Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 20.04.2009 ПО ДЕЛУ N А40-78155/08-117-359

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2009 г. по делу N А40-78155/08-117-359


Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2009 г. Решение в полном объеме изготовлено 20 апреля 2009 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе председательствующего Матюшенковой Ю.Л.
при ведении протокола судебного заседания судьей Матюшенковой Ю.Л.
рассмотрел дело по иску ОАО "Варьеганнефтегаз"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения В заседании
приняли участие:
от заявителя Суругин Д.Н. д. от 16.12.08, пасп. <...> от 15.09.06
от ответчика Трифонов А.Н. д. от 13.03.09, уд. <...> Бирюкова Е.В. д. от 20.01.09, уд. <...>

установил:

Иск с учетом принятого судом изменения оснований иска в форме дополнения заявлен о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 28.09.2007 N 52/2202 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (в редакции решения Федеральной налоговой службы России N ММ-26-3/90@ от 19.08.2008).
Ответчик против иска возражает по доводам, изложенным в решении и отзыве.
Исследовав письменные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев дело в порядке ст. 200 АПК РФ, суд установил, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Общества за 2005 г. По результатам проверки составлен акт N 52/1342 от 09.07.07 (т. 1 л.д. 41 - 147, т. 2).
Рассмотрев акт, материалы проверки, с учетом возражений организации (исх. N 25-07/2007 от 25.07.2007 г.), ответчиком вынесено решение N 52/2202 от 28.09.2007 г. "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 3, т. 4 л.д. 1 - 24), которым Обществу доначислены:
- налог на прибыль в сумме 22 560 538 руб., пени - 2 237 386 руб., штраф - 4 512 108 руб.
- налог на добавленную стоимость в сумме 7 840 138 руб., пени - 1 134 534 руб., штраф - 1 568 028 руб.
- налог на добычу полезных ископаемых в сумме 59 790 402 руб., пени - 9 224 106 руб., штраф - 11 958 080 руб.
- налог на имущество организаций в сумме 571 153 руб., пени - 89 796 руб., штраф - 114 231 руб.
- транспортный налог в сумме 68 205 руб., пени - 13 686 руб., штраф - 13 641 руб.
- пени по налогу на доходы физических лиц в сумме - 31 871 руб., штраф по ст. 123 НК РФ - 26 448 руб.
Кроме того, в абзаце 1 п. 5 резолютивной части решения (стр. 165) Обществу предложено удержать ранее не удержанный НДФЛ в сумме 132 238 руб. из доходов налогоплательщика при очередной выплате дохода в денежной форме, с учетом положений п. 4 ст. 226 НК РФ. Обществом привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ в размере 2 600 руб.
Не согласившись с выводами налогового органа, Общество обратилось в ФНС России с апелляционной жалобой на решение инспекции в части доначисления налога на прибыль (1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.11, 1.14, 1.15 решения), НДС (п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 решения), НДПИ (п. 3.1, 3.2 решения).
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ФНС России было вынесено решение N ММ-26-3/90@ от 19.08.2008 (т. 4 л.д. 25 - 50), которым изменило решение инспекции путем отмены в резолютивной части указанного решения доначисления налога на прибыль организаций за 2005 год в размере 210 110 руб. на сумму расходов, понесенных организацией при перечислении в ЧОП "Русь" стоимости услуг по льготному проезду и расходов по социальной программе, соответствующих этой сумме пеней и штрафа.
В остальной части решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Общества без удовлетворения. Руководствуясь ст. 101.2 НК РФ ФНС России утвердило решение инспекции от 28.09.2007 N 52/2202 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" с учетом внесенных изменений и признало названное решение вступившим в законную силу.
На основании решения Обществу выставлены требования об уплате недоимки, пени, штрафа N 707, 707/1, 707/2 от 02.09.08 (т. 4 л.д. 52 - 55).
По пункту 1.2, пункту 2.2 решения
т. 11 л.д. 91 - 145, т. 12 л.д. 1 - 108, т. 15 л.д. 81 - 151, т. 16 л.д. 1 - 60, т. 28 л.д. 45 - 52
Из решения и отзыва следует, что в нарушение ст. 274 НК РФ на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, неправомерно отнесены затраты за оказанные услуги по уборке общежитий, квартир, территорий в сумме 4 095 512,85 руб., налог не уплачен в сумме 819 103 руб.
По договору N ВНГ-2-272/05 от 01.01.2005 г. ООО "Надежда" обязуется оказать услуги по уборке производственных и служебных помещений, АБК, бригадных пунктов и территорий для работников на Северо-Варьеганском месторождении. Данные расходы в сумме 391 992,73 руб. отражены в регистрах налогового учета, где расшифрованы налоговые показатели, относящиеся к косвенным расходам (R3-0 - материальные расходы) счет 0324031001 ("УпоДТОСО-Здания"). Согласно актам выполненных работ, предоставленным ООО "Надежда", вышеуказанные услуги на сумму 23 376,9 руб. не относятся к расходам, связанным с производственной деятельностью и несут в себе непроизводственный характер.
По договору N ВНГ-2-56/05 от 01.01.2005 г. ООО "Надежда" обязуется оказать услуги по уборке производственных и служебных помещений, АБК, бригадных пунктов и территорий для работников на Бахиловской группе месторождений. Данные расходы в сумме 4 274 521,95 руб. отражены в регистрах налогового учета, где расшифрованы налоговые показатели, относящиеся к косвенным расходам (R3-0 - материальные расходы) счет 0324031001 ("УпоДТОСО-Здания"). Согласно актам выполненных работ, предоставленным ООО "Надежда", вышеуказанные услуги на сумму 3 672 531,030 руб. не относятся к расходам, связанным с производственной деятельностью и несут в себе непроизводственный характер.
По договору N ВНГ-2-60/05 от 01.01.2005 г. ООО "Надежда" обязуется оказать услуги по уборке производственных и служебных помещений, общежитий, служебных квартир, АБК, территорий для работников. Данные расходы в сумме 2 392 027,35 руб. отражены в регистрах налогового учета, где расшифрованы налоговые показатели, относящиеся к косвенным расходам (налоговый показатель R3-0 - материальные расходы) счет 0324031001 ("УпоДТОСО-Здания"). Согласно актам выполненных работ, предоставленным ООО "Надежда", вышеуказанные услуги на сумму 536 905,79 руб. не относятся к расходам, связанным с производственной деятельностью и несут в себе непроизводственный характер.
Эти расходы не связаны с обслуживанием производственных помещений налогоплательщика".
К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
В подпункте 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам относятся "расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации", что не относится к фактическим расходам, таким как предоставление услуг по уборке общежитий, служебных квартир, территории центрального офиса, базы отдыха.
Инспекцией в письменных пояснениях и в решении приведен расчет не принятых расходов за оказанные услуги по уборке общежитий, квартир, территорий. Расчет представлен на стр. 6 оспариваемого решения Инспекции от 28.09.2007 г. N 52/2202. На основании документов налоговым органом произведен расчет расходов непроизводственного характера (социального назначения) сумма которых не включена в налоговые регистры.
Инспекция также считает, что налогоплательщиком не исчислен НДС. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 НК РФ ОАО "Варьеганнефтегаз" в 2005 г. неправомерно заявлена к вычету из бюджета сумма НДС в размере 761 555 руб., предъявленная по расходам на оказанные услуги, по уборке общежитий, квартир, территорий. Данные расходы по оказанным услугам не участвует в осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения. Расходы по оказанным услугам: уборке общежитий, квартир, территорий не участвует в осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения.
Таким образом, неправомерно заявлена к вычету из бюджета сумма НДС в размере 761 555 руб.
Заявитель оспаривает выводы инспекции по следующим основаниям.
В соответствии с заключенными Обществом договорами N ВНГ-2-272/05 от 01.01.2005 г., N ВНГ-2-56/05 от 01.01.2005 г., N ВНГ-2-60/05 от 01.01.2005 г. (п. 1.1 договоров), ООО "Надежда" проводит работы по уборке производственных и служебных помещений, административно-бытовых корпусов (АБК), бригадных пунктов и территорий месторождений Общества (производственных и служебных помещений для работников Общества в Центральном офисе, общежитий, служебных квартир, баз отдыха, территорий вокруг Центрального офиса).
Факт оказания услуг налоговым органом не оспаривается и более того, подробно проанализирован в Таблице на стр. 6 - 10 решения инспекции на основании актов выполненных работ и счетов-фактур к ним N 17 от 31.01.2005, N 59 от 28.02.2005, N 130 от 31.03.2005, N 238 от 30.04.2005, N 343 от 31.05.2005, N 437 от 30.06.2005, N 533 от 31.07.2005, N 626 от 31.08.2005, N 712 от 30.09.2005, N 815 от 31.10.2005, N 1007 от 30.11.2005, N 1075 от 31.12.2007,
Из содержания названной Таблицы, договоров, актов выполненных работ и счетов-фактур следует, что расходы по указанным договорам были связаны с обеспечением Обществом нормальных условий труда для своих работников.
В связи с этим, расходы на обслуживание производственных помещений налогоплательщика в сумме 4 095 512,85 рублей правомерно включены Обществом в 2005 г. в состав прочих расходов, уменьшающих полученные доходы, доначисление налога на прибыль за 2005 год в сумме 819 103 руб. незаконно.
Доначисление НДС, по мнению заявителя незаконно, поскольку услуги по уборке приобретались Обществом для осуществления облагаемых НДС операций и правомерно отнесены на расходы по налогу на прибыль. Правомерность выводов ответчика опровергается материалами дела. Заявителем представлены доказательства того, что не принятые расходы были понесены Обществом в связи с необходимостью обеспечения нормальных условий труда работников предприятия.
Инспекцией не оспаривается, что расходы понесены в связи с выполнением работ по уборке территории на Бахиловской группе месторождений, на Северо-Варьеганском месторождении, территории центрального офиса. Из представленных ответчиком объяснений следует, что проводились работы по уборке общежитий, бань, территории вахтового поселка Надежда и Лучезарный и т.п. Заявителем даны объяснения о специфике деятельности предприятия, в соответствии с которой работники трудятся в вахтовых поселках, расположенных с непосредственной близости от мест добычи нефти, где для них организованы в том числе и бани. Территории бригадных хозяйств и вахтовых поселков также подлежат содержанию в нормальном состоянии, что требует уборки.
В соответствии с абз. 2 ст. 297 ТК РФ вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также в целях осуществления иной производственной деятельности.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда. Суд оценивает понесенные заявителем расходы как соответствующие этому пункту.
Понесенные расходы связаны с объектами, находящимися на балансе Общества, что подтверждается представленными инвентарными таблицами. Отсутствие на балансе вахтовых поселков как отдельных объектов не препятствует оценке понесенных расходов как связанных с имуществом Общества и его производственной деятельностью.
Довод инспекции о том, что понесенные расходы связаны с содержанием объектов социально-культурной сферы отклоняется судом с учетом специфики производственной деятельности Общества. Непроизводственного характера расходов суд не усматривает, поскольку нормальная производственная деятельность, производительный труд персонала возможен только при условии поддержания территории и помещений в чистоте и порядке, поэтому расходы на уборку территории, общежитий, бань могут считаться связанными с производственной деятельностью Общества.
Судом также принято во внимание, что согласно пп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях.
Согласно п. 3.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 г. N 794/33-82 (действующих в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, ст. 423 Трудового кодекса РФ, далее - Основные положения) вахтовые поселки представляют собой комплекс жилых, культурно-бытовых, санитарных и хозяйственных зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности работников, работающих вахтовым методом, в период их отдыха на вахте, а также обслуживания строительной и спецтехники, автотранспорта, хранения запасов товарно-материальных ценностей.
Пунктом 3.2 Основных положений предусмотрено, что ответственность за содержание вахтовых поселков, организацию бытового обслуживания, политико-воспитательной и культурно-массовой работы с проживающими возлагается на администрацию и профсоюзный комитет предприятия, на балансе которого находится вахтовый поселок.
Выводы инспекции относительно НДС оцениваются судом как противоречащие статьям 171, 172 НК РФ. Понесенные Обществом расходы имели производственный характер, связаны с осуществлением налогоплательщиком облагаемых НДС операций, в связи с чем применение налоговых вычетов по работам, связанным с уборкой территории и помещений, правомерно.
По пункту 1.3 решения
т. 16 л.д. 60 - 150, т. 17 л.д. 1 - 66
По мнению инспекции, Общество неправильно классифицировало расходы на рекультивацию земель как материальные расходы. Обществом нарушены ст. 254, 261, 325 НК РФ. Понесенные Обществом затраты по договорам с подрядчиками в сумме 13 817 698 руб. по рекультивации загрязненных земель (4197 403 руб.), ликвидации буровых шламовых амбаров и рекультивации нарушенных земель, прилегающих к кустовым площадкам (7 497 276,62 руб.), сбору нефти с аварийных разливов нефти (245 265,37 руб.), ликвидации несанкционированных свалок (1 402 753,26 руб.), восстановлению лесных культур на нарушенных землях в счет компенсации ущерба лесному хозяйству (475 000 руб.) учтены единовременно при определении налоговой базы 2005 г. По мнению инспекции, понесенные расходы не являются материальными расходами в смысле ст. 254 НК РФ, они подпадают под действие ст. 261 НК РФ и включаются в состав расходов равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации. Указанное нарушение повлекло доначисление налога на прибыль за 2005 г. в сумме 2 763 540 руб.
Заявитель оспаривает выводы инспекции по следующим основаниям. Понесенные им расходы подпадают под действие ст. 254 НК РФ, поскольку являются расходами на рекультивацию земель и не могут быть оценены как расходы на освоение природных ресурсов, тем более, что они связаны с деятельностью уже существующих производственных объектов.
У суда не имеется оснований согласиться с доводом инспекции о направленности понесенных заявителем расходов на освоение природных ресурсов в смысле ст. 261 НК РФ.
Содержание и характер работ подтверждаются представленными доказательствами.
Между ОАО "ВНГ" (Заказчик) и ООО "Нефтегазпроектстрой" (Подрядчик) заключен договор N ВНГ-6-399/05 от 07.02.2005 на выполнение с применением микробиологических методов работ по рекультивации загрязненных земель.
Как следует из счетов-фактур N 49 от 28.07.2005, N 70 от 30.09.2005, N 64 от 30.09.2005, N 82 от 31.10.2005, N 84 от 31.10.2005, N 95 от 30.11.2005, N 105 от 16.12.2005, N 106 от 28.12.2005, реестров на оплату за выполненные работы, актов выполненных работ за июль 2005 г. от 28.07.2005, за сентябрь 2005 г. от 30.09.2005, за октябрь 2005 г. от 31.10.2005, за ноябрь 2005 г. от 30.11.2005, за декабрь 2005 г. от 28.12.2005 г. ООО "Нефтегазпроектстрой" были проведены поэтапные работы по рекультивации нарушенных земель на следующих участках месторождений Общества: N 266, 260, 150, 309, 334 Северо-Варьеганского месторождения, N 16, 62, 114, 124, 189, 251, 254, 278, 281, 284, 256 Северо-Варьеганского месторождения и N 167 Верхне-Колик-Еганского месторождения, N 266, 260, 150, 309, 334 Северо-Варьеганского месторождения и N 167 Верхне-Колик-Еганского месторождения, N 124 281243 Северо-Варьеганского месторождения, N 243 Северо-Варьеганского месторождения, N 16, 62, 114, 124,183, 251, 254, 278, 281, 255 Северо-Варьеганского месторождения соответственно.
Спорные затраты по рекультивации нарушенных земель в сумме 4 197 403,5 руб. ОАО "ВНГ" единовременно отразило в составе расходов по налогу прибыль (журнал регистрации хозяйственных операций (Регистр N 1).
Между ОАО "ВНГ" (Заказчик) и ООО "Нефтегазпроектстрой" (Подрядчик) заключен договор N ВНГ-6/400/05 от 07.02.2005 на выполнение работ по ликвидации буровых амбаров в количестве 7 штук с ориентировочным общим объемом 36 670 кубических метров и рекультивацию нарушенных земель, прилегающих к кустовым площадкам, на площади ориентировочно 10 гектаров.
Как следует из счетов-фактур N 50 от 28.07.2005 г., N 79 от 31.10.2005, N 80 от 31.10.2005, N 81 от 31.10.2005, N 96 от 30.11.2005, N 97 от 30.11.2005, N 98 от 30.11.2005, N 107 от 19.12.2005, реестров на оплату за выполненные работы, актов выполненных работ за июль 2005 г. от 28.07.2005, за октябрь 2005 г. от 31.10.2005, за ноябрь 2005 г. от 30.11.2005 и 31.11.2005, за декабрь 2005 г. от 19.12.2005 г. ООО "Нефтегазпроектстрой" были проведены поэтапные работы по рекультивации нарушенных земель и буровых шламовых амбаров в районе кустовых площадок N 91, 35 Северо-Хохряковского месторождения, N 33 Верхне-Колик-Еганского месторождения, N 23П Север-Варьеганского месторождения, N 58 Верхне-Колик-Еганского месторождения
Спорные затраты в сумме 7 497 276,62 руб. ОАО "ВНГ" единовременно отразило в составе расходов по налогу прибыль (журнал регистрации хозяйственных операций (Регистр N 1).
Между ОАО "ВНГ" (Заказчик) и ООО "Нефтегазпроектстрой" (Подрядчик) заключен договор N ВНГ-6-391/05 от 02.02.2005 на выполнение работ по сбору нефти с аварийных разливов на участках суши и водных объектах общей площадью ориентировочно 9,2 га и транспортированию собранной нефти на пункты приема ОАО "ННП"
Как следует из счетов-фактур N 68 от 28.09.2005 г., N 69 от 28.09.2005, реестров на оплату за выполненные работы, актов выполненных работ за сентябрь от 29.09.2005 ООО "Нефтегазпроектстрой" был произведен сбор нефти с аварийных розливов нефти на участке N 167 в районе куста 28 Верхне-Колик-Еганского месторождения, N 189, 255, 281 в районе кустов 77, 89, 17 Северо-Варьеганского месторождения.
Спорные затраты в сумме 245 265,37 руб. ОАО "ВНГ" единовременно отразило в составе расходов по налогу прибыль (журнал регистрации хозяйственных операций (Регистр N 1).
Между ОАО "ВНГ" (Заказчик) и ООО "Хозлессервис" (Подрядчик) заключен договор N ВНГ-6-74/05 от 14.12.2004 на выполнение лесовосстановительных работ на участках Заказчика
Как следует из счета-фактуры N 25 от 15.12.2005 г., реестра на оплату за выполненные работы, акта выполненных работ от 15.12.2005 ООО "Хозлессервис" было проведено восстановление лесных культур на нарушенных землях в счет компенсации ущерба лесному хозяйству.
Спорные затраты в сумме 475 000 руб. ОАО "ВНГ" единовременно отразило в составе расходов по налогу прибыль (журнал регистрации хозяйственных операций (Регистр N 1).
Между ОАО "ВНГ" (Заказчик) и ООО "Нефтегазпроектстрой" (Подрядчик) заключен договор N ВНГ-8-989/05 от 02.09.2005 на зачистку мест (ликвидацию) несанкционированных свалок отходов производства и потребления и размещение отходов.
Как следует из счета-фактуры N 113 от 29.12.2005 ООО "Нефтегазпроектстрой", реестра на оплату за выполненные работы, акта выполненных работ от 25.12.2005 ООО "Нефтегазпроектстрой" были проведены работы по завозу грунта/торфа на Варьеганское месторождение (участок N 28), утилизации автомобильных шин и вывоза ТБО и других отходов (участок N 23 промзоны г. Радужный), вывоз ТБО и других отходов (участок N 31 Бахиловского месторождения).
Спорные затраты в сумме 1 402 753 руб. ОАО "ВНГ" единовременно отразило в составе расходов по налогу прибыль (журнал регистрации хозяйственных операций (Регистр N 1).
Пп. 1 п. 7 ст. 254 НК РФ предусмотрено, что к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено статьей 261 настоящего Кодекса
Статьей 261 предусмотрен порядок отнесения расходов на освоение природных ресурсов. Расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.
К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся:
- расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах;
- расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов;
- расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений. К этим расходам также относятся компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими налогоплательщиками.
Расходы на освоение природных ресурсов, указанные в пункте 1 настоящей статьи, учитываются в порядке, предусмотренном статьей 325 настоящего Кодекса. Указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов в следующем порядке:
- расходы, предусмотренные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев;
- расходы, предусмотренные в абзацах четвертом и пятом пункта 1 настоящей статьи, включаются в состав расходов равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации.
В соответствии с ГОСТ 175.1-01-83 рекультивация земель представляет собой комплекс работ, направленный на восстановление продуктивности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.
Необходимость проведения рекультивации в ходе производственной деятельности, обуславливающая их обоснованность для целей ст. 252 НК РФ, предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Земельным кодексом РФ, а также Постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании природного слоя почвы" и Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Минприроды и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 г. N 140 и Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", утв. Приказом Минприроды и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 определено, что рекультивации, в частности, подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; земли, нарушенные при прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
Спорные расходы произведены Обществом в рамках его текущей деятельности на месторождениях, введенных в эксплуатацию и промышленно освоенных месторождениях. Факт промышленной эксплуатации месторождений подтверждается лицензиями на "Добычу нефти и газа", перечисленными налоговым органом на стр. 4 - 6 Акта проверки, инспекцией не оспаривается, подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, расходы по рекультивации загрязненных земель, ликвидации буровых шламовых амбаров и рекультивации нарушенных земель, прилегающих к кустовым площадкам, сбору нефти с аварийных разливов нефти, ликвидации несанкционированных свалок, восстановлению лесных культур на нарушенных землях в счет компенсации ущерба лесному хозяйству в рассматриваемом случае являются для целей налогообложения материальными расходами, в связи с чем, относятся на расходы единовременно в том отчетном периоде к которому они относятся.
В силу содержания и смысла ст. 261 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами на освоение природных ресурсов относятся те расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, которые понесены в рамках геологического изучения недр, разведки полезных ископаемых, проведения работ подготовительного характера. Поэтому расходы Общества, понесенные в рамках деятельности по добыче нефти не могут быть квалифицированы как подпадающие под действие ст. 261 НК РФ.
С учетом изложенного, выводы инспекции по данному пункту не доказаны ответчиком в порядке ст. 65 и 200 АПК РФ.
По пункту 1.4 решения
т. 17 л.д. 67 - 150, т. 18, т. 19 л.д. 1 - 15, т. 28 л.д. 94 - 100
По мнению инспекции, налогоплательщик неправомерно, в нарушение ст. 261, 325 НК РФ единовременно отнес на расходы, связанные с производством и реализацией, затраты на общую сумму 5 764 933 руб. по договорам N ВНГ 18-42/05/ТННЦ-1587/05 от 09.12.2004 по ведению баланса и сопровождению аудита запасов ОАО "Варьеганнефтегаз", N 04-Н/2005/ВНГ-18-628/05 от 14.01.2005 по анализу геолого-геофизических данных к обоснованию изменений запасов по продуктивным пластам Бахиловского, Сусликовского и Северо-Варьеганского месторождений и подготовки их к рассмотрению на ЦКЗ, N 22/2003/10 от 16.10.2003 по корректировке геологических моделей и геологических запасов нефти газа и сопутствующих компонентов Верхнее-Колик-Еганского месторождения, а также по государственной экспертизе по оперативному подсчету запасов нефти и растворенного газа по месторождениям ОАО "Варьеганнефтегаз".
Инспекция считает перечисленные расходы подпадающими под действие статьи 261 НК РФ, в связи с чем не подлежащими единовременному отнесению на расходы.
По мнению заявителя, понесенные им расходы являются в силу ст. 325 НК РФ расходами на доразведку. Пунктом 3 ст. 325 НК РФ предусмотрено, что текущие расходы на содержание объектов, связанных с освоением природных ресурсов (в том числе расходы на оплату труда, расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией временных сооружений, и иные подобные расходы), а также расходы на доразведку месторождения или его участков, находящихся в пределах горного или земельного отвода организации, в полной сумме включаются в состав расходов того отчетного (налогового) периода, в котором они произведены. При этом к расходам на доразведку относятся расходы, связанные с осуществлением работ по доразведке по введенным в эксплуатацию и промышленно освоенным месторождениям.
В абзаце шестом данного пункта уточняется, что указанный порядок учета относится к расходам по всем геолого-поисковым и геолого-разведочным работам, в том числе осуществленным расходам по работам, признаваемым безрезультатными, бесперспективными, либо продолжение которых признано нецелесообразным.
Таким образом, исходя из содержания абзацев 5 и 6 п. 3 ст. 325 НК РФ понятие "расходы на доразведку" раскрывается в Налоговом кодексе РФ, как расходы на геолого-поисковые и геолого-разведочные работы по введенным в эксплуатацию и промышленно освоенным месторождениям.
Расходы по спорным договорам не могут быть квалифицированы как расходы на НИОКР для целей налогообложения и правомерно были отнесены Обществом к текущим расходам на доразведку месторождения исходя из следующего.
На основе ст. 261 и 325 НК РФ в пункте 5.3.4 Положений об учетной политике ОАО "ВНГ" на 2005 г., утв. Приказами от 30.12.2004 N 827, и приложения N 9 к нему дана квалификация, перечень и порядок учета расходов на освоение природных ресурсов.
В соответствии с ними затраты на ОПР делятся на:
- 1. Общие расходы по осваиваемому участку (месторождению) в целом;
- 2. Расходы, относящиеся к отдельным частям территории разрабатываемого участка;
- 3. Расходы, относящиеся к конкретному объекту, создаваемому в процессе освоения участка;
- 4. Расходы, относящиеся к конкретному объекту, создаваемому в процессе освоения участка (непродуктивные скважины);
- 5. Расходы, связанные с осуществлением работ по доразведке по введенным в эксплуатацию и промышленно освоенным месторождениям.
5.1. Работы по геологическому изучению недр промышленно разрабатываемых месторождений и залежей, проводимые с целью уточнения запасов
6. Общие расходы по осваиваемому участку (месторождению) в целом.
Доводы заявителя оцениваются судом как противоречащие закону и материалам дела.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Между ОАО "ВНГ" и ЗАО "Тюменский нефтяной научный центр" был заключен договор от 09.12.2004 N ВНГ-18-42/05/05/ТННЦ-1587/05 на ведение баланса и сопровождение аудита запасов по ОАО "ВНГ".
В соответствии с геологическим заданием к договору (приложение N 1 к договору, п. 1) работы по подготовке баланса запасов нефти, уточнения данных по разработке, подготовке графических материалов необходимы в целях ежегодного проведения внутреннего и внешнего аудита. В задачи, решением которых обусловлено достижение поставленных целей, входит внесение изменений в запасах по месторождения Общества в баланс углеводородов, оформление (получение) протоколов рассмотрения запасов углеводородов на региональный ТКЗ и ежегодного протокола ЦКЗ - нефть МПР РФ за 2004 г., сбор данных об оценке ресурсов по проведенным сейсморазведочным работам с целью их постановки на баланс за 2005 г., сбор геолого-геофизических материалов для внешнего аудита запасов нефти, сбор и подготовка материалов по разработке внешнего аудита запасов нефти внесение изменений в запасах по месторождениям Общества в баланс углеводородов за 2004 г.
Выполнение ЗАО "Тюменский нефтяной научный центр" соответствующих работ налоговым органом не оспаривается и подтверждается представленными Заявителем в материалы дела счетами-фактурами N 104 от 25.04.2005, N 181 от 27.06.05, актами выполненных работ N 1 от 23.04.2005, N 2 от 27.06.05, платежными поручениями N 100 от 23.05.05 г., N 346 от 22.07.2005 г., отчетом по балансу запасов нефти, газа, конденсата и компонентов ОАО "ВНГ" за 2004 г.
Между ОАО "ВНГ" и ГП ХМАО "Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В.И. Шпильмана" заключен договор на выполнение научно-технических работ от 14.01.2005 N 04-Н/2005/ВНГ-18-628/05 по анализу геолого-геофизических данных к обоснованию изменений запасов по продуктивным пластам Бахиловского, Сусликовского и Северо-Варьеганского месторождений и подготовки их к рассмотрению на ЦКЗ.
Пунктом 2.1.1 договора предусмотрена обязанность ОАО "ВНГ" по представлению всех материалов, необходимых для выполнения вышеприведенных работ, а именно: отчет по подсчету запасов нефти, растворенного и свободного газа по месторождениям (текст), составленный в соответствии с требованиями Государственной комиссии по запасам Российской Федерации; табличные приложения к отчету, обосновывающие принятые параметры подсчета запасов; графические приложения (карты, геологические профили, разрезы, копии геолого-геофизические характеристики и др.), необходимые для проверки обоснованности принятых подсчетных параметров, копии протокола ГКЗ РФ о последнем рассмотрении и утверждении запасов; при необходимости копии первичных документов (описание керна, каротажных диаграмм, результатов лабораторных анализов, актов испытания, сведений о добыче).
Выполнение ГП ХМАО "Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В.И. Шпильмана" соответствующих работ налоговым органом не оспаривается и подтверждается представленными Заявителем в материалы дела счетом-фактурой N 101 от 14.04.2005, актом выполненных работ от 14.04.2005, платежным поручением N 966 от 14.05.05, Экспертными заключениями от 18.04.2005 ЭЗ N 121-05оп, N 122-05оп, N 123-05оп экспертной комиссии на материалы по обоснованию оперативных изменений в состоянии запасов нефти по залежам пластов БВ Бахиловского месторождения, пластов ЮВ Северо-Варьеганского месторождения, пластов Сусликовского месторождения по результатам геологоразведочных работ за 2004 г.
Предметом заключенного ОАО "ВНГ" и ООО "Гео Дэйта Консалтинг" договора N 22/2003/10 от 16.10.2003 г. является корректировка геологических моделей и геологических запасов нефти, газа и сопутствующих компонентов Верхнее-Колик-Еганского месторождения, представленных ОАО "ВНГ" в ГКЗ МПР РФ с учетом данных эксплуатационного бурения, проведенного на месторождении в период с 01.01.1999 по 01.07.2003.
В соответствии с геологическим заданием к договору (приложение N 1 к договору) целью работы является учет данных эксплуатационного бурения, проведенного на Верхне-Колик-Еганском месторождении с 01.01.1999 по 01.07.2003 для корректировки геологических моделей и геологических запасов УВ по продуктивным объектам, которые были представленные ОАО "ВНГ" в ГКЗ МПР РФ в отчете "Подсчет запасов нефти, газа, конденсата и сопутствующих компонентов Верхнее-Колик-Еганского месторождения Нижневартовского района ХМАО.
Там же обозначены основные задачи, которые необходимо решить при выполнении работы: провести корреляцию разрезов новых эксплуатационных скважин с целью определения в них границ подсчетных объектов, которые выделены в упомянутом выше отчете. На основании материалов интерпретации ГИС по новым скважинам создать базу данных, необходимую для построения структурных карт и толщин, а также оценки коэффициентов открытой пористости, нефтегазонасыщенности и проницаемости. Уточнить геологические модели залежей УВ на участках, где появились новые данные, и обеспечить построение структурных карт и карт нефте- и газонасыщенных толщин. Провести оценку изменений, внесенных новыми скважинами в средние значения коэффициентов открытой пористости, нефтегазонасыщенности, которые использовались для подсчета запасов ранее, и при необходимости, внести корректировки. На новых геологических моделях уточнить положение границ зон с различными категориями запасов УВ и провести их подсчет.
Выполнение ООО "Гео Дэйта Консалтинг" с 04.10.2004 по 14.10.2004 соответствующих работ налоговым органом не оспаривается и подтверждается представленными Заявителем в материалы дела счетом-фактурой N 115 от 17.10.2005, актом выполненных работ N 1 от 17.10.2005, платежным поручением N 5211 от 08.11.05, отчетом по договору "Корректировка геологических моделей и геологических запасов нефти, газа и сопутствующих компонентов Верхнее-Колик-Еганского месторождения".
В реферате к названному Отчету указано, что произведено уточнение геологического строения продуктивных пластов Верхнее-Колик-Еганского месторождения по данным бурения 65 поисково-разведочных и 276 эксплуатационных скважин, всего 341, по состоянию изученности на 01.01.2004 г. Выполнена детальная корреляция дополнительных 60 скважин, смотрены особенности тектоники. Проведена комплексная интерпретация материалов ГИС с определением фильтрационно-емкостных свойств пород-коллекторов. Геометризация залежей выполнена с применением компьютерных технологий. Подсчет запасов углеводородов по пластам произведен объемным методом по категориям С1 и С2.
ОАО "Варьеганнефтегаз" произведены расходы Государственной экспертизы по оперативному подсчету запасов нефти и растворенного газа по месторождениям ОАО "ВНГ" в сумме 480 000 руб., Государственной экспертизы по оперативному подсчету запасов нефти и растворенного газа по Северо-Варьеганскому месторождению в сумме 640 000 руб.
Факт проведения государственной экспертизы материалов пересчета запасов нефти, газа и технико-экономического обоснования коэффициентов извлечения нефти Северо-Варьеганского месторождения подтверждается Протоколом N 1111-дсп от 28.12.2005 г. заседания государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ Роснедра), составленным в порядке, установленном Порядком проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее - государственная экспертиза), размер и порядок взимания платы за ее проведение, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 N 69.
Экспертные заключения N 665-06 оп от 28.11.2006 на оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа залежи ЮВ1 Сусликовского месторождения, N 666-06 оп от 28.11.2006 на оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа залежи АВ1, АВ9, БВ10 и БВ12 Бахиловского месторождения, N 664-06 оп от 28.11.2006 на оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа по пластам Ю3 и Ю4 Северо-Варьеганского месторождения утверждены соответственно Протоколами N 18/84-лр от 08.02.2007, N 18/48-пр от 23.01.2007, N 18/66-пр от 29.01.2007 совещания при начальнике Управления геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений, утвержденного Зам. руководителя Федерального агентства по недропользованию П.В. Садовник.
В соответствии с п. 8 Порядка государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов (далее - материалы) по:
а) подсчету запасов по всем вовлекаемым в освоение и разрабатываемым месторождениям вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезного ископаемого;
б) технико-экономическому обоснованию эксплуатационных кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата;
в) оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых в результате геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов;
г) геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для хранения нефти и газа, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов, сброса сточных вод и иных нужд, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.
Государственные экспертизы были проведены в связи с переоценкой запасов (пересчет запасов) (пп. "в") и ТЭО КИН (по пп. "б") промышленно освоенных и эксплуатируемых Сусликовского, Бахиловского и Северо-Варьеганского месторождений.
Статьей 261 НК РФ предусмотрен порядок отнесения расходов на освоение природных ресурсов. Расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.
К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся:
- расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах;
- расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов;
- расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений. К этим расходам также относятся компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими налогоплательщиками.
Расходы на освоение природных ресурсов, указанные в пункте 1 настоящей статьи, учитываются в порядке, предусмотренном статьей 325 настоящего Кодекса. Указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов в следующем порядке:
- расходы, предусмотренные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев;
- расходы, предусмотренные в абзацах четвертом и пятом пункта 1 настоящей статьи, включаются в состав расходов равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации.
Понесенные Обществом расходы, исходя из содержания договоров, актов, счетов-фактур, отчетов, являются расходами на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходами на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах, что в силу прямого указания закона влечет отсутствие права учесть их единовременно.
Ссылка заявителя на нормы ст. 325 НК РФ отклоняется судом. Этой статьей не устанавливаются соответствующие виды расходов, а определен порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов. Поэтому данная статья не может применяться вне системной связи со статьями, регулирующими расходы, в частности ст. 261 Кодекса. Применительно к п. 1 ст. 261 Кодекса статьей 325 определены группы расходов. При этом расходы на поиски и оценку месторождений (включая аудит запасов), расходы на приобретение информации у третьих лиц, в том числе государственных органов, прямо указаны в п. 1 ст. 261 НК РФ и в силу ст. 325 НК РФ не могут учитываться единовременно.
Довод заявителя о том, что оплаченные им работы являлись работами по доразведке полезных ископаемых, которые ст. 325 Кодекса относит к текущим расходам, не соответствует представленным заявителем доказательствам. Из представленных им документов видно, что оплачены подрядчикам работы по ведению баланса и сопровождение аудита запасов по ОАО "ВНГ"; учету данных эксплуатационного бурения для корректировки геологических моделей и геологических запасов; по проведению государственной экспертизы по оперативному подсчету запасов нефти и растворенного газа. Считать эти работы работами по доразведке в смысле п. 3 ст. 325 Кодекса не имеется оснований, поскольку эти виды работ прямо указаны в п. 1 ст. 261, п. 2 ст. 325 НК РФ.
По пунктам 1.5 - 1.8 решения
т. 19 л.д. 16 - 92, т. 19 л.д. 93 - 145, т. 19 л.д. 146 - 150, т. 20, т. 21 л.д. 1 - 10, т. 21 л.д. 11 - 62
По данным пунктам решения инспекция пришла к выводу о неправильной квалификации понесенных Обществом затрат как расходов на освоение природных ресурсов, в то время, как эти расходы являются расходами научные исследования и опытно-конструкторские работы в смысле ст. 262 НК РФ.
По мнению заявителя, он правомерно учел понесенные затраты как расходы на освоение природных ресурсов по правилам ст. 261 НК РФ.
Фактические обстоятельства по пунктам 1.5 - 1.8 подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Оспариваемым решением установлена незаконность (в нарушение ст. ст. 261, 262 НК РФ, ст. 325 НК) действий Общества по единовременному списанию на расходы налогу на прибыль расходов в сумме 9 150 000 руб., понесенных по заключенного с ООО "Гео Дэйта Консалтинг" договору от 01.06.2005 г. N 21/2004-11, что повлекло занижение налоговой базы на сумму 8 216 666 руб. и неуплаты налога на прибыль на 1 643 333 руб.
Предметом заключенного с ООО "Гео Дэйта Консалтинг" договора от 01.06.2005 г. N 21/2004-11 являются работы по составлению и утверждению на заседании Центральной комиссии по разработке месторождений РФ "Технологической схемы разработки Северо-Варьеганского месторождения".
В пункте 1.3 договора обозначено, что результатом выполненных работ является технологическая схема разработки Северо-Варьеганского месторождения, геологическая и гидродинамическая модели месторождений, а также база данных геолого-геофизической и промысловой информации по Северо-Варьеганскому месторождению (исходной и уточненной в процессе выполнения работ).
Выполнение ООО "Гео Дэйта Консалтинг" соответствующих работ представленными Заявителем в материалы дела счет-фактурами (N 53 от 20.06.05, N 93 от 29.08.2005, N 118 от 26.10.2005), актом выполненных работ (N 1 от 20.06.05, N 2 от 29.08.2005, N 3 от 26.10.2005), платежными поручениями N 633 от 11.08.2005, N 328 от 15.11.2005, N 966 от 20.12.2005, отчетом по договору "Технологическая схема разработки Северо-Варьеганского месторождения".
Как указано в Решении, Обществом в нарушение ст. ст. 261, 262 НК РФ, ст. 325 НК РФ неправильно квалифицированы расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 28.02.2005 г. N ВНГ-18-851/05, выполненных ООО "Технопроект" на сумму 2 200 000 руб., как расходы на освоение природных ресурсов, что повлекло занижение налоговой базы на сумму 2 180 556 руб. и суммы налога на прибыль на 436 111 руб.
С учетом п. 1 дополнительного соглашения N 1 от 17.12.2005 г. к договору от 28.02.2005 N ВНГ-18-851/05 ООО "Техпроект" производит выполнение научно-исследовательских работ по анализу разработки Бахиловского месторождения.
Выполнение ООО "Технопроект" соответствующих работ подтверждается представленными Заявителем в материалы дела счет-фактурами (N 6 от 30.11.2005, N 7 от 15.12.2005, N 8 от 27.12.2005), актами выполненных работ (от 30.11.2005, от 15.12.2005, от 27.12.2005), платежными поручениями N 311 от 23.01.2005, N 641 от 14.02.2006, 3553 от 07.02.2006), отчетом по договору "Дополнение к анализу разработки Бахиловского месторождения".
Проверкой установлено неправомерное, в нарушение ст. ст. 261, 262 НК РФ, ст. 325 НК РФ единовременное отнесение на расходы на освоение природных ресурсов расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в размере 1 780 000 руб., в т.ч. по договорам N 20/2005-07/ВНГ-18-870/05 от 05.07.2005 и N 20/2005-07/ВНГ-18-871/05 от 05.07.2005 по проведение работ по Авторскому надзору за разработкой Северо-Хохряковского месторождения и Сусликовского месторождений в размере 630 000 руб., договорам N ВНГ-20-394/04 от 21.05.2004 и N ВНГ-18-851/05 от 28.06.2005 по авторскому надзору за исполнением проектного документа на разработку Бахиловского месторождения и авторскому сопровождение исполнения проектного документа на разработку Бахиловского месторождения в размере 450 000 руб. и 700 000 руб. соответственно, что повлекло занижение налоговой базы на сумму 1 565 278 руб. и суммы налога на прибыль на 313 056 руб.
Между ОАО "Варьеганнефтегаз" (Заказчик) и ООО "Гео Дэйта Консалтинг" (Исполнитель) заключены договора на создание (передачу) научно-исследовательских работ от 05.07.2005 N 20/2005-07/ВНГ-18-870/05, от 05.07.2005 N 20/2005-07/ВНГ-18-871/05, предметом которых является выполнение научно-исследовательских работ по "Авторскому надзору за разработкой Северо-Хохряковского месторождения" и по "Авторскому надзору за разработкой Сусликовского месторождения" соответственно.
В соответствии с Техническими заданиями к ним (приложение N 1 в задачи работ входит анализ текущего состояния разработки и эффективности реализуемой системы, разработка рекомендаций по применению методов интенсификации добычи нефти и повышение коэффициента нефтеизвлечения. К основным задачам, которые необходимо решить при выполнении работы следующие - уточнение геологической характеристики месторождения с построением уточненных карт (структурных, толщин), проведение анализа выработки запасов нефти из продуктивных объектов месторождения и т.д.)
Выполнение ООО "Гео Дэйта Консалтинг" (Исполнитель) соответствующих работ подтверждается представленными Заявителем в материалы дела счет-фактурами N 130 от 16.11.2005, N 131 от 16.11.2005, актом выполненных работ N 1 от 16.11.2005, платежными поручениями N 961 от 20.12.2005, N 962 от 20.12.2005, Авторским надзором за разработкой Северо-Хохряковского месторождения" и Дополнением к технологической схеме разработки Сусликовского нефтяного месторождения.
Между ОАО "Варьеганнефтегаз" (Заказчик) и ООО "Технопроект" (Исполнитель) заключен договор на выполнение научно-исследовательских работ от 21.05.2004 N ВНГ-20-394/04, предметом которого является выполнение научно-исследовательских работ по "Авторскому надзору за исполнением проектного документа на разработку Бахиловского месторождения".
В Техническом задании (приложение N 2 к договору) определена необходимость выполнения работы на базе ранее созданных трехмерных геолого-технологических моделей продуктивных пластов Бахиловского месторождения с необходимостью обновления моделей (адаптации) с учетом новых данных о геологическом строении и состоянии разработки, выдача рекомендаций по работе с пробуренным фондом скважин (перевод на другой объект, бурение вторых стволов, дострелы, изоляция вывод из бездействия, перевод на нагнетание).









Страницы: 1 из 4  1 2 3 4




© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)