Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 13 октября 2003 года Дело N Ф08-3643/2003-1487А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - закрытого акционерного общества "Авто-С", в отсутствие представителя заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по г. Краснодару, надлежаще уведомленной о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по г. Краснодару на решение от 11.06.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9401/2003-51/263, установил следующее.
ЗАО "Авто-С" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточненных требований) к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по г. Краснодару (далее - ИМНС) о признании незаконными действий ответчика по созданию препятствий в осуществлении права на применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Решением суда от 11.06.2003 исковые требования удовлетворены на том основании, что организации, созданные после 30.11.2002, вправе переходить на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 и действия налоговой инспекции по отказу незаконны.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение от 11.06.2003 и указывает, что переход на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 не допускается в силу пунктов 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации и статей 1 и 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании общество просило решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя общества, считает, что решение от 11.06.2003 подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
Как видно из материалов дела и установлено судом, общество было поставлено на налоговый учет 06.12.2002. В ИМНС было направлено заявление от 17.12.2002 о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003.
30.12.2002 ИМНС вынесла уведомление о возможности перехода на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003. Позднее, 25.04.2003, ИМНС направила уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Позиция налогового органа основана на разъяснениях Управления МНС России по Краснодарскому краю, согласно которым юридические лица, созданные в декабре 2002 года, могут перейти на упрощенную систему налогообложения только с 01.01.2004.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации введена глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения". На основании статьи 8 указанного Закона специальные налоговые режимы вводятся в действие с 01.01.2003.
С указанной даты переход на упрощенную систему налогообложения регулируется нормами главы 26.2 Кодекса. Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Пункт 2 этой же статьи 346.13 указывает, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Статья 3 Федерального закона N 104-ФЗ признает утратившими силу с 1 января 2003 года ряд нормативных актов, в том числе Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Указанный Федеральный закон N 104-ФЗ был изменен Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Однако изменения Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ не затронули порядка вступления в законную силу Федерального закона N 104-ФЗ. Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ согласно статьям 1 и 8 самого Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ в части изменений Федерального закона N 104-ФЗ вступает в силу с 1 января 2003 года.
Поскольку со дня введения в действие (1 января 2003 года) главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" признавался утратившим силу (статья 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ), положения статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ означают, что если в результате изменившегося правового регулирования возникнут новые права и обязанности налогоплательщика (или изменятся содержание и объем прежних прав и обязанностей), то такие права реализуются, а обязанности подлежат исполнению только с 1 января 2003 года.
Таким образом, если налогоплательщик до 1 января 2003 года применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренную Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ, то он, подав заявление в 2002 году, вправе с 1 января 2003 года перейти на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Если же налогоплательщик до 1 января 2003 года не применял упрощенную систему налогообложения, то его права по переходу на упрощенную систему налогообложения реализуются им в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, переход вновь созданных (вновь зарегистрированных) в течение декабря 2002 года организаций на упрощенную систему налогообложения может быть осуществлен в общеустановленном порядке с 01.01.2004.
Таким образом, действия налогового органа об отказе обществу в переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 соответствуют налоговому законодательству и у суда не имелось оснований для признания их незаконными.
Учитывая, что судом установлены все фактические обстоятельства дела, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным принять новое решение.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 11.06.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9401/2003-51/263 отменить и в удовлетворении заявления ЗАО "Авто-С" о признании незаконным действий ИМНС N 3 по г. Краснодару отказать.
Взыскать с ЗАО "Авто-С", г. Краснодар, в доход федерального бюджета расходы по госпошлине по делу сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 13 октября 2003 года Дело N Ф08-3643/2003-1487А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - закрытого акционерного общества "Авто-С", в отсутствие представителя заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по г. Краснодару, надлежаще уведомленной о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по г. Краснодару на решение от 11.06.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9401/2003-51/263, установил следующее.
ЗАО "Авто-С" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточненных требований) к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по г. Краснодару (далее - ИМНС) о признании незаконными действий ответчика по созданию препятствий в осуществлении права на применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Решением суда от 11.06.2003 исковые требования удовлетворены на том основании, что организации, созданные после 30.11.2002, вправе переходить на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 и действия налоговой инспекции по отказу незаконны.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение от 11.06.2003 и указывает, что переход на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 не допускается в силу пунктов 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации и статей 1 и 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании общество просило решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя общества, считает, что решение от 11.06.2003 подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
Как видно из материалов дела и установлено судом, общество было поставлено на налоговый учет 06.12.2002. В ИМНС было направлено заявление от 17.12.2002 о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003.
30.12.2002 ИМНС вынесла уведомление о возможности перехода на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003. Позднее, 25.04.2003, ИМНС направила уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Позиция налогового органа основана на разъяснениях Управления МНС России по Краснодарскому краю, согласно которым юридические лица, созданные в декабре 2002 года, могут перейти на упрощенную систему налогообложения только с 01.01.2004.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации введена глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения". На основании статьи 8 указанного Закона специальные налоговые режимы вводятся в действие с 01.01.2003.
С указанной даты переход на упрощенную систему налогообложения регулируется нормами главы 26.2 Кодекса. Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Пункт 2 этой же статьи 346.13 указывает, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Статья 3 Федерального закона N 104-ФЗ признает утратившими силу с 1 января 2003 года ряд нормативных актов, в том числе Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Указанный Федеральный закон N 104-ФЗ был изменен Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Однако изменения Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ не затронули порядка вступления в законную силу Федерального закона N 104-ФЗ. Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ согласно статьям 1 и 8 самого Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ в части изменений Федерального закона N 104-ФЗ вступает в силу с 1 января 2003 года.
Поскольку со дня введения в действие (1 января 2003 года) главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" признавался утратившим силу (статья 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ), положения статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ означают, что если в результате изменившегося правового регулирования возникнут новые права и обязанности налогоплательщика (или изменятся содержание и объем прежних прав и обязанностей), то такие права реализуются, а обязанности подлежат исполнению только с 1 января 2003 года.
Таким образом, если налогоплательщик до 1 января 2003 года применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренную Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ, то он, подав заявление в 2002 году, вправе с 1 января 2003 года перейти на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Если же налогоплательщик до 1 января 2003 года не применял упрощенную систему налогообложения, то его права по переходу на упрощенную систему налогообложения реализуются им в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, переход вновь созданных (вновь зарегистрированных) в течение декабря 2002 года организаций на упрощенную систему налогообложения может быть осуществлен в общеустановленном порядке с 01.01.2004.
Таким образом, действия налогового органа об отказе обществу в переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 соответствуют налоговому законодательству и у суда не имелось оснований для признания их незаконными.
Учитывая, что судом установлены все фактические обстоятельства дела, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным принять новое решение.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 11.06.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9401/2003-51/263 отменить и в удовлетворении заявления ЗАО "Авто-С" о признании незаконным действий ИМНС N 3 по г. Краснодару отказать.
Взыскать с ЗАО "Авто-С", г. Краснодар, в доход федерального бюджета расходы по госпошлине по делу сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 13.10.2003 N Ф08-3643/2003-1487А
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 13 октября 2003 года Дело N Ф08-3643/2003-1487А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - закрытого акционерного общества "Авто-С", в отсутствие представителя заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по г. Краснодару, надлежаще уведомленной о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по г. Краснодару на решение от 11.06.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9401/2003-51/263, установил следующее.
ЗАО "Авто-С" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточненных требований) к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по г. Краснодару (далее - ИМНС) о признании незаконными действий ответчика по созданию препятствий в осуществлении права на применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Решением суда от 11.06.2003 исковые требования удовлетворены на том основании, что организации, созданные после 30.11.2002, вправе переходить на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 и действия налоговой инспекции по отказу незаконны.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение от 11.06.2003 и указывает, что переход на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 не допускается в силу пунктов 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации и статей 1 и 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании общество просило решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя общества, считает, что решение от 11.06.2003 подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
Как видно из материалов дела и установлено судом, общество было поставлено на налоговый учет 06.12.2002. В ИМНС было направлено заявление от 17.12.2002 о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003.
30.12.2002 ИМНС вынесла уведомление о возможности перехода на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003. Позднее, 25.04.2003, ИМНС направила уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Позиция налогового органа основана на разъяснениях Управления МНС России по Краснодарскому краю, согласно которым юридические лица, созданные в декабре 2002 года, могут перейти на упрощенную систему налогообложения только с 01.01.2004.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации введена глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения". На основании статьи 8 указанного Закона специальные налоговые режимы вводятся в действие с 01.01.2003.
С указанной даты переход на упрощенную систему налогообложения регулируется нормами главы 26.2 Кодекса. Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Пункт 2 этой же статьи 346.13 указывает, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Статья 3 Федерального закона N 104-ФЗ признает утратившими силу с 1 января 2003 года ряд нормативных актов, в том числе Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Указанный Федеральный закон N 104-ФЗ был изменен Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Однако изменения Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ не затронули порядка вступления в законную силу Федерального закона N 104-ФЗ. Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ согласно статьям 1 и 8 самого Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ в части изменений Федерального закона N 104-ФЗ вступает в силу с 1 января 2003 года.
Поскольку со дня введения в действие (1 января 2003 года) главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" признавался утратившим силу (статья 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ), положения статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ означают, что если в результате изменившегося правового регулирования возникнут новые права и обязанности налогоплательщика (или изменятся содержание и объем прежних прав и обязанностей), то такие права реализуются, а обязанности подлежат исполнению только с 1 января 2003 года.
Таким образом, если налогоплательщик до 1 января 2003 года применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренную Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ, то он, подав заявление в 2002 году, вправе с 1 января 2003 года перейти на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Если же налогоплательщик до 1 января 2003 года не применял упрощенную систему налогообложения, то его права по переходу на упрощенную систему налогообложения реализуются им в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, переход вновь созданных (вновь зарегистрированных) в течение декабря 2002 года организаций на упрощенную систему налогообложения может быть осуществлен в общеустановленном порядке с 01.01.2004.
Таким образом, действия налогового органа об отказе обществу в переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 соответствуют налоговому законодательству и у суда не имелось оснований для признания их незаконными.
Учитывая, что судом установлены все фактические обстоятельства дела, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным принять новое решение.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.06.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9401/2003-51/263 отменить и в удовлетворении заявления ЗАО "Авто-С" о признании незаконным действий ИМНС N 3 по г. Краснодару отказать.
Взыскать с ЗАО "Авто-С", г. Краснодар, в доход федерального бюджета расходы по госпошлине по делу сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 13 октября 2003 года Дело N Ф08-3643/2003-1487А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - закрытого акционерного общества "Авто-С", в отсутствие представителя заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по г. Краснодару, надлежаще уведомленной о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по г. Краснодару на решение от 11.06.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9401/2003-51/263, установил следующее.
ЗАО "Авто-С" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточненных требований) к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по г. Краснодару (далее - ИМНС) о признании незаконными действий ответчика по созданию препятствий в осуществлении права на применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Решением суда от 11.06.2003 исковые требования удовлетворены на том основании, что организации, созданные после 30.11.2002, вправе переходить на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 и действия налоговой инспекции по отказу незаконны.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение от 11.06.2003 и указывает, что переход на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 не допускается в силу пунктов 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации и статей 1 и 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании общество просило решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя общества, считает, что решение от 11.06.2003 подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
Как видно из материалов дела и установлено судом, общество было поставлено на налоговый учет 06.12.2002. В ИМНС было направлено заявление от 17.12.2002 о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003.
30.12.2002 ИМНС вынесла уведомление о возможности перехода на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003. Позднее, 25.04.2003, ИМНС направила уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Позиция налогового органа основана на разъяснениях Управления МНС России по Краснодарскому краю, согласно которым юридические лица, созданные в декабре 2002 года, могут перейти на упрощенную систему налогообложения только с 01.01.2004.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации введена глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения". На основании статьи 8 указанного Закона специальные налоговые режимы вводятся в действие с 01.01.2003.
С указанной даты переход на упрощенную систему налогообложения регулируется нормами главы 26.2 Кодекса. Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Пункт 2 этой же статьи 346.13 указывает, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Статья 3 Федерального закона N 104-ФЗ признает утратившими силу с 1 января 2003 года ряд нормативных актов, в том числе Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Указанный Федеральный закон N 104-ФЗ был изменен Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Однако изменения Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ не затронули порядка вступления в законную силу Федерального закона N 104-ФЗ. Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ согласно статьям 1 и 8 самого Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ в части изменений Федерального закона N 104-ФЗ вступает в силу с 1 января 2003 года.
Поскольку со дня введения в действие (1 января 2003 года) главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" признавался утратившим силу (статья 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ), положения статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ означают, что если в результате изменившегося правового регулирования возникнут новые права и обязанности налогоплательщика (или изменятся содержание и объем прежних прав и обязанностей), то такие права реализуются, а обязанности подлежат исполнению только с 1 января 2003 года.
Таким образом, если налогоплательщик до 1 января 2003 года применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренную Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ, то он, подав заявление в 2002 году, вправе с 1 января 2003 года перейти на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Если же налогоплательщик до 1 января 2003 года не применял упрощенную систему налогообложения, то его права по переходу на упрощенную систему налогообложения реализуются им в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, переход вновь созданных (вновь зарегистрированных) в течение декабря 2002 года организаций на упрощенную систему налогообложения может быть осуществлен в общеустановленном порядке с 01.01.2004.
Таким образом, действия налогового органа об отказе обществу в переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 соответствуют налоговому законодательству и у суда не имелось оснований для признания их незаконными.
Учитывая, что судом установлены все фактические обстоятельства дела, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным принять новое решение.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.06.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9401/2003-51/263 отменить и в удовлетворении заявления ЗАО "Авто-С" о признании незаконным действий ИМНС N 3 по г. Краснодару отказать.
Взыскать с ЗАО "Авто-С", г. Краснодар, в доход федерального бюджета расходы по госпошлине по делу сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)