Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 15 сентября 2003 года Дело N Ф04/4685-1372/А46-2003
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - ИМНС РФ) по Кировскому административному округу г. Омска обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Омский завод гражданской авиации" (далее - ОАО "ОЗГА") в бюджет штрафа в сумме 40737 руб., наложенного на него решением заместителя руководителя указанного налогового органа от 31.07.2003 N 17-07/1168 ДСП за нарушение налогового законодательства - неуплату земельного налога.
Решением от 23.06.2003 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявления ИМНС РФ по Кировскому административному округу г. Омска о взыскании с ОАО "Омский завод гражданской авиации" штрафа за нарушение налогового законодательства в сумме 40737 рублей отказано. Суд мотивировал решение тем, что Федеральный закон N 163-ФЗ от 14.12.2002 "Об индексации ставок земельного налога" не мог вступить в действие ранее 01.01.2003; земельный налог на 2002 год необходимо исчислять исходя из ставки, равной 4 рублям 08 коп. за квадратный метр в год; налогоплательщик исчислил исходя из 7 рублей за квадратный метр; повышение средней ставки не влечет автоматического увеличения дифференцированной ставки налога; при исчислении суммы земельного налога занижена площадь земельного участка, но, поскольку сумма земельного налога уплачена ОАО "ОЗГА" в большем размере (по ставке 7 руб. за квадратный метр), у налогового органа не имелось оснований для привлечения общества к ответственности.
В апелляционной инстанции суда законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе ИМНС РФ по Кировскому административному округу г. Омска просит решение суда от 23.06.2003 отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и принять новое решение. Заявитель жалобы полагает, что для целей налогообложения следовало принять площадь земельного участка в размере 270000 кв. м до 01.11.2002; Федеральный закон от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" вступает в законную силу с 17.12.2001; федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, являются актами прямого действия.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ОЗГА" просит оставить решение суда без изменения. В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 18.11.2002 ОАО "ОЗГА" представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу на 2002 год. При составлении указанной декларации была применена ставка земельного налога в размере 7 рублей за квадратный метр в год, которая установлена для 33-й оценочной зоны, так как, по мнению ОАО "ОЗГА", земельный налог исчислен ранее по повышенной ставке, установленной решением Омского городского совета от 20.09.2000 N 298 с учетом коэффициента 2.
Специалистом ИМНС РФ по Кировскому административному округу г. Омска была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой вынесено решение от 31.07.2003 N 17-07/1168 ДСП, которым налоговый орган доначислил ОАО "ОЗГА" земельный налог на 2002 год в сумме 308087 руб. и привлек к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 20% от неуплаченной суммы налога в размере 40737 руб.
Основанием вынесения указанного решения, по мнению налогового органа, явились допущенное ОАО "ОЗГА" занижение площади земельного участка, имеющегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования на 37832 кв. м в период с 21.09.2002 по 12.11.2002, а также неправильное применение ставки земельного налога: следовало применить ставку 8 рублей 16 копеек.
ОАО "ОЗГА" было направлено требование N 8 от 12.02.2003 об уплате данного штрафа, однако подлежащая уплате налоговая санкция в установленный в требовании срок в добровольном порядке уплачена не была, что явилось основанием для предъявления налоговым органом требования о взыскании начисленного штрафа в судебном порядке.
На основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.92 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 3 вышеуказанного Закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлена ставка земельного налога, действовавшая в 2001 году с коэффициентом 2.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
В силу вышеизложенного решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо с учетом изложенного дать оценку доводам налогового органа, а также распределить судебные расходы, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 23.06.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-235/03 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
от 15 сентября 2003 года Дело N Ф04/4685-1372/А46-2003
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - ИМНС РФ) по Кировскому административному округу г. Омска обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Омский завод гражданской авиации" (далее - ОАО "ОЗГА") в бюджет штрафа в сумме 40737 руб., наложенного на него решением заместителя руководителя указанного налогового органа от 31.07.2003 N 17-07/1168 ДСП за нарушение налогового законодательства - неуплату земельного налога.
Решением от 23.06.2003 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявления ИМНС РФ по Кировскому административному округу г. Омска о взыскании с ОАО "Омский завод гражданской авиации" штрафа за нарушение налогового законодательства в сумме 40737 рублей отказано. Суд мотивировал решение тем, что Федеральный закон N 163-ФЗ от 14.12.2002 "Об индексации ставок земельного налога" не мог вступить в действие ранее 01.01.2003; земельный налог на 2002 год необходимо исчислять исходя из ставки, равной 4 рублям 08 коп. за квадратный метр в год; налогоплательщик исчислил исходя из 7 рублей за квадратный метр; повышение средней ставки не влечет автоматического увеличения дифференцированной ставки налога; при исчислении суммы земельного налога занижена площадь земельного участка, но, поскольку сумма земельного налога уплачена ОАО "ОЗГА" в большем размере (по ставке 7 руб. за квадратный метр), у налогового органа не имелось оснований для привлечения общества к ответственности.
В апелляционной инстанции суда законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе ИМНС РФ по Кировскому административному округу г. Омска просит решение суда от 23.06.2003 отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и принять новое решение. Заявитель жалобы полагает, что для целей налогообложения следовало принять площадь земельного участка в размере 270000 кв. м до 01.11.2002; Федеральный закон от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" вступает в законную силу с 17.12.2001; федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, являются актами прямого действия.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ОЗГА" просит оставить решение суда без изменения. В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 18.11.2002 ОАО "ОЗГА" представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу на 2002 год. При составлении указанной декларации была применена ставка земельного налога в размере 7 рублей за квадратный метр в год, которая установлена для 33-й оценочной зоны, так как, по мнению ОАО "ОЗГА", земельный налог исчислен ранее по повышенной ставке, установленной решением Омского городского совета от 20.09.2000 N 298 с учетом коэффициента 2.
Специалистом ИМНС РФ по Кировскому административному округу г. Омска была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой вынесено решение от 31.07.2003 N 17-07/1168 ДСП, которым налоговый орган доначислил ОАО "ОЗГА" земельный налог на 2002 год в сумме 308087 руб. и привлек к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 20% от неуплаченной суммы налога в размере 40737 руб.
Основанием вынесения указанного решения, по мнению налогового органа, явились допущенное ОАО "ОЗГА" занижение площади земельного участка, имеющегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования на 37832 кв. м в период с 21.09.2002 по 12.11.2002, а также неправильное применение ставки земельного налога: следовало применить ставку 8 рублей 16 копеек.
ОАО "ОЗГА" было направлено требование N 8 от 12.02.2003 об уплате данного штрафа, однако подлежащая уплате налоговая санкция в установленный в требовании срок в добровольном порядке уплачена не была, что явилось основанием для предъявления налоговым органом требования о взыскании начисленного штрафа в судебном порядке.
На основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.92 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 3 вышеуказанного Закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлена ставка земельного налога, действовавшая в 2001 году с коэффициентом 2.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
В силу вышеизложенного решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо с учетом изложенного дать оценку доводам налогового органа, а также распределить судебные расходы, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 23.06.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-235/03 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 15.09.2003 N Ф04/4685-1372/А46-2003
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 15 сентября 2003 года Дело N Ф04/4685-1372/А46-2003
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - ИМНС РФ) по Кировскому административному округу г. Омска обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Омский завод гражданской авиации" (далее - ОАО "ОЗГА") в бюджет штрафа в сумме 40737 руб., наложенного на него решением заместителя руководителя указанного налогового органа от 31.07.2003 N 17-07/1168 ДСП за нарушение налогового законодательства - неуплату земельного налога.
Решением от 23.06.2003 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявления ИМНС РФ по Кировскому административному округу г. Омска о взыскании с ОАО "Омский завод гражданской авиации" штрафа за нарушение налогового законодательства в сумме 40737 рублей отказано. Суд мотивировал решение тем, что Федеральный закон N 163-ФЗ от 14.12.2002 "Об индексации ставок земельного налога" не мог вступить в действие ранее 01.01.2003; земельный налог на 2002 год необходимо исчислять исходя из ставки, равной 4 рублям 08 коп. за квадратный метр в год; налогоплательщик исчислил исходя из 7 рублей за квадратный метр; повышение средней ставки не влечет автоматического увеличения дифференцированной ставки налога; при исчислении суммы земельного налога занижена площадь земельного участка, но, поскольку сумма земельного налога уплачена ОАО "ОЗГА" в большем размере (по ставке 7 руб. за квадратный метр), у налогового органа не имелось оснований для привлечения общества к ответственности.
В апелляционной инстанции суда законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе ИМНС РФ по Кировскому административному округу г. Омска просит решение суда от 23.06.2003 отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и принять новое решение. Заявитель жалобы полагает, что для целей налогообложения следовало принять площадь земельного участка в размере 270000 кв. м до 01.11.2002; Федеральный закон от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" вступает в законную силу с 17.12.2001; федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, являются актами прямого действия.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ОЗГА" просит оставить решение суда без изменения. В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 18.11.2002 ОАО "ОЗГА" представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу на 2002 год. При составлении указанной декларации была применена ставка земельного налога в размере 7 рублей за квадратный метр в год, которая установлена для 33-й оценочной зоны, так как, по мнению ОАО "ОЗГА", земельный налог исчислен ранее по повышенной ставке, установленной решением Омского городского совета от 20.09.2000 N 298 с учетом коэффициента 2.
Специалистом ИМНС РФ по Кировскому административному округу г. Омска была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой вынесено решение от 31.07.2003 N 17-07/1168 ДСП, которым налоговый орган доначислил ОАО "ОЗГА" земельный налог на 2002 год в сумме 308087 руб. и привлек к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 20% от неуплаченной суммы налога в размере 40737 руб.
Основанием вынесения указанного решения, по мнению налогового органа, явились допущенное ОАО "ОЗГА" занижение площади земельного участка, имеющегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования на 37832 кв. м в период с 21.09.2002 по 12.11.2002, а также неправильное применение ставки земельного налога: следовало применить ставку 8 рублей 16 копеек.
ОАО "ОЗГА" было направлено требование N 8 от 12.02.2003 об уплате данного штрафа, однако подлежащая уплате налоговая санкция в установленный в требовании срок в добровольном порядке уплачена не была, что явилось основанием для предъявления налоговым органом требования о взыскании начисленного штрафа в судебном порядке.
На основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.92 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 3 вышеуказанного Закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлена ставка земельного налога, действовавшая в 2001 году с коэффициентом 2.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
В силу вышеизложенного решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо с учетом изложенного дать оценку доводам налогового органа, а также распределить судебные расходы, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23.06.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-235/03 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 15 сентября 2003 года Дело N Ф04/4685-1372/А46-2003
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - ИМНС РФ) по Кировскому административному округу г. Омска обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Омский завод гражданской авиации" (далее - ОАО "ОЗГА") в бюджет штрафа в сумме 40737 руб., наложенного на него решением заместителя руководителя указанного налогового органа от 31.07.2003 N 17-07/1168 ДСП за нарушение налогового законодательства - неуплату земельного налога.
Решением от 23.06.2003 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявления ИМНС РФ по Кировскому административному округу г. Омска о взыскании с ОАО "Омский завод гражданской авиации" штрафа за нарушение налогового законодательства в сумме 40737 рублей отказано. Суд мотивировал решение тем, что Федеральный закон N 163-ФЗ от 14.12.2002 "Об индексации ставок земельного налога" не мог вступить в действие ранее 01.01.2003; земельный налог на 2002 год необходимо исчислять исходя из ставки, равной 4 рублям 08 коп. за квадратный метр в год; налогоплательщик исчислил исходя из 7 рублей за квадратный метр; повышение средней ставки не влечет автоматического увеличения дифференцированной ставки налога; при исчислении суммы земельного налога занижена площадь земельного участка, но, поскольку сумма земельного налога уплачена ОАО "ОЗГА" в большем размере (по ставке 7 руб. за квадратный метр), у налогового органа не имелось оснований для привлечения общества к ответственности.
В апелляционной инстанции суда законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе ИМНС РФ по Кировскому административному округу г. Омска просит решение суда от 23.06.2003 отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и принять новое решение. Заявитель жалобы полагает, что для целей налогообложения следовало принять площадь земельного участка в размере 270000 кв. м до 01.11.2002; Федеральный закон от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" вступает в законную силу с 17.12.2001; федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, являются актами прямого действия.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ОЗГА" просит оставить решение суда без изменения. В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 18.11.2002 ОАО "ОЗГА" представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу на 2002 год. При составлении указанной декларации была применена ставка земельного налога в размере 7 рублей за квадратный метр в год, которая установлена для 33-й оценочной зоны, так как, по мнению ОАО "ОЗГА", земельный налог исчислен ранее по повышенной ставке, установленной решением Омского городского совета от 20.09.2000 N 298 с учетом коэффициента 2.
Специалистом ИМНС РФ по Кировскому административному округу г. Омска была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой вынесено решение от 31.07.2003 N 17-07/1168 ДСП, которым налоговый орган доначислил ОАО "ОЗГА" земельный налог на 2002 год в сумме 308087 руб. и привлек к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 20% от неуплаченной суммы налога в размере 40737 руб.
Основанием вынесения указанного решения, по мнению налогового органа, явились допущенное ОАО "ОЗГА" занижение площади земельного участка, имеющегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования на 37832 кв. м в период с 21.09.2002 по 12.11.2002, а также неправильное применение ставки земельного налога: следовало применить ставку 8 рублей 16 копеек.
ОАО "ОЗГА" было направлено требование N 8 от 12.02.2003 об уплате данного штрафа, однако подлежащая уплате налоговая санкция в установленный в требовании срок в добровольном порядке уплачена не была, что явилось основанием для предъявления налоговым органом требования о взыскании начисленного штрафа в судебном порядке.
На основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.92 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 3 вышеуказанного Закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлена ставка земельного налога, действовавшая в 2001 году с коэффициентом 2.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
В силу вышеизложенного решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо с учетом изложенного дать оценку доводам налогового органа, а также распределить судебные расходы, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23.06.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-235/03 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)