Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 4 марта 2002 года Дело N Ф08-512/2002-188А
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Мострансгаз" в лице филиала Ростовского управления магистральных газопроводов, в отсутствие представителя Инспекции МНС Российской Федерации по Аксайскому району, надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мострансгаз" в лице филиала Ростовского управления магистральных газопроводов на решение от 26.11.2001 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14177/2001-С5-44, установил следующее.
Инспекция МНС Российской Федерации по Аксайскому району (далее по тексту - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мострансгаз" в лице филиала Ростовского управления магистральных газопроводов (далее по тексту - ООО "Мострансгаз") о взыскании налоговых санкций в сумме 289067 рублей по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 26.11.2001 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Свое решение суд мотивировал тем, что в действиях ответчика содержатся признаки состава правонарушения, предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции законность принятого судом первой инстанции решения не проверялась.
Не согласившись с решением суда, ООО "Мострансгаз" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в части взыскания штрафных санкций в сумме 171699 рублей в связи с тем, что в случае принятия уполномоченным органом решения об отсрочке (рассрочке) задолженности по налоговым платежам, в том числе в порядке реструктуризации, изменится срок уплаты задолженности. Инспекцией МНС РФ по г. Видное Московской области 29.12.2001 принят общий график погашения задолженности по федеральным налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам и вынесено решение N 13 от 29.12.2001 о предоставлении ООО "Мострансгаз" права на реструктуризацию, включая штрафные санкции. В случае взыскания штрафа судом штраф будет уплачен дважды: по решению о реструктуризации и по решению суда.
Отзыв на жалобу в суд не представлен.
В судебном заседании представителем ООО "Мострансгаз" поддержаны доводы жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает, что решение суда от 26.11.2001 следует отменить в части с вынесением в отмененной части нового решения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Мострансгаз" представило в налоговую инспекцию дополнительные расчеты: перерасчет налога от фактической прибыли за второе полугодие 1999 года; расчет дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль и с авансовых взносов налога на прибыль за четвертый квартал 1999 года.
По результатам камеральной проверки налоговой инспекцией принято решение N 97 от 18.06.2001 о привлечении ООО "Мострансгаз" к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 289067 рублей на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату суммы налога на прибыль в результате занижения налоговой базы и дополнительных платежей по налогу на прибыль.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания штрафа за неуплату налога на прибыль, суд обоснованно указал о наличии в действиях ответчика признаков состава правонарушения, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод ООО "Мострансгаз" о том, что его задолженность уже включена в график реструктуризации и решение суда о взыскании штрафа приведет к двойному взысканию, был предметом судебного рассмотрения. Суд правильно указал на то, что включение штрафа в график реструктуризации не препятствует рассмотрению иска налогового органа по существу, что является завершением предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации процедуры взыскания штрафа.
В то же время судом необоснованно взыскан штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату суммы по дополнительным платежам по налогу на прибыль.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога. Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года.
Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Дополнительные платежи, предусмотренные пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", не подпадают под понятие налога, данного в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием объекта налогообложения (налоговой базы), определенного статьями 53 и 54 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в силу статей 8 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации дополнительные платежи не являются ни налогом, ни пенями. Не относятся эти платежи и к санкциям, установленным за нарушения налогового законодательства. Уплата налогоплательщиками в бюджет, помимо налогов (сборов) и пеней, иных платежей не предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, решение суда следует отменить в части удовлетворения иска о взыскании штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, что составляет 34943 рубля, и отказать в иске в этой части.
На основании статей 91, 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с переплатой государственной пошлины ответчиком при подаче кассационной жалобы и частичным удовлетворением иска кассационной инстанцией сумма 3886 рублей подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Мострансгаз" из федерального бюджета.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьями 91, 95, 162, 174, 175 (п. 2), 177, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
решение от 26.11.2001 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14177/2001-С5-44 отменить в части взыскания штрафа в сумме 34943 рублей и отказать в иске в отмененной части.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Вернуть ООО "Мострансгаз" в лице филиала Ростовского управления магистральных газопроводов из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3886 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Прекратить взыскание с ООО "Мострансгаз" в лице филиала Ростовского управления магистральных газопроводов государственной пошлины на сумму 698 рублей 84 копейки по отмененному в части решению суда от 26.11.2001.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 04.03.2002 N Ф08-512/2002-188А
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 4 марта 2002 года Дело N Ф08-512/2002-188А
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Мострансгаз" в лице филиала Ростовского управления магистральных газопроводов, в отсутствие представителя Инспекции МНС Российской Федерации по Аксайскому району, надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мострансгаз" в лице филиала Ростовского управления магистральных газопроводов на решение от 26.11.2001 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14177/2001-С5-44, установил следующее.
Инспекция МНС Российской Федерации по Аксайскому району (далее по тексту - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мострансгаз" в лице филиала Ростовского управления магистральных газопроводов (далее по тексту - ООО "Мострансгаз") о взыскании налоговых санкций в сумме 289067 рублей по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 26.11.2001 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Свое решение суд мотивировал тем, что в действиях ответчика содержатся признаки состава правонарушения, предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции законность принятого судом первой инстанции решения не проверялась.
Не согласившись с решением суда, ООО "Мострансгаз" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в части взыскания штрафных санкций в сумме 171699 рублей в связи с тем, что в случае принятия уполномоченным органом решения об отсрочке (рассрочке) задолженности по налоговым платежам, в том числе в порядке реструктуризации, изменится срок уплаты задолженности. Инспекцией МНС РФ по г. Видное Московской области 29.12.2001 принят общий график погашения задолженности по федеральным налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам и вынесено решение N 13 от 29.12.2001 о предоставлении ООО "Мострансгаз" права на реструктуризацию, включая штрафные санкции. В случае взыскания штрафа судом штраф будет уплачен дважды: по решению о реструктуризации и по решению суда.
Отзыв на жалобу в суд не представлен.
В судебном заседании представителем ООО "Мострансгаз" поддержаны доводы жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает, что решение суда от 26.11.2001 следует отменить в части с вынесением в отмененной части нового решения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Мострансгаз" представило в налоговую инспекцию дополнительные расчеты: перерасчет налога от фактической прибыли за второе полугодие 1999 года; расчет дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль и с авансовых взносов налога на прибыль за четвертый квартал 1999 года.
По результатам камеральной проверки налоговой инспекцией принято решение N 97 от 18.06.2001 о привлечении ООО "Мострансгаз" к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 289067 рублей на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату суммы налога на прибыль в результате занижения налоговой базы и дополнительных платежей по налогу на прибыль.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания штрафа за неуплату налога на прибыль, суд обоснованно указал о наличии в действиях ответчика признаков состава правонарушения, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод ООО "Мострансгаз" о том, что его задолженность уже включена в график реструктуризации и решение суда о взыскании штрафа приведет к двойному взысканию, был предметом судебного рассмотрения. Суд правильно указал на то, что включение штрафа в график реструктуризации не препятствует рассмотрению иска налогового органа по существу, что является завершением предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации процедуры взыскания штрафа.
В то же время судом необоснованно взыскан штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату суммы по дополнительным платежам по налогу на прибыль.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога. Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года.
Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Дополнительные платежи, предусмотренные пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", не подпадают под понятие налога, данного в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием объекта налогообложения (налоговой базы), определенного статьями 53 и 54 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в силу статей 8 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации дополнительные платежи не являются ни налогом, ни пенями. Не относятся эти платежи и к санкциям, установленным за нарушения налогового законодательства. Уплата налогоплательщиками в бюджет, помимо налогов (сборов) и пеней, иных платежей не предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, решение суда следует отменить в части удовлетворения иска о взыскании штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, что составляет 34943 рубля, и отказать в иске в этой части.
На основании статей 91, 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с переплатой государственной пошлины ответчиком при подаче кассационной жалобы и частичным удовлетворением иска кассационной инстанцией сумма 3886 рублей подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Мострансгаз" из федерального бюджета.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьями 91, 95, 162, 174, 175 (п. 2), 177, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.11.2001 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14177/2001-С5-44 отменить в части взыскания штрафа в сумме 34943 рублей и отказать в иске в отмененной части.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Вернуть ООО "Мострансгаз" в лице филиала Ростовского управления магистральных газопроводов из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3886 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Прекратить взыскание с ООО "Мострансгаз" в лице филиала Ростовского управления магистральных газопроводов государственной пошлины на сумму 698 рублей 84 копейки по отмененному в части решению суда от 26.11.2001.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)