
Ввиду изложенного, а равно статуса таможенных органов как единой централизованной системы (статьи 401 и 402 ТК РФ), вывод судов о возложении на таможню обязанности по возврату заявителю уплаченного незаконного административного штрафа является правомерным, отвечает задачам судопроизводства в арбитражных судах (статья 2 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2010 по делу N А56-82963/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 18.03.2011 ПО ДЕЛУ N А56-82963/2009
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2011 г. по делу N А56-82963/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А., при участии от Центральной акцизной таможни Степановой М.В. (доверенность от 27.10.2010 N 07-16/22493), рассмотрев 14.03.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2010 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2010 (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Лопато И.Б.) по делу N А56-82963/2009,
установил:
Закрытое акционерное общество "Логвин Роуд + Рэйл Рус" (до 21.11.2008 именуемое ЗАО "Вельц"; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) об оспаривании решения Центральной акцизной таможни (далее - таможня) об отказе письмом от 11.08.2009 N 41-10-30/4698 возвратить незаконно наложенный и уплаченный административный штраф. Общество также просит суд в порядке статьи 201 АПК РФ обязать таможню возвратить сумму штрафа - 549 362 руб. 07 коп.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц суд привлек Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу (далее - УФК по СПб) и Федеральную таможенную службу (далее - ФТС), а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ; определения от 30.03.2010 и 12.04.2010; том дела I, листы 104 - 105 и 123 - 124).
В судебном заседании 27.10.2010 суд апелляционной инстанции в порядке статьи 124 АПК РФ удовлетворил заявление общества об изменении его наименования на закрытое акционерное общество "Квенбергер Логистикс Рус" по факту переименования в связи с решением единственного акционера от 06.04.2010 (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 78 N 007966283 от 24.08.2010).
Решением суда от 04.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.11.2010, заявление общества удовлетворено, оспариваемое решение таможни признано незаконным. На основании статьи 201 АПК РФ суд обязал таможенный орган возвратить заявителю 549 362 руб. 07 коп. незаконно наложенного административного штрафа.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - положений главы 33 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статей 41, 46, 160.1, 165, 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), приказа ФТС от 23.12.2008 N 1645 "Об утверждении Перечня администраторов доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита бюджета, подведомственных Федеральной таможенной службе, и закреплении полномочий администратора доходов федерального бюджета и источника финансирования дефицита бюджета" (далее - Приказ ФТС N 1645, Перечень).
Таможня считает, что поскольку органом, исполняющим федеральный бюджет, является Минфин РФ, то в случае необоснованного взыскания (необоснованной уплаты) в федеральный бюджет штрафных санкций за административные правонарушения в области таможенного дела возврат указанных денежных средств осуществляется Минфином РФ за счет казны Российской Федерации. Необходимые полномочия администратора доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита бюджета у таможни отсутствуют.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы.
Представители общества, ФТС, УФК по СПб и Минфина РФ, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением таможни от 27.06.2008 по делу об административном правонарушении N 10009000-265/2008 ЗАО "Вельц" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявителю назначен административный штраф в сумме 549 362 руб. 07 коп. (одна вторая суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов).
Штраф в указанном размере уплачен обществом согласно платежному поручению от 02.07.2008 N 00129 (том дела I, лист 42).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2008 по делу N А56-22535/2008 (оставлено без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.05.2009) указанное постановление таможни от 27.06.2008 признано незаконным и отменено. Суды констатировали отсутствие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
В связи с отменой этого постановления арбитражным судом общество обратилось в таможню с заявлением от 17.06.2009 о возврате уплаченного незаконного административного штрафа (том дела I, лист 11).
Таможня направила это заявление в свой Северо-Западный акцизный (специализированный) таможенный пост, который от лица таможни письмом от 11.08.2009 N 41-10-30/4698 отказал обществу в возврате денежных средств и (со ссылкой на положения статей 41, 165 и 218 БК РФ) разъяснил, что возврат денежных средств при необоснованном взыскании (необоснованной уплате) штрафных санкций в федеральный бюджет за административные правонарушения в области таможенного дела осуществляется Минфином РФ.
Общество обратилось в арбитражный суд, посчитав такой отказ таможни незаконным, а также нарушающим права и законные интересы заявителя.
Суды двух инстанций согласились с позицией общества, указав на отсутствие у таможенного органа правовых оснований для соответствующего отказа.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), направлены на восстановление прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности (часть 1 статьи 198 и часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу статьи 6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
К неналоговым доходам бюджетов, помимо иных, относятся средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия (пункт 3 статьи 41 БК РФ).
Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение таможенного законодательства подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов (статья 46 БК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Как указано в пункте 4 статьи 154 БК РФ, органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные названным Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете (пункт 2 статьи 20 БК РФ).
Как указал суд апелляционной инстанции, Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета утвержден Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", а также приложением N 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 25.12.2008 N 145н; аналогичные субъекты определены в приказе Минфина от 30.12.2009 N 150н на 2010 год (далее - Указания).
Согласно Указаниям главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, определяющий перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета и (или) являющийся администратором доходов бюджета.
Код главного администратора доходов бюджета (1 - 3 разряды кода классификации доходов бюджетов) состоит из 3-х знаков и соответствует номеру, присвоенному главному администратору доходов бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления.
Администраторами доходов бюджетов являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приведенные в Указаниях бюджетные полномочия главного администратора и администратора доходов бюджета согласуются соответственно с пунктами 1 и 2 статьи 160.1 БК РФ.
Согласно приложению 6 к Указаниям ФТС как главному администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации присвоен код главы 153, а также закреплен такой вид доходов федерального бюджета, как "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение таможенного дела (таможенных правил)" по коду 153 1 16 04000 01 0000 140.
Указаниями также предусмотрено, что администрирование доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, вынесшими постановления о наложении штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. В случае вынесения постановления о наложении штрафа судом (мировым судьей) по результатам рассмотрения дела, направленного органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, администрирование соответствующих поступлений осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, направившим дело на рассмотрение в суд (мировому судье).
Вместе с тем согласно приказу ФТС N 1645 и Перечню таможня является администратором доходов федерального бюджета.
При таком правовом регулировании суды правомерно признали, что таможня, осуществляя начисление, учет и взыскание административных штрафов, является администратором данного вида доходов бюджета, а соответственно, именно у данного органа возникла обязанность по решению вопроса о возврате необоснованно уплаченного заявителем штрафа.
Рассматривая спор по существу, суды также приняли во внимание письмо Минфина РФ от 15.02.2010 N 02-04-11/510 (в ответ на заявление общества от 11.11.2009 N 42-1/209), в котором разъяснено, что администратором доходов бюджета по денежным взысканиям, наложенным Центральной акцизной таможней, является Центральная акцизная таможня; возврат перечисленных в доход бюджета поступлений осуществляется в соответствии с пунктом 2 абзаца 4 статьи 160.1 и пунктом 1 абзаца 2 статьи 166.1 БК РФ органом Федерального казначейства на основании поручения администратора доходов (том дела I; листы 66 - 67).
Ввиду изложенного, а равно статуса таможенных органов как единой централизованной системы (статьи 401 и 402 ТК РФ), вывод судов о возложении на таможню обязанности по возврату заявителю уплаченного незаконного административного штрафа является правомерным, отвечает задачам судопроизводства в арбитражных судах (статья 2 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2010 по делу N А56-82963/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Л.А.САМСОНОВА
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Л.А.САМСОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)