Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Соловьева В.Н.,
Емышевой В.А.
рассмотрела в судебном заседании от 6 октября 2004 года дело по заявлению закрытого акционерного общества "Первый кондитерский комбинат "АЗАРТ" о признании в части недействующим и не подлежащим применению Закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", по кассационным жалобам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Комитета финансов Санкт-Петербурга, кассационного представления прокурора на решение Санкт-Петербургского городского суда от 19 июля 2004 года, которым требование ЗАО "АЗАРТ" удовлетворено.
Выслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителей Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга К., губернатора Санкт-Петербурга Ш., ЗАО "Первый кондитерский комбинат "АЗАРТ" А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда по данному делу необоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
10 июня 1998 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 26 июня 1998 года губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге".
Статьей 2 данного Закона утверждены на территории Санкт-Петербурга ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Согласно Приложению 2 к Закону ставка земельного налога по 5-й зоне градостроительной ценности территорий составляет 7,615 рубля за кв. м в год, по 9-й зоне - 3,675 рубля.
ЗАО "Первый кондитерский комбинат "АЗАРТ" обратилось в суд с заявлением о признании Закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" в части установленных размеров ставок земельного налога для 5-й и для 9-й зон градостроительной ценности территорий недействующим со дня принятия в силу противоречия федеральному законодательству, а именно абз. 1 и 2 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 19 июля 2004 года Приложение N 2 к Закону Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" N 129-21 от 10 июня 1998 года в части, устанавливающей ставку земельного налога для пятой зоны градостроительной ценности территорий, равную 7,616 руб. на кв. м в год, и ставку для девятой зоны градостроительной ценности территорий, равную 3,675 руб. на кв. м в год, признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационных жалобах Законодательного Собрания, Комитета финансов Санкт-Петербурга, кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене указанного решения суда как вынесенного в силу ошибочности вывода о противоречии оспариваемого размера ставок земельного налога нормам федерального законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, кассационного представления прокурора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит вынесенное Санкт-Петербургским городским судом решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление ЗАО "АЗАРТ" о признании недействующим Приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" N 129-21 от 10 июня 1998 г. в части, устанавливающей ставку земельного налога для пятой зоны градостроительной ценности территорий, равную 7,615 руб. на кв. метр в год, и для девятой - равную 3,675 руб., суд руководствовался следующим.
Согласно п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной, в частности, в постановлении от 21.03.97 N 5-П, от 11.11.97 N 16-П, "законно установленными" могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральными законами.
Такой принцип налогообложения и сборов, как исчерпывающий перечень региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений, а также по повышению ставок налогов и налоговых платежей, закреплен во взаимосвязи в нормах абз. 2 п. 2 ст. 18, п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Судом правильно подчеркивается, что налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства, к которым относится налоговая ставка.
Как указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 08.10.97 N 13-П по делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году", "устанавливаемая федеральным законом средняя ставка земельного налога представляет собой важную гарантию прав налогоплательщиков, однако она способна выполнять такую функцию только тогда, когда созданы определенные условия, реально ограничивающие свободу усмотрения законодательных органов субъектов РФ при исчислении ставок земельного налога. По мнению суда, это предполагает наличие единых правил использования средней ставки налога на земли городов и поселков, в частности при их дифференцировании по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Признав недопустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, Конституционный Суд РФ постановил: "Федеральному Собранию и Правительству РФ надлежит обеспечить разработку и принятие единых правил расчета средней ставки земельного налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории" (пункт 2 резолютивной части).
До настоящего времени такие правила не приняты.
Ни Законом РФ "О плате за землю", ни иным федеральным законом предельные ставки земельного налога не установлены.
Существенные элементы налогового обязательства, в том числе предельная налоговая ставка, должны регулироваться федеральным законом.
При таких обстоятельствах впредь до принятия закона РФ, устанавливающего предельную ставку земельного налога, в качестве предельных должны рассматриваться те ставки земельного налога, которые установлены на федеральном уровне Законом РФ "О плате за землю", т.е. средние ставки земельного налога согласно Приложению 2 к Закону.
По мнению суда, поскольку ставки земельного налога для 5-й и 9-й ЗГТЦ Санкт-Петербурга превышают ставки, определенные Законом РФ "О плате за землю", то они не могут считаться законно установленными.
В силу приведенного суждения заявленное ЗАО "Первый кондитерский комбинат "АЗАРТ" требование о признании недействующими положений Закона Санкт-Петербурга N 129-21 от 10 июня 1998 г. "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" и было удовлетворено.
Согласиться с этим нельзя по следующим причинам.
В силу п. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Однако в мотивировочной части вынесенного судом решения такого указания не содержится.
Ссылка на ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" не может быть признана состоятельной, так как данная норма права в части второй как раз и определяет порядок определения средних ставок дифференцированно по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Говорить же о конституционно-правовом смысле указанной нормы права суд был не вправе, так как это выходит за рамки полномочий суда общей юрисдикции, каким является Санкт-Петербургский городской суд.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что в Законах Российской Федерации "О плате за землю" и "Об основах налоговой системы" отсутствуют нормы, определяющие "среднюю ставку земельного налога" как "предельную ставку земельного налога". В настоящее время отсутствуют какие-либо нормы законодательства, которые давали бы основание определять "среднюю ставку земельного налога" как "предельную ставку земельного налога".
В этой связи отсутствуют правовые основания для утверждения о том, что установленные Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" ставки земельного налога для пятой и девятой зон градостроительной ценности территории "превышают являющуюся предельной среднюю ставку земельного налога, установленную на 1999 год".
Следует учесть, что Законом РФ "О плате за землю" установлены не максимальные, а средние ставки земельного налога. Понятие средней ставки предполагает возможность ее дифференциации как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Поэтому установленные Законом Санкт-Петербурга ставки земельного налога по существу являются средней ставкой, дифференцированной по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий Санкт-Петербурга. Это вывод подтверждается положением п. 15 Инструкции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 21 февраля 2000 года N 56, в соответствии с которым "расчетная налоговая масса в целом по населенному пункту, определенная исходя из зональных ставок и площади оценочных зон, должна быть равна сумме налога, исчисленной по средней ставке с учетом установленных коэффициентов и площади населенного пункта в его границах (без вычета льготных категорий)".
Ставки земельного налога, установленные Законом Санкт-Петербурга для пятой и девятой зон градостроительной ценности, являются дифференцированной средней ставкой, установленной федеральным законом, и поэтому эти ставки не могут рассматриваться отдельно от ставок земельного налога, установленных для других зон градостроительной ценности территорий Санкт-Петербурга, на основании которых рассчитывается единая налоговая масса по земельному налогу.
Следует отметить, что заявителем порядок дифференциации в Санкт-Петербурге средней ставки земельного налога, установленной Законом РФ "О плате за землю", не оспаривался и в судебном заседании. В то же время соблюдение законодателем Санкт-Петербурга порядка расчета ставок земельного налога по местоположению и зонам градостроительной ценности территорий в Санкт-Петербурге не проверялось.
При таких обстоятельствах решение Санкт-Петербургского городского суда, вынесенное по данному делу, не может быть признано законным, в связи с чем подлежит отмене.
Вместе с тем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным, не возвращая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе заявителю в удовлетворении его требования.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Санкт-Петербургского городского суда от 19 июля 2004 года отменить.
В удовлетворении заявленного ЗАО "Первый кондитерский комбинат "АЗАРТ" требования о признании в части недействующим и не подлежащим применению Закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 06.10.2004 N 78-Г04-39
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 октября 2004 года
Дело N 78-Г04-39
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Соловьева В.Н.,
Емышевой В.А.
рассмотрела в судебном заседании от 6 октября 2004 года дело по заявлению закрытого акционерного общества "Первый кондитерский комбинат "АЗАРТ" о признании в части недействующим и не подлежащим применению Закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", по кассационным жалобам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Комитета финансов Санкт-Петербурга, кассационного представления прокурора на решение Санкт-Петербургского городского суда от 19 июля 2004 года, которым требование ЗАО "АЗАРТ" удовлетворено.
Выслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителей Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга К., губернатора Санкт-Петербурга Ш., ЗАО "Первый кондитерский комбинат "АЗАРТ" А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда по данному делу необоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
10 июня 1998 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 26 июня 1998 года губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге".
Статьей 2 данного Закона утверждены на территории Санкт-Петербурга ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Согласно Приложению 2 к Закону ставка земельного налога по 5-й зоне градостроительной ценности территорий составляет 7,615 рубля за кв. м в год, по 9-й зоне - 3,675 рубля.
ЗАО "Первый кондитерский комбинат "АЗАРТ" обратилось в суд с заявлением о признании Закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" в части установленных размеров ставок земельного налога для 5-й и для 9-й зон градостроительной ценности территорий недействующим со дня принятия в силу противоречия федеральному законодательству, а именно абз. 1 и 2 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 19 июля 2004 года Приложение N 2 к Закону Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" N 129-21 от 10 июня 1998 года в части, устанавливающей ставку земельного налога для пятой зоны градостроительной ценности территорий, равную 7,616 руб. на кв. м в год, и ставку для девятой зоны градостроительной ценности территорий, равную 3,675 руб. на кв. м в год, признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационных жалобах Законодательного Собрания, Комитета финансов Санкт-Петербурга, кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене указанного решения суда как вынесенного в силу ошибочности вывода о противоречии оспариваемого размера ставок земельного налога нормам федерального законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, кассационного представления прокурора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит вынесенное Санкт-Петербургским городским судом решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление ЗАО "АЗАРТ" о признании недействующим Приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" N 129-21 от 10 июня 1998 г. в части, устанавливающей ставку земельного налога для пятой зоны градостроительной ценности территорий, равную 7,615 руб. на кв. метр в год, и для девятой - равную 3,675 руб., суд руководствовался следующим.
Согласно п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной, в частности, в постановлении от 21.03.97 N 5-П, от 11.11.97 N 16-П, "законно установленными" могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральными законами.
Такой принцип налогообложения и сборов, как исчерпывающий перечень региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений, а также по повышению ставок налогов и налоговых платежей, закреплен во взаимосвязи в нормах абз. 2 п. 2 ст. 18, п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Судом правильно подчеркивается, что налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства, к которым относится налоговая ставка.
Как указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 08.10.97 N 13-П по делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году", "устанавливаемая федеральным законом средняя ставка земельного налога представляет собой важную гарантию прав налогоплательщиков, однако она способна выполнять такую функцию только тогда, когда созданы определенные условия, реально ограничивающие свободу усмотрения законодательных органов субъектов РФ при исчислении ставок земельного налога. По мнению суда, это предполагает наличие единых правил использования средней ставки налога на земли городов и поселков, в частности при их дифференцировании по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Признав недопустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, Конституционный Суд РФ постановил: "Федеральному Собранию и Правительству РФ надлежит обеспечить разработку и принятие единых правил расчета средней ставки земельного налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории" (пункт 2 резолютивной части).
До настоящего времени такие правила не приняты.
Ни Законом РФ "О плате за землю", ни иным федеральным законом предельные ставки земельного налога не установлены.
Существенные элементы налогового обязательства, в том числе предельная налоговая ставка, должны регулироваться федеральным законом.
При таких обстоятельствах впредь до принятия закона РФ, устанавливающего предельную ставку земельного налога, в качестве предельных должны рассматриваться те ставки земельного налога, которые установлены на федеральном уровне Законом РФ "О плате за землю", т.е. средние ставки земельного налога согласно Приложению 2 к Закону.
По мнению суда, поскольку ставки земельного налога для 5-й и 9-й ЗГТЦ Санкт-Петербурга превышают ставки, определенные Законом РФ "О плате за землю", то они не могут считаться законно установленными.
В силу приведенного суждения заявленное ЗАО "Первый кондитерский комбинат "АЗАРТ" требование о признании недействующими положений Закона Санкт-Петербурга N 129-21 от 10 июня 1998 г. "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" и было удовлетворено.
Согласиться с этим нельзя по следующим причинам.
В силу п. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Однако в мотивировочной части вынесенного судом решения такого указания не содержится.
Ссылка на ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" не может быть признана состоятельной, так как данная норма права в части второй как раз и определяет порядок определения средних ставок дифференцированно по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Говорить же о конституционно-правовом смысле указанной нормы права суд был не вправе, так как это выходит за рамки полномочий суда общей юрисдикции, каким является Санкт-Петербургский городской суд.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что в Законах Российской Федерации "О плате за землю" и "Об основах налоговой системы" отсутствуют нормы, определяющие "среднюю ставку земельного налога" как "предельную ставку земельного налога". В настоящее время отсутствуют какие-либо нормы законодательства, которые давали бы основание определять "среднюю ставку земельного налога" как "предельную ставку земельного налога".
В этой связи отсутствуют правовые основания для утверждения о том, что установленные Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" ставки земельного налога для пятой и девятой зон градостроительной ценности территории "превышают являющуюся предельной среднюю ставку земельного налога, установленную на 1999 год".
Следует учесть, что Законом РФ "О плате за землю" установлены не максимальные, а средние ставки земельного налога. Понятие средней ставки предполагает возможность ее дифференциации как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Поэтому установленные Законом Санкт-Петербурга ставки земельного налога по существу являются средней ставкой, дифференцированной по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий Санкт-Петербурга. Это вывод подтверждается положением п. 15 Инструкции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 21 февраля 2000 года N 56, в соответствии с которым "расчетная налоговая масса в целом по населенному пункту, определенная исходя из зональных ставок и площади оценочных зон, должна быть равна сумме налога, исчисленной по средней ставке с учетом установленных коэффициентов и площади населенного пункта в его границах (без вычета льготных категорий)".
Ставки земельного налога, установленные Законом Санкт-Петербурга для пятой и девятой зон градостроительной ценности, являются дифференцированной средней ставкой, установленной федеральным законом, и поэтому эти ставки не могут рассматриваться отдельно от ставок земельного налога, установленных для других зон градостроительной ценности территорий Санкт-Петербурга, на основании которых рассчитывается единая налоговая масса по земельному налогу.
Следует отметить, что заявителем порядок дифференциации в Санкт-Петербурге средней ставки земельного налога, установленной Законом РФ "О плате за землю", не оспаривался и в судебном заседании. В то же время соблюдение законодателем Санкт-Петербурга порядка расчета ставок земельного налога по местоположению и зонам градостроительной ценности территорий в Санкт-Петербурге не проверялось.
При таких обстоятельствах решение Санкт-Петербургского городского суда, вынесенное по данному делу, не может быть признано законным, в связи с чем подлежит отмене.
Вместе с тем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным, не возвращая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе заявителю в удовлетворении его требования.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 19 июля 2004 года отменить.
В удовлетворении заявленного ЗАО "Первый кондитерский комбинат "АЗАРТ" требования о признании в части недействующим и не подлежащим применению Закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)