Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 25.11.2008 N А58-1863/08-Ф02-5875/08 ПО ДЕЛУ N А58-1863/08

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2008 г. N А58-1863/08-Ф02-5875/08


Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Косачевой О.И.,
судей: Белоножко Т.В., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителей закрытого акционерного общества "Иреляхнефть" Сучкова Г.Н. (доверенность N 23 от 30.10.2008), Гущина Ф.А. (доверенность N 5 от 01.03.2008) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия) Татаринова П.Н. (доверенность N 14-1 от 09.01.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Иреляхнефть" на решение от 24 июля 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление от 29 сентября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А58-1863/08 (суд первой инстанции - Григорьева В.Э., суд апелляционной инстанции: Лешукова Т.О., Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В.),
установил:

закрытое акционерное общество "Иреляхнефть" (общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным решения от 24.12.2007 N 5543 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия) (налоговая инспекция).
Решением от 24 июля 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 29 сентября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционного суда, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, при определении степени выработанности запасов (Св) необходимо исходить из объема нефти, добытой конкретным налогоплательщиком (недропользователем), а именно ЗАО "Иреляхнефть" за период пользования участком. Все предыдущие разработчики месторождения не имеют значения при решении вопроса о применении той или иной ставки налога конкретным налогоплательщиком.
При этом, как считает общество, необходимо исходить из данных государственного баланса полезных ископаемых, предоставленных уполномоченными государственными органами, а не местными органами, каковыми являются Управление по недропользованию по РС(Я) и Госкомгеология РС(Я), письма которых были представлены налоговой инспекцией.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу отклонила изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании кассационной инстанции лица, участвующие в деле, подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на жалобу.
Проверив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Республики Саха (Якутия), налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2007 года.
По результатам проверки налоговая инспекция составила акт от 19.11.2007 N 1928 и вынесла решение от 24.12.2007 N 5543 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 1 056 980 рублей, предложив уплатить указанную сумму штрафа, налог на добычу полезных ископаемых в сумме 5 284 900 рублей и пени в сумме 166 278 рублей.
Вывод арбитражного суда об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании недействительным названного решения является правильным.
На основании статьи 334 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2007 года и степень выработанности запасов которых на 1 января 2007 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 рублей в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам, начиная с 1 января 2007 года, при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.
Указанная льгота введена для стимулирования разработки новых месторождений нефти.
Пунктом 4 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок определения налогоплательщиком степени выработанности запасов конкретного участка недр (Св), которая рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (V).
При этом накопленный объем добычи нефти для каждого конкретного участка недр определяется с начала разработки этого участка до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн с учетом всех вышеперечисленных условий (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23.04.2007 N 03-06-05-01/9).
Следовательно, степень выработанности запасов конкретного участка недр является объективным показателем, который не может рассчитываться каждым налогоплательщиком исходя из накопленного только им объема добычи нефти на данном участке недр.
Поэтому суд пришел к правильному выводу о том, что общество необоснованно применило налоговую ставку 0 процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно статье 342 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, направляет в налоговые органы данные государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1-е число каждого календарного года.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 N 171, определяющим вопросы Федерального агентства по недропользованию, Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования и осуществляет ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых и обеспечение в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса.
Пунктом 4 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.12.2006 N 286, Федеральное агентство по недропользованию осуществляет, в том числе ведение государственного баланса.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, общество при расчете степени выработанности запасов нефти использовало справку о добыче углеводородного сырья на Иреляхском месторождении, выданную Федеральным государственным унитарным научно-производственным предприятием "Российский федеральный геологический фонд" (ФГУНПП "Росгеолфонд").
Налоговая инспекция при проведении проверки произвела расчет степени выработанности запасов на основе информации о данных государственного баланса запасов нефти по состоянию на 01.01.2006, содержащего информацию о недропользователях, объемах добычи, запасах и отдельных качественных показателях нефти по месторождениям, залежам, пластам, горизонтам в пределах лицензионного участка недр, представленной в Федеральную налоговую службу Федеральным агентством по недропользованию (т. 1, л.д. 81 - 90).
При этом налоговой инспекцией установлено, что степень выработанности запасов превышает установленный законодательством показатель 0,05.
Кроме того, налоговая инспекция представила в судебное заседание письмо Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) от 14.07.2008 N 01-20/02-1488, содержащее сведения о накопленной добыче нефти по состоянию 01.01.2006 по Иреляхскому нефтегазоконденсатному месторождению в соответствии с государственным балансом запасов полезных ископаемых Российской Федерации (т. 1, л.д. 130).
Таким образом, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что общество не представило доказательства использования им данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых при расчете налога на добычу полезных ископаемых.
При таких обстоятельствах обжалуемые обществом судебные акты являются законными и обоснованными и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:

решение от 24 июля 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление от 29 сентября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А58-1863/08 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.И.КОСАЧЕВА
Судьи:
Т.В.БЕЛОНОЖКО
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)