Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Андреевой Е.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Стройиндустрия" (ИНН 2315116612, ОГРН 1052309109973) - Вечирко П.Н. (доверенность от 10.01.2012) и от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (ИНН 232315020237, ОГРН 1042309105750) - Докшиной А.В. (доверенность от 28.12.2011), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края на решение арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2011 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 27.02.2012 (судьи Николаев Д.В., Стрекачева А.Н., Сулименко Н.В.) по делу N А32-18555/2011, установил следующее.
ЗАО "Стройиндустрия" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - налоговый орган, инспекция) об обязании инспекции произвести возврат излишне уплаченных сумм по налогу на землю за 2007 год в размере 681 728 рублей, за I квартал 2008 года в размере 554 914 рублей, за II квартал 2008 года в размере 554 914 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012, суд обязал инспекцию произвести возврат излишне уплаченных сумм налога на землю за I и II кварталы 2008 года в размере 1 109 828 рублей, в остальной части заявленных требований отказал. Судебные акты мотивированы тем, что наличие переплаты по земельному налогу подтверждено материалами дела. Общество в отсутствие установленной в законном порядке кадастровой стоимости земель оплатило земельный налог в большем размере.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты в части удовлетворения заявленных обществом требований. Считает, что спорная сумма земельного налога не может считаться излишне уплаченной. Выводы общества о невозможности применения в целях налогообложения в 2008 году распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р) являются ошибочными. Применение Распоряжения не является основанием для возврата излишне уплаченного земельного налога, так как права и законные интересы общества не нарушены. Кроме того, инспекция указывает, что заявитель, обращаясь в суд, оспаривал незаконное бездействие налогового органа, хотя на момент подачи заявления в суд общество с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в инспекцию не обращалось. Такое заявление представлено обществом в налоговый орган спустя 10 дней после обращения в суд.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекцией на основании статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) проведены проверки налоговых деклараций и налоговых расчетов общества по земельному налогу, представленных за I - IV кварталы 2007 года и I, II кварталы 2008 года, в ходе которых установлено, что обществом исчислено к уплате сумма земельного налога в размере 1 891 556 рублей. Данная сумма уплачена обществом в полном объеме.
По данным налогоплательщика при исчислении земельного налога за 2007 год на земельный участок с кадастровым номером 23:470111002:203 применена кадастровая стоимость в размере 24 790 000 рублей, на земельный участок в кадастровым номером 23:47:0111002:204 - кадастровая стоимость в размере 30 987 500 рублей.
При исчислении земельного налога за I и II кварталы 2008 года на земельный участок с кадастровым номером 23:470111002:203 применена кадастровая стоимость в размере 446 427 600 рублей и на земельный участок в кадастровым номером 23:47:0111002:204 - в размере 301 851 500 рублей.
Руководствуясь постановлением главы администрации г. Новороссийска от 15.12.2002 N 1002 общество в 2007 году на основании указанной выше кадастровой стоимости земельных участков исчислило и уплатило сумму земельного налога в размере 681 728 рублей, а на основании распоряжения N 1202-р за I и II кварталы 2008 года уплатило сумму земельного налога в размере 1 109 828 рублей.
Общество полагая, что постановление главы администрации г. Новороссийска от 15.12.2002 N 1002 не опубликовано, а распоряжение N 1202-р опубликовано только 13.03.2009, поэтому информация, содержащаяся в данных нормативных актах не могла быть использована при установлении кадастровой стоимости земельного участка в 2007 и 2008 годах. Нормативные правовые акты, которые не вступили в законную силу, неприменимы, следовательно, уплаченные суммы земельного налога подлежат возврату из бюджета, что и послужило основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований общества не обжалуются, поэтому судебные акты в указанной части кассационной инстанцией не проверяются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним такого права на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Судебными инстанциями установлено, что общество владеет земельными участками кадастровый номер 23:470111002:203 и 23:470111002:204, площадью 20 000 кв. м и 25 000 кв. м соответственно, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.
Согласно статье 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункты 1 и 3 статьи 393, пункт 1 статьи 394 Кодекса).
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" установлено, что если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражными судами следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В силу пункта 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 32 и статьи 78 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченного налога, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Судебные инстанции установили, что общество, руководствуясь распоряжением N 1202-р, производило расчет и уплату земельного налога на площадь фактически используемого земельного участка с кадастровым номером 23:47:0111002:203, применив в I и II кварталах 2008 года кадастровую стоимость в размере 446 427 600 рублей, и земельного участка с кадастровым номером 23:47:0111002:204, применив I и II кварталах 2008 года кадастровую стоимость в размере 301 851 500 рублей, в результате чего за I и II кварталы 2008 года была исчислена и уплачена сумма земельного налога в размере 1 109 828 рублей.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2008 утверждены распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р, которое в соответствии с пунктом 4 распоряжения N 1202-р опубликовано в газете "Кубанские новости" N 37 от 13.03.2009.
При этом согласно пункту 14 статьи 396 Кодекса, действующего до 01.01.2010, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, налоговая база по земельному налогу, которой является кадастровая стоимость земельного участка, установленная на основании распоряжения N 1202-р, вступившего в законную силу 13.03.2009, в целях налогообложения должна применяться для исчисления земельного налога не ранее 01.01.2010.
Вывод судебных инстанций о том, что положения распоряжения N 1202-р не подлежали применению обществом при исчислении земельного налога за I и II кварталы 2008 года, является обоснованным.
Вместе с тем, суды сделали вывод об отсутствии установленной кадастровой стоимости земельных участков в 2008 году, не исследовав полно и всесторонне обстоятельства дела, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков общества либо нормативной цены земли.
Как указывает налоговый орган, распоряжение главы администрации г. Новороссийска от 15.12.2002 N 1002, ранее утверждавшее кадастровую стоимость земельных участков отменено распоряжением 1202-р. Однако суды при рассмотрении вопроса об отмене действия указанного постановления главы администрации г. Новороссийска не учли свой вывод о том, что распоряжение 1202-р в юридическую силу вступило в силу после опубликования в 2009 году. Кроме того, суды не исследовали довод общества о том, что постановление главы администрации г. Новороссийска от 15.12.2002 N 1002 не было опубликовано, в установленном законом порядке до общества не доведена утвержденная этим постановлением кадастровая стоимость земельных участков. Суды также не исследовали и вопрос об утверждении нормативной цены земли на участки общества в спорном периоде.
Данные обстоятельства могут иметь существенное значения для определения налоговой обязанности общества по налогу на землю в спорном периоде, фактов излишней уплаты налога, учитывая предмет заявленных в арбитражный суд требований.
Суды указали, что о моменте переплаты общество узнало при подаче налоговой декларации по земельному налогу по итогам 2008 года. При этом суды не проверили наличие факта излишней уплаты налога на землю по итогам налогового периода 2008 года, а также последующих налоговых и отчетных периодов в соответствии с пунктом 6 статьи 78 Кодекса.
При указанных обстоятельствах выводы судебных инстанций о наличии переплаты по земельному налогу за I и II кварталы 2008 года являются преждевременными.
Не получил правовой оценки довод налоговой инспекции о том, что уточненную декларацию за I квартал 2008 года общество не подавало.
Поскольку суд кассационной инстанции не вправе исследовать обстоятельства дела, судебные акты надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела и принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012 по делу N А32-18555/2011 отменить в части возложения на ИФНС по г. Новороссийску обязанности возвратить 1 109 828 рублей налога на землю за I и II кварталы 2008 года и в указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. В остальной части судебные акты оставить без изменения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 07.06.2012 ПО ДЕЛУ N А32-18555/2011
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2012 г. по делу N А32-18555/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Андреевой Е.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Стройиндустрия" (ИНН 2315116612, ОГРН 1052309109973) - Вечирко П.Н. (доверенность от 10.01.2012) и от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (ИНН 232315020237, ОГРН 1042309105750) - Докшиной А.В. (доверенность от 28.12.2011), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края на решение арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2011 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 27.02.2012 (судьи Николаев Д.В., Стрекачева А.Н., Сулименко Н.В.) по делу N А32-18555/2011, установил следующее.
ЗАО "Стройиндустрия" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - налоговый орган, инспекция) об обязании инспекции произвести возврат излишне уплаченных сумм по налогу на землю за 2007 год в размере 681 728 рублей, за I квартал 2008 года в размере 554 914 рублей, за II квартал 2008 года в размере 554 914 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012, суд обязал инспекцию произвести возврат излишне уплаченных сумм налога на землю за I и II кварталы 2008 года в размере 1 109 828 рублей, в остальной части заявленных требований отказал. Судебные акты мотивированы тем, что наличие переплаты по земельному налогу подтверждено материалами дела. Общество в отсутствие установленной в законном порядке кадастровой стоимости земель оплатило земельный налог в большем размере.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты в части удовлетворения заявленных обществом требований. Считает, что спорная сумма земельного налога не может считаться излишне уплаченной. Выводы общества о невозможности применения в целях налогообложения в 2008 году распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р) являются ошибочными. Применение Распоряжения не является основанием для возврата излишне уплаченного земельного налога, так как права и законные интересы общества не нарушены. Кроме того, инспекция указывает, что заявитель, обращаясь в суд, оспаривал незаконное бездействие налогового органа, хотя на момент подачи заявления в суд общество с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в инспекцию не обращалось. Такое заявление представлено обществом в налоговый орган спустя 10 дней после обращения в суд.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекцией на основании статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) проведены проверки налоговых деклараций и налоговых расчетов общества по земельному налогу, представленных за I - IV кварталы 2007 года и I, II кварталы 2008 года, в ходе которых установлено, что обществом исчислено к уплате сумма земельного налога в размере 1 891 556 рублей. Данная сумма уплачена обществом в полном объеме.
По данным налогоплательщика при исчислении земельного налога за 2007 год на земельный участок с кадастровым номером 23:470111002:203 применена кадастровая стоимость в размере 24 790 000 рублей, на земельный участок в кадастровым номером 23:47:0111002:204 - кадастровая стоимость в размере 30 987 500 рублей.
При исчислении земельного налога за I и II кварталы 2008 года на земельный участок с кадастровым номером 23:470111002:203 применена кадастровая стоимость в размере 446 427 600 рублей и на земельный участок в кадастровым номером 23:47:0111002:204 - в размере 301 851 500 рублей.
Руководствуясь постановлением главы администрации г. Новороссийска от 15.12.2002 N 1002 общество в 2007 году на основании указанной выше кадастровой стоимости земельных участков исчислило и уплатило сумму земельного налога в размере 681 728 рублей, а на основании распоряжения N 1202-р за I и II кварталы 2008 года уплатило сумму земельного налога в размере 1 109 828 рублей.
Общество полагая, что постановление главы администрации г. Новороссийска от 15.12.2002 N 1002 не опубликовано, а распоряжение N 1202-р опубликовано только 13.03.2009, поэтому информация, содержащаяся в данных нормативных актах не могла быть использована при установлении кадастровой стоимости земельного участка в 2007 и 2008 годах. Нормативные правовые акты, которые не вступили в законную силу, неприменимы, следовательно, уплаченные суммы земельного налога подлежат возврату из бюджета, что и послужило основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований общества не обжалуются, поэтому судебные акты в указанной части кассационной инстанцией не проверяются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним такого права на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Судебными инстанциями установлено, что общество владеет земельными участками кадастровый номер 23:470111002:203 и 23:470111002:204, площадью 20 000 кв. м и 25 000 кв. м соответственно, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.
Согласно статье 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункты 1 и 3 статьи 393, пункт 1 статьи 394 Кодекса).
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" установлено, что если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражными судами следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В силу пункта 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 32 и статьи 78 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченного налога, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Судебные инстанции установили, что общество, руководствуясь распоряжением N 1202-р, производило расчет и уплату земельного налога на площадь фактически используемого земельного участка с кадастровым номером 23:47:0111002:203, применив в I и II кварталах 2008 года кадастровую стоимость в размере 446 427 600 рублей, и земельного участка с кадастровым номером 23:47:0111002:204, применив I и II кварталах 2008 года кадастровую стоимость в размере 301 851 500 рублей, в результате чего за I и II кварталы 2008 года была исчислена и уплачена сумма земельного налога в размере 1 109 828 рублей.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2008 утверждены распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р, которое в соответствии с пунктом 4 распоряжения N 1202-р опубликовано в газете "Кубанские новости" N 37 от 13.03.2009.
При этом согласно пункту 14 статьи 396 Кодекса, действующего до 01.01.2010, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, налоговая база по земельному налогу, которой является кадастровая стоимость земельного участка, установленная на основании распоряжения N 1202-р, вступившего в законную силу 13.03.2009, в целях налогообложения должна применяться для исчисления земельного налога не ранее 01.01.2010.
Вывод судебных инстанций о том, что положения распоряжения N 1202-р не подлежали применению обществом при исчислении земельного налога за I и II кварталы 2008 года, является обоснованным.
Вместе с тем, суды сделали вывод об отсутствии установленной кадастровой стоимости земельных участков в 2008 году, не исследовав полно и всесторонне обстоятельства дела, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков общества либо нормативной цены земли.
Как указывает налоговый орган, распоряжение главы администрации г. Новороссийска от 15.12.2002 N 1002, ранее утверждавшее кадастровую стоимость земельных участков отменено распоряжением 1202-р. Однако суды при рассмотрении вопроса об отмене действия указанного постановления главы администрации г. Новороссийска не учли свой вывод о том, что распоряжение 1202-р в юридическую силу вступило в силу после опубликования в 2009 году. Кроме того, суды не исследовали довод общества о том, что постановление главы администрации г. Новороссийска от 15.12.2002 N 1002 не было опубликовано, в установленном законом порядке до общества не доведена утвержденная этим постановлением кадастровая стоимость земельных участков. Суды также не исследовали и вопрос об утверждении нормативной цены земли на участки общества в спорном периоде.
Данные обстоятельства могут иметь существенное значения для определения налоговой обязанности общества по налогу на землю в спорном периоде, фактов излишней уплаты налога, учитывая предмет заявленных в арбитражный суд требований.
Суды указали, что о моменте переплаты общество узнало при подаче налоговой декларации по земельному налогу по итогам 2008 года. При этом суды не проверили наличие факта излишней уплаты налога на землю по итогам налогового периода 2008 года, а также последующих налоговых и отчетных периодов в соответствии с пунктом 6 статьи 78 Кодекса.
При указанных обстоятельствах выводы судебных инстанций о наличии переплаты по земельному налогу за I и II кварталы 2008 года являются преждевременными.
Не получил правовой оценки довод налоговой инспекции о том, что уточненную декларацию за I квартал 2008 года общество не подавало.
Поскольку суд кассационной инстанции не вправе исследовать обстоятельства дела, судебные акты надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела и принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012 по делу N А32-18555/2011 отменить в части возложения на ИФНС по г. Новороссийску обязанности возвратить 1 109 828 рублей налога на землю за I и II кварталы 2008 года и в указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. В остальной части судебные акты оставить без изменения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДОРОГИНА
Т.Н.ДОРОГИНА
Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
Л.А.ЧЕРНЫХ
Е.В.АНДРЕЕВА
Л.А.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)