Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 12 апреля 2004 г. Дело N А68-АП-386/12-03
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу МИМНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на Решение Арбитражного суда Тульской области от 18.12.2003 по делу N А68-АП-386/12-03,
ОАО "Щекиноазот" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными действий МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области по отказу в возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль за 2001 г., а именно: 5 процентов ставки дополнительного налога и дополнительных платежей из бюджета МО "г. Щекино и Щекинский район" в размере 1869537 руб.; из бюджета МО "г. Ефремов и Ефремовский район" в размере 300243 руб., всего 2169780 руб., и об обязании МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области возвратить излишне уплаченную сумму налога на прибыль из бюджета МО "г. Щекино и Щекинский район" в размере 1869537 руб.; из бюджета МО "г. Ефремов и Ефремовский район" в размере 300243 руб., всего 2169780 руб., и уплатить проценты за каждый день нарушения срока возврата налога с 06.07.2003 по день фактического возврата.
В ходе рассмотрения дела заявитель отказался от требования о взыскании процентов.
Решением от 18.12.2003 Арбитражного суда Тульской области заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными действия (бездействия) МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области по отказу в возврате из местного бюджета МО "г. Щекино и Щекинский район" излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 1725628 руб. 67 коп. и по отказу в возврате из местного бюджета МО "г. Ефремов и Ефремовский район" излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 296394 руб. 80 коп. На инспекцию возложена обязанность возвратить из местных бюджетов названных муниципальных образований указанные суммы излишне уплаченного налога на прибыль. В остальной части требований о признании незаконными действий и возврате налога на прибыль отказано. В части требования о взыскании процентов в сумме 89523 руб. 01 коп. производство по делу прекращено.
Апелляционная жалоба не подавалась.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить Решение от 08.12.2003 в части удовлетворенных требований и в этой части вынести новое решение.
Проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, ОАО "Щекиноазот" 06.06.2003 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет МО "г. Щекино и Щекинский район" в сумме 1869537 руб. и в бюджет МО "г. Ефремов и Ефремовский район" в сумме 300243 руб.
Отказ налогового органа в возврате налога послужил основанием для обращения в суд.
Разрешая спор, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" предприятия (организации) зачисляют налог на прибыль в местные бюджеты по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов.
Налоговая ставка 5 процентов по налогу на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет МО "г. Ефремов и Ефремовский район", была установлена Решением Совета народных депутатов МО "г. Ефремов и Ефремовский район" от 14.11.2000 N 21-57 "О ставке налога на прибыль предприятий и организаций". Решение опубликовано в газете "Заря" 21.02.2001.
Налог на прибыль в размере 5 процентов, зачисляемый в местный бюджет МО "г. Щекино и Щекинский район", установлен Решением Думы г. Щекино и Щекинского района от 04.10.2000 N 35/229, которое опубликовано в газете "Щекинский вестник" 09.12.2000.
Согласно ч. ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Пункт 2 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" устанавливал, что предприятия, являющиеся плательщиками авансовых платежей налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей.
Таким образом, налоговым периодом по налогу на прибыль является год.
Сумма налога на прибыль в течение отчетных периодов исчисляется нарастающим итогом, то есть происходит формирование налогооблагаемой базы. Окончательно величина налоговой базы формируется только по итогам года - налогового периода.
Решения представительных органов местного самоуправления МО "г. Щекино и Щекинский район" и МО "г. Ефремов и Ефремовский район", установившие налоговую ставку по налогу на прибыль в соответствующие бюджеты, вступили в силу после 01.01.2001, то есть после 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль, и могут применяться лишь с 01.01.2002.
Факт уплаты налога на прибыль по ставке 5 процентов в спорной сумме за 2001 г. материалами дела подтвержден.
Следовательно, уплаченный за 2001 г. налог на прибыль по ставке 5 процентов в указанные местные бюджеты является излишне уплаченным.
Однако учитывая, что на дату подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога у налогоплательщика имелась недоимка по налогам (сборам), зачисляемым в территориальный бюджет (в общей сумме 147756 руб. 53 коп.), суд с учетом положений ст. 78 НК РФ обоснованно удовлетворил заявленные требования налогоплательщика частично.
Выводы суда по порядку вступления в силу акта законодательства о налогах и сборах органа местного самоуправления соответствуют приведенным нормам Налогового кодекса РФ, поэтому суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 18.12.2003 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-386/12-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
от 12 апреля 2004 г. Дело N А68-АП-386/12-03
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу МИМНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на Решение Арбитражного суда Тульской области от 18.12.2003 по делу N А68-АП-386/12-03,
ОАО "Щекиноазот" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными действий МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области по отказу в возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль за 2001 г., а именно: 5 процентов ставки дополнительного налога и дополнительных платежей из бюджета МО "г. Щекино и Щекинский район" в размере 1869537 руб.; из бюджета МО "г. Ефремов и Ефремовский район" в размере 300243 руб., всего 2169780 руб., и об обязании МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области возвратить излишне уплаченную сумму налога на прибыль из бюджета МО "г. Щекино и Щекинский район" в размере 1869537 руб.; из бюджета МО "г. Ефремов и Ефремовский район" в размере 300243 руб., всего 2169780 руб., и уплатить проценты за каждый день нарушения срока возврата налога с 06.07.2003 по день фактического возврата.
В ходе рассмотрения дела заявитель отказался от требования о взыскании процентов.
Решением от 18.12.2003 Арбитражного суда Тульской области заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными действия (бездействия) МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области по отказу в возврате из местного бюджета МО "г. Щекино и Щекинский район" излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 1725628 руб. 67 коп. и по отказу в возврате из местного бюджета МО "г. Ефремов и Ефремовский район" излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 296394 руб. 80 коп. На инспекцию возложена обязанность возвратить из местных бюджетов названных муниципальных образований указанные суммы излишне уплаченного налога на прибыль. В остальной части требований о признании незаконными действий и возврате налога на прибыль отказано. В части требования о взыскании процентов в сумме 89523 руб. 01 коп. производство по делу прекращено.
Апелляционная жалоба не подавалась.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить Решение от 08.12.2003 в части удовлетворенных требований и в этой части вынести новое решение.
Проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, ОАО "Щекиноазот" 06.06.2003 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет МО "г. Щекино и Щекинский район" в сумме 1869537 руб. и в бюджет МО "г. Ефремов и Ефремовский район" в сумме 300243 руб.
Отказ налогового органа в возврате налога послужил основанием для обращения в суд.
Разрешая спор, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" предприятия (организации) зачисляют налог на прибыль в местные бюджеты по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов.
Налоговая ставка 5 процентов по налогу на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет МО "г. Ефремов и Ефремовский район", была установлена Решением Совета народных депутатов МО "г. Ефремов и Ефремовский район" от 14.11.2000 N 21-57 "О ставке налога на прибыль предприятий и организаций". Решение опубликовано в газете "Заря" 21.02.2001.
Налог на прибыль в размере 5 процентов, зачисляемый в местный бюджет МО "г. Щекино и Щекинский район", установлен Решением Думы г. Щекино и Щекинского района от 04.10.2000 N 35/229, которое опубликовано в газете "Щекинский вестник" 09.12.2000.
Согласно ч. ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Пункт 2 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" устанавливал, что предприятия, являющиеся плательщиками авансовых платежей налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей.
Таким образом, налоговым периодом по налогу на прибыль является год.
Сумма налога на прибыль в течение отчетных периодов исчисляется нарастающим итогом, то есть происходит формирование налогооблагаемой базы. Окончательно величина налоговой базы формируется только по итогам года - налогового периода.
Решения представительных органов местного самоуправления МО "г. Щекино и Щекинский район" и МО "г. Ефремов и Ефремовский район", установившие налоговую ставку по налогу на прибыль в соответствующие бюджеты, вступили в силу после 01.01.2001, то есть после 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль, и могут применяться лишь с 01.01.2002.
Факт уплаты налога на прибыль по ставке 5 процентов в спорной сумме за 2001 г. материалами дела подтвержден.
Следовательно, уплаченный за 2001 г. налог на прибыль по ставке 5 процентов в указанные местные бюджеты является излишне уплаченным.
Однако учитывая, что на дату подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога у налогоплательщика имелась недоимка по налогам (сборам), зачисляемым в территориальный бюджет (в общей сумме 147756 руб. 53 коп.), суд с учетом положений ст. 78 НК РФ обоснованно удовлетворил заявленные требования налогоплательщика частично.
Выводы суда по порядку вступления в силу акта законодательства о налогах и сборах органа местного самоуправления соответствуют приведенным нормам Налогового кодекса РФ, поэтому суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 18.12.2003 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-386/12-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 12.04.2004 N А68-АП-386/12-03
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 12 апреля 2004 г. Дело N А68-АП-386/12-03
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу МИМНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на Решение Арбитражного суда Тульской области от 18.12.2003 по делу N А68-АП-386/12-03,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Щекиноазот" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными действий МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области по отказу в возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль за 2001 г., а именно: 5 процентов ставки дополнительного налога и дополнительных платежей из бюджета МО "г. Щекино и Щекинский район" в размере 1869537 руб.; из бюджета МО "г. Ефремов и Ефремовский район" в размере 300243 руб., всего 2169780 руб., и об обязании МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области возвратить излишне уплаченную сумму налога на прибыль из бюджета МО "г. Щекино и Щекинский район" в размере 1869537 руб.; из бюджета МО "г. Ефремов и Ефремовский район" в размере 300243 руб., всего 2169780 руб., и уплатить проценты за каждый день нарушения срока возврата налога с 06.07.2003 по день фактического возврата.
В ходе рассмотрения дела заявитель отказался от требования о взыскании процентов.
Решением от 18.12.2003 Арбитражного суда Тульской области заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными действия (бездействия) МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области по отказу в возврате из местного бюджета МО "г. Щекино и Щекинский район" излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 1725628 руб. 67 коп. и по отказу в возврате из местного бюджета МО "г. Ефремов и Ефремовский район" излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 296394 руб. 80 коп. На инспекцию возложена обязанность возвратить из местных бюджетов названных муниципальных образований указанные суммы излишне уплаченного налога на прибыль. В остальной части требований о признании незаконными действий и возврате налога на прибыль отказано. В части требования о взыскании процентов в сумме 89523 руб. 01 коп. производство по делу прекращено.
Апелляционная жалоба не подавалась.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить Решение от 08.12.2003 в части удовлетворенных требований и в этой части вынести новое решение.
Проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, ОАО "Щекиноазот" 06.06.2003 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет МО "г. Щекино и Щекинский район" в сумме 1869537 руб. и в бюджет МО "г. Ефремов и Ефремовский район" в сумме 300243 руб.
Отказ налогового органа в возврате налога послужил основанием для обращения в суд.
Разрешая спор, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" предприятия (организации) зачисляют налог на прибыль в местные бюджеты по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов.
Налоговая ставка 5 процентов по налогу на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет МО "г. Ефремов и Ефремовский район", была установлена Решением Совета народных депутатов МО "г. Ефремов и Ефремовский район" от 14.11.2000 N 21-57 "О ставке налога на прибыль предприятий и организаций". Решение опубликовано в газете "Заря" 21.02.2001.
Налог на прибыль в размере 5 процентов, зачисляемый в местный бюджет МО "г. Щекино и Щекинский район", установлен Решением Думы г. Щекино и Щекинского района от 04.10.2000 N 35/229, которое опубликовано в газете "Щекинский вестник" 09.12.2000.
Согласно ч. ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Пункт 2 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" устанавливал, что предприятия, являющиеся плательщиками авансовых платежей налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей.
Таким образом, налоговым периодом по налогу на прибыль является год.
Сумма налога на прибыль в течение отчетных периодов исчисляется нарастающим итогом, то есть происходит формирование налогооблагаемой базы. Окончательно величина налоговой базы формируется только по итогам года - налогового периода.
Решения представительных органов местного самоуправления МО "г. Щекино и Щекинский район" и МО "г. Ефремов и Ефремовский район", установившие налоговую ставку по налогу на прибыль в соответствующие бюджеты, вступили в силу после 01.01.2001, то есть после 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль, и могут применяться лишь с 01.01.2002.
Факт уплаты налога на прибыль по ставке 5 процентов в спорной сумме за 2001 г. материалами дела подтвержден.
Следовательно, уплаченный за 2001 г. налог на прибыль по ставке 5 процентов в указанные местные бюджеты является излишне уплаченным.
Однако учитывая, что на дату подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога у налогоплательщика имелась недоимка по налогам (сборам), зачисляемым в территориальный бюджет (в общей сумме 147756 руб. 53 коп.), суд с учетом положений ст. 78 НК РФ обоснованно удовлетворил заявленные требования налогоплательщика частично.
Выводы суда по порядку вступления в силу акта законодательства о налогах и сборах органа местного самоуправления соответствуют приведенным нормам Налогового кодекса РФ, поэтому суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18.12.2003 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-386/12-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 12 апреля 2004 г. Дело N А68-АП-386/12-03
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу МИМНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на Решение Арбитражного суда Тульской области от 18.12.2003 по делу N А68-АП-386/12-03,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Щекиноазот" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными действий МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области по отказу в возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль за 2001 г., а именно: 5 процентов ставки дополнительного налога и дополнительных платежей из бюджета МО "г. Щекино и Щекинский район" в размере 1869537 руб.; из бюджета МО "г. Ефремов и Ефремовский район" в размере 300243 руб., всего 2169780 руб., и об обязании МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области возвратить излишне уплаченную сумму налога на прибыль из бюджета МО "г. Щекино и Щекинский район" в размере 1869537 руб.; из бюджета МО "г. Ефремов и Ефремовский район" в размере 300243 руб., всего 2169780 руб., и уплатить проценты за каждый день нарушения срока возврата налога с 06.07.2003 по день фактического возврата.
В ходе рассмотрения дела заявитель отказался от требования о взыскании процентов.
Решением от 18.12.2003 Арбитражного суда Тульской области заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными действия (бездействия) МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области по отказу в возврате из местного бюджета МО "г. Щекино и Щекинский район" излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 1725628 руб. 67 коп. и по отказу в возврате из местного бюджета МО "г. Ефремов и Ефремовский район" излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 296394 руб. 80 коп. На инспекцию возложена обязанность возвратить из местных бюджетов названных муниципальных образований указанные суммы излишне уплаченного налога на прибыль. В остальной части требований о признании незаконными действий и возврате налога на прибыль отказано. В части требования о взыскании процентов в сумме 89523 руб. 01 коп. производство по делу прекращено.
Апелляционная жалоба не подавалась.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить Решение от 08.12.2003 в части удовлетворенных требований и в этой части вынести новое решение.
Проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, ОАО "Щекиноазот" 06.06.2003 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет МО "г. Щекино и Щекинский район" в сумме 1869537 руб. и в бюджет МО "г. Ефремов и Ефремовский район" в сумме 300243 руб.
Отказ налогового органа в возврате налога послужил основанием для обращения в суд.
Разрешая спор, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" предприятия (организации) зачисляют налог на прибыль в местные бюджеты по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов.
Налоговая ставка 5 процентов по налогу на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет МО "г. Ефремов и Ефремовский район", была установлена Решением Совета народных депутатов МО "г. Ефремов и Ефремовский район" от 14.11.2000 N 21-57 "О ставке налога на прибыль предприятий и организаций". Решение опубликовано в газете "Заря" 21.02.2001.
Налог на прибыль в размере 5 процентов, зачисляемый в местный бюджет МО "г. Щекино и Щекинский район", установлен Решением Думы г. Щекино и Щекинского района от 04.10.2000 N 35/229, которое опубликовано в газете "Щекинский вестник" 09.12.2000.
Согласно ч. ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Пункт 2 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" устанавливал, что предприятия, являющиеся плательщиками авансовых платежей налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей.
Таким образом, налоговым периодом по налогу на прибыль является год.
Сумма налога на прибыль в течение отчетных периодов исчисляется нарастающим итогом, то есть происходит формирование налогооблагаемой базы. Окончательно величина налоговой базы формируется только по итогам года - налогового периода.
Решения представительных органов местного самоуправления МО "г. Щекино и Щекинский район" и МО "г. Ефремов и Ефремовский район", установившие налоговую ставку по налогу на прибыль в соответствующие бюджеты, вступили в силу после 01.01.2001, то есть после 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль, и могут применяться лишь с 01.01.2002.
Факт уплаты налога на прибыль по ставке 5 процентов в спорной сумме за 2001 г. материалами дела подтвержден.
Следовательно, уплаченный за 2001 г. налог на прибыль по ставке 5 процентов в указанные местные бюджеты является излишне уплаченным.
Однако учитывая, что на дату подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога у налогоплательщика имелась недоимка по налогам (сборам), зачисляемым в территориальный бюджет (в общей сумме 147756 руб. 53 коп.), суд с учетом положений ст. 78 НК РФ обоснованно удовлетворил заявленные требования налогоплательщика частично.
Выводы суда по порядку вступления в силу акта законодательства о налогах и сборах органа местного самоуправления соответствуют приведенным нормам Налогового кодекса РФ, поэтому суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18.12.2003 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-386/12-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)