Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
25 августа 2005 г. Дело N 10АП-1798/05-АК
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего-судьи Ч., судей М.Л., К., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Р., при участии в заседании от истца (заявителя): Г. - дов. от 03.12.2004 N 12-07/пр-203; от ответчика: С. - дов. от 05.03.05 N 03-1462, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Мосэнерго" на решение Арбитражного суда Московской области от 11 мая 2005 г. по делу N А41-К2-2080/05, принятое судьей Р., по иску ОАО "Мосэнерго" к Инспекции ФНС РФ по г. Солнечногорску Московской области о признании незаконным бездействия,
ОАО "Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России по г. Солнечногорску, выразившегося в неосуществлении возврата суммы излишне уплаченного налога на прибыль в установленный срок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 мая 2005 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Мосэнерго" считает решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы заявитель указал, что 18 ноября 2004 г. ОАО "Мосэнерго" обратилось в ИМНС РФ по г. Солнечногорску с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога на прибыль, указанных в заявлении от 26.08.2004 N 07-39-302/867, в размере 360000 руб. в местный бюджет и в размере 3000000 руб. в областной бюджет (за 6 месяцев 2004 г.), а также о возврате сумм переплат по налогу на прибыль, образовавшихся в результате расчета к уменьшению налога на прибыль за 9 месяцев в размере 184235 руб. в местный бюджет и в размере 1580917 руб. в областной бюджет.
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Поскольку возврат средств происходит путем исполнения Управлением федерального казначейства выписанных Инспекцией заключений о возврате, а обязанность по возврату закреплена ст. 78 НК РФ за налоговым органом, контроль за своевременным исполнением заключений обязана вести Налоговая инспекция.
Однако налоговым органом не представлено доказательств обжалования бездействия УФК, что привело к нарушению сроков возврата переплаты по налогу на прибыль.
Заявитель считает, что бездействием Инспекции нарушаются его права как налогоплательщика.
На основании изложенного ОАО "Мосэнерго" просит отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования - удовлетворить.
ИФНС РФ по г. Солнечногорску в судебное заседание явилась, с апелляционной жалобой не согласна, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
В обоснование возражений налоговый орган указал, что 3.12.2004 ИФНС России по г. Солнечногорску были выписаны заключение N 500 о возврате ОАО "Мосэнерго" налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта, в размере 4690928 руб. и заключение N 501, зачисляемого в местный бюджет, - в размере 548401 руб., данные суммы были включены в реестр заключений N 105 от 06.12.2004, переданных в Управление федерального казначейства Минфина РФ по Московской области (протокол обработки файла от 08.12.2004, файл обработан УФК по Московской области).
В соответствии со сводной ведомостью учета возврата по налогам УФК по Московской области частично исполнило заключение ИФНС России по г. Солнечногорску и вернуло ОАО "Мосэнерго" переплату по налогу на прибыль в размере 574748 руб. 97 коп.
Заключения на оставшуюся сумму переплаты оставлены УФК по Московской области без исполнения и возвращены письмом от 01.02.2005 N 12-41/1137/1 без указания причины.
Согласно п. 5 ст. 32 НК РФ, ст. ст. 215, 218, 245 Бюджетного кодекса РФ возврат излишне уплаченных сумм в бюджет осуществляют налоговые органы и органы федерального казначейства. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата (п. 9 ст. 78 НК РФ).
По действующему порядку в случае необходимости возвратить из бюджета указанные суммы налоговый орган дает заключение на возврат по установленной форме и направляет его в органы федерального казначейства, которые непосредственно осуществляют их возврат.
Таким образом, в обязанности налогового органа входит направление заключения в орган федерального казначейства, а сумму переплаты возвращает орган федерального казначейства путем перечисления на расчетный счет налогоплательщика.
25 марта 2005 г. ИФНС России по г. Солнечногорску выписаны повторные заключение N 909 о возврате ОАО "Мосэнерго" налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 4116179 руб. 03 коп. и заключение N 910 о возврате налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет, в размере 548401 руб. Указанные суммы включены в реестр заключений N 335 от 25.03.2005, переданных в УФК по Московской области. На момент выписки повторных заключений у ОАО "Мосэнерго" образовалась недоимка по текущим платежам, в связи с чем в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ сумма переплаты была зачтена в счет образовавшейся недоимки.
На основании изложенного налоговый орган считает, что все необходимые действия, возложенные действующим законодательством на налоговые органы по возврату суммы переплаты налога на прибыль, им совершены и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения ОАО "Мосэнерго", проверив материалы дела, апелляционный суд считает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. п. 6 - 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным по тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В судебном заседании установлено, что у налогоплательщика имелась переплата по налогу на прибыль за 6 месяцев 2004 г. в размере 364166 руб. в местный бюджет и в размере 3082611 руб. 53 коп. в областной бюджет.
В результате расчета к уменьшению налога на прибыль за 9 месяцев 2004 г. ОАО "Мосэнерго" переплата увеличилась и составляла 548401 руб. в местный бюджет и в размере 4690928 руб. в областной бюджет.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом сверки платежей в бюджет по состоянию на 11.10.2004 (л. д. 20 - 21), выписками с лицевого счета налогоплательщика (л. д. 95 - 105).
26 августа 2004 г. ОАО "Мосэнерго" обратилось в ИМНС РФ по г. Солнечногорску с заявлением N 07-39-302/867 о возврате излишне уплаченных сумм налога на прибыль в размере 360000 руб. в местный бюджет и в размере 3000000 руб. в областной бюджет (за 6 месяцев 2004 г.) (л. д. 15 - 16).
Указанное выше заявление было получено налоговым органом, согласно отметке, 7 сентября 2004 г., в соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат налога должен был быть произведен до 07.10.2004, однако сумма излишне уплаченного налога на расчетный счет ОАО "Мосэнерго" в установленный срок не поступила.
В ответ на заявление ИФНС России по г. Солнечногорску письмом от 01.10.2004 N 0915/7401 сообщила, что вопрос о возврате и зачете денежных средств будет рассмотрен после окончания камеральной проверки.
Доводы налогового органа, приведенные в обоснование отказа, являются неправомерными, поскольку ст. 78 НК РФ не ставит возврат суммы излишне уплаченного налога в зависимость от окончания камеральной налоговой проверки.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно статьям 78 и 79 Кодекса налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в установленном данными статьями порядке в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.
При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.
18 ноября 2004 г. ОАО "Мосэнерго" обратилось в налоговый орган с заявлением N 07-39-302/1307 о возврате сумм переплаты по налогу на прибыль за 6 месяцев 2004 г., указанных в заявлении от 26.08.2004 N 07-39-302/867, а также сумм переплаты, образовавшихся в результате расчета к уменьшению налога на прибыль за 9 месяцев в размере 184235 руб. в местный бюджет и в размере 1580917 руб. в областной бюджет (л. д. 18 - 19), итого сумма излишне уплаченного налога составила 548401 руб. в местный бюджет и 4690928 руб. в областной бюджет.
3.12.2004 ИФНС России по г. Солнечногорску были выписаны заключение N 500 о возврате ОАО "Мосэнерго" налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта, в размере 4690928 руб. и заключение N 501, зачисляемого в местный бюджет, - в размере 548401 руб., данные суммы были включены в реестр заключений N 105 от 06.12.2004, переданных в Управление федерального казначейства Минфина РФ по Московской области (л. д. 85 - 89).
В соответствии со сводной ведомостью учета возврата по налогам УФК по Московской области частично исполнило заключение ИФНС России по г. Солнечногорску и вернуло ОАО "Мосэнерго" переплату по налогу на прибыль в размере 574748 руб. 97 коп. (л. д. 94).
Заключения на оставшуюся сумму переплаты оставлены УФК по Московской области без исполнения без указания причины.
25 марта 2005 г. ИФНС России по г. Солнечногорску выписано повторное заключение N 909 о возврате ОАО "Мосэнерго" налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 4116179 руб. 03 коп. и заключение N 910 о возврате налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет, в размере 548401 руб. Указанные суммы включены в реестр заключений N 335 от 25.03.2005, переданных в УФК по Московской области (л. д. 82 - 84).
Согласно актам сверки N 347 от 15.03.2005, N 348 от 15.03.2005 по платежам в бюджет за период с 01.01.2005 по 28.02.2005 на 15 марта 2005 г. у ОАО "Мосэнерго" имеется переплата по налогу на прибыль в местный бюджет в сумме 548401 руб. и в размере 4116179 руб. в областной бюджет. Наличие переплаты в указанном размере подтверждается также выпиской с лицевого счета за период с 01.01.2005 по 10.08.2005 по состоянию расчетов на 11 августа 2005 г.
Апелляционный суд считает необоснованными доводы суда первой инстанции и Налоговой инспекции относительно выполнения налоговым органом всех возложенных на него действующим законодательством обязанностей, поскольку возврат денежных средств осуществляется путем исполнения федеральным казначейством выписанных налоговым органом заключений, а обязанность по возврату ст. 78 НК РФ возложена на налоговый орган, то есть последний обязан осуществлять контроль за своевременным исполнением органами федерального казначейства заключений о возврате излишне уплаченных налогоплательщиком денежных сумм.
Фактически возврат произведен частично, в сумме 574748,97 руб. 31.12.2004, то есть с пропуском срока, установленного п. 9 ст. 78 НК РФ.
В нарушение действующего законодательства по состоянию на 15 марта 2005 г. сумма переплаты за 6 месяцев 2004 г., указанная в заявлении налогоплательщика от 26 августа 2004 г., а также сумма переплаты по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 г., указанная в заявлении от 18 ноября 2004 г., не возвращены на расчетный счет ОАО "Мосэнерго".
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266, 269 п. 2, п. 4 ст. 270, ст. 271 АПК РФ, суд
решение Арбитражного суда Московской области от 11 мая 2005 г. отменить, апелляционную жалобу ОАО "Мосэнерго" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области N 5044, выразившееся в неосуществлении возврата в месячный срок суммы излишне уплаченного налога на прибыль в размере 360000 руб. в местный бюджет и в размере 3000000 руб. в областной бюджет, а также суммы переплат по налогу на прибыль, образовавшихся в результате расчета к уменьшению по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 г. в размере 184235 руб. по местному бюджету и в размере 1580917 руб. по областному бюджету.
Возвратить ОАО "Мосэнерго" госпошлину в федеральный бюджет за подачу апелляционной жалобы платежным поручением N 39475 от 29.06.2005.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2005, 18.08.2005 ПО ДЕЛУ N 10АП-1798/05-АК
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
25 августа 2005 г. Дело N 10АП-1798/05-АК
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего-судьи Ч., судей М.Л., К., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Р., при участии в заседании от истца (заявителя): Г. - дов. от 03.12.2004 N 12-07/пр-203; от ответчика: С. - дов. от 05.03.05 N 03-1462, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Мосэнерго" на решение Арбитражного суда Московской области от 11 мая 2005 г. по делу N А41-К2-2080/05, принятое судьей Р., по иску ОАО "Мосэнерго" к Инспекции ФНС РФ по г. Солнечногорску Московской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России по г. Солнечногорску, выразившегося в неосуществлении возврата суммы излишне уплаченного налога на прибыль в установленный срок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 мая 2005 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Мосэнерго" считает решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы заявитель указал, что 18 ноября 2004 г. ОАО "Мосэнерго" обратилось в ИМНС РФ по г. Солнечногорску с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога на прибыль, указанных в заявлении от 26.08.2004 N 07-39-302/867, в размере 360000 руб. в местный бюджет и в размере 3000000 руб. в областной бюджет (за 6 месяцев 2004 г.), а также о возврате сумм переплат по налогу на прибыль, образовавшихся в результате расчета к уменьшению налога на прибыль за 9 месяцев в размере 184235 руб. в местный бюджет и в размере 1580917 руб. в областной бюджет.
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Поскольку возврат средств происходит путем исполнения Управлением федерального казначейства выписанных Инспекцией заключений о возврате, а обязанность по возврату закреплена ст. 78 НК РФ за налоговым органом, контроль за своевременным исполнением заключений обязана вести Налоговая инспекция.
Однако налоговым органом не представлено доказательств обжалования бездействия УФК, что привело к нарушению сроков возврата переплаты по налогу на прибыль.
Заявитель считает, что бездействием Инспекции нарушаются его права как налогоплательщика.
На основании изложенного ОАО "Мосэнерго" просит отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования - удовлетворить.
ИФНС РФ по г. Солнечногорску в судебное заседание явилась, с апелляционной жалобой не согласна, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
В обоснование возражений налоговый орган указал, что 3.12.2004 ИФНС России по г. Солнечногорску были выписаны заключение N 500 о возврате ОАО "Мосэнерго" налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта, в размере 4690928 руб. и заключение N 501, зачисляемого в местный бюджет, - в размере 548401 руб., данные суммы были включены в реестр заключений N 105 от 06.12.2004, переданных в Управление федерального казначейства Минфина РФ по Московской области (протокол обработки файла от 08.12.2004, файл обработан УФК по Московской области).
В соответствии со сводной ведомостью учета возврата по налогам УФК по Московской области частично исполнило заключение ИФНС России по г. Солнечногорску и вернуло ОАО "Мосэнерго" переплату по налогу на прибыль в размере 574748 руб. 97 коп.
Заключения на оставшуюся сумму переплаты оставлены УФК по Московской области без исполнения и возвращены письмом от 01.02.2005 N 12-41/1137/1 без указания причины.
Согласно п. 5 ст. 32 НК РФ, ст. ст. 215, 218, 245 Бюджетного кодекса РФ возврат излишне уплаченных сумм в бюджет осуществляют налоговые органы и органы федерального казначейства. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата (п. 9 ст. 78 НК РФ).
По действующему порядку в случае необходимости возвратить из бюджета указанные суммы налоговый орган дает заключение на возврат по установленной форме и направляет его в органы федерального казначейства, которые непосредственно осуществляют их возврат.
Таким образом, в обязанности налогового органа входит направление заключения в орган федерального казначейства, а сумму переплаты возвращает орган федерального казначейства путем перечисления на расчетный счет налогоплательщика.
25 марта 2005 г. ИФНС России по г. Солнечногорску выписаны повторные заключение N 909 о возврате ОАО "Мосэнерго" налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 4116179 руб. 03 коп. и заключение N 910 о возврате налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет, в размере 548401 руб. Указанные суммы включены в реестр заключений N 335 от 25.03.2005, переданных в УФК по Московской области. На момент выписки повторных заключений у ОАО "Мосэнерго" образовалась недоимка по текущим платежам, в связи с чем в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ сумма переплаты была зачтена в счет образовавшейся недоимки.
На основании изложенного налоговый орган считает, что все необходимые действия, возложенные действующим законодательством на налоговые органы по возврату суммы переплаты налога на прибыль, им совершены и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения ОАО "Мосэнерго", проверив материалы дела, апелляционный суд считает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. п. 6 - 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным по тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В судебном заседании установлено, что у налогоплательщика имелась переплата по налогу на прибыль за 6 месяцев 2004 г. в размере 364166 руб. в местный бюджет и в размере 3082611 руб. 53 коп. в областной бюджет.
В результате расчета к уменьшению налога на прибыль за 9 месяцев 2004 г. ОАО "Мосэнерго" переплата увеличилась и составляла 548401 руб. в местный бюджет и в размере 4690928 руб. в областной бюджет.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом сверки платежей в бюджет по состоянию на 11.10.2004 (л. д. 20 - 21), выписками с лицевого счета налогоплательщика (л. д. 95 - 105).
26 августа 2004 г. ОАО "Мосэнерго" обратилось в ИМНС РФ по г. Солнечногорску с заявлением N 07-39-302/867 о возврате излишне уплаченных сумм налога на прибыль в размере 360000 руб. в местный бюджет и в размере 3000000 руб. в областной бюджет (за 6 месяцев 2004 г.) (л. д. 15 - 16).
Указанное выше заявление было получено налоговым органом, согласно отметке, 7 сентября 2004 г., в соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат налога должен был быть произведен до 07.10.2004, однако сумма излишне уплаченного налога на расчетный счет ОАО "Мосэнерго" в установленный срок не поступила.
В ответ на заявление ИФНС России по г. Солнечногорску письмом от 01.10.2004 N 0915/7401 сообщила, что вопрос о возврате и зачете денежных средств будет рассмотрен после окончания камеральной проверки.
Доводы налогового органа, приведенные в обоснование отказа, являются неправомерными, поскольку ст. 78 НК РФ не ставит возврат суммы излишне уплаченного налога в зависимость от окончания камеральной налоговой проверки.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно статьям 78 и 79 Кодекса налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в установленном данными статьями порядке в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.
При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.
18 ноября 2004 г. ОАО "Мосэнерго" обратилось в налоговый орган с заявлением N 07-39-302/1307 о возврате сумм переплаты по налогу на прибыль за 6 месяцев 2004 г., указанных в заявлении от 26.08.2004 N 07-39-302/867, а также сумм переплаты, образовавшихся в результате расчета к уменьшению налога на прибыль за 9 месяцев в размере 184235 руб. в местный бюджет и в размере 1580917 руб. в областной бюджет (л. д. 18 - 19), итого сумма излишне уплаченного налога составила 548401 руб. в местный бюджет и 4690928 руб. в областной бюджет.
3.12.2004 ИФНС России по г. Солнечногорску были выписаны заключение N 500 о возврате ОАО "Мосэнерго" налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта, в размере 4690928 руб. и заключение N 501, зачисляемого в местный бюджет, - в размере 548401 руб., данные суммы были включены в реестр заключений N 105 от 06.12.2004, переданных в Управление федерального казначейства Минфина РФ по Московской области (л. д. 85 - 89).
В соответствии со сводной ведомостью учета возврата по налогам УФК по Московской области частично исполнило заключение ИФНС России по г. Солнечногорску и вернуло ОАО "Мосэнерго" переплату по налогу на прибыль в размере 574748 руб. 97 коп. (л. д. 94).
Заключения на оставшуюся сумму переплаты оставлены УФК по Московской области без исполнения без указания причины.
25 марта 2005 г. ИФНС России по г. Солнечногорску выписано повторное заключение N 909 о возврате ОАО "Мосэнерго" налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 4116179 руб. 03 коп. и заключение N 910 о возврате налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет, в размере 548401 руб. Указанные суммы включены в реестр заключений N 335 от 25.03.2005, переданных в УФК по Московской области (л. д. 82 - 84).
Согласно актам сверки N 347 от 15.03.2005, N 348 от 15.03.2005 по платежам в бюджет за период с 01.01.2005 по 28.02.2005 на 15 марта 2005 г. у ОАО "Мосэнерго" имеется переплата по налогу на прибыль в местный бюджет в сумме 548401 руб. и в размере 4116179 руб. в областной бюджет. Наличие переплаты в указанном размере подтверждается также выпиской с лицевого счета за период с 01.01.2005 по 10.08.2005 по состоянию расчетов на 11 августа 2005 г.
Апелляционный суд считает необоснованными доводы суда первой инстанции и Налоговой инспекции относительно выполнения налоговым органом всех возложенных на него действующим законодательством обязанностей, поскольку возврат денежных средств осуществляется путем исполнения федеральным казначейством выписанных налоговым органом заключений, а обязанность по возврату ст. 78 НК РФ возложена на налоговый орган, то есть последний обязан осуществлять контроль за своевременным исполнением органами федерального казначейства заключений о возврате излишне уплаченных налогоплательщиком денежных сумм.
Фактически возврат произведен частично, в сумме 574748,97 руб. 31.12.2004, то есть с пропуском срока, установленного п. 9 ст. 78 НК РФ.
В нарушение действующего законодательства по состоянию на 15 марта 2005 г. сумма переплаты за 6 месяцев 2004 г., указанная в заявлении налогоплательщика от 26 августа 2004 г., а также сумма переплаты по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 г., указанная в заявлении от 18 ноября 2004 г., не возвращены на расчетный счет ОАО "Мосэнерго".
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266, 269 п. 2, п. 4 ст. 270, ст. 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 мая 2005 г. отменить, апелляционную жалобу ОАО "Мосэнерго" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области N 5044, выразившееся в неосуществлении возврата в месячный срок суммы излишне уплаченного налога на прибыль в размере 360000 руб. в местный бюджет и в размере 3000000 руб. в областной бюджет, а также суммы переплат по налогу на прибыль, образовавшихся в результате расчета к уменьшению по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 г. в размере 184235 руб. по местному бюджету и в размере 1580917 руб. по областному бюджету.
Возвратить ОАО "Мосэнерго" госпошлину в федеральный бюджет за подачу апелляционной жалобы платежным поручением N 39475 от 29.06.2005.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)