Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.11.2011 N 09АП-30192/2011-АК ПО ДЕЛУ N А40-50474/11-75-212

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2011 г. N 09АП-30192/2011-АК

Дело N А40-50474/11-75-212

резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2011.
постановление изготовлено в полном объеме 23.11.2011.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей М.С. Сафроновой, Л.Г. Яковлевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.09.2011
по делу N А40-50474/11-75-212, принятое судьей А.Н. Нагорной,
по заявлению Закрытого акционерного общества "НПО МЕКОМП" (ОГРН 1027739039052, 111123, г. Москва, Электродный проезд, 16)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве (ОГРН 1047720031347, 111141, г. Москва, Зеленый пр-т, 7А)
третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (ОГРН 1047710091758, 115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 15)
- о признании частично недействительным требования;
- при участии в судебном заседании:
- от заявителя - не явился, извещен;
- от заинтересованного лица - Саксонова Е.И. по доверенности N 05-05/41156 от 23.11.2011;
- от третьего лица - не явился, извещен;

- установил:

Закрытое акционерное общество "НПО МЕКОМП" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве N 3173 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 02.02.2011, в части предложения уплатить налог на доходы физических лиц в сумме 752.905 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 292.835,53 руб., штраф на сумму 150.790,40 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.09.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.
По результатам проведения выездной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 30.09.2010 N 318/14 и принято решение от 02.11.2010 N 345/14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 4.372.864,40 руб., обществу начислены пени в сумме 4.721.981,21 руб., предложено уплатить недоимку в сумме 21.864.322 руб., штрафы, пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 27.12.2010 N 21-19/136461 решение инспекции от 02.11.2010 N 345/14 изменено путем отмены в части доначисления заявителю налога на доходы физических лиц, а также суммы пени и штрафа, начисленных на указанную сумму доначисленного налога, без учета фактически выплаченной заработной платы; на инспекцию возложена обязанность произвести перерасчет налога на доходы физических лиц, с учетом решения управления, о чем уведомить управление в 5-дневный срок с момента получения решения.
Из решения управления следует, что им признаны обоснованными доводы заявителя о неправильном определении инспекцией сумм налога на доходы физических лиц (без учета фактически выплаченной работникам заработной платы), и, соответственно пени и штрафа.
Управлением установлено, что представленные инспекцией с материалами жалобы ведомости заработной платы не содержат обязательных реквизитов, предусмотренных постановлениями Госкомстата России от 06.04.2001 N 26, от 05.01.2004 N 1: в них отсутствуют росписи работников, подтверждающие факт получения ими денежных средств. Кроме того, из анализа расчетных ведомостей и банковских документов следует, что начисленная заработная плата выплачена заявителем не в полной сумме.
По счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" за 2009 числится задолженность по выплате заработной платы.
Данный факт подтвержден обжалуемым решением, в котором указано, что заработная плата за октябрь - декабрь 2009 не выплачивалась, однако данные суммы попали в расчет инспекции задолженности по налогу на доходы физических лиц перед бюджетом.
С учетом вышеизложенного, управление возложило на инспекцию обязанность произвести перерасчет размера задолженности по налогу на доходы физических лиц перед бюджетом, исходя из данных сумм налога, удержанного заявителем с доходов сотрудников организации при выплате заработной платы, и сумм фактически уплаченного налога в бюджет, и на основании перечисленных выше документов, подтверждающих не только факт начисления налоговым органом подоходного налога, но и факт выплаты заработной платы и удержания налога после получения дохода сотрудниками организации.
На основании указанного решения инспекцией в адрес общества выставлено требование N 3173 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 02.02.2011, которым заявителю предложено в срок до 22.02.2011 погасить недоимку по налогу на доходы физических лиц в размере 21.864.322 руб., пени в размере 4.721.981,21 руб., штраф в размере 4.372.864,40 руб., то есть в суммах, которые указаны в решении инспекции от 02.11.2010 N 345/14, которое отменено решением управления от 27.12.2010 N 21-19/136461.
Таким образом, вопреки указаниям вышестоящего налогового органа, инспекцией не произведен перерасчет сумм доначисленного налога на доходы физических лиц.
Получив требование инспекции без перерасчета налоговых обязательств, заявителем предприняты меры к уточнению налога на доходы физических лиц и представлено в инспекцию письмо от 21.02.2011 N 7 с предложением провести сверку по налогу на доходы физических лиц (том 1 л.д. 28).
Между тем, каких-либо действий к уточнению сумм налога на доходы физических лиц, пени и штрафа со стороны налогового органа не последовало.
На основании требования N 3173 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 02.02.2011 налоговым органом принято решение от 03.03.2011 N 6662 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, которым приостановлены все расходные операции в КБ "ЮНИАСТРУМ БАНК" (ООО) по счетам N 40702810600000001002, N 40702840200001001002, N 40702840900000001002, N 40702978500000001002, N 40702978800001001002.
Также налоговым органом принято решение от 03.03.2011 N 9016 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках на основании оспариваемого требования в общем размере: 30.959.137,41 руб., в том числе налога 21.864.322 руб., пени 4.721.951,01 руб., штрафов 4.372.864,40 руб.
При этом, указания вышестоящего налогового органа о перерасчете налога на доходы физических лиц инспекцией при вынесении указанных решений учтены не были.
Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Согласно абзацу 1 ст. 209 НК РФ для налога на доходы физических лиц объектом налогообложения признается доход, который получен физическим лицом.
Согласно ст. 41 НК РФ доходом налогоплательщика может быть признана только его экономическая выгода в денежной или натуральной форме.
Подпунктом 6 п. 1 ст. 208 НК РФ определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ датой фактического получения дохода является день его выплаты, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц при получении доходов в денежной форме.
Таким образом, на основании п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
В силу приказа Минфина России от 31.10.2000 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" счет 70 "расчеты с персоналом по оплате труда" предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации. По кредиту счета 70 "расчеты с персоналом по оплате труда" отражаются суммы оплаты труда, причитающиеся работникам, в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников.
Согласно представленным заявителем в материалы дела карточкам счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" за период с 01.01.2007 по 31.12.2009 начислена заработная плата на общую сумму 199.262.545,47 руб.
Фактически выплачена заработная плата за период с 01.01.2007 по 31.12.2009 на общую сумму 154.162.593,63 руб., в том числе в 2007 - 23.860.974,82 руб., в 2008 - 71.246.180,53 руб., в 2009 - 59.055.438,28 руб.
Согласно Плану счетов по дебету счета 70 "расчеты с персоналом по оплате труда" отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий, доходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.
Выплата заработной платы подтверждена карточками счета 70 "расчеты с персоналом по оплате труда", анализом счета 70 "расчеты по заработной плате", анализом счета 51 "расчетный счет", анализом счета 50 "касса", платежными поручениями и кассовыми документами.
Согласно доводам налогового органа заработная плата за октябрь, ноябрь, декабрь 2009 начислена заявителем, но за проверяемый период 2007 - 2009 сотрудникам не выдана.
Согласно регистрам учета, заработная плата за октябрь, ноябрь, декабрь 2009 начислена в сумме 15.238.904,35 руб., что подтверждено карточкой счета 70 "заработная плата" и анализом счета 70 "заработная плата".
По состоянию на 31.12.2009 задолженность по заработной плате составляет 18.828.069,98 руб., что свидетельствует о невыплате заработной платы за более ранние сроки в размере 3.589.165,63 руб.
Таким образом, с фактически выплаченной заработной платы общество обязано перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц в размере 23.035.790 руб.
С фактически выплаченной заработной платы заявитель перечислил в бюджет налог на доходы физических лиц в размере 1.925.421 руб., что подтверждается карточкой счета 68.1 "НДФЛ" и анализом счета 68.1 "НДФЛ" за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, а также платежными поручениями: N 1288 от 31.12.2009, N 1191 от 10.12.2009, N 1192 от 10.12.2009, N 1193 от 10.12.2009, N 906 от 07.09.2009, N 907 от 07.09.2009, N 902 от 07.09.2009, N 904 от 07.09.2009, N 903 от 07.09.2009, N 588 от 09.11.2007, N 587 от 09.11.2007, N 449 от 06.08.2007, N 406 от 01.08.2007, N 369 от 10.07.2007, N 370 от 10.07.2007, N 290 от 15.06.2007, N 293 от 15.06.2007, N 292 от 15.06.2007, N 291 от 15.06.2007, N 290 от 15.06.2007, N 286 от 15.05.2007, N 287 от 15.06.2007, N 291 от 15.06.2007, N 292 от 15.06.2007, N 293 от 15.06.2007, N 224 от 15.03.2007, N 223 от 15.03.2007, N 210 от 12.01.2007, N 208 от 12.01.2007, в том числе: за 2007 - 1.413.288 руб., за 2008 - 0 руб., за 2009 - 512.133 руб.
Следовательно, общая сумма задолженности заявителя по налогу на доходы физических лиц составляет 21.110.369 руб. (23.035.790 - 1.925.421).
Сумма уплаты налога на доходы физических лиц в бюджет в размере 1.925.421 руб. подтверждена в решении инспекции от 02.11.2010 N 345/14 и налоговым органом не оспаривается.
Управление, по существу согласившись с доводами общества о несоответствии оспариваемого решения инспекции законодательству о налогах и сборах, установив, что в нем имеются такие существенные нарушения, как неверный расчет сумм вменяемых ему налоговых обязанностей по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафу (решение в указанной части не соответствовало ст. ст. 208, 210, 223, 226 и п. 8 ст. 101 НК РФ) не могло направить указанный вопрос для повторного рассмотрения в ИФНС России N 20 по г. Москве.
Кроме того, по существу расчет сумм налога на доходы физических лиц не исправлен, первичные документы о выплате заработной платы не исследовались.
Согласно представленному заявителем расчету сумма расхождений по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате в бюджет за 2007 - 2009 составила 753.954 руб.
Поскольку суд первой инстанции не мог выйти за пределы заявленных требований, оспариваемое требование правомерно признано им недействительным в оспариваемой заявителем части - в части предложения уплатить налог на доходы физических лиц в размере 752.905 руб.
Инспекцией не представлено доказательств того, что спорная сумма налога на доходы физических лиц удержана заявителем из выплаченной сотрудникам зарплаты, но не перечислена в бюджет; между тем уплата налоговым агентом сумм начисленного, но фактически не удержанного налога за счет собственных средств не допускается.
Представленный заявителем расчет пени по налогу на доходы физических лиц (т. 6 л.д. 43 - 63), произведенный с учетом положений ст. 75 НК РФ, и расчет суммы финансовой санкции, составленный с учетом положений ст. 123 НК РФ (том 6 л.д. 40), правильно приняты судом первой инстанции.
Согласно данным расчетам общая сумма пени по налогу на доходы физических лиц, подлежащих взысканию с заявителя, по состоянию на 02.11.2010 составила 4.429.145,68 руб., сумма штрафа за невыполнение заявителем обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц составила 4.222.073,60 руб.
При таких обстоятельствах, оспариваемое требование в части предложения уплатить пени по налогу на доходы физических лиц в размере 292.835,53 руб. (4.721.981,21 руб. - 4.429.145,68 руб.) и штрафа в размере 150.790,40 руб. (4.372.864,40 руб. - 4.222.074 руб.) не соответствует законодательству о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах, доводы налогового органа не могут служить основанием для отмены принятого судом решения.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.09.2011 по делу N А40-50474/11-75-212 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
М.С.САФРОНОВА
Л.Г.ЯКОВЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)