Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 22 июля 2004 года Дело N А05-855/04-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Клириковой Т.В. и Морозовой Н.А., рассмотрев 19.07.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.03.04 по делу N А05-855/04-11 (судья Шадрина Е.Н.),
Открытое акционерное общество "Соломбальский машиностроительный завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 04.12.03 N 16-23/25043, принятого в результате проверки уточненных деклараций по земельному налогу за 2000 - 2003 годы.
Решением от 10.03.04 суд удовлетворил заявление Общества в части восстановления по его лицевому счету 12696597 рублей 40 копеек налога на землю, признав неправомерным "последовательное присоединение каждого из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, устанавливаемых органами власти субъектов Российской Федерации". В удовлетворении остальной части заявленного требования суд отказал со ссылкой на пропуск срока, установленного пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда. Налоговый орган считает правомерным применение им установленных федеральными законами о федеральных бюджетах на 2000 - 2003 годы коэффициентов, которые в силу статьи 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) и пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1) лишь изменили пределы средних ставок, тоже определенных федеральным законодателем в рамках его компетенции, а субъекты Российской Федерации вследствие этого увеличили конкретные налоговые ставки.
Представители сторон, извещенных в установленном порядке о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела 22.09.03 Общество представило в налоговый орган уточненные декларации по налогу на землю за 2000 - 2003 годы и заявление о возврате 573336 рублей излишне уплаченного налога (лист дела 58). В ходе проверки этих деклараций Инспекция признала неправомерным исчисление названного налога без применения коэффициентов, установленных соответствующими федеральными законами о федеральном бюджете предыдущих лет (акт от 28.10.03 N 16-23/3863).
Принятым по результатам проверки решением от 04.12.03 N 16-23/25043 Инспекция освободила Общество в порядке пункта 2 статьи 109 НК РФ от налоговой ответственности и восстановила по его лицевому счету 1269646 рублей 40 копеек налога на землю за 2000 - 2003 годы, дополнительно указав на то, что заявление о возврате названного налога по декларации за 2000 год подано налогоплательщиком с пропуском срока, установленного пунктом 8 статьи 78 НК РФ.
Признавая указанное решение недействительным в части восстановления по лицевому счету заявителя 12696597 рублей 40 копеек (в резолютивной части решения суда от 10.03.04 допущена явная опечатка), суд указал в мотивировочной части своего решения на то, что "ставка земельного налога в проверяемом периоде оставалась неизменной, и именно к этой ставке должны применяться ежегодные коэффициенты", вследствие чего признал неправомерным "последовательное присоединение каждого из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, устанавливаемых органами власти субъектов Российской Федерации".
Кассационная инстанция считает, что решение суда от 10.03.04 принято с нарушением норм налогового законодательства.
Ставки земельного налога в Архангельской области были установлены областным Законом от 28.05.98 N 77-16-ОЗ "О порядке платы за землю и ставках земельного налога на 1998 год".
Статьей 15 Закона Российской Федерации от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Законом Российской Федерации от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Закона Российской Федерации от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Согласно статье 21 Закона N 2118-1 земельный налог относится к местным налогам. В силу статьи 8 Закона N 1738-1 и пункта 2 статьи 21 Закона N 2118-1 налог за землю устанавливается органами местного самоуправления на основе средних ставок, которые дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности. Пунктом 2 статьи 53 НК РФ также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится начисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата в бюджет.
Следовательно, в 2000 году ставкой земельного налога являлась ставка, установленная областным Законом от 28.05.98 N 77-16-ОЗ "О порядке платы за землю и ставках земельного налога на 1998 год", умноженная на коэффициент "2", в 2001 году - эта же ставка, последовательно умноженная на коэффициенты "2" и "1,2", в 2002 году - на коэффициенты "2", "1,2" и "2", в 2003 году - на коэффициенты "2", "1,2", "2" и "1,8".
Такая позиция следует и из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.03, постановления Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03 и решения Верховного суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ 03-1422.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что решение суда от 10.03.04, принятое вследствие неправильного применения норм материального права, следует отменить в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 и частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отказать Обществу в удовлетворении его заявления.
Руководствуясь статьями 110, 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.03.04 по делу N А05-855/04-11 отменить.
Отказать открытому акционерному обществу "Соломбальский машиностроительный завод" в удовлетворении заявленных требований.
Взыскать с открытого акционерного общества "Соломбальский машиностроительный завод" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 22.07.2004 N А05-855/04-11
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2004 года Дело N А05-855/04-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Клириковой Т.В. и Морозовой Н.А., рассмотрев 19.07.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.03.04 по делу N А05-855/04-11 (судья Шадрина Е.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Соломбальский машиностроительный завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 04.12.03 N 16-23/25043, принятого в результате проверки уточненных деклараций по земельному налогу за 2000 - 2003 годы.
Решением от 10.03.04 суд удовлетворил заявление Общества в части восстановления по его лицевому счету 12696597 рублей 40 копеек налога на землю, признав неправомерным "последовательное присоединение каждого из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, устанавливаемых органами власти субъектов Российской Федерации". В удовлетворении остальной части заявленного требования суд отказал со ссылкой на пропуск срока, установленного пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда. Налоговый орган считает правомерным применение им установленных федеральными законами о федеральных бюджетах на 2000 - 2003 годы коэффициентов, которые в силу статьи 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) и пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1) лишь изменили пределы средних ставок, тоже определенных федеральным законодателем в рамках его компетенции, а субъекты Российской Федерации вследствие этого увеличили конкретные налоговые ставки.
Представители сторон, извещенных в установленном порядке о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела 22.09.03 Общество представило в налоговый орган уточненные декларации по налогу на землю за 2000 - 2003 годы и заявление о возврате 573336 рублей излишне уплаченного налога (лист дела 58). В ходе проверки этих деклараций Инспекция признала неправомерным исчисление названного налога без применения коэффициентов, установленных соответствующими федеральными законами о федеральном бюджете предыдущих лет (акт от 28.10.03 N 16-23/3863).
Принятым по результатам проверки решением от 04.12.03 N 16-23/25043 Инспекция освободила Общество в порядке пункта 2 статьи 109 НК РФ от налоговой ответственности и восстановила по его лицевому счету 1269646 рублей 40 копеек налога на землю за 2000 - 2003 годы, дополнительно указав на то, что заявление о возврате названного налога по декларации за 2000 год подано налогоплательщиком с пропуском срока, установленного пунктом 8 статьи 78 НК РФ.
Признавая указанное решение недействительным в части восстановления по лицевому счету заявителя 12696597 рублей 40 копеек (в резолютивной части решения суда от 10.03.04 допущена явная опечатка), суд указал в мотивировочной части своего решения на то, что "ставка земельного налога в проверяемом периоде оставалась неизменной, и именно к этой ставке должны применяться ежегодные коэффициенты", вследствие чего признал неправомерным "последовательное присоединение каждого из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, устанавливаемых органами власти субъектов Российской Федерации".
Кассационная инстанция считает, что решение суда от 10.03.04 принято с нарушением норм налогового законодательства.
Ставки земельного налога в Архангельской области были установлены областным Законом от 28.05.98 N 77-16-ОЗ "О порядке платы за землю и ставках земельного налога на 1998 год".
Статьей 15 Закона Российской Федерации от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Законом Российской Федерации от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Закона Российской Федерации от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Согласно статье 21 Закона N 2118-1 земельный налог относится к местным налогам. В силу статьи 8 Закона N 1738-1 и пункта 2 статьи 21 Закона N 2118-1 налог за землю устанавливается органами местного самоуправления на основе средних ставок, которые дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности. Пунктом 2 статьи 53 НК РФ также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится начисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата в бюджет.
Следовательно, в 2000 году ставкой земельного налога являлась ставка, установленная областным Законом от 28.05.98 N 77-16-ОЗ "О порядке платы за землю и ставках земельного налога на 1998 год", умноженная на коэффициент "2", в 2001 году - эта же ставка, последовательно умноженная на коэффициенты "2" и "1,2", в 2002 году - на коэффициенты "2", "1,2" и "2", в 2003 году - на коэффициенты "2", "1,2", "2" и "1,8".
Такая позиция следует и из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.03, постановления Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03 и решения Верховного суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ 03-1422.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что решение суда от 10.03.04, принятое вследствие неправильного применения норм материального права, следует отменить в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 и частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отказать Обществу в удовлетворении его заявления.
Руководствуясь статьями 110, 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.03.04 по делу N А05-855/04-11 отменить.
Отказать открытому акционерному обществу "Соломбальский машиностроительный завод" в удовлетворении заявленных требований.
Взыскать с открытого акционерного общества "Соломбальский машиностроительный завод" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий
ТРОИЦКАЯ Н.В.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
МОРОЗОВА Н.А.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
МОРОЗОВА Н.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)