Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Законодательного Собрания Приморского края на решение Приморского краевого суда от 10 июня 2011 года, которым удовлетворено заявление прокурора Приморского края о признании недействующей части 3 статьи 1 Закона Приморского края от 2 ноября 2005 года N 292-КЗ "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей в Приморском крае" в части установленных размеров величины потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода при осуществлении деятельности по оказанию автотранспортных услуг при перевозке грузов и перевозке пассажиров, а также услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, и через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации В.Б. Хаменкова, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Законодательным Собранием Приморского края 26 октября 2005 года принят и 2 ноября 2005 года губернатором края подписан Закон Приморского края N 292-КЗ "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей в Приморском крае".
Закон официально опубликован в изданиях "Ведомости Законодательного Собрания Приморского края" от 11 ноября 2005 года, N 110 и "Утро России", N 174 (3419) от 12 ноября 2005 года.
Согласно части 1 статьи 1 данного Закона он принят в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и устанавливает возможность применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Приморского края.
В силу части 3 той же статьи размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода в зависимости от вида предпринимательской деятельности устанавливается на 2011 год согласно приложению 1 к Закону.
Названным приложением установлены размеры потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода, в частности, при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов в размере 96000 рублей, по перевозке пассажиров в размере 45000 рублей, при оказании услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, в размере 30000 рублей и через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, в размере 120000 рублей.
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими изложенных выше положений части 3 статьи 1 и приложения 1 к Закону Приморского края от 2 ноября 2005 года N 292-КЗ, ссылаясь на их противоречие требованиям статьи 346.25.1 Налогового кодекса РФ, которой предусмотрено, что размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается на календарный год законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента, при этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, возможность установления законом субъекта Российской Федерации дифференциации годового дохода в зависимости от вида осуществляемой деятельности Налоговым кодексом РФ не предусмотрена.
Несмотря на это, оспариваемым Законом Приморского края размер потенциально возможного годового дохода индивидуальных предпринимателей дифференцирован по подвидам деятельности: для деятельности по оказанию автотранспортных услуг в зависимости от вида перевозок и по оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания в зависимости от наличия (отсутствия) залов обслуживания посетителей.
Решением Приморского краевого суда от 10 июня 2011 года заявление прокурора удовлетворено, признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления в законную силу решения суда часть 3 статьи 1 Закона Приморского края от 2 ноября 2005 года N 292-КЗ "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей в Приморском крае" в части установленных в приложении 1 размеров величины потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода при осуществлении деятельности по оказанию автотранспортных услуг при перевозке грузов в размере 96 000 руб. и перевозке пассажиров в размере 45 000 руб., а также услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, в размере 30 000 руб. и через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, в размере 120 000 руб.
В кассационной жалобе Законодательное Собрание Приморского края ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
Согласно статье 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с указанным Кодексом (пункт 4 статьи 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.25.1 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 данной статьи, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.
Пунктом 2 этой статьи в качестве видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента, указаны автотранспортные услуги (подпункт 38) и услуги общественного питания (подпункт 62).
В силу пункта 6 статьи 346.25.1 Налогового кодекса РФ годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 346.20 данного Кодекса, процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному пунктом 2 указанной статьи, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается на календарный год законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7.1 статьи 346.25.1).
Таким образом, Налоговым кодексом РФ предусмотрено право субъектов Российской Федерации путем принятия соответствующих законов устанавливать размер потенциально возможного к получению годового дохода индивидуального предпринимателя по тем видам деятельности, которые предусмотрены указанным Кодексом, с возможностью дифференциации годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности на территории субъекта РФ.
При этом правом самостоятельно определять какие-либо виды деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели могут перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента, субъекты Российской Федерации Налоговым кодексом РФ не наделены.
Проанализировав содержание оспариваемых норм, суд пришел к обоснованному выводу о том, что законодателем Приморского края фактически установлены иные виды деятельности, кроме предусмотренных Налоговым кодексом РФ, осуществляя которые индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения на основе патента.
При этом суд указал, что дифференциация возможного годового дохода индивидуальных предпринимателей при оказании ими автотранспортных услуг в зависимости от вида перевозки и услуг общественного питания в зависимости от наличия (отсутствия) залов обслуживанию посетителей не может быть признана основанной на особенностях или месте ведения соответствующей деятельности на территории края.
Данный вывод суда является правомерным, основан на законе и подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах постановленное судом решение о признании оспариваемых норм противоречащими действующему федеральному законодательству следует признать законным и обоснованным.
Ссылки в кассационной жалобе на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности изложенного выше вывода суда не опровергают, более того, из них следует, что деятельность по оказанию услуг пассажирского автотранспорта и грузового автотранспорта, а также услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, и через такие объекты, залов обслуживания посетителей не имеющие, представляют собой самостоятельные виды деятельности.
Между тем, как установлено судом, субъекты Российской Федерации не вправе самостоятельно устанавливать виды деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения на основе патента.
Перечень таких видов предпринимательской деятельности установлен пунктом 2 статьи 346.25.1 Налогового кодекса РФ и законом субъекта РФ дополнен быть не может.
Доводы кассационной жалобы отмену постановленного по делу решения повлечь не могут, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Приморского краевого суда от 10 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Законодательного Собрания Приморского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 31.08.2011 N 56-Г11-12
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 августа 2011 г. N 56-Г11-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Законодательного Собрания Приморского края на решение Приморского краевого суда от 10 июня 2011 года, которым удовлетворено заявление прокурора Приморского края о признании недействующей части 3 статьи 1 Закона Приморского края от 2 ноября 2005 года N 292-КЗ "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей в Приморском крае" в части установленных размеров величины потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода при осуществлении деятельности по оказанию автотранспортных услуг при перевозке грузов и перевозке пассажиров, а также услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, и через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации В.Б. Хаменкова, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Законодательным Собранием Приморского края 26 октября 2005 года принят и 2 ноября 2005 года губернатором края подписан Закон Приморского края N 292-КЗ "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей в Приморском крае".
Закон официально опубликован в изданиях "Ведомости Законодательного Собрания Приморского края" от 11 ноября 2005 года, N 110 и "Утро России", N 174 (3419) от 12 ноября 2005 года.
Согласно части 1 статьи 1 данного Закона он принят в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и устанавливает возможность применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Приморского края.
В силу части 3 той же статьи размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода в зависимости от вида предпринимательской деятельности устанавливается на 2011 год согласно приложению 1 к Закону.
Названным приложением установлены размеры потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода, в частности, при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов в размере 96000 рублей, по перевозке пассажиров в размере 45000 рублей, при оказании услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, в размере 30000 рублей и через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, в размере 120000 рублей.
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими изложенных выше положений части 3 статьи 1 и приложения 1 к Закону Приморского края от 2 ноября 2005 года N 292-КЗ, ссылаясь на их противоречие требованиям статьи 346.25.1 Налогового кодекса РФ, которой предусмотрено, что размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается на календарный год законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента, при этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, возможность установления законом субъекта Российской Федерации дифференциации годового дохода в зависимости от вида осуществляемой деятельности Налоговым кодексом РФ не предусмотрена.
Несмотря на это, оспариваемым Законом Приморского края размер потенциально возможного годового дохода индивидуальных предпринимателей дифференцирован по подвидам деятельности: для деятельности по оказанию автотранспортных услуг в зависимости от вида перевозок и по оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания в зависимости от наличия (отсутствия) залов обслуживания посетителей.
Решением Приморского краевого суда от 10 июня 2011 года заявление прокурора удовлетворено, признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления в законную силу решения суда часть 3 статьи 1 Закона Приморского края от 2 ноября 2005 года N 292-КЗ "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей в Приморском крае" в части установленных в приложении 1 размеров величины потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода при осуществлении деятельности по оказанию автотранспортных услуг при перевозке грузов в размере 96 000 руб. и перевозке пассажиров в размере 45 000 руб., а также услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, в размере 30 000 руб. и через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, в размере 120 000 руб.
В кассационной жалобе Законодательное Собрание Приморского края ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
Согласно статье 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с указанным Кодексом (пункт 4 статьи 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.25.1 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 данной статьи, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.
Пунктом 2 этой статьи в качестве видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента, указаны автотранспортные услуги (подпункт 38) и услуги общественного питания (подпункт 62).
В силу пункта 6 статьи 346.25.1 Налогового кодекса РФ годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 346.20 данного Кодекса, процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному пунктом 2 указанной статьи, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается на календарный год законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7.1 статьи 346.25.1).
Таким образом, Налоговым кодексом РФ предусмотрено право субъектов Российской Федерации путем принятия соответствующих законов устанавливать размер потенциально возможного к получению годового дохода индивидуального предпринимателя по тем видам деятельности, которые предусмотрены указанным Кодексом, с возможностью дифференциации годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности на территории субъекта РФ.
При этом правом самостоятельно определять какие-либо виды деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели могут перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента, субъекты Российской Федерации Налоговым кодексом РФ не наделены.
Проанализировав содержание оспариваемых норм, суд пришел к обоснованному выводу о том, что законодателем Приморского края фактически установлены иные виды деятельности, кроме предусмотренных Налоговым кодексом РФ, осуществляя которые индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения на основе патента.
При этом суд указал, что дифференциация возможного годового дохода индивидуальных предпринимателей при оказании ими автотранспортных услуг в зависимости от вида перевозки и услуг общественного питания в зависимости от наличия (отсутствия) залов обслуживанию посетителей не может быть признана основанной на особенностях или месте ведения соответствующей деятельности на территории края.
Данный вывод суда является правомерным, основан на законе и подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах постановленное судом решение о признании оспариваемых норм противоречащими действующему федеральному законодательству следует признать законным и обоснованным.
Ссылки в кассационной жалобе на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности изложенного выше вывода суда не опровергают, более того, из них следует, что деятельность по оказанию услуг пассажирского автотранспорта и грузового автотранспорта, а также услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, и через такие объекты, залов обслуживания посетителей не имеющие, представляют собой самостоятельные виды деятельности.
Между тем, как установлено судом, субъекты Российской Федерации не вправе самостоятельно устанавливать виды деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения на основе патента.
Перечень таких видов предпринимательской деятельности установлен пунктом 2 статьи 346.25.1 Налогового кодекса РФ и законом субъекта РФ дополнен быть не может.
Доводы кассационной жалобы отмену постановленного по делу решения повлечь не могут, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Приморского краевого суда от 10 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Законодательного Собрания Приморского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)