Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.02.2006 ПО ДЕЛУ N А19-36865/05-30

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 7 февраля 2006 г. Дело N А19-36865/05-30
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Верзакова Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Верзаковым Е.И.,
при участии в заседании:
от заявителя: Мотовиловой А.А., представителя (доверенность N 0100-31 от 30.12.2005),
от ответчика: Базекиной И.В., представителя (доверенность N 04-12/14 от 01.01.2006), Луковникова А.А., представителя (доверенность N 04-12 от 01.01.2006),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Коршуновский ГОК" к Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о признании недействительным ненормативного акта налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" (далее - ОАО "Коршуновский ГОК", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу N 03-19.2/104 от 27.09.2005.
В судебном заседании представитель ОАО "Коршуновский ГОК" заявленные требования поддержал полностью, в обоснование своих требований привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представители налоговой инспекции в судебном заседании требования заявителя не признали и пояснили, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, основания для признания его недействительным отсутствуют, в обоснование своих возражений привели доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
По существу заявленных требований суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка в отношении заявителя по налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за май 2005 г.
По результатам проверки решением налоговой инспекции N 03-19.2/104 от 27.09.2005 заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) налога на добычу полезных ископаемых в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в виде штрафа в размере 4928740 руб.
Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить в добровольном порядке сумму начисленных санкций в размере 4928740 руб., доначисленного налога в размере 24643699 руб., пени в размере 1003047,84 руб.
Заявитель, считая указанное решение налоговой инспекции незаконным и нарушающим законные права и интересы ОАО "Коршуновский ГОК", обжаловал его в судебном порядке.
По мнению заявителя, налоговым органом неправильно определено полезное ископаемое, добыча которого осуществляется обществом, и, соответственно, объект налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, поскольку первой соответствующей стандарту предприятия продукцией является продукция горно-добывающей промышленности - руда железная. В результате налоговым органом неправомерно доначислен налог на добычу полезных ископаемых, пени и штраф.
В ходе судебного разбирательства ОАО "Коршуновский ГОК" были заявлены ходатайства о привлечении в качестве третьего лица Ростехнадзора, о назначении химической экспертизы, а также о назначении технологической экспертизы.
Указанные ходатайства судом отклонены, поскольку в материалах дела имеются все необходимые документы, достаточные для рассмотрения настоящего дела.
Суд исследовал материалы дела, выслушал представителей сторон и пришел к следующим выводам.
Заявленные требования суд считает не подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Согласно статье 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, при этом за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей налогоплательщики несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 334 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Как следует из материалов дела, ОАО "Коршуновский ГОК" в соответствии с лицензиями ИРК 00782 ТЭ от 27.12.1994 (срок действия до июня 2009 г); ИРК 00693 ТЭ от 21.07.1994 (срок действия до июня 2014 г.); ИРК 00694 ТЭ от 21.07.1994 (срок действия до июня 2002 г.), Приложением к лицензии ИРК 00694 ТЭ от 21.07.1994 (срок действия до 21.06.2012) производит добычу полезных ископаемых - товарной руды (железо, код 04101).
Согласно представленной заявителем налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за май 2005 г., общество заявило объем добычи полезного ископаемого за май 2005 года в размере 939167 тонн - железная руда. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого (железная руда) составила 135,60 руб. (сумма расходов по добыче полезного ископаемого - 127352852 руб. / 939167 - количество добытого полезного ископаемого); налогооблагаемая база для налогообложения за май 2005 года, по данным заявителя, составила 127352852 руб. (939167 x 135,60 руб.); исчисленная сумма налога - 6112937 руб. (127352852 руб. x 4,8%).
В соответствии с приказом N 837 от 31.12.2004 "Об учетной политике организации" оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых, количество добытого полезного ископаемого определяется косвенным методом - расчетно, по данным о количестве добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье и о содержании полезного компонента в добытой рудной массе, потерянных балансовых запасах и засорении.
Согласно статье 336 НК РФ объектом налогообложения на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленных налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 337 НК РФ предусмотрено, что полезным ископаемым признается продукция горно-добывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном из недр) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному или международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельно добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющегося продукцией обрабатывающей промышленности (абзац в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
Таким образом, объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых является продукция горно-добывающей промышленности, первая по своему качеству соответствующая установленному стандарту, которая в техническом проекте разработки данного месторождения полезного ископаемого определена как результат указанной разработки.
На основании пункта 2 статьи 337 НК РФ к видам добытого полезного ископаемого относятся товарные руды, в том числе черных металлов (железо, марганец, хром).
Согласно разделу 1 Инструкции по составлению товарного баланса металла на обогатительной фабрике ОАО "Коршуновский ГОК", утвержденной техническим директором ОАО "Коршуновский ГОК" И.В.Хафизовым, от 15.05.2000, исходным сырьем обогатительной фабрики является сырая руда, поступающая с Коршуновского, Татьянинского и Рудногорского карьеров, а конечным продуктом фабрики является товарная продукция, отгруженная потребителям, т.е. концентрат.
Согласно содержанию стандарта предприятия, утвержденному исполняющим обязанности исполнительного директора общества 17.12.2001, он распространяется на добытую железную руду Коршуновского, Рудногорского и Татьянинского железорудных месторождений, которая является товарной рудой и направляется на обогащение с целью получения железорудного концентрата, т.е. на извлекаемые балансовые запасы железорудных месторождений, подготовленные для переработки в продукцию более высокого передела, следовательно, и на сырую руду.
Таким образом, чтобы сырая руда стала товарной, необходимо произвести с ней определенные операции.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
- - национальные стандарты;
- - правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
- - применяемые в установленном порядке классификации общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- - стандарты организаций.
Согласно пункту 3 статьи 15 указанного Закона к общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации относятся нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 N 301, класс продукции "Сырье рудное, нерудное, вторичное черной металлургии и кокс" товарных руд делится на подклассы. В подкласс "Руда железная товарная" входит вид продукции "Концентрат железорудный" (0712003).
Руды железные сырые (0701007, 0701101, 0708018) в класс товарных руд не входят, относятся к "нулевой" иноаспектной группировке, образованной по признакам, отличающимся от признаков группировок основного классификационного деления.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП), утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.08.1993 N 17, класс "Руда железная и концентраты железных руд" подразделяется на подклассы "Руда железная сырая", "Руда железная товарная необогащенная" и "Концентрат железорудный по содержанию металла".
Таким образом, государственные стандарты товарных руд, относящихся в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 337 НК РФ в целях налогообложения к видам добытого полезного ископаемого, не распространяются на сырую руду.
Стандарт предприятия введен обществом в отношении сырой руды, прямо исключенной государственными стандартами из числа товарных, поэтому соответствие ему добываемой руды не позволяет отнести ее к добытым полезным ископаемым в понятии пункта 1 статьи 337 НК РФ.
Доводы заявителя о необоснованности признания объектом налогообложения продукции, полученной в результате переработки добытого полезного ископаемого, несостоятельны, поскольку судом установлено, что осуществляемые в отношении ее операции по первичной переработке по технологическим схемам, как это предусмотрено статьей 23.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", представляют собой доведение продукции до государственного стандарта.
Согласно пункту 1.1 стандарта предприятия на добытое полезное ископаемое "Руда железная (товарная)" СТП 5243-1-17.12-2001, утвержденного и.о. исполнительного директора общества 17.12.2001, балансовые запасы железной руды (т.е. сырой руды) считаются добытой из недр товарной рудой после выполнения следующих работ:
- - эксплуатационной разведки;
- - осушения месторождения;
- - вскрышных работ;
- - бурения скважин;
- - опробования железной руды;
- - погрузки железной руды в транспортные средства.
То есть фактически железная руда только извлекается из карьера и грузится на транспорт и никаких операций (переработки) с сырой рудой не производится.
Операции, которые предусмотрены п. 2.2 стандарта предприятия (определение соответствия качества добытой руды настоящему стандарту), на самом деле представляют собой не что иное, как процесс определения процентного содержания железа в извлекаемом из недр сырье, что позволяет отнести руды к богатым, рядовым или забалансовым, но не говорит о том, что железная руда сырая стала товарной.
Следовательно, стандарт предприятия СТП 5243-1.-1/7.12-2001 распространяется на железную руду (сырую), исключенную из числа товарных.
Заявителем не представлены достоверные доказательства того, что ОАО "Коршуновский ГОК" занимается именно добычей товарной (железной) руды, а также что получение железорудного концентрата является промежуточной стадией производственного процесса предприятия.
В соответствии со ст. 23.3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 22.08.2004) "О недрах" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2005) к первичной переработке относятся операции по переработке получаемого из недр минерального сырья по технологическим схемам. Операции, осуществляемые по технологической схеме, представленной ОАО "Коршуновский ГОК", в соответствии с данной статьей и по смыслу ст. 337 НК РФ представляют собой "доведение" сырой руды до полезного ископаемого, на которое установлен государственный стандарт.
Из проектного задания ОАО "Коршуновский ГОК" (Экономическая часть. Книга 15), утвержденного в ноябре 1956 г., усматривается, что железные рудники и обогатительная фабрика с группой обслуживающих их цехов входят в состав Коршуновского комбината, а процесс обогащения является неотъемлемой частью технологического процесса ОАО "Коршуновский ГОК".
Согласно представленной в налоговый орган технологической схеме ОАО "Коршуновский ГОК" от 14.05.2005 N 0117-3240, первичная переработка полезного ископаемого включает следующие этапы: добыча железной руды, участок дробления, участок обогащения, участок сушки, отгрузка концентрата, напольный склад, потребители.
Технологический процесс ОАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" представляет собой единую технологическую линию, которая заканчивается получением товарного продукта, соответствующего по качеству техническим условиям, - железорудного концентрата. Комплекс технологических операций по первичной переработке сырой руды (обогащение) заключается в удалении посторонних примесей, что не изменяет химического состава основного соединения металла.
Доводы заявителя о том, что полезным ископаемым, по смыслу абзаца 2 пункта 1 статьи 337 НК РФ, не может быть признана продукция ОАО "Коршуновский ГОК", полученная при дальнейшей переработке полезного ископаемого, не могут быть приняты судом, т.к. из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основному виду деятельности, которым занимается ОАО "Коршуновский ГОК", присвоен код 13.10.2 "добыча железных руд открытым способом", из чего следует, что заявитель относится к предприятиям горно-добывающей, а не обрабатывающей промышленности. Кроме того, из технических проектов на Рудногорское, Татьянинское и Коршуновское месторождения следует, что стадия обогащения не входит в процесс первичной переработки полезного ископаемого.
Кроме того, суд считает, что налогоплательщик при наличии реализации добытого полезного ископаемого не вправе был применять способ оценки, поименованный в подпункте 3 пункта 1 статьи 340 НК РФ.
Таким образом, в нарушение пункта 3 статьи 340 НК РФ предприятием неправильно определена стоимость единицы добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, а не как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.
Пунктом 1 статьи 340 НК РФ установлено, что оценка стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;
2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 340 НК РФ налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых должна рассчитываться исходя из цен реализации налогоплательщиком железорудного концентрата.
Как следует из справки ОАО "Коршуновский ГОК", количество реализованного железорудного концентрата за май 2005 г. составило 456257 тонн, а выручка от реализации концентрата - 641024740 руб.
На основании изложенного суд считает, что стоимость единицы добытого полезного ископаемого (железорудный концентрат) налоговым органом правомерно определена равной 1404,39 руб. (стоимость добытого полезного ископаемого в ценах реализации без НДС - сумма таможенных сборов 641024740 - 261500 / 456257 - количество реализованного добытого полезного ископаемого), налогооблагаемая база для налогообложения за май 2005 г. - 640763240 руб. (456257 руб. x 1404,39 руб.), исчисленная сумма налога - 30756636 руб. (640763240 x 4,8%).
Статьей 342 НК РФ налоговая ставка при добыче кондиционных руд черных металлов определена в размере 4,8 процента. Кондиционные руды - это руды, отвечающие определенным стандартам.
При таких обстоятельствах при расчете суммы налога за май 2005 г. налоговым органом обоснованно использовалась ставка налога 4,8%, в связи с чем заявителю правомерно доначислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 24643699 руб., а также соответствующие пени и налоговые санкции.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. В иске следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Е.И.ВЕРЗАКОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)